Лучший лётчик-снайпер двадцатого столетия

Равиль Байбурин
Имена советских асов Великой Отечественной войны - самых результативных советских лётчиков-истребителей -  Ивана Кожедуба и Александра Покрышкина известны всем, кто хотя бы поверхностно знаком с отечественной историей.
А вот имя 3-го по результативности советского лётчика известно лишь единицам.
А ведь этот лётчик был признан самым эффективным воздушным бойцом не только в СССР, но и во всем мире.
Этого человека - одного из лучших советских асов – звали Николай Гулаев.
 Он не боялся ни врагов, ни начальства, ни иностранных дипломатов…

* * *

Будущий лётчик-ас родился в трудную годину для молодой Советской республики - 26 февраля 1918 года.
 Родился в станице Аксайской (ныне это  город Аксай Ростовской области) Черкасского округа Области Войска Донского, что стоит на берегу реки Аксай при впадении её в Дон.
Появился он на свет в семье рабочего - слесаря завода «Красный Аксай» Дмитрия Семёновича Гулаева.
 Мать была урождённой казачкой, да ещё с явной примесью турецкой крови.
Станица оказалась почти в самом центре вооружённой борьбы донских казаков с Советской властью.
Когда пришёл мир на донскую землю, Коля был ещё совсем маленьким — и по возрасту, и по росту. Таким невысоким крепышом он остался на всю жизнь. Даже прозвище у него было соответствующее — «Колобок».
Понятное дело, что детство мальчишки из рабочего предместья казачьей станицы было не такое уж спокойное и безмятежное. Драться, наверное, приходилось чаще, чем ребятам городским. Вот и прошёл он хорошую школу выживания. Научился не отворачиваться, когда бьют в лицо, и ни при каких условиях не показывать свою спину противнику.
Донская разудалая вольница была в крови и характере Николая с первых дней и до конца его яркой жизни.
Он курил и употреблял спиртные напитки. Никогда не уходил от драк, часто сам являлся их инициатором. Но всегда держал слово. И был готов до конца бороться за справедливость.
Рос он любознательным, настойчивым мальчишкой.
 С детства полюбил спорт. Увлекался плаванием. Часто выступал в многочисленных соревнованиях за честь своей школы. Это помогло ему освоить науку побеждать.
От сверстников Николая отличало огромное трудолюбие.
 Он очень любил своего отца, во всём ему подражал.

В 1934 году Николай окончил 7 классов неполной средней школы.
 Проблемы выбора жизненного пути у юноши не было. Он твёрдо решил, как и отец, стать слесарем.
 И отправился в Ростов-на-Дону.
Он был принят в школу ФЗУ (фабрично-заводского ученичества).
 Проучился там 2 года и получил профессию слесаря.
После этого  Николай пошёл работать на Ростовский завод «Эмальпосуда».
Тогда же, как и многие советские юноши 1930-х, Николай Гулаев проникся любовью к небу, увлёкся авиацией.
Днём он трудился на предприятии, а вечерами - после рабочей смены - регулярно посещал занятия в аэроклубе
Во многом эти занятия и предопределили его дальнейшую судьбу…
Это увлечение помогло в 1938 году, когда Гулаева призвали в армию - РККА.
 Лётчика-любителя направили для дальнейшего обучения в Сталинградское авиационное училище.

В декабре 1940 года, Николай успешно закончил её в звании младшего лейтенанта.
И получил направление в Могилёв…

* * *

Великую Отечественную войну  полк, где служил Гулаев, встретил под Могилёвом. И приступил к обороне воздушного пространства этого крупного промышленного центра.
 Но Гулаева откомандировали в 13-й запасной истребительный авиационный полк, в город Кузнецк Пензенской области, для освоения новых типов самолётов.
 Затем полк перевели под Горький, где ему поручили привычную работу — противовоздушную оборону. Однако немцы в то время редко бомбили Горький, и опять Николаю не удалось повоевать.
Потом молодого пилота в числе 10-ти лучших лётчиков полка направили защищать воздушное пространство Борисоглебска. И ему стало казаться, что он всю войну будет находиться вдали от реальных боевых событий.
 Правда, Гулаева, как опытного лётчика, назначили командиром звена. Но только вот от этого возможность участвовать в боях не появилась.
 Лишь после того как в августе 1942 года армия Паулюса приблизилась к Сталинграду, часть пилотов их полка, в том числе и Гулаева, перевели на Сталинградский фронт - в 423-й авиационный полк ПВО.
Так Николай Гулаев оказался на фронте.
Там он сразу и продемонстрировал как талант боевого лётчика, так и своенравный характер уроженца донских степей…

* * *

Именно здесь - в небе под Сталинградом – молодой лётчик и сбил свой 1-й немецкий самолёт.
1-я звёздочка на борту «Яка» старшего лейтенанта Гулаева появилась 3 августа 1942 года.

