Холодное танго - кино про оккупантов

Людмила Куликова-Хынку
На встрече с кишиневским зрителем московский киновед Ирина Павлова назвала фильм «Холодное танго» посредственным. Аргументировать свою характеристику она не стала. А фильм, снятый Павлом Чухраем через десять лет после экранизации гоголевской пьесы «Игроки» (картина «Русская игра») получил полярные оценки как критиков, так и зрителей.

Мелодрама на фоне небольшого отрезка довоенной, военной и послевоенной истории Литвы. Период от присоединения в 1940 году к братской семье республик и называемый «советской оккупацией», до освобождения советскими войсками от оккупации нацистской.
 
Совсем по - чухраевски драма социальная показана сквозь призму отдельных людских судеб: чудом спасшегося от расстрела еврейских детей Макса (Риналь Мухаметов), литовской девочки Лаймы (Юлия Пересильд), ее отца по прозвищу Угольщик, поскольку он привозил уголь в дом состоятельных евреев. В этот же дом, расстреляв прежних хозяев, его семью вселили вошедшие в город немецкие оккупанты.

Круговерть смерти, мести, ненависти.

Сначала нацисты уничтожали евреев, расстреливая их тысячами, не щадя даже маленьких детей. Нацистов и прислуживавших им местных коллаборационистов убивают советские воины, освобождая литовскую землю от немецких оккупантов. Мстя за оккупацию сорокового года, «лесные братья» убивают «оперов» и советских военных. Отлавливая лесных братьев и литовских пособников, советская власть отправляет их в лагеря и на переселение.

Фильм о жестоком противоборстве систем, под жернова которых попадают обычные  люди. Каждый противостоит по-своему. Еврейский юноша, пережив Холокост в Литве, становится спецназовцем. Литовка Лайма назло Советам опускается на дно разгульной жизни и становится алкоголичкой. Надев нарочито-красное платье и спрятав чувства ненависти под холодную маску равнодушия, распевает советским офицерам шансон. Бок о бок с ненавистью – любовь. Они абсолютно сосуществуют. Впрочем, в чувство любви Лаймы к Максу из-за неубедительной игры (или из-за явного переигрывания) Юлии Пересильд – поверить трудно. На фоне ее непоказного цинизма Макс выглядит и добрее, и человечнее – его чувства не переходят в ненависть даже когда он узнал, что Лайма – дочь врага, погубившего его семью.

А майор НКВД Григорий Таратута (Сергей Гармаш) личный и служебный долг не смешивает. Герой Гармаша, несмотря на внешнюю брутальность, не лишен подспудной притягательности. Во имя гражданского долга он борется с лесными братьями и прочими врагами. Во имя человечности берет под свою опеку маленькую девочку, безгрешное дитя, родившееся в лихое время - дочь жертвы нацистского режима Макса и ненавистницы режима страны Советов – Лаймы.

 Автору ставится в упрек, что в показанных в конце фильма цифрах количество депортированных литовцев, подозреваемых Советами в пособничестве нацистам превышает число евреев, убитых немецкими оккупантами. За критерий бОльшего зла берется статистика (к тому же, спорная). Однако количество жертв Варфоломеевской ночи в эпоху правления Екатерины Медичи вдвое превышает число казненных в Новгородской резне опричниками Ивана Грозного.  Но суть человеческого злодеяния, - совершено ли оно против гугенотов, партийной оппозиции, неарийцев или  нетитульной нации  – от этого не меняется.

Исторический фильм – один из сложных жанров для художественной реализации. События истории автор игрового кино вправе подать образно. И не всякий исторический фильм поможет подучить историю, не сходя с дивана.

Про то, как вкупе с советскими военными оккупантами братья из лесов убивали и русских староверов, и местных литовцев, получивших от советской власти землю да и просто тех, кто был побогаче их самих – в фильме кадров нет. Но даже  абрисный образ криминальных лесных бандитов представил настоящих террористов: действуют ночью, нападают из-за угла, шайкой на одного.
 
Трудно согласиться с упреками автора в намеренной претенциозности, которая ясно читается, например, в фильме грузинского режиссера Зазы Урушадзе  - «Мандарины» (2013). Тема  –  грузино-абхазская война, этнические конфликты,  судьбы людей разных национальностей, веками живущих в маленькой горной стране.

Картина «Холодное танго» - о Зле глобальном, переходящем из эпохи в эпоху, видоизменяющемся, но не исчезающем, остающемся извечным выбором человека между добром и злом.
 
Только Добро у каждого – свое. И действуя во благо, его часто приносят в жертву Злу.