Шахтёр

Александр Шевель 2
 Вскоре после открытия осенне-зимнего сезона на пушных зверей: зайца, лису, куницу и прочих отправился на охоту и я. Впервые я вышел из нового своего жилища, которое я получил в результате обмена. Моё решение было спорным и смотрелось, как странным. Расположение же дома, в который переехала наша семья, для охотника и любителя природы было просто идеальным. Дом располагался на окраине городка и старинного графского парка в месте, где река начинала своё течение по городу, рассекая его на две почти равные части. Рядом через улицу размещались и развалины графского дворца, разбомбленного в годы Отечественной войны. Сохранилась одна из боковых стен замка с фронтоном. Местные власти пробовали разрушить эту стену мощными тракторами и тросами. Тросы рвались, а стена была несокрушима. Взрывать стену не позволяли близко расположенные жилые дома. Подогнать другую технику мешали старинные деревья, которые решено было сохранить. Так и стоит эта стена по сегодняшний день, как скала и не страшны ей атмосферные осадки в назидание нынешним строителям, как умели люди строить в 19 веке.

 Теперь несколько слов о самом жилище. Это было бывшее здание райкома партии, построенное сразу же после Отечественной войны. После постройки типового здания бывший райком был переоборудован под три жилые квартиры. Это здание было срублено из хороших брёвен, высота до потолка чуть более трёх метров, имелись большие светлые окна. Квартира отапливалась печкой-голландкой, имелась и хорошая варочная плита с духовкой. Были и сарай с погребом, и довольно приличный огород с беседкой. В общем, для кого-то желаемая гавань для общения с природой, для кого же неприемлемый вариант.

 Охотничьей собакой на новом месте я ещё не обзавёлся, поэтому решил охотничий день посвятить охоте на зайца самым спортивным, на мой взгляд, способом – с подхода на лёжке. Вскоре я вышел на правый берег реки и пошёл против течения. Места для меня были новые и поэтому я шел, неспешна, присматриваясь к каждому изгибу реки, к каждому кустику. Стояло ясное утро с небольшим морозцем, под ногами предательски похрустывало. Послышался и шум на противоположном берегу. Довольно близко вскочил крупный красивый в зимнем наряде заяц-русак на противоположном берегу. Машинально вскинул ружьё к плечу, потом одумался, что зверя мне не достать, если и удастся его подстрелить, до ближайшего моста далеко.

 Незаметно отмахал километра три и вышел на участок колхозного поля, прилегающий к лесу. Этот участок расчистили от кустарника, камней. Всё лишние бульдозерами было перемещено в валы, которые ровными линиями делили поле на несколько частей. Эти части были перепаханы, но культивировать их перед зимой не успели. Смерзшиеся комья земли и остатки дёрна могли быть привлекательны для обустройства дневной лёжки зайцами-русаками. Только я об этом подумал, как неожиданно боковым зрением увидел выскочившего и понёсшегося по рытвинам зайца. Заяц двигался перпендикулярно моему курсу, дробь после выстрела легла чуть сзади зверька, что было видно по пыли, выбиваемой дробинками. Увеличил упреждение при втором выстреле. На этот раз была поражена грудная клетка, и зверёк, перевернувшись несколько раз через голову замер. Уложил добычу в рюкзак и начал двигаться дальше. Неожиданно для меня вскочил с лёжки и другой заяц, который бежал немного наискосок. Первым же выстрелом ему была перебита задняя лапа, пришлось добивать бедолагу рукояткой ножа. И только я начал упаковывать второго зайца в рюкзак, ко мне подошёл пожилой охотник. Я сразу же его узнал. Перед открытием охотничьего сезона проводилось собрание с выпиской путёвок на охотничьи угодья за символическую плату. На этом собрании мы с ним были.