•   Нина Гулаева (вдова пилота)  рассказывала:

«Однажды ночью Николай возле самолёта что-то делал со своим техником, и в это время кто-то крикнул, самолёты над городом, где-то около Поворино это было,  а техник сидит и подыграл над ним, говорит, чего ты сидишь? Вот самолёт готов, садись и лети. И этот глупый мальчик сел в самолёт и улетел, полетел в воздух и сбил там самолёт».

Надо сказать, что у Гулаева не было разрешения на ночные полёты. И когда в зоне ответственности полка, где служил молодой лётчик, появились гитлеровские самолёты, в небо отправились опытные пилоты.
Но тут Николая подначил механик:
- А ты чего ждёшь? Самолёт готов, лети!
Гулаев, решив доказать, что он не хуже «стариков», вскочил в кабину и самовольно взлетел.
Не имея опыта ночных полётов, Николай даже не знал, какую набрать высоту.
Но молодому лётчику повезло. Была лунная ночь. И, хотя прожектора небо не подсвечивали, на фоне звёздного неба он разглядел знакомые по таблицам силуэты.
Форсируя мотор своего «Яка», зашёл в хвост  противнику, сблизился с неприятельской машиной так, что отчётливо стали видны пламенеющие выхлопы двигателя. И нажал на гашетки. Очередь оказалась удачной: трасса засверкала быстрыми красными стрелами, вдруг расцветшими в ночи растущим огненным хвостом. «Хейнкель»  («Heinkel-111»)  скользнул на крыло, извергавшее багровые клубы горящего топлива и, беспорядочно штопоря, устремился к вниз...
 И, объятый пламенем, рухнул на землю.
 Вот так,  в первом же бою, в нестандартных для себя условиях, без опыта, без помощи прожекторов Гулаев уничтожил немецкий бомбардировщик.

•   Когда он вернулся на аэродром, прибывший туда  генерал изрёк:

 «За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолёт, повышаю в звании и представляю к награде».

16 августа 1942 года в петлицах Гулаева засверкало по два красных кубика.
Так началась, пожалуй, одна из самых ярких ратных судеб в нашей авиации…
 
* * *

Однажды группа истребителей под командованием Гулаева, вылетев на патрулирование, встретила более 20-ти «Ju-87». Те шли без прикрытия на штурмовку наших войск.
 В завязавшейся схватке, Николай сбил лидера вражеской группы.
 А его лётчики ещё 2 самолёта.
Остальные стали поспешно удирать за линию фронта, беспорядочно сбрасывая бомбы.

 Чуть позднее появилась новая группа «Ju-87» - 36 самолётов. Теперь уже под охраной 18-ти «Ме-109».
Несмотря на преимущество противника в силах, наши лётчики атаковали их, врезались в строй «Ju-87» и сбили 5 самолётов, принудив к бегству остальных.

* * *

14 мая 1943 года лётчик-истребитель старший лейтенант Николай Гулаев, отражая налёт на аэродром Грушка, в одиночку вступил в бой с 3-мя бомбардировщиками «Ю-87», прикрываемыми 4-мя «Ме-109».
Разогнав самолёт на малой высоте, Николай сделал «горку» и, приблизившись к ведущему бомбардировщику, с первой же очереди сбил его.
Стрелок 2-го «Юнкерса» открыл по нему огонь. Гулаев сбил и его.
Зацепив и отправив в штопор 2 бомбардировщика, Гулаев развернул свой самолёт и, зайдя в хвост 3-го, приготовился уничтожить и его.
 Но вместо рокота пулемёта раздался звонкий щелчок - истребитель израсходовал весь боекомплект.
И тогда пилот, не раздумывая и не колеблясь ни секунды, пошёл на таран.
Левым крылом своего «Як-1» он ударил по правой плоскости «Юнкерса» и тот рассыпался на части.
Самолёт же Гулаева от удара сорвался в штопор.
Но не зря за Николаем, в период его службы в истребительной авиации прочно закрепилось прозвище «заговорённый».
Необыкновенное везение советского аса сослуживцы объяснить не могли.

•   Военный историк Константин Симонов говорил:

«Взять хотя бы эпизод из боя против истребителей и бомбардировщиков разом. Мастерство мастерством, но какими силами такая задача выполняется? Обычно звеном. А тут один лётчик разбил строй, не попался истребителям из боевого охранения и умудрился выполнить поставленную задачу».

