Бриллиантовый мир Макса Пембертона...

Николай Бичехвост
 
 

                Если путь прорубая отцовским мечом,
                Ты соленые слезы на ус намотал,
                Если в жарком бою испытал, что почем,
                Значит, нужные книги ты в детстве читал.
                Владимир Высоцкий
 
      Представьте, каким  ветром приключений и странствий в  застойные советские  времена манили нас,  молодых, имена и книги  писателей романтиков Эмилио Сальгари, Луи Жаколио, Андре Лори,  Д.О. Кервуда…

         Ибо  торжествовала в них  плеяда героев смелых, любящих  родимый  край и обожаемых женщин, неутомимо идущих только вперед! За честью, отвагой и мужеством!
   Они учили нас с мальчишества верной дружбе и благородству, стойкости и братству. Отвечать за свои слова и поступки - на всю оставшуюся  и  непростую жизнь! Но, увы, тогда книги их выпускались, от случая к случаю.

      Долго оставался для нас таинственным незнакомцем  английский писатель  детективных, авантюрных и прочих тайн писатель Макс  Пембертон (1863-1950).    
              Оказывается , этот знаменитый сэр сочинил более 50-и захватывающих исторических,  уголовных и  иных романов, рассказов и пьес!    
  Вот как при  жизни М.Пембертона отзывалось о его романах крупное дореволюционное санкт-петербургское издательство П.П.Сойкина.         

         "М. Пембертона можно смело назвать английским Ж.Верном: в ряде увлекательных приключений он, подобно Ж.Верну, высказывает свои научные соображения, прозревая будущее открытий современной техники. На этой канве и развиваются у него романы, напоминающие по легкости языка и по интересу содержания произведения знаменитого французского романиста.
Обилие приключений на суше и на море, увлекательная завязка, чарующие картины природы до такой степени поглощают внимание читателя, что он не может оторваться от чтения романов М.Пембертона!»
 
         А журнал "Мир приключений" отмечал, что М.Пембертона считают даровитейшим учеником Жюля Верна. Интересно, что в журнале с его рассказами помещается    «Борьбу миров» Г.Уэльса, Э.Сальгари «Сокровища президента Парагвая» и другие.
    
          В  имперской России редчайшим было собрание сочинений М.Пембертона, выпущенное солидным издателем П.Сойкиным в 1902-1904 годах в четырех томах. Это были в роскошных переплетах щедро  иллюстрированные романы под названиями: "Подводное жилище", "Кровавое утро", "Железный пират" и "Морские волки".

       Наиболее популярным его произведением является роман «Железный пират». Этих грабителей океанов невозможно было поймать, ибо их современное судно было оснащено мощнейшим суперсовременным двигателем. Это был крутой бестселлер в начале 1890-х годов!  Пембертон им начал свою успешную писательскую карьеру. Шутка ли, его непотопляемый бронированный корабль-пират мог обгонять быстроходные суда флотов мира, против него бессильные мощные военные суда и он  терроризировал  целые акватории. 
      Предтеча терроризма в океанских просторах вступал в свои права, о чем предвидел и предостерегал будущие поколения Пембертон!

       Сегодняшние издательства ограничиваются, как правило, дореволюционными российскими переизданиями вышеназванных названых и парой–тройкой  иных  сочинений Пембертона.   
         А в  недрах книгохранилищ таятся в  различных  старинных журналах       множество перлов Пембертона, его таинственно-детективных и авантюрных   романов и рассказов. До сих пор неизвестных нам!
      Так же этот творец таинственных и лихо закрученных сочинений?      

             Слухи о нем в те времена гуляли разные.
      Одни утверждали,   будто он давно почил в бозе, наделал долгов и сделав себе харакири в духе итальянского романиста Эмилио Сальгари. Вторые, закатив глаза,  охали о его гибели от сифилиса, как славного писателя-француза Мопассана, а третьи,  успоряли, что он закончил жизнь в доме для умалишенных, как путешественник перекати-поле, французский писатель Густав Эмар… 

      Почитатели Пембертона рьяно утверждали, он не был, вроде  одиннадцатого ребенка  в нищей семье, как будущий его собрат по перу Д.Гринвуд  (1833-1929), скитавшийся по нищим ночлежкам и прославившийся повестями из морской жизни и приключениями английских моряков в  экзотических странах. И ставшим знаменитым на весь мир своим "Маленьким оборвышем".
    