 Это был новый для нашего городка человек, который после выхода на пенсию переехал из РСФСР, где работал шахтёром. Кличка «Шахтёр» очень быстро приклеилась к этому человеку. Купил дом Гончаров Савелий Кузьмич на противоположном берегу реки от моего нового жилища немного выше по течению.
 - Ну что, с добычей вас. Вот мой охотничий билет и путёвка.
 - А вот мои документы на охоту. Мы же недавно виделись на собрании.
 - Но порядок есть порядок.
 Я с ним спорить не стал, перелез через вал, и начал зигзагообразно двигаться от вала к валу в сторону леса. Воистину охотничье счастье было благосклонно ко мне в тот день. Был поднят с лёжки третий русак. Выстрел для меня был прост – заяц уходил прямо от меня, и достаточно было поймать на мушку кончики ушей зверька. Зверёк оказался матёрым и завесил семь кг. Третий заяц в рюкзак не влезал. Пришлось отстёгивать ружьё и к ремню привязывать тушку. И тут вторично меня настиг законопослушный охотник.
 - А вам известно, что у нас норма добычи не более трёх зайцев за день?
 - Конечно, известна. Мне бы с этими разделаться.
 - Идите домой. Я проверю. Можете иметь неприятности.
 Вот прицепился, подумал я и направился к моему новому дому, хотя и так собрался это сделать.

 Дома, кроме разделки добычи, попробовал приготовить большего зайца по рецепту одного из опытных охотников, который он передал мне. Самое интересное в этом рецепте было то, что рекомендовалось готовить самому, не доверяя эту «ответственную» работу никому, даже собственной жене. Ничего особенного в этом рецепте не было. Мясистые части тушки нашпиговывались кусочками сала, моркови и чеснока. Затем все куски солились, перчились, добавлялись травы и другие специи. Всё укладывалась плотно в кастрюлю, добавлялось ещё немного воды. Блюдо считается приготовленным, когда мясо начинает легко отделяться от кости. Вскоре прибыли домой жена и дети. Вчетвером ужинали дичью с большим аппетитом. Мне самому даже не верилось, что так удачно получилось приготовить с первого раза.

 Второй раз мне довелось убедиться в принципиальности и смелости Шахтёра приблизительно через месяц. На лицензионной охоте на кабана нашей бригадой была добыта крупная самка, которая была вожаком стада. Эта свинья была совершенно седая и уже не производила потомство. В дикой природе стадом кабанов руководит именно такая самка, обладающая большим опытом и не обременённая заботой о потомстве. Звери определятся с новым вожаком, а данную особь постигла судьба быть добычей охотников. На охоте присутствовал и председатель районного  общества охотников. Он удобно разместился на переносном стульчике, разжёг костёр, грел около него руки и,довольный результатами охоты,мурлыкал какие-то мелодии. Мы же недалеко на небольшой возвышенности в густом ельнике свежевали добычу. Вскоре наша общая идиллия была нарушена. К нам по полю, внимательно всматриваясь в следы на снегу, двигался охотник Гончаров по кличке Шахтёр.
 - Ну что. Добыли кабанчика. А лицензия есть? Я слышал, все планы уже выполнены. Вот мой билет и путёвка.
 - Что ты, Савелий Кузьмич! Мне ли тебя не знать. Так план же увеличили.
 - Хорошо. Схожу, завтра в лесхоз, проверю. Пока, прощевайте.
 Слушая этот диалог, мы кисли от смеха в ельнике. Подошёл к нам и председатель уже с удручённым видом.
 - Вот старый пердун. Везде воткнёт свой нос. Придётся завтра закрывать лицензию.

 Проживая на берегу реки, Гончаров развил бурную деятельность по очистке её берегов от мусора. Он сам лично высадил вдоль реки аллею из деревьев, ревностно следил, что бы саженцы не повредили козы и детвора. Вот таким был своеобразным любителем природы чудаковатый излишне педантичный Гончаров Савелий Кузьмич. Когда Кузьмича не стало, его жена продала мне его охотничьи лыжи, подбитые мехом с ног лося - камусом, которые ещё долго прослужили и мне.

 Задумаемся: а если бы всё население было, хотя бы на десять процентов подобно Кузьмичу, насколько бы изменилась наша жизнь к лучшему?