В тот день Гулаеву и в самом деле повезло.
Свалившийся в штопор после столкновения с последним «Юнкерсом» самолёт по всем законам физики должен был похоронить лётчика. Однако после нескольких попыток Николаю удалось вернуть машине управляемость у самой земли, выровнять самолёт и посадить его на «своей» стороне линии фронта..
Пехотинцы 52-й стрелковой дивизии - свидетели этого героического подвига - на руках вынесли лётчика из кабины, думая, что он ранен. Но отважный боец не получил ни одной царапины. На своей автомашине они доставили лётчика на аэродром.
Прибыв в полк, Николай Дмитриевич ни одним словом не обмолвился о совершённом подвиге. Лишь несколько часов спустя из донесения пехотинцев узнали авиаторы о его мужестве.

•   На митинге, посвящённом этому событию, Гулаев не стал много говорить:

«На моём месте каждый из вас поступил бы точно так же. Вот жаль только, что «безлошадником» остался...»

Командир тотчас же приказал выделить лётчику новую машину.
И он в этот же день снова участвовал в бою...
За этот подвиг Н. Д. Гулаев был награждён орденом Красного Знамени.

* * *

Его звезда особенно ярко засияла во время боёв на Курской дуге.

В начале июля 1943 года Гулаев в составе четвёрки советских истребителей, пользуясь фактором внезапности, смело атаковал немецкую армаду из 100 самолётов.
Расстроив боевой порядок, сбив 4 бомбардировщика и 2 истребителя, все четверо благополучно вернулись на аэродром.
В этот день звено Гулаева совершило несколько боевых вылетов и уничтожило 16 вражеских самолётов.

5-го июля Николай Гулаев совершил 6 боевых вылетов  и сбил 4 машины противника — 2 истребителя «Ме-109» и 2 «Ju-87».

6 июля  сбил «Фокке-Вульф 190».

7 июля  в составе группы сбил 3 самолёта противника.
 
8 июля  сбил «Ме-109».

9 июля, в районе Белгорода, Николай Гулаев совершил свой 2-й воздушный таран.
После этого ему пришлось покидать свой самолёт на парашюте.

•   Татьяна Пташникова (дочь Гулаева) рассказала:

«Он с трудом выбрался из пикирующего самолета и стал искать кольцо парашюта, но его не оказалось. Фашистский стрелок перебил тросик».

Пилоту удалось нащупать маленький обрывок троса и дернув за него раскрыть парашют...

 12 июля он сбил 2 «Ю-87».

Всего же, на Курской дуге, Гулаев уничтожил 17 вражеских самолётов.

* * *

9 августа 1943 года, после краткого инструктажа, он совершил свой 1-й полёт на новом для себя истребителе «Аэрокобре».
 И в первом же полёте Николай уничтожил очередного «Лаптёжника».
Через 2 дня мощной очередью по кабине сбил ещё один бомбовоз – «Ju-88».
Назавтра - 2 «Ме-109».
 29 августа - ещё одного «Мессера».
 И закончил месяц, сбив модифицированный «Не-111» с усиленным вооружением и бронированием.

28 сентября 1943 года заместителю командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт) старшему лейтенанту Гулаеву Николаю Дмитриевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением  ордена Ленина и  медали  «Золотая Звезда».
Звание это было присвоено за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами - 95 боевых вылетов, 13 лично и 5 в группе сбитых самолётов противника.
К тому времени на его счету числилось уже 27 сбитых самолётов противника.
На митинге в полку Герой дал товарищам слово удвоить это число.
Во фронтовой газете «Крылья победы» Николай выступил с серией статей о передовом опыте.

•   В одной из них он писал:

«Хоть ты одержал несколько побед, однако не думай, что уже достиг совершенства, стал первоклассным лётчиком - истребителем. Пока ты сидишь и самоуверенно подсчитываешь свои победы, противник обгонит тебя, он найдёт то новое, что по своей самонадеянности упустил ты, и в очередном поединке поймает тебя на хитром маневре».

Не успокаиваться на достигнутом, постоянно и настойчиво совершенствоваться - к этому звал товарищей Николай Гулаев. И сам он служил образцом творчески мыслящего мастера воздушного боя.

* * *

В ноябре 1943 года с аэродрома Зелёная, что неподалёку от Пятихаток, Гулаевуу удалось уничтожить 2 особенно ненавистные для солдат разведчика - корректировщика «FW-189» - «рамы».
И в последний день месяца сбить свой 3-й «Хейнкель-111».
В новогодних боях за Кировоград Гулаев одержал 3 двойные победы и сбил очередной «Ju-88».

В начале 1944 года Гулаев был назначен командиром эскадрильи 129-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт).