     Нет, Пембертон не бороздил страшные океанские пучины, как его отчаянный земляк, морской капитан и писатель Ф.Марриэт. Он не замерзал в снегах, будучи траппером на Диком Севере, как будущий английский писатель-трудяга Р.Л. Баллантайн.    Пембертон не испытывал мучений, унижений и голодухи, как сосланный на океанский остров Новая Каледония, коммунар-писатель приключений и фантастики А.Лори (Паскаль Груссе).
       Ибо Господь уготовил   будящему мэтру Мира приключений совсем иную судьбу!
……………………………

      На свет божий   Макс появился летом 1863 года в славном Бирмингеме. Он успешно обучался в школах и получил образование в престижном Кембридже.      Устроился после окончания университета на работу журналистом.
        Но все замечали что у парня литературные способности и хватка от Господа, и он чувствовал и развивал их упорно всю жизнь!

      В течение ряда напряженных лет и неимоверного труда, Пембертон быстро стал процветающим журналистом и успешным редактором!

      Более того, он сумел основать в 1920 году Лондонскую школу журналистики со своим другом юности, и Нортклифскую газету. Успевал писать биографии о замечательных англичанах! За эти  заслуги Пембертон был   посвящен в 1928 году в рыцари. То был шикарный триумф! Это была заслуженная слава!

     Он любил жизнь и не чуждался   увеселений!  Был известен, как изысканный денди и   любитель английских фешенебельных клубов. Любопытно,  что он     прославился своими оригинальными жилетами, которые в обществе всегда вызывали фурор и охи! Хороший семьянин, он был женат на Алисе Тюссо, внучке мадам Тюссо, основательнице знаменитой галереи восковых фигур известных личностей.

       Но разносторонне образованный,  с неуемной фантазией и неожиданным воображением,  Пембертон не ограничивался перлами журналистики! Он создал ряд успешных трагических пьес и романов  в жанре исторических приключений, был автором роковых детективов и криминальных романов.

      В одном из них действие происходит в российской крепости Кронштадт, замешанном на неимоверной любви героини Мариан и ее любовника Павла и "тех, кто предал бы его..." Роман так и звучит " Женшина Кронштадт" или "Русский шпион" (1899). На красочной обложке этого романа вальяжный губернатор в форме с золотыми аксельбантами в присутствии конвоя солдат с ружьями допрашивает при свете свечей невозмутимую арестованную красавицу-героиню Мариан Бест... В России он никогда не издавался.
   
        Интересно, что шпионская тема представлена автором в повести "Две женщины", как раз в период Первой Мировой войны! Дабы показать удачную работу, а то  и промахи британской разведки во враждебной Германии.
      Призрак кровавой Первой Мировой уже тревожил мир, и Пембертон будущей войне посвящает роман "За Родину" (1901), в котором французы  роют тоннель под проливом ЛА-МАНШ для последующего вторжения в Англию!       

       Но если Бог дает талант, то в его силах отличить избранного дальнейшей щедростью! И действительно для  Пембертона это еще не все подарки судьбы. 
       Одаренный Пембертон   обнаруживает в себе дар увлекательного и неутомимого рассказчика,   заводит   связи с рядом английских неоромантиков.
     Более того, он стал влиятельным членом криминологического-литературного общества по созданию детективных сюжетов и нераскрытых уголовных и    мошеннических тайн! В это общество из 12 человек входил так же Артур Конан Дойль, Честертон, известней  и  плодовитый на выдумку писатель Бертрам Флетчер Робинсон.

  Рык собаки Баскервилей.

          Все они  собирались в имении Пембертона для обсуждения различных сюжетов и тем борьбы с преступностью. Это именно от них, (по  утверждению ряда исследователей), а не он одного А.К. Дойля, "прибежала " и " хищно рыскает" уже который век ужасная "Собака Баскервилей!

