9. Урок 5

Сергей Михальчук 5
Уроки богопознания
Часть 1. Критика «страстного познания»
Первый цикл (Уроки с 1-го по 50-ый)

Урок 5

Я всегда вижу источник «зла» не там, где он действительно есть.

Упр. 1. Соотноси идею урока с конкретным «искушением» выраженным в любой форме «переживания» или «эмоции». [1] Назови форму, в которой проявилось это «искушение» в тебе, и сформулируй его причину. К примеру:
Я «гневаюсь» на кого-то или что-то не по тому, что это или в этом «зло», а потому, что это обнаружило то «зло», которое есть во мне;
Я «боюсь» кого-то или чего-то не по той причине, что я труслив, а по причине того, что мне будет стыдно, если обнаружится моя «ложь» и недостоинство.

[1] См. Комментарий 1.

Упр. 2. Обдумай причину, по которой в твоём «разуме» появилось то или иное «искушение». Чем определяется форма его проявления? И постарайся проследить, не было ли у него последствий, в виде смены форм проявления. Например:
Я «обиделся» на кого-то или что-то потому, что я думал, что меня должны уважать и слушать, так как я имею какие-то достоинства. Но меня не услышали и со мной произошли такие-то «искушения»;
Я «испугался» кого-то или чего-то потому, что рассеян и не могу контролировать окружающую меня ситуацию. Считаю, что все окружающие должны заботиться обо мне, ибо я важнее всех. Поэтому со мной случаются такие-то «искушения».

Упр. 3. Попытайся разобраться в уже исследованных тобою «искушениях». Есть ли в них что-то общее, что тревожит тебя, безотносительно того, насколько оно сильно или слабо в каждом из исследованных «искушений». Главное, чтобы оно присутствовало в каждом «искушении» или, хотя бы в их большей части. Это будут: лож, стыд и страх, - по преимуществу. Если твой анализ был недостаточно тщателен, то возможны и другие формы «искушений».
Я «беспокоюсь» о чём-либо или о ком-либо не по той причине, что для меня важно именно это. Я думаю об этом потому, что опасаюсь того или другого, что покажет меня перед всеми в невыгодном для меня свете;
Я «угнетён» из-за того-то или кого-то не по той причине, о которой я говорю или думаю. А потому, что это противоречит тем моим желаниям, о которых я никому не говорю и никогда не скажу.
Затем в течение минуты, не более того, старайся выявить все формы «искушений», проявляющиеся в тебе, не принимая во внимание ни их частоту, ни их интенсивность. Соотнеси с «идеей» урока каждую из форм «искушения». Назови его источник, и «чувство», в котором «искушение» проявляется в тебе.
Достаточно повторить это упражнение 3-4 раза в течение дня.

Комментарий 1. «Идея» этого урока, подобно предыдущему, может использоваться применительно к любому событию, ситуации или человеку. Если в их «созерцании», ты, по твоему мнению, впадаешь в «искушение». Выполняя этот урок, вырази для себя своё конкретное «искушение» в словах. Опиши себе свои «мысли» и «чувства», переживаемые в «искушении». Используй термины, кажущиеся тебе наиболее точными. Это могут быть: страх, тревога, беспокойство, подавленность. Или негодование, ненависть, ревность, ярость и т.д. и т.п. Любые «переживания» и «эмоции», которые воспринимаются тобою как отличные друг от друга. Задача урока показать и доказать тебе, что всё это множество и «богатство» - лишь твоё неверное восприятие. Во-первых, множество «искушений» не более чем «иллюзия». «Искушение» имеет один единственный источник – «эго». Так что его конкретная форма не имеет никакого значения. Каждая из них есть лишь преломление одного и того же «зла» в различных силах и способностях твоего «разума». Во-вторых, «зло» это всечеловеческое явление. Оно присутствует в каждом человеке. И любой человек, по своему отношению к этому «злу», есть первый после Адама! То есть, в конечном итоге, в каждом человеке содержится всё «зло» мира. То «зло», от которого страдает он сам и все вокруг него.

Комментарий 2. Процессу выполнения упражнения должен предшествовать поиск тобой в своих «мыслях» источника «искушения», как и в какой форме, ты его воспринял, и последовали ли за ним другие «искушения».

Комментарий 3. Ты обнаружишь, что в упражнениях этих уроков, связанных с твоими «мыслями» и «чувствами», труднее, нежели в предыдущих остаться эмоционально ровным и выдержанным, сохраняя ясность «разума». Может оказаться полезным предварять упражнения напоминанием себе основной «идеи» урока:
 - Не существует «зла» вне меня;
- «Зло» вне меня, в ком-то или в чём-то, лишь «иллюзия», отражение того «зла», которое во мне;
- «Искушения» следуют одно за другим, но едина их причина, которая во мне.

Комментарий 4. Ты также обнаружишь, что некоторые «искушения» посещают тебя гораздо чаще, нежели другие. Это случается по сродству (привычке) твоего «разума» к ним. Попытайся убедить себя не придавать этому чрезмерного эмоционального значения. Отнесись к ним ровно, так же, как и к другим «искушениям». Напоминай себе:
- «Я не могу избавить себя от этих «искушений» потому, что хоть их и много во мне, причина их может быть в совсем других «искушениях», которые посещают меня изредка. Я буду исследовать их все, с «верою», что Дух просветит мой «разум» и я смогу начать с самого главного и важного для меня».