Сквозь время. Глава 12. Неожиданная встреча

Рита Аксельруд
      

  У нас в школе-интернате был воспитанник-сирота  Саша Чустров. Он попал в интернат ещё в первом классе вместе со старшей сестрой и братом. Ко времени описываемых событий его брат и сестра уже окончили девять классов, а Саша учился в шестом. Учился – это слово не совсем к нему относилось. При первом удобном случае он старался сбежать с уроков куда-нибудь в яр или к морю. Я тогда  заменяла заболевшую учительницу биологии.

  Мне предстояло изучать с шестиклассниками хвойные растения. Чтобы не потерять из виду шустрого Сашку, я вместе с ним пошла в парк и попросила его собрать шишки сосен, елок, туи, можжевельника, а также веточки этих деревьев. За несколько минут до звонка всё это богатство мы с Сашей отнесли в кабинет биологии и разложили на столе. Я спустилась в учительскую за журналом, а когда по звонку вошла в класс, оказалось, что Саши там нет. Дети сообщили:
- А Сашка и Димка ушли куда-то перед самым звонком.
 
  После урока я сообщила директору о побеге двух воспитанников. Он тут же позвонил в райотдел милиции. Дима К. в отличие от Саши не был сиротой – у него в Болградском районе жили мама и бабушка. Было понятно, что он сбежал домой и прихватил за компанию Сашу.  Через несколько дней из милиции нам сообщили, что Дима остается дома по согласованию с матерью, а за Сашей надо приехать в отделение Болградской милиции. Было решено, что еду за ним я, так как сбежал он с моего урока.

 В воскресенье рано утром мы с моим Димой отправились в Болградский район на его старой  белой «копейке». Была зима, небольшой мороз. Дорога была чистая и сухая. Снег только кое-где лежал на обочинах потемневшими кучами. Несколько раз уже за Белгородом-Днестровским нам пришлось спрашивать, правильно ли мы едем, так как Дима эту дорогу плохо знал. Оказалось, что мы будем проезжать через Митино село, что нас очень обрадовало.

  Митя и Катя не подозревали о нашем приезде, очень обрадовались, тут же усадили за стол и стали кормить. Наш Дима, увидев, как мы рады встрече, предложил, что за Сашкой в милицию поедет он один. А я с удовольствием осталась. Катя поспешила на кухню печь пироги с кабаком.  А мы с Митей вышли во двор. Митя рассказывал о внуках.  Оксана уже была в Болгарии с отцом. Дима и Наталка теперь жили с мамой в Болграде на квартире и учились в гимназии. Хоть было воскресенье, но Оля с детьми осталась в райцентре, не приехала навестить родителей.  Мите, конечно, это было обидно, но  он сам всегда все силы отдавал работе и сейчас оправдывал Олю тем, что ей надо готовиться к урокам, к очередной аттестации на высшую категорию.

 Митя с гордостью показывал мне своё хозяйство:
- Вот здесь у нас живут овечки. Это Милка, это Елька. Вот здесь живёт коза Роза. Скоро у неё родятся козлятки. Всегда есть много работы по хозяйству, и это хорошо. Знаешь, плуг без работы ржавеет. Так и человек – всегда должен работать, чтобы не заржаветь. Катя готовит, убирает, ещё к ней приходят ученики, с которыми она занимается украинским языком. А я уже тут около дома навожу порядок, кормлю всю живность. Скучать не приходится.


  Я вспомнила, что про плуг он уже как-то писал в одном из писем.  Чтобы «не заржаветь», Митя весь день в делах, наводит порядок во дворе, убирает и утепляет  загончики, в которых живут овцы, коза, куры. Аккуратными шалашиками сложены стебли кукурузы. Дальше чернеют кусты  виноградника, земля между ними заботливо  перекопана и прикрыта снегом. Всюду порядок. Потом мы вошли в кухню. Там около Кати крутились четверо пёстрых котят. Митя позвал:
- Раз, Два, Три, Четыре, - ко мне!  - оказалось, этих котят назвали числами, как в известном стихотворении Сергея Михалкова.

  Митя с гордостью показывал мне ванную комнату с ванной. Летом обещают подвести водопровод в дом. Тогда можно будет  купаться, как в городских квартирах, а пока готова только специальная самодельная канализация. Наши разговоры прервала Катя. В доме уже был накрыт стол, дымился плов из баранины на большом блюде. И пироги остывали рядом.  Во время обеда позвонил мне на мобильный Дима и сообщил, что после долгих сборов он, наконец, выехал из райцентра и везёт злополучного Сашку.  Я засобиралась в обратный путь. Катя положила в пакет два больших пирога:
- Это в дорогу вам с Димой и мальчику.

  Мы стали прощаться. Обнимались, улыбались, а в глазах стояли слёзы.  У самых ворот, когда уже надо было садиться в машину, Митя сказал:
- Спасибо этому Сашке! Благодаря его побегу, мы смогли повидаться!
Сашка сидел на заднем сидении, закутанный в какой-то коричневый, ржавый тулупчик, чумазый, нахохленный и взъерошенный, как воробей. Я протянула ему большой кусок пирога и заметила, что руки у него черные от грязи. Где он жил, что ел, когда в последний раз умывался, об этом история умалчивает.

  За окнами машины уже совсем стемнело. Саша доел пирог и рассказал, что убежать из интерната ему предложил Дима. Жили они рядом с овцами, в кошаре. Дима не захотел возвращаться в школу и теперь будет пасти коз. Домой мы добрались уже после отбоя. Дежурная медсестра отвела Сашу в кочегарку, где его долго отмывали и переодели в чистое. А ржавый тулупчик сожгли вместе с поселившейся там «живностью». Я ушла домой с чувством выполненного долга и теплом на сердце от встречи с друзьями.