Булгаков М. А

Алла Тинкер
********************************************************
Русское застолье в произведениях Михаила Афанасьевича Булгакова
********************************************************


Михаил Булгаков обожал принимать у себя дома гостей. Писатель знал толк в закусках и к обеду подходил основательно. Ветчина и копченая рыба были его любимыми блюдами, но настоящим деликатесом считалась маринованная селедка в молоке. Иногда к ней добавляли особую подливу или огурцы с грибами.
Неизменным напитком к селедке была водочка, которую разбавляли рижским бальзамом. Пили и анисовую, и кардамонную, и, конечно же, чистую. В произведении Булгакова "Дни Турбиных" встречается следующая фраза: "Помилуйте, я тоже не пью. Но одну рюмку. Как же вы будете селедку без водки есть? Абсолютно не понимаю...".
*********************************


Эх-хо-хо... Да, было, было!.. Помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! Что отварные порционные судачки! Дешевка это, милый Амвросий! А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках? А филейчики из дроздов вам не нравились? С трюфелями? Перепела по-генуэзски? Десять с полтиной! Да джаз, да вежливая услуга! А в июле, когда вся семья на даче, а вас неотложные литературные дела держат в городе, - на веранде, в тени вьющегося винограда, в золотом пятне на чистейшей скатерти тарелочка супа-прентаньер? Помните, Амвросий? Ну что же спрашивать! По губам вашим вижу, что помните. Что ваши сижки, судачки! А дупеля, гаршнепы, бекасы, вальдшнепы по сезону, перепела, кулики? Шипящий в горле нарзан?!

М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита
*********************************

Через пять минут председатель сидел за столом в своей маленькой столовой. Супруга его принесла из кухни аккуратно нарезанную селедочку, густо посыпанную луком. Никанор Иванович налил лафитничек, выпил, налил второй, выпил, подхватил на вилку три куска селедки... и в это время позвонили. Проглотив слюну, Никанор Иванович заворчал, как пес: "А чтоб вам провалиться! Поесть не дадут. Не пускай никого, меня нету, нету".

М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита
*********************************

Дорогой Степан Богданович, - заговорил посетитель, проницательно улыбаясь, - никакой пирамидон вам не поможет. Следуйте старому мудрому правилу, - лечить подобное подобным. Единственно, что вернет вас к жизни, это две стопки водки с острой и горячей закуской.

М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита
*********************************

Бегемот отрезал кусок ананаса, посолил его, поперчил, съел и после этого так залихватски тяпнул вторую стопку спирта, что все зааплодировали.

М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита
*********************************

В ресторане можно было получить все те блага, коих в повседневной своей жизни на квартирах люди искусства были в значительной степени лишены. Здесь можно было съесть порцию икорки, положенной на лед, потребовать себе плотный бифштекс по-деревенски, закусить ветчинкой, сардинами, выпить водочки, закрыть ужин кружкой великолепного ледяного пива.

М. Булгаков. Мастер и Маргарита
*******************************

Заметьте, Иван Арнольдович, холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими. А из горячих московских закусок - это первая.

М.А. Булгаков. Собачье сердце
*****************************

Зина внесла серебряное крытое блюдо, в котором что-то ворчало. Запах от блюда шёл такой, что рот пса немедленно наполнился жидкой слюной. "Сады Семирамиды"! - подумал он и застучал по паркету хвостом, как палкой.
- Сюда их, - хищно скомандовал Филипп Филиппович.

М.А. Булгаков. Собачье сердце
*****************************

На разрисованных райскими цветами тарелках с чёрной широкой каймой лежала тонкими ломтиками нарезанная сёмга, маринованные угри. На тяжёлой доске кусок сыра со слезой, и в серебряной кадушке, обложенной снегом, - икра. Меж тарелками несколько тоненьких рюмочек и три хрустальных графинчика с разноцветными водками. ... А Филипп Филиппович, заложив хвост тугой салфетки за воротничок, проповедовал: - Еда, Иван Арнольдович, штука хитрая. Есть нужно уметь, а представьте себе - большинство людей вовсе есть не умеют. Нужно не только знать что съесть, но и когда и как... И что при этом говорить. Да-с.

М.А. Булгаков. Собачье сердце
*****************************

На разрисованными райским цветами тарелках с черной широкой каймой лежала тонкими ломтиками нарезанная семга, маринованные угри. на тяжелой доске кусок сыра со слезой., и в серебряной кадушке, обложенной снегом, - икра. " Сады Семирамиды!" - подумал он и застучал по паркету хвостом, как палкой. Сюда их, - хищно скомандовал Филипп Филиппович, - Доктор Барменталь, умоляю вас. Оставьте икру в покое. И если хотите послушаться доброго совета, налейте не английской, а обыкновенной русской водки.

М.А. Булгаков. Собачье сердце
*****************************


****************************
Блюда из литературного обеда
****************************

Селедка маринованная в молоке

Промыть и очистить селедку, достать молоки. Селедку нарезать и поместить в тарелку с нарезанными кольцами луком и огурцом, нарезанными и отваренными шампиньонами. Молоки отдельно поместить в глубокую тарелку, залить их молоком и добавить горчицу, уксус, кориандр, соль и перец, тщательно перетереть вилкой.
Смешать селедку с луком и огурцом, протертые молоки и лавровый лист. Оставить мариноваться в холодном место 5-6 часов. Посыпать укропом и подавать.