         На одном из дружеских вечеров, Флетчер, за графином бренди, убеждал  Пембертона и К.Дойля о наличии этакой фантомной гончей собаки в местной округе, которую до умопомрачения пугались десятки местных жителей.
        Флетчер удивился, что ни один репортер не написал   о сем чудовище. Три ночи после этого он ужинал и обсуждал детали с заинтригованным К. Дойлем. Наконец, Ф. Робинсон предложил: «Давайте писать историю вместе".
 «СЭР (так в содержании) Артур сердечно согласился".

        Пембертон полагает, что этот примечательный ужин, состоялся между 26 и 29 апреля в Королевском хотеле в Кромвере, Норфолк. Так, возможно, и началось "рождение "Собаки Баскервилей!
        Ибо за тот же период А.К. Дойль пишет своей матери, "Что Флетчер Робинсон пришел сюда со мной, и мы собираемся сделать небольшую книгу вместе: "Собака Баскервилей", такую, что у читателей волосы дыбом встанут"...
         2 апреля 1901 года Конан-Дойл снова отправил письмо матери, на сей раз из Принстона, где  находилась каторжная тюрьма, из которой бежал злосчастный Селден, павший жертвой страшного пса:

        "Мы с Робинсоном лазаем по болотам, собирая материал для нашей книги о Шерлоке Холмсе. Думаю, книжка получится блистательная. По сути дела, почти половину я уже настрочил. Холмс получился во всей красе, а драматизмом идеи книги я всецело обязан Робинсону".

      Еще раньше, Дойл отписал издателю журнала "Стрэнд", и предложил ему новое  сногсшибательное произведение! Особо подчеркнул, что создает его с другом  Ф.Робинсоном, и "его имя непременно должно соседствовать на обложке с моим. И стиль, и смак, и вся писанина - полностью мои... но Робинсон дал мне главную идею, приобщил к местному колориту, и я считаю, что его имя должно быть упомянуто».
         Адриан Конан-Дойл, сын писателя, наоборот же выступил с гневным письмом, стараясь принизить роль Флетчера: "Флетчер Робинсон никак не участвовал в создании "Собаки". Отец предложил ему сотрудничество, но тот отказался и самоустранился от проекта на первом же этапе".

       Тайн в их соавторстве поныне не менее, чем  непроглядного мрака на болотах, по которым  металась роковая "Собака Баскервилей". А разве не интересны даже сквозь века таковые загадки маститых писателей и их книг!

         Пембертон отменно ладил с участником англо-бурской войны  отважным А.К. Дойлем, ибо, думается, у них славы (денег и бриллиантов) хватало каждому! Ведь их книги огромными тиражами раскупались по всем сторонам света.
       Пембертон был настолько доверенным другом А.К. Дойля, что с превеликим удовольствием принимал участие на его пышной свадьбе!

       ...Но удары судьбы беспощадны и к великим! 21 января 1907 года незаурядный создатель сюжета тайны "Собаки Баскервилей," (и около трехсот иных произведений), Флетчер Робинсон внезапно скончался в своем доме. Мир читателей вздрогнул! "Собака Бескервилий" взвыла и зарычала! В великом трауре пребывал сэр Макс Пембертон!

      На панихиде Ф.Робинсона присутствовали известные деятели Англии, в том числе Макс Пембертон, но А.К. Дойл отсутствовал по причине внезапного отъезда, тем не менее, он послал свой траурный венок к отпеванию... (Ох, словно зловонные мухи ползали по   ртам знати гадкие слухи, якобы завистливый К. Дойль приложил свои руки к смерти соавтора "Собаки Баскервилей" уважаемого Ф. Робинсона. За последнее время за границей на этот счет появилась соответствующие книжонки). 
     Примечательно то, что в июне 2009 года местная власть дала разрешение на установление памятной скамейки и доски Б.Ф. Робинсону.
 Цитируем. " Надпись на мемориальной доске гласит: Бертрам Флетчер Робинсон (1870-1907. Журналист, редактор, автор и бывший житель IppIepen. Он помогал Артур Конан Дойл с Собакой Баскервилей".

