8. Урок 4

Сергей Михальчук 5
Уроки богопознания
Часть 1. Критика «страстного познания»
Первый цикл (Уроки с 1-го по 50-ый)

Урок 4

Этика мышления. Каковы мои мысли и что они значат для меня. Почему они ничего для меня не значат? «Добро» и «зло» в моих мыслях.

Упр. 1. Используя собственные «мысли» для работы с темой урока, определи каждую из них по центральному образу или событию в ней. Например:
Эта мысль о (чём-либо или о ком-либо) что-либо значит для меня?
Делает ли она меня умнее или обогащает мои чувства?
Стал ли я счастливее и ближе к Богу, благодаря этой «мысли»?
Если мой ответ на все эти вопросы будет отрицательным, то эта «мысль» действительно ничего не значит для меня.

Упр. 2. Продолжи рассуждения о тех «мыслях» или подобных им, которые, как ты думаешь, ничего не значат для тебя:
Какое отношение моя «мысль» имеет к «добру и злу» в их евангельском понимании?
Содержит ли она в себе что-либо, о чём можно было бы сказать: - это ради Христа Иисуса?!
Оцени, достойна ли эта «мысль» того, чтобы стать частью опыта твоей «души» или достойна отвержения и должна быть выброшена за её пределы, как не имеющая отношения к Духу.
 
Упр. 3. Если ты решил избавиться от этой «мысли», то должен задуматься о том, как это сделать, чтобы не нанести вреда кому-либо другому! Ведь «мысль» это «сила» и «энергия». Необходимо избавить её от негативного потенциала.
Постарайся обнаружить и обнажить перед своей «совестью» то «зло», которое содержалось в этой «мысли» и пряталось в «тени» её.
Для полной нейтрализации потенциала её негативной «психической энергии», создай в своём «разуме» другую «мысль», которая была бы её полностью противоположна, с точки зрения евангельской нравственности.

Комментарий 1. В отличие от предыдущих уроков, упражнения этого урока начинаются с наблюдения за «мыслями», посетившими тебя, скажем, в течение одной минуты. Затем соотнеси эти «мысли» с идеей данного урока. Не сортируй свои «мысли» по каким-либо признакам, используй их все как объект для упражнения. Не спеши оценить сразу этическое качество своих «мыслей», оставь это для заключительной части упражнения. Приглядываясь к своим «мыслям», ты обнаружишь, что они представляют собою такую этическую «смесь», что ни одну из них нельзя назвать однозначно «хорошей» или «плохой». Вот почему они ничего не значат для тебя. [1]

[1] По этому поводу Иисус Христос сказал: - «Если свет, который в вас, есть тьма, то тьма кольми!» То есть, - если вы, считая себя добрыми, делаете злое, совершаете грехи, то каково же зло, каковы грехи тех, кто считает себя злым!?

Комментарий 2. При выполнении упражнений придерживайся прежних установок. Не разделяй сам свои «мысли» на «хорошие» и «плохие». Ибо ты  ещё не различаешь «добра» и «зла». И считаешь «добром» малое или неочевидное «зло». Твои «хорошие мысли» - тени, в которых скрывается «зло», и тени прячут его. А твои «плохие мысли» полностью отравлены разделениями «разума» и делают видение Истины невозможным. И тебя нет пользы от них.

Комментарий 3. Это одна из основополагающих тем всего курса «Уроков богопознания», и время от времени она будет повторяться в различных формах. Цель этих упражнений - показать тебе евангельскую безнравственность твоих нынешних этических установок и помочь тебе сделать первые шаги в отделении этической «реальности» от этической «бессмысленности». Далее последуют следующие шаги, подобные этим урокам. Эти же упражнения - первая попытка практики, с дальним прицелом, - научить тебя видеть пустоту «эго» в себе. [2] Видеть то, что этическая «реальность» - привносится в тебя Духом. И то, при каких условиях это привнесение происходит. Здесь также начало тренировки «разума» в различении того, что – «Добро ради добра делаемое есть зло, и только добро, которое делается ради Иисуса Христа, есть истинное добро».

[2] Это станет возможным, только если ты будешь реально стремиться к жизни по евангельским заповедям. Лишь тогда в тебе появится мысленный опыт, осмыслив который, ты сможешь реально увидеть пустоту «эго».

Комментарий 4. Можно приложить эти упражнения к какой-либо «мысли», особо настойчиво и навязчиво посещающей тебя. Такая практика может быть, иногда или даже изредка, [3] полезна, правда, она не заменит произвольного выбора «мыслей», необходимого для выполнения этих упражнений. Не отбирай «мысли» для упражнений более минуты. Можно, для начала, ограничится одной, первой «мыслью» пришедшей к тебе. Затем браться за две, три и т.д. Ты ещё слишком не опытен, чтобы браться за анализ умозрительных комплексов, отражающих целиком те или иные процессы, происходящие в твоей «душе». Поскольку эти упражнения являются первыми упражнениями подобного типа, ты обнаружишь, что «мыслям» в разделенном «разуме» особенно присуща навязчивость. Поэтому, не делай этих упражнений больше трёх-четырёх раз в день.  И очень осторожно увеличивай количество «мыслей» тобою  «созерцаемых» за один сеанс. Лучше вернуться к той или иной «мысли» позже, чем получить психическое переутомление, которое может быть опасным. [4]

[3] Если применять её чаще допустимого чрезвычайного режима, то твоё «мышление» выстроит в твоём «разуме» некий психический карман. Место, в котором твоя страстность - «эго», сможет отсиживаться пока ты «борешься» с ним, совершая упражнения. Оно сможет даже возрастать, при их выполнении. И вместо «пользы», упражнения будут приносить «вред».

[4] Эти упражнения достаточно близки, психологически, к умному деланию или безмолвному художеству. Его ещё называют творением молитвы Иисусовой. Св. отцы, аскеты и мистики, постоянно предупреждают о необходимости осторожности и руководства в её совершении, во избежание повреждения «ума».