Три власти - три ареста

Александр Зельцер 2
Судьба большевика Бызова  Ивана  Андриановича, активного участника становления советской власти в Архангельской области, типична для своего времени. Он арестовывался трижды: царским правительством, белогвардейцами и НКВД. В последний арест его расстреляли.

Очерк написан по воспоминаниям и документам, которые были переданы в архив Череповецкого музейного объединения его дочерью - Отвагиной Ольгой Ивановной, проживавшей в Череповце (ул. Устюженская, 2, кв. 11).

Иван Андрианович Бызов родился в 1876 году  в д. Ныкола Холмогорского р-на Архангельской области (по другим данным – д. Звоз Емецкого района). До революции 2 года учился в Киевской духовной семинарии. Там  изучил латынь, овладел английским и немецким языками.   В Киеве начал принимать участие в студенческих волнениях, за что вместе с товарищами был сослан на 1 год на Соловки. После ссылки его не восстановили  в семинарии, и он вернулся назад в Архангельскую область, в  деревню Ныкола. Стал работать - сначала в своей деревне, потом на селе Мехреньга (около станции Плисецская Архангельской области).
Там же И.А. Бызов проводил подпольную большевистскую работу, состоял в переписке с центральным комитетом партии большевиков. С апреля 1917 года работал секретарем Звозо-Ныкольского сельсовета Холмогорского района. С ноября 1917-го по август 1918 года был секретарем совета Холмогорского района в г. Холмогоры. В августе 1918 года, с приходом белогвардейцев и войск Антанты,  Бызов был арестован как большевик и провел 19 месяцев в архангельской тюрьме и на каторжных островах Белого моря -  Мудьюге и Иконьге. Белогвардейцы стояли и в Ныколе. Жена Ивана Андриановича - Татьяна Александровна в разговорах с солдатами пыталась выяснить судьбу своего мужа. Один из офицеров (минчанин) съездил в Архангельск и  узнал, что ее муж сидит на острове Мудьюг, но его должны перевести в тюрьму. Так как Бызов знал иностранные языки, его поставили в тюрьме переводчиком, это и спасло ему жизнь.

В марте 1920 года после освобождения Севера от белогвардейцев и войск Антанты прежний состав Холмогорского уездного совета возобновил свою работу.  Иван Андрианович  непродолжительное время работал заведующим уездным финотделом, а потом был избран секретарем уездного комитета партии большевиков. На этой должности он работал  до 1925 года. Им были созданы комсомольские организации в Ныколе и Звозе. В 1926-1927 года работал в Онежском уездном земотделе бухгалтером. Потом - в Архангельске в Управлении трудовых колоний в качестве вольнонаемного бухгалтером и строителем.
В Архангельске случилось несчастье – И.А. Бызов попал под трамвай, и ему отрезало ногу. Он вынужден был вернуться в свою деревню, где занимался культработой - организовывал различные кружки. Так, в Ныколе в поповском доме им был создан клуб. Организована театральная труппа, которая регулярно ставила постановки и выступала в окрестных деревнях. Смотреть ходило много зрителей, даже престарелые люди ходили.
В 1930 году в Ныколе Бызов организовал колхоз «Маяк». Везде и всюду он принимал активное участие в общественной жизни.
У Бызовых была большая семья – 11 детей.
 В июле 1937 г. Иван Андрианович был арестован. 22 декабря 1937 года тройка при УНКВД по Архангельской области приговорила Бызова Ивана Андриановича к расстрелу. На запрос жены  милиционер ответил, что ее муж осужден на 10 лет без права переписки. А вскоре Иван Тарахин - секретарь комсомольской организации - сообщил, что 25 декабря 1937 года Ивана Андриановича расстреляли.
13 октября 1956 года Президиум Архангельского областного суда отменил постановление тройки и дело в отношении И.А. Бызова прекратил за отсутствием состава преступления.

На фото: И.А. Бызов (в центре), 1936 год.