Вместе со своими лётчиками он принимает участие в боях по освобождению Правобережной Украины.

8 января четвёрка истребителей под его командованием, прикрывая наземные войска, атаковали большую группу вражеских бомбардировщиков и истребителей  (до 50-ти машин).
Используя облачность, наши лётчики внезапно с первой же атаки сбили 4 немецких самолёта.
В этом скоротечном бою Николай Гулаев уничтожил 2 вражеские машины.

Замечательный бой был проведён им и весной 1944 года.
В те дни войска 2-го Украинского фронта форсировали реку Прут и создали на её западном берегу плацдарм.
Шестёрка «Аэрокобр» под командованием Гулаева вылетела на прикрытие наших наземных войск.
Вскоре в небе над Румынией наши лётчики обнаружили большую группу вражеских самолётов.
Бомбардировщики шли 3-мя «девятками» в боевом порядке «клин» под охраной 8-ми истребителей.
6 и  35!..
С земли поступила команда:
«Перехватить противника и ни в коем случае не допустить до нашей линии обороны».

В этой схватке нашими лётчиками было уничтожено 11 вражеских машин.
 Причём 5 из них - лично Гулаевым.

•   Позже Гулаев часто вспоминал этот бой:

«В 15.30 шесть самолётов «Аэрокобра» вылетели под моим командованием на прикрытие наземных войск…
Сделав два круга…, я обнаружил группу самолётов… в строю колонны, состоящей из трёх девяток… Выше и сзади шли, по-видимому, с опозданием 8 Me-109.
Поравнявшись на встречных курсах, я атаковал двумя парами… с дистанции 150;200 м и сбил один FW-190. При выходе из атаки боевым разворотом вправо я снова атаковал самолёт FW-190, который загорелся и отвесным пикированием пошёл к земле.
Вследствие неожиданности атаки первая девятка потеряла четыре FW-190: два сбил я и по одному лейтенант Букчин, мой ведомый, и старший лейтенант Козлов. Противник, видя горящие самолёты, стал уходить… При развороте один самолёт подставил мне живот, я молниеносно открыл огонь и сбил третьего FW-190…
При выходе в сторону облачности на меня свалился из облаков один FW-190, подставив свой хвост, в результате чего был сбит…
Боекомплект мой был израсходован полностью, но из боя я не выходил, а делал ложные атаки, пугая немецких лётчиков. Моему ведомому удалось в одной такой ложной атаке, следуя за мной, сбить ещё один FW-190.
Наша шестёрка вернулась на свой аэродром без потерь и существенных повреждений... В этом воздушном бою было сбито 7 FW-190 и 4 Ме-109».

 Бой продолжался всего 4 минуты.
При этом была выполнена основная задача: не допустить бомбёжку наших наземных войск.
Видите, как просто побеждать: все тебе то хвост, то живот подставляют, вроде, бей — не хочу.
И только поразмыслив немного, понимаешь, что за всей этой видимой простотой стоит высочайшее мастерство, трезвый расчёт, молниеносная реакция, фантастическое чутьё и военная зрелость…

 * * *

В марте 1944 года лётчик получил краткосрочный отпуск домой.
 Там Николай узнал, что во время оккупации его отца казнили фашисты...
Из этой поездки на Дон мрачным и нелюдимым, замкнутым, неразговорчивым и ожесточённым вернулся в часть прежде весёлый и озорной комэск.
В бой рвался остервенело, с какой-то запредельной яростью.
Помимо задачи, которую ставило перед пилотами руководство (сопровождение бомбардировщиков со штурмовиками, защита железнодорожных узлов, переправ, аэродромов и других жизненно важных объектов, или воздушная разведка в тылу противника), перед собой командир ставил ещё одну задачу: вернуться, сбив минимум один самолёт противника.
В апреле 1944 года он был особенно неукротим.
Ещё никогда с таким упорством и неистовством он не искал встреч с противником.
И никогда - ни до, ни после этого периода - ему не удавалось сбивать 10 вражеских самолётов за 2 недели. Потрясающая результативность!
 Тогда же он провёл 2 своих сверхрезультативных боя:
-   18 апреля, выполняя задачу по прикрытию наших пехотинцев в районе Шера, он сбил 2 «Ju-87» и «Me-109»,
-   25-го под Дубоссарами изрядно пощипал «Фоккеров», уничтожив 4 неприятельские машины.

