2 изд. Род. И. Гл. 2 Дети Алоиса Ч. 2-1-1 Николай

Дудко 3
НИКОЛАЙ  АЛОНИЕВИЧ  МЕЙСТРИК
Трудно разобрать, но на фотографии внизу, справа –
Просматривается дата снимка – 1904 год.


ИСТОКИ   -  РОДОСЛОВНАЯ  ИРАИДЫ
(ПЕРЕИЗДАНИЕ – 2018 год)
ГЛАВА 2  ДЕТИ  АЛОИСА МЕЙСТРИК
ЧАСТЬ  2-1-1  НИКОЛАЙ


Также, как об Антонине – о Николае практически нет никаких данных.
А из того, что нам о нём известно, из этого полный рассказ о его жизни – не составишь…

Родился он в 1886 году. Первый сын, после родившихся Мариамны и Антонины.
Мы даже не можем определить успел он родиться в домике, который находился в Солдатской слободе, или Прасковья его родила в купленном доме на 1-й Бакалдинской улице в Астрахани.

Предположительно – второй вариант.

Детство у него было, как у остальных детей, родившихся после него – трудным и голодным. В доме, в котором жила семья часть квартир сдавалась. Собственно первые годы они и жили в основном на деньги, получаемые от квартирантов.

Помните – «Когда Алоис открыл магазин - аптеку на Больших Исадах, ему помогала в работе - вся семья. Аптекой заведовал Алоис Мейстрик. Но сама Аптека и магазин  принадлежали купцу Балансевичу.

В этом  магазине-аптеке  Алоис старался поставить дело так, чтобы оно приносило доход.

Теперь уже работают не только родители, но и подрастающие старшие дети: то что-то фасуют, то   клеят пакеты, то губную помаду и т.д.
Семья живёт очень скудно. Стараются выгадать на всём: одно время придумывается выдача - 1 фунта сахара на душу. Экономия поощряется. Вздумали печь свои хлеба, для экономии пить чай, кладя меньше сахару, и т.д.
Все эти нововведения не выдерживали критики. И скоро оставляются.
Сладости в доме почти не водились, закусок не знали, о деликатесах - не слыхали.»

И только, когда наконец Алоис уходит от Балансевича и открывает собственное дело, семья  немножко вздохнула облегчённо.

Несмотря на постоянные трудности, все дети Алоиса получили высшее образование.

У нас есть подтверждение о том, что следующий сын Алоиса – Виктор окончил 1-ю Астраханскую гимназию.

По  аналогии, мы, могли бы предположить, что эту же гимназию окончил и Николай двумя годами раньше. Николай родился в 1886 году, а Виктор – в 1888 году.

Но оказалось – нет...

Мы нашли списки выпускников этой первой Астраханской гимназии.
В списках помечено, что среди выпускников разных лет присутствуют фамилии Виктора Алониевича Местрик – выпуск 1906 года.
И в 1917 году 1-ю женскую гимназию окончила Ольга Алониевна Мейстрик.

Может быть Николай оканчивал лицей?

А чем лицей отличается от гимназии?

Гимназия
Считается элитным учебным заведением. В средних или старших классах вводится так называемая пред профильная подготовка, что, конечно, занимает больше времени. Программа и нагрузки являются индивидуальными для каждого учебного заведения.
Также в гимназии зачастую идет разделение по интересам ребенка. Это позволяет быстрее определиться с будущей профессией. Учебное заведение предоставляет универсальное и многостороннее образование.

Лицей

Зачастую относится к конкретному вузу. Обычно готовит ребенка к поступлению именно в это заведение. К тому же обучение проводят преподаватели конкретного вуза. Уровень образования на порядок выше. При этом основной акцент приходится на профильные дисциплины. Иногда данное заведение дает возможность поступления сразу на второй курс.
Источник - fb.ru

Вообще-то  в это время в России, в том числе и в Астрахани на образовательную систему оказывало большое внимание политическое движение.

Из XIX в XX век перешли многие проблемы школы и школьного образования. Представители самых разнообразных социальных слоев общества поднимали в печати вопросы воспитания и образования, прежде всего, детей школьного возраста.

С развитием общества потребность в грамотных работниках во всех сферах жизни росла и в связи с этим поступали предложения о введении всеобщего начального обучения. С этой целью 17 января 1895 г. была проведена однодневная Всероссийская перепись населения, а в 1900 г. - опубликованы ее результаты. Средний процент окончивших полный курс составлял по губернии 9,8%, по г. Астрахани - 12,7%, в уездных городах - от 4,1% до 18,4%.
Таким образом, в начале XX в. Астраханская губерния была далека от решения проблемы начального народного образования.

Кроме школ, подчиненных министерству народного просвещения, в крае действовали и другие учебные заведения. Среди них следует отметить церковно-приходские школы, которых к 1910 году насчитывалось 20, обучались в них 869 человек (467 мужчин). Действовали в крае различного рода училища и приюты, в них обучались 250 детей. В частных начальных школах обучались 372 человека. Римско-католическое, старообрядческое, еврейское и лютеранское училища занимались обучением и воспитанием детей в количестве 216 человек.

Крайне тяжелыми для просвещения в Астраханском крае были 1904-1911 гг. Школы, продолжая существовать, в большинстве своем не соответствовали требуемому уровню в силу слабой материальной базы и недостатка грамотных учительских кадров.

