Политика и экономика в повседневной жизни

Георгий Иванченко
Жизнь  - это расцвет, рост, мощь и созидание. Смерть – разрушение, тлен, роковая неизбежность. Они идут рука об руку века и эпохи с переменным успехом той или другой стороны, но в конечном счете с нарастающим положительным балансом. И вот, наблюдая, как каждый из нас, за историческими процессами конца 20 – начала 21 века, невольно приходишь к выводу, что положительный баланс нарушен и разрушительная сторона решительно берет верх и побеждает.
 Пожалуйста, по пунктам.  1. Количество и качество населения. Там, где есть прирост (Азия, Африка, Латинская Америка), о качестве говорить не приходится. Где есть качество в смысле культуры, образования, здоровья (преимущественно белое население) – падение прироста и численности вплоть до того, что некому работать. У России есть особенность: все центральные исконно русские регионы вымирают ускоренными темпами, а сибирские и дальневосточные народы по динамике демографии следуют за ними. Для неукротимых оптимистов есть п 2. Это баланс жизненно важных ресурсов. По кислороду, пресной воде, площади пашен и  лесов давно отрицательный баланс, по основным запасам невосполнимых полезных ископаемых также безвозвратное убывание. Можно привести пункты 3, 4 и далее.  Это накопленные запасы и повсеместное распространение технических средств уничтожения людей и других проялений жизни, появление ранее не виданных болезней, влияющих на генофонд и т.д.
 В недалеком прошлом мы – жители СССР, смотрели на мир более уверенно и оптимистично, так как по крайней мере в нашей стране ситуация находилась под контролем и была намного мягче. После победы капитала в начале 90-х страна быстро окунулась в клубок острейших финансово-экономических, экологических, социальных проблем.  Из существенно важных остается один вопрос: это теперь навсегда так или возможен перелом этого негативного тренда?

И тут встает вопрос о политике и экономике. Ответ кроется в них.
Экономика производит все необходимое для жизни людей, и потому ее считают первичной сферой деятельности. Политика определяет кому и сколько достанется из того, что произведено, и потому она имеет первенство перед экономикой. Отсюда – возможность такого парадокса, как сапожник без сапог. В условиях товарного производства, особенно при капитализме, решающую роль нередко играют деньги, иначе говоря, финансы. Тут тоже различие довольно четкое: когда рубли и копейки – чистая экономика. Когда миллионы и миллиарды – грязная политика. Когда рубли и копейки составляют экономическую основу нищенского существования миллионов людей, это тоже политика. Особенно, если учесть, что закон движения денег сходен с законом сохранения материи: если где-то убыло,значит в другом месте прибавилось.
Экономическую основу современного российского общества сегодня составляет частная собственность на средства производства, которая происходит в основном из незаконно присвоенной общенародной собственности Советского Союза. Смена собственников привела к смене целей и задач экономической деятельности: теперт на первое место выдвинулась прибыль вместо продукции. Производства с длительным технологическим циклом (как в сельскоим хозяйства) и сложными ресурсоемкими процедурами (машиностроение, химия, энергетика) заведомо менее выгодны по сравнению с торговлей, тем более – финансовыми спекуляциями на валютных и биржевых курсах и портфельных инвестициях. Появилось множество банков, в то время как заводы и фабрики частью закрыли,  иные переделали под торговые и развлекательные центры. Редкие из них, как правило, работающие на оборону, сохранились в урезанном (без ЖКХ и соцкультбыта) виде, с сокращенной численностью персонала и очищенным от непрофильной продукции номенклатурой изделий.  Появилась масса полностью или частично безработных трудоспособных граждан, готовых работать за  гроши. Это сформировало заниженный уровень оплаты труда тех, кто ещё сохранил работу.
Одновременно выявилась ещё одна негативная сторона этих преобразований: резкое снижение поступления средств в государственный бюджет, что выразилось в известной формуле премьера «денег нет, но вы держитесь».