     Пембертон обязан Робинсону сюжетом к роману "Колеса анархии". В обсуждении его сюжета принимал участие и Конан Дойл. Произошло это  незадолго до кончины Робинсона в 1907 году.
    Роман Макса Пембертона "Колеса анархии, история одного убийцы: из записок и личных воспоминаний его секретаря, м-ра Брюса Ингерсолла" был  напечатано в Лондоне в январе 1908 года.
       В авторском предисловии к роману Пембертон рассказывает о своем друге Флетчере Робинсоне и о его литературном завещании - написать эту книгу.
         Романом-предостережением  звенят  "Колеса анархии" (1908), о террористической организации анархистов и убийц, опутавшей своими   щупальцами всю Европу. Ну разве откажешь в глубокой прозорливости по  предотвращению международного терроризма Пембертону! 

        Но не пора ли  приступить к популярности сочинений Макса Пембертона в Имперской России и полюбоваться его бриллиантами и роковыми загадками в россыпи рассказов, до которых  он был большой любитель и непревзойденный писатель - виртуоз!

       Эта жгучая, с драгоценными экзотическими камешками тема, будоражила М. Пембертона всю жизнь; а сочинения его о тайнах и кражах не давали днем  покоя, а ночью   безмятежным снам   ростовщикам  и банкирам!

       Не случайно его первой публикацией была пьеса «Драгоценности бразильца» (1890),написанная в соавторстве. Макс Пембертон, как и многие литературные светила  того времени,   не чуждался литературного соавторства.
       Так, с его легкой руки появился в этой «бриллиантовой» серии ювелир-сыщик Бернард Саттон, расследующий уголовные злодеяния с хищениями, мошенничествами, и иными преступлениями с дорогостоящими камнями, бриллиантовыми ожерельями… Известность писателю принес сборник «Тайны бриллиантов, которые я знал» (1894). Это была одна из    его динамичных коллекций рассказов.

       Каждому почитателю Пембертона хорошо был известен герой, некий негоциант бриллиантами Джереми Белль. Вот как сообщает о нем сам автор в российском журнале «Всемирная панорама» 1916 года.
     Это повествование было озаглавлено «ТОРГОВЕЦ БРИЛЛИАНТАМИ». Цитируем его начало.
     «Этот рассказ из действительной жизни - из жизни Джереми Белля, известного сему Новому Свету торговца бриллиантами.
          Представляют интерес так же сочинения Пембертона как, «Дневник негодя» (1891), «Тайна зеленого сердца» (1910) «Джон Дейтон: загадочный миллионер»…

     Среди его многих произведений читательскую публику шокировал сборник рассказов о жуликах "Джентльмен джентльмена".
      В нем повествуется о слуге-пройдохе, ибо эта плутня служит у джентльмена, являющегося отпетым мошенником. Это была в литературном мире первая находка и неподражаемая юмористическая и хитроумная пара о ворах-джентльменах! Романисту Максу Пембертону рукоплескали в театрах, книжных магазинах и на званных ужинах под чарующие мелодии.

       О, чего стоит один перечень его таинственных рассказов, которыми зачитывались взахлеб подписчики нашего дореволюционного журнала «Сборник русской и иностранной литературы!»

 
      Только в 1911-1915 гг. читатели его упивались   рассказами, как «Ищите женщину», «Приключения трех», «Юдиф из Сари», «Иллюзия счастья», циклом рассказов из уст шустрого шофера, как «Загадочная корзина», «Сглазили», «Графиня» и другие. С интересом в России печатались такие  пьесы М.Пембертона, как «В потьмах», «Гаррик» и ряд иных.
 
     Читая многочисленные сочинения сэра Макса Пембертона, мы вместе с героями его книг, любителями странствий, моряками, коммивояжерами, торговцами, сыщиками участвуем в совершении подвигов, проявляем мужество и благородство в роковых драматических ситуациях!

     И хотя Макс Пембертон скончался 22 февраля 1950 года, его неумирающие романы и рассказы, публикуемые до сих пор, энергично возвещают читательскому миру, что великий сэр Макс Пембертон никак не забыт!
       Дабы восторжествовали добро, храбрость и верность – самые главные ценности «Бриллиантового мира» Макса Пембертона!