30 мая 1944 года над Скулянами Гулаев сбил 5 вражеских самолётов:
 -  «Hs-126» (ближний разведчик, очень трудно сбиваемый самолёт, прозванный в народе «костыль»),
-   2 «Me-109»,
 -   «Ju-87» и
-    «Ju-88».
При этом один из «Мессеров» и «Ju-88» он сбил своим «фирменным приёмом»: после смертоносной очереди по «Юнкерсу» он моментально развернул свою «Кобру» навстречу атакующему его истребителю. Исход маневра был очевиден.
В этом же бою сам советский ас был тяжело ранен в правую руку.
Сконцентрировав всю силу воли, он сумел довести истребитель до своего аэродрома, посадил машину, зарулил на стоянку и только после этого потерял сознание.
 В себя герой пришел только в госпитале, где ему была сделана операция…

* * *

...Авиационный полк находился на полевом аэродроме Правобережной Украины.
Стояли тёплые весенние дни.
Однажды утром над аэродромом появился немецкий истребитель. Как только наши самолёты поднялись в воздух, он, не принимая боя, улетел.
А на следующий день в то же время появился снова. И вновь быстро улетел, увидев наши самолёты.
Так продолжалось дня 3 - 4.
 При этом немецкий лётчик появлялся всегда с особой точностью: ровно в 11 часов.
Командир полка вызвал к себе Гулаева и потребовал покончить с утренними прогулками немецкого пилота.
Николай решил, во что бы то ни стало, сбить его.
 Утром пошёл к своему самолёту и в 10 часов 50 минут запустил мотор.
Взлетел, поднялся высоко в небо и отошёл в сторону солнца, чтобы фашист не смог сразу его заметить. Стал ждать.
Ровно в 11:00 над аэродромом появился непрошенный гость.
Гулаев ринулся на врага, направив машину прямо в лоб. Расстояние быстро сокращалось. Первым дрогнул противник - в последнюю секунду резко отвернул в сторону, но не отступил, а сам бросился в атаку.
 Круто развернувшись, Гулаев попытался занять выгодное положение и зайти противнику в хвост. Не удалось. Умело выполняя различные манёвры, тот ушёл из - под удара. Гоняясь друг за другом, самолёты то свечой взмывали ввысь, то входили в пике чуть ли не до земли.
Наконец Николай, совершив какой-то хитрый манёвр, оказался в хвосте у противника. В перекрестье прицела появился «Пиковый Туз», нарисованный на борту вражеского самолёта.
Огонь!
И самолёт противника, резко клюнув носом, рухнул вниз. Но лётчику почти у самой земли удалось выброситься с парашютом. Николай кружил над ним до тех пор, пока тот не приземлился.
Было 11 часов 14 минут.
14 минут продолжался бой, хотя всем показалось, что прошло значительно больше времени.
Сбитым оказался полковник с 4-мя Железными Крестами на лётной куртке.

•   Немецкий ас оказался довольно разговорчивым:
 
«Я был во Франции, Италии. Везде мне везло, а тут, на русском фронте, оказался сбитым. Хотелось бы видеть того, кто это сделал...»
 
 Вызвали Гулаева.
Судя по всему, немец ожидал увидеть статного красавца, эдакого «русского медведя», которому не зазорно проиграть...
А вместо этого пришёл молоденький, невысокого роста полноватый капитан Гулаев, который, кстати, в полку имел вовсе не героическое прозвище «Колобок».
Разочарованию немца не было предела...

* * *

1 июля 1944 года гвардии капитан Николай Гулаев был удостоен второй звезды Героя Советского Союза за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, в которых он сбил 42 самолёта противника лично и 3 — в группе.

И тут происходит ещё один эпизод, о котором Гулаев после войны откровенно рассказывал друзьям.
Эпизод, отлично показывающий его буйную натуру выходца с Дона.
Гулаев, как обычно, приземлился после очередного боевого вылета.
 Смотрит, а к нему народ бежит с радостными криками. Так Николай Дмитриевич узнал, что награждён 2-й Звездой Героя. Сослуживцы не дают вылезти из самолета, требуют «обмытия» награды.
Говорят, спирт будет наш, а закуска — с тебя.
 Где взять на аэродроме деликатесы, достойные героя?
Гулаев, как и в бою, долго размышлять не привык.
 Говорит: «Я хряка привезу!»
Лётчики и механики все в недоумении: «Где же ты его прямо сейчас найдёшь?»
Николай Дмитриевич, оказывается, в небе не только за самолётами противника наблюдал, но на земле успел заметить пасущихся неподалёку свиней.
 Товарищи стали отговаривать от дерзкого вылета. В первую очередь, непонятно было, сможет ли лётчик найти там посадочную полосу. Ещё более сомнительной была возможность последующего взлёта. Дело происходило в Западной Украине.
Отговорить Гулаева от полета за хряком не представлялось возможным.
 Друзья это поняли и стали собирать деньги на свинью. Не воровать же её.
Ас Гулаев посадил самолёт между сараями.
 Свиньи — на месте, а их хозяйки нет.
 Что делать?
 Оставить деньги и забрать самого жирного?
 Нет, так не годится.
Пошёл Гулаев к соседям. Наконец хозяйка откуда-то прибежала. Деньгам обрадовалась, но говорит, что слишком много будет, пыталась часть даже вернуть.
Хряка грузили в бомболюк всей деревней. Никак не хотел залезать. Догадались соорудить настил из дерева и затащить его.
Каким-то чудом лётчик взлетел с очень маленькой площадки вместе с обезумевшим от ужаса хряком.
Боевой самолёт не рассчитан на то, что внутри него будет устраивать пляски упитанная свинья. Самолёт кренило то в одну сторону, то в другую.
 Николай с трудом удерживал самолёт в воздухе...
Слава Богу, Гулаев дотянул до аэродрома.
 «Обмывали» Звезду Героя всем полком. Пили много, но не пьянели. Потому как хряк был очень жирный и большой, его на всех хватило с запасом…

