118-11. Оживление после омертвения

Вячеслав Абрамов
Этим восьмистишием руководит буква каф, которая, как сказано в книге «Зоар», «снизошла с трона Творца» и предстала перед Ним. Когда она спускалась с трона, «вострепетали все миры и сам трон почти до разрушения».

«Владыка мира, достойна я стать своими свойствами основой мира, потому что я – «кавод» – величие Твоё?» – вопросила буква каф.

Сказал ей Творец: «Каф, что тебе делать здесь? Не создам Я тобою мир, вернись на своё место. Ведь ты – в слове «клая» (истребление), и в слове «кала» (невеста)».

То есть буква каф означает трон, основание, с которого обращается к душам высшее управление. Она рассчитывала стать основой мира, потому что полагала, что через величие Своё осуществляет Творец свое управление, а она и есть это свойство.
Но Творец вернул её на место, ведь при приближении к творению возникнут в нём огромные силы истребления. Она должна быть на недосягаемой высоте, и оттуда Он должен проводить управление.

"Истаевает душа моя о спасении Твоём; уповаю на слово Твоё.
Истаевают очи мои о слове Твоём; я говорю: когда Ты утешишь меня?

Кому, как не душе жаждать наполнения  в предчувствии спасительной помощи Господа?
И упование тоже исходит из души. Доверившийся Создателю страстно жаждет спасения по слову Его. Душа истаивает от желания увидеть спасение, о котором свидетельствовали пророки, и очи ослабевают.

Но даже в таком страстнОм ожидании исполнения Божьего слова об избавлении, Давид не спрашивает: «утешишь ли Ты меня?», а спрашивает: «КОГДА Ты утешишь меня?».
Вера не сомневается в том, что будет утешение, вопрос только в том – когда? Поэтому мольба: «…когда Ты утешишь меня?» вполне может быть пророческим ожиданием утешения словом святого Евангелия о спасении.

"Я стал как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл."

Мех в дыму – это мех прокопченный, в дыму он темнеет и усыхает, если не наполнен изнутри. Дым скорби разъедает снаружи, но не может вытеснить того, что хранимо внутри.

Верующий в беде страдает, изнывает, но душа не теряет надежду, потому что помнит Его Слово, которое незыблемо, потому что оно духовно и несёт свет.

"Сколько дней раба Твоего? Когда произведешь суд над гонителями моими?"

И здесь Давид уверен в неизбежности суда над неправедными, он только вопрошает: «когда?». Он ждёт и молится о скорейшем наступлении того дня, когда свершится явное и величественное действие закона.

Дней человеческой жизни слишком мало, чтобы не беспокоиться и не просить о благодатном торжестве правды и справедливости Божией.

И просит он не о силе, чтобы отомстить, но чтобы Господь явил действие высшего закона, и воздал по нему как восседающий на престоле в величии Своём Судия праведный.

"Яму вырыли мне гордые, вопреки закону Твоему.
Все заповеди Твои – истина; несправедливо преследуют меня: помоги мне;
едва не погубили меня на земле, но я не оставил повелений Твоих."

На земле, да ещё будучи царём, Давид был повязан традициями и укладом жизни, и пребывал рядом с гордыней и исходящим от этого свойства злом.
Но он в вере своей оторвался, удалился оттуда и стал праведником. Однако был должен возвращаться в эти свойства, чтобы заниматься исправлением тех, кто в них находится.

Яма вырыта в земле, и в ней находятся земные желания в самых извращенных видах.
Оторвавшись духом, приподнявшись над ними, Давид никуда не ушёл в земном теле, он был просто в отключении от этих желаний. А как пастырь должен был вернуться, чтобы исправить их. Но совсем не просто вытащить греховные страсти из этого злачного мира на высший духовный уровень, сила их велика, они преследуют и гонят обратно в яму.

В этом образе описана работа праведника на земле, труднейшая даже на земле Израиля, на которой всё тот же эгоизм, та же яма со всеми эгоистическими наслаждениями.

Но это всё то, что ты должен сейчас исправлять. Ты должен идти по земле, где полно ям, и вести работу с самим собой, в которой главное – не оставить повелений Господа.

На иврите «яма» (бор) имеет ещё одно значение – «место веры», что весьма и весьма символично. А «колодец» (бээр) – это наполнение верой, или «живой водой».
Мы всегда пребываем в сомнениях и смятениях, ведь человек не знает ни причины, ни следствий, всё от него скрыто. И это – бездонная яма сомнений, которым не видно конца. И чем больше я в них углубляюсь, тем больше вопросов возникает.

А вера есть уверенность без рассуждений и слов в истинности замысла и заповедей Творца.

Вера знает о величии и силе Всевышнего, но душа всё равно ждёт помощи. Давид выражает все движения и переживания человеческой души, и поэтому его псалмы – бальзам для неё.

В этом послании псалмопевец учит держаться повелений Господа, – и будем спасены. Наша работа в том, чтобы вознести просьбу к Творцу о том, что мы понимаем его замысел и ждём, и взываем об исправлении судами Его, и избавлении милостью Его.

"По милости Твоей оживляй меня, и буду хранить откровения уст Твоих."

Ранее Давид молился: «…животвори меня правдою Твоею», теперь же просит: «По милости Твоей оживляй меня…». Он заботится о своей живости не ради самой живости, а для пути служения.
Оживить может только Господь. Вернейший знак Божьего снисхождения, а тем паче расположения – это Его работа надо мной и во мне, она оживляет и исправляет.
Человек не сможет ничего, если только Господь не оживотворит, не вдохнет новое – вдохновит.
А вера учит полагаться на Божью благодать, дающую силы во всяком добром деле.
Полагаясь же на благодать, полезно не забывать, что Господь дарует её только по милости Своей.

Лучшая молитва рождается в момент сильной внутренней потребности. Лучшая молитва – молитва об оживлении души и об исправлении грешных помыслов. Душа оживляется при наполнении откровениями Его, при Его близости. Но при Его удалении из-за твоего греха чувствуешь себя омертвевшим, и всё стремление своё направляешь на то, чтобы снова приблизиться к Нему. И укрощаешь себя так, чтобы ощущать Его уста, произносящие откровения.