Что же это за политика такая, что рубит экономический сук, на котором всё держится? Хотелось бы назвать ее глупой, неразумной, недальновидной. Но не будем спешить с выводами. В прошедшем 2017-м кризисном году, когда народ затягивал пояса, а правительство разрабатывало новые планы ограбления граждан под видом пенсионной реформы, налогового маневра и новых платежей и пошлин, прибыли банков были обильны, как никогда. Увеличилось число миллиардеров, причем так, что они появилиьсь даже у нас, в забытом Богом и задвинутом Москвой Барнауле. Как видим, политика вполне оправдала свое предназначение с точки зрения интересов крупного капитала. Так что глупой ее никак назвать нельзя. Другое дело, что эти и нтересы вступили в непреодолимые противоречия с интересами трудящихся и всего общества в целом.
Наглядно это видно на примере нефтегазового комплекса, природно-ресурсная база которого формируется в Западной Сибири. Формально организационная форма комплекса смешанная, с участием государства. На деле это государство в государстве, где некоронованные короли Сечин и Миллер с зарплатой более миллиона рублей в ДЕНЬ (!) творят свои дела при полной и безоговорочной поддержке правительства. Для них природное сырье конечный продукт реализации, причем кто покупатель – государство, народнохозяйственный комплекс, население или зарубежный клиент – принципиального значения не имеет, кто больше заплатит, тот и предпочтительнее. Так в полном соответствии с либеральной доктриной мы вступаем в конкуренцию не только друг с другом, но и с зарубежным потребителем, у которого отопительный сезон 2-3 месяца и несравнимо выше уровень дохода. На этом дело не кончается. Будучи для многих отраслей исходным ресурсом, дорогие гоюче-смазочные, а также электроэнергия, закладывают повышенную себестоимость  продуктов питания, услуг ЖКХ, транспортных перевозок. Рыба на сибирском прилавке сравнивается по цене с мясом, Приморье закупает уголь в Японии и Сингапуре, а говядину в Аргенитне. Особенно зависимо от произвола нефтяников сельское хозяйство, а через его продукцию – масса населения  страны. Так уж повелось, что очередные скачки цен на ГСМ приходятся в первой половине года на посевную, во вторую – на уборочную страду, что тут же негативно отражается на рыночной конъюнктуре для нас с вами.. Через растущие потребности ВКС, ВМФ и сухопутных войск нефтебароны неплохо доят государственную казну, порождая финансовый дефицит для остальных бюджетников.
Казалось бы, капитал заинтересован в том, чтобы в обществе был высокий спрос на товары и услуги,  а для этого нужно поддерживать покупательную способность населения, т.е. хорошо платить людям за работу и поддерживать достаточный уровень пенсий и социальных выплат. Эту закономерность открыл и реализовал в своей практике Генри Форд (первый), сделав  своих рабочих покупателями производимых ими автомобилей. Сегодня в Российской Федерации ни один вид расходов не облагается таким высоким налогом, как  затраты на оплату труда – более 50%. Считайте сами. На каждый рубль зарплаты работодатель платит 26 коп. в пенсионный фонд, 5,1 – в фонд медицинский и минимум 0,2 – в фонд охраны труда, кроме того, 13 коп с рубля берут с самого работника. Всего получается 26+5,1+0,2+13=44,3 коп на 87 копеек полученных на руки денег.Это составляет (44,3 : 87)х100 ровно 50,9%. Вот откуда берутся серые зарплаты в конвертах. Их смысл в том, чтобы часть денег, изымаемых госудраством практически безвозвратно, досталась работнику. Чтобы смягчить удар по психике и самочувствию людей, государство постановило не называть налогом платежи в страховые фонды. Но, как говорится в народе, хрен редьки не слаще.
Алтайский край стабильно занимает место среди регионов с наиболее низкой зарплатой в стране. Сравните это с богатой статистикой разорения и закрытия малых бизнесов в Барнауле. По всем магистралям города через каждые 1-2 дома красуются вывески и объявления АРЕНДА или СДАЕТСЯ – это они, ИП и ЮЛ, выпавшие из гонки в осадок. Кто-то надолго, иные навсегда. Кто-то из бизнеса, иные из жизни.
В последние месяцы газета «Советская Россия» часто печатает статьи Семена Киммельмана. Умнейший мужик, классный специалист, более 40 лет работает в экономике, отлично знает опыт СССР и сегодняшнюю практику. В публикации 2 августа он обоснованно пишет, что вся налоговая система России стоит на голове, обирая народ как липку, подрывая жизнеспособность страны.

Есть у меня знакомый по интернету депутат ГД, лично порядочный и болеющий за народ человек – не сомневаюсь в этом. На мои попреки по  поводу низкой эффективности их работы возражает, говоря, мол кого выбрали 18 марта, то и имеете. События последних президентских выборов памятины всем. Хотя итоги голосования за кандидатуру КПРФ и НПСР Грудинина П.Н. у нас были в числе лучших по стране. Однако, конечный результат, увы, вполне закономерен.
Скоро предстоит выбирать нового губернатора. Представленный Москвой кандидат на этот пост производит хорошее впечатление, имеет достаточное образование и опыт, изъявляет желание повернуть дело в лучшую сторону. Давно бы надо. Полтора десятка лет правления предыдущего губернатора были потерянными для развития Алтая. Сможет один человек в масштабах отдельного региона переломить ситуацию в лучшую сторону? Добиться личного обогащения – это может, такие прецеденты есть, а вот улучшить? А деньги где?  79 регионов России из 83 дотационные.

Региональная организация КПРФ, взвесив все ЗА и ПРОТИВ, своего кандидата не выдвигает. Не из-за кадрового  дефицита, достойные люди есть. Нет условий. Ситуация не созрела. Но и поддерживать ставленника олигархической столицы, как новосибирцы,  мы также вряд ли будем. Никогда не пойдет он против своего класса и его интересов, даже если человек хороший. Последнее, кстати, предстоит ещё доказывать делами.

Оптимизм марксистов по поводу неизбежности гибели капитализма опирается вовсе не на субъективный фактор в управлении, а базируется на уверенности в том, что этот строй сам создает предпосылки для своей гибели. Эта тенденция, увы, блестяще подтверждается всем ходом новейшей истории. Но сидеть сложа руки и ждать, когда этот процесс дойдет до финала, себе дороже.

Сам факт неизбежности гибели капитала и ускоренного его движения к этому финалу подтверждают многие ученые независимо от политических взглядов, но каждый на основе данных своей науки. Однако, этот процесс может стать гибельным не только для его героев, но и для окружающих и непричастных. Пассивная роль ожидания неизбежного результата недопустима и опасна. На памяти нашего поколения отодвинута (хотя не ликвидирована окончательно) угроза термоядерного уничтожения человечества, порожденная империализмом. Сегодня нет СССР, и Россия стала объектом морального разложения, нравственной деградации, острейших социальных противоречий. Последние события говорят об активизации усилий по разрушению хрупкого текущего благополучия  и подрыву будущего страны по рецептам и технологиям мирового капитала.

Наш премудрый обыватель давно руководствуется правилом «лишь бы не было хуже». Сегодня есть все основания утверждать – хуже будет, непременно. Делайте выводы, господа и товарищи.