* * *

Николай Гулаев успешно шёл на таран, прыгал с парашютом, покидая погибавший самолёт.
 Его считали погибшим.
Он учился на своих ошибках и учил других.
Был ранен.
Летал на разведку.
Подставлял свою машину под снаряд «Фоккера», спасая командира…

Отважный воздушный боец сражался на Сталинградском, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах.
Участвовал в боях под Сталинградом, Белгородом, на Орловско - Курской дуге, освобождал Правобережную Украину, Белоруссию, Польшу, Румынию, Чехословакию.

 Был рядовым пилотом, командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи, штурманом полка, заместителем командира полка.

Свой последний боевой вылет Николай Гулаев выполнил с аэродрома Турбя в Польше, 14 августа 1944 года, уже, будучи гвардии майором, штурманом 129-го Гвардейского истребительного авиаполка.
А перед этим 3 дня подряд — 10, 11 и 12 августа 1944 года он сбивал по «FW-190».

В начале сентября 1944 года Н. Д. Гулаев, в принудительном порядке, несмотря на его протесты, был направлен на учёбу.
 Исход войны к тому времени был уже всем ясен. И руководство СССР начинает думать о будущем. Те, кто проявил себя в Великой Отечественной войне, должны окончить Военно-воздушную академию, чтобы затем занять руководящие посты в ВВС и ПВО.

На тот момент лётчик произвёл 250 боевых вылетов
 И на счету аса было уже 57 побед одержанных лично. Плюс 5 в группе.
Причём такое количество вражеской техники Гулаев успел «накрошить» в 69 воздушных боях.
На его счету 8 двухмоторных бомбардировщиков, 3 «рамы»-корректировщика, 14 пикировщиков, остальные — истребители.
А феноменальный рекорд Гулаева — в 42 боях подряд 42 победы — не будет, наверное, побит никогда.
Историки отмечают, что воздушных побед, записанных на имя Гулаева, могло быть и больше. Советский летчик-снайпер за славой и количеством сбитых самолётов не гнался, хотя за каждого сбитого «фрица» лётчикам щедро платили. Многие свои воздушные победы Николай Гулаев записывал на своих ведомых, сознательно делясь с друзьями достигнутым результатом.
Некоторые полагают, что общее число самолётов, сбитых Гулаевым, могло достигать 90(!)...

Любители военной статистики подсчитали, что коэффицент эффективности, то есть соотношение воздушных боёв и побед, у Николая Гулаева самый высокий среди всех лётчиков Второй мировой.
 Он  составил 0,82.
Для сравнения:
 -  у Ивана Кожедуба он составлял 0,51, 
-  у гитлеровского аса Эриха Хартмана, официально сбившего большего всего самолётов за Вторую мировую войну, — 0,40,
-   у Александра  Покрышкина — 0,38.