Статистические данные свидетельствуют, что из числа детей школьного возраста (от 8 до 11 лет) обучалось только 56,4%. К 1 января 1910 г. вне стен школы находилось примерно 5000 человк. В таких условиях попытка перейти ко всеобщему начальному обучению была почти нереальной, хотя с целью ее реализации была разработана предварительная программа на 1910-1920 гг.

Н.Ф. Скориков, делегат Первого Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике в Петербурге (1910 г.) сообщал: «Начав открытие новых школ в 1912 году, город может закончить осуществление всеобщего обучения к 1920 году, открыв в 1912 году 5 новых училищ; в 1913 г. - 6; в 1914 г. - 5; в 1915 г. - 6; в 1916 г. - 5; в 1917 г. - 6; в 1918 г. - 5; в 1919 г. - 6; в 1920 г. - 6 училищ».

Приводимые им данные о количестве школ и училищ, необходимых для введения и осуществления всеобщего начального обучения в Астраханском крае, давались с учетом процента прироста детей школьного возраста за указанные годы.

При подсчете выяснилось, что в среднем по России этот показатель равнялся 1,49%, а в Астраханской губернии - 2,95%,то есть почти в два раза больше. Объясняется это следующим образом: «...г.Астрахань по своему место положению, как этапный пункт, через который и в который эмигрирует ежегодно громадный поток рабочего люда со всего Волжского бассейна, и по условиям своей торговой и промышленной деятельности, находится по отношению к движению населения и естественному приросту в любых исключительных условиях».

Это правдивое объяснение тем более ставило под сомнение реальность планируемых задач. И тем не менее, в крае осуществлялась плановая подготовка квалифицированных педагогических кадров в гимназиях, реальных училищ, учительской семинарии, высших начальных и профессиональных училищах (ремесленные школы).

В Астраханской губернии к 1915 г. в общей сложности такая подготовка велась в 25 учебных заведениях, среди которых 15 размещались в Астрахани. Все они находились в ведении созданного в 1802 г. Министерства народного просвещения. Обучалось в них 8750 учащихся, 7649 человека (87,4%) приходилось на городские учебные заведения. Из 344 учителей 254 (73,8%) работали в Астрахани.

Гимназии, как и в предшествующее столетие, предназначались для детей дворян и чиновников, хотя удельный вес их несколько сокращался за счет приема в гимназии представителей других чинов и сословий. Наиболее многоликим социальный состав был в реальных училищах, превратившихся в первое десятилетие XX в. в основную базу подготовки специалистов из среды торгово-промышленного населения губернии. Процесс демократизации школы становился более заметным. Эта тенденция легко просматривалась на составе учащихся, учителей, на форме и содержании процесса обучения.

В начале XX в. претерпели изменения программы средних учебных заведений. За счет сокращения часов на изучение естественных дисциплин был увеличен объем учебного времени на гуманитарные предметы, прежде всего - на курс русской словесности. Особую строку в учебных планах стало занимать законоведение.

Революционно-демократические события 1905-1907 гг. привнесли дух свободомыслия и новых настроений не только в среду учительства, но и в коллективы учащейся молодежи. Однако астраханские учебные заведения в силу отдаленности от эпицентра революционной борьбы особой активности в ней не проявляли.

После Февральской революции в Астрахани создается новый тип учебных заведений - народные школы и народные гимназии - прототипы будущих рабфаков. Обучение в них осуществлялось по ускоренным срокам, большое внимание уделялось изучению русского языка и дисциплин естественно-математического цикла.

Основным контингентом народных школ являлись дети рабочих, солдат, ловцов, крестьян.

Народные гимназии предоставляли возможность получить  определенный уровень грамотности преимущественно детям рабочих и солдат. Занятия проводились четыре раза в неделю, по вечерам, в помещении реального училища. В гимназии изучались: русский язык, арифметика, алгебра, геометрия, физика, естествознание, история, география, латинский и французский языки, рисование. Дисциплины естественно-математического цикла занимали более одной трети учебного времени.

Таким образом, содержание учебных планов народных гимназий и его освоение давало уровень знаний, необходимый для первоначальной практической деятельности в разных областях народного хозяйства. Хотя в этот период и наступило некоторое оживление в организации школьного дела, но идею о введении обязательного начального обучения пришлось отложить на более позднее время. Народные гимназии на этом фоне приобретали все больший вес и популярность у населения, особенно после установления советской власти в крае.

Источник - astrakhan.ru

В результате - что мы имеем?  Кроме гимназий и лицеев в Астрахани в это время действовали ещё такие учебные заведения – как: церковно-приходские школы, реальные училища, учительские семинарии,  высшие начальные и профессиональные училищах (ремесленные школы), народные школы и народные гимназии - прототипы будущих рабфаков.

Ну и как теперь определить – какое учебное заведение окончил Николай Алониевич?
Я бы предпочла для него - народную гимназию,  дававшую  уровень знаний, необходимый для первоначальной практической деятельности в разных областях народного хозяйства. Но, кажется народные гимназии появились чуть позже того года, когда предположительно Николай окончил уже обучение (судя по возрасту)

Неважно теперь, что окончил – Николай.

Главным было то, что отец видел в нём – продолжателя своего дела.

Здоровье Алоиса к этому времени – пошатнулось, и он даёт Николаю, как старшему сыну в семье – доверенность на ведение всех дел и совершение всяческих сделок...

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