* * *

Почему же Николай Дмитриевич Гулаев не стал трижды Героем Советского Союза?
Отчасти потому же, почему стал дважды Героем. По причинам своей смелости и некоторой бесшабашности, необузданности.
В Москве произошла история, которая, скорее всего, и стала главной причиной, почему Николай Гулаев не стал таким же известным, как Кожедуб и Покрышкин.
Николай Гулаев был вызван в Москву не только для учёбы в академии, но и для получения 3-й звезды Героя Советского Союза. В компании Гулаева оказались и другие заслуженные асы, ожидавшие награждения.
За день до церемонии в Кремле Гулаев зашёл в ресторан гостиницы «Москва», где отдыхали его друзья-лётчики. Однако ресторан был переполнен, и администратор заявил: «Товарищ, для вас места нет!».
Говорить подобное Гулаеву с его взрывным характером не стоило вообще.
Но тут, на беду, ему ещё попались румынские военные, в тот момент также отдыхавшие в ресторане. Незадолго до этого Румыния, с начала войны являвшаяся союзницей Германии, перешла на сторону антигитлеровской коалиции.
Разгневанный Гулаев громко сказал:
«Это что, Герою Советского Союза места нет, а врагам есть?».
Слова лётчика услышали румыны, и один из них выдал в адрес Гулаева оскорбительную фразу по-русски. Через секунду советский ас оказался возле румына и смачно ударил его по физиономии.
Не прошло и минуты, как в ресторане закипела драка между румынами и советскими лётчиками.
Когда дерущихся разняли, оказалось, что пилоты отлупили членов официальной военной делегации Румынии.
Скандал дошёл до самого Сталина, который постановил: награждение третьей звездой Героя отменить.
Если бы речь шла не о румынах, а об англичанах или американцах, скорее всего, дело для Гулаева закончилось бы совсем плачевно. Но ломать жизнь своему асу из-за вчерашних противников вождь всех народов не стал. Гулаева просто отправили в часть, подальше от фронта, румын и вообще любого внимания…

* * *

Каким знали фронтового лётчика Гулаева?

«Колобок» – таким было его прозвище – очень часто рисковал. Но его риск был основан на точном расчёте, интуиции, технических и тактических навыках, дерзости и уверенности в мастерстве и отваге своего ведомого и других подчинённых.

 Невысокого роста, крепкий  (сказались занятия атлетизмом), с золотистыми глазами.
 Подвижный «как ртуть», скорый на острое словцо и всегда готовый к дерзкому молодечеству.

Гулаев постоянно искал новые приёмы ведения воздушного боя, дрался храбро, навязывая противнику свою волю.
Его скромность на людях и в самооценке диссонировала с исключительно настойчивой, агрессивной манерой ведения воздушного боя. А честность и открытость он с мальчишеской непосредственностью пронёс через всю жизнь, до конца сохранив и некоторые юношеские предрассудки.

•   Герой Советского Союза Фёдор Архипенко, которому довелось командовать эскадрильей, где служил Гулаев, писал о нём:

«Это был лётчик-самородок, входивший в первую десятку асов страны. Он никогда не мандражировал, быстро оценивал обстановку, его внезапная и результативная атака создавала панику и разрушала боевой порядок противника, что срывало прицельное бомбометание им наших войск. Был очень смел и решителен, часто приходил на выручку, в нём порой чувствовался настоящий азарт охотника».

•   Историк авиации Николай Бодрихин вспоминал:

«Я лично знал Николая Дмитриевича, он был очень достойный человек, но характер у него был гусарский, любил погулять. Возможно, поэтому он кому-то не угодил в Министерстве обороны и Центральном комитете партии».

•   Полковник Георгий Мадлицкий бывший офицер штаба 10-й армии ПВО отмечал:

«Гулаев имел высочайший авторитет, хотя и не любил рассказывать о своих военных подвигах. С одной стороны, он был очень требовательным и жёстким офицером, который на дух не переносил в армии бездельников и разгильдяев. С другой стороны, он с большим вниманием относился к людям, стараясь всеми способами помочь им, улучшить условия жизни и прохождения службы».
«Только представьте себе, в 1968 году он лично пригласил в нашу «деревню» Владимира Высоцкого, который приехал и выступил в Доме офицеров. Это было большое и запоминающееся событие».

К слову. Есть версия, что некоторые песни Высоцкого о лётчиках родились после его встреч с Николаем Гулаевым.
Высоцкий звал его «дядей Колей».
Благодаря именно Николаю Дмитриевичу, несмотря на некоторое сопротивление партийных органов, побывал в  Архангельске бард и актёр.
А ещё он мог прилететь на Соловки.
Только спросил – нельзя ли туда попасть?
Гулаев ответил: «Слетаешь».
Но погода была нелётной, ждать Владимиру Семёновичу было некогда, требовалось возвращаться в Москву…

У Николая Дмитриевича была замечательная семья.
Он обожал свою внучку Ирочку.
 Был страстным рыбаком.
 Любил угощать гостей лично засоленными арбузами...
Николай Дмитриевич любил играть в преферанс, шахматы, на бильярде.
Делал всё это азартно.
Однажды крупно проиграл кому то на бильярде. Очень расстроился. Заглянул в комнату художника-оформителя Дома офицеров, солдата-срочника Николая Фёдорова, будущего известного художника-ювелира и живописца.
 Генерал достал из кармана галифе бутылку коньяка, спросил: «Солдат, стаканы есть?»
 – «Есть».
– «Ну давай, будем знакомиться…»
Познакомились, потом ходили в обнимку по коридорам Дома офицеров и распевали песни.

Лётчик Гулаев был похож на лихого Стеньку Разина, освоившего боевой истребитель…

* * *

После войны Николай Дмитриевич служил на командных должностях в Войсках ПВО страны.
Одним из первых освоил управление реактивным самолётом.

 В 1950 году Николай Гулаев окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского.
После этого командовал полком.
С 1954 года был командиром 133-й авиационной истребительной дивизии, располагавшейся в Ярославле, потом в Ельце.
В 1960 году окончил Военную академию Генерального штаба.
В 1961 году был назначен командиром 32-го корпуса ПВО во Ржеве.

С 1966 года по 1974 год в звании генерал-полковника командовал 10-й Воздушной армией ПВО.
В это время жил и служил в городе Архангельске.
Он прекрасно понимал, что находится в почётной ссылке, но не роптал на судьбу.
По воспоминаниям сослуживцев, среди офицеров его армии всё-таки ходили слухи о том, что у Гулаева в Москве имелись высокопоставленные недоброжелатели.
Он вполне мог стать главнокомандующим войсками ПВО, однако кто-то тормозил его продвижение по карьерной лестнице.
Возможно, играли свою роль фронтовая прямолинейность Николая Гулаева и его нежелание пресмыкаться перед старшими по званию.
 Именно благодаря настойчивости и неукротимому характеру Николая Гулаева 10-я армия ПВО считалась самой мощной и способной прикрыть от воздушного и ракетного удара северные рубежи страны.
Ни одно объединение ПВО страны не могло сравниться с 10 й армией по напряжённости боевой работы. Интенсивность полётов со стороны стран НАТО и нашей авиации исчислялась сотнями в сутки.
10 й армии, первой среди объединений ПВО страны, доверяли осваивать самые лучшие образцы вооружения. Именно на Севере впервые поставлены на боевое дежурство замечательные истребители и зенитные ракетные комплексы.
В невероятно сжатые сроки на Крайнем Севере, в Заполярье были построены или реконструированы аэродромы, командные пункты, позиции зенитных ракетных и радиотехнических подразделений, военные городки.
 Всё это – вдоль побережья Белого, Баренцева, Карского морей, на Новой Земле, на Земле Франца-Иосифа.
Эта быстрота имела и оборотную сторону – быт солдат и офицеров был нелёгким. Гулаев старался улучшать его. Он был из тех служак, которые ревностно следят за армейским порядком, наводят его решительно и круто.
Однажды зимой командующий прилетел в Мезень, в тамошнюю радиотехническую часть. Генерал встал перед строем, увидел, что не у всех солдат руки в перчатках. Гулаев прилюдно отчитал командира, приказал незамедлительно найти этот вид одежды несущим боевое дежурство, охраняющим небо Родины военнослужащим. К вечеру все солдаты были в перчатках, но командарм на ужин не остался…
Во многом благодаря Гулаеву построили в Архангельске жильё (часть его отошла городу), детсады, поликлинику, пионерский лагерь в Анапе…
В Архангельске с ним произошёл ещё один скандальный случай, повлиявший на его карьеру.
В 1973 году норвежские экологи подняли шум по поводу того, что военнослужащие 10-й армии ПВО занимаются браконьерством и отстреливают белых медведей, которые охранялись законом.
 Оказалось, что командарм Гулаев после двух нападений белых медведей на солдат самовольно отдал приказ отстреливать этих опасных животных при приближении к воинской части.
Вызванный в Москву на партийную комиссию генерал-полковник Гулаев не стал оправдываться и предложил встать тем, кто принимал участие в Великой Отечественной войне. Встали единицы, а остальные молча согласились строго не наказывать командарма, готового пожертвовать карьерой ради жизней своих солдат.

Очевидно, что боевого генерала недолюбливали партийные чины. И после очередной кляузы  Гулаева перевели на штабную должность – в 1974 году он был назначен начальником боевой подготовки войск ПВО страны.
В 1979 году генерал-полковник авиации Н. Д. Гулаев был отправлен в отставку - на заслуженный отдых.
Талантливый военачальник, он не пришёлся ко двору во времена, когда наверху ценились отнюдь не деловые качества.
Тяжело переживая своё отстранение от службы, он - не мысливший себя вне работы и неба -  умер в Москве 27 сентября 1985 года, в возрасте 67 лет.

* * *

Но до чего же русским человеком широкой души он был - этот невысокий, неидеальный, неистовый и непревзойденный лётчик-герой, Николай Гулаев…