О тех, кого я помню и люблю

Александр Дед
СОРОКОТ-так называют на флоте людей, достигших 40 летнего возраста. Как правило, люди эти ходят уже токарями (точила), старшими мотористами(варила) или старшими электриками в машине. На палубе-это боцман (дракон) или старший матрос — плотник (колобаха). Люди рассудительные, опытные, соленого хлебца съевшие лет так с 20. На судах пользуются заслуженным уважением. К их мнению прислушиваются и капитан (Мастер) и старший механик(Дед). Рядовой состав уважает и побаивается. Если ты нашел общий язык с ними, дружбе-цены не будет. Если невзлюбили молодого механика, моториста-жизни не будет. Я, как правило, будучи как мотористом на практике, так и механиком после мореходки, язык общий, находил. Спасибо Вам, мои учителя. Многих уже нет в живых. Но я Вас помню.

ПРАКТИКА.
Я курсант 4-ого курса. Индивидуальная практика на сухогрузе типа «Новгород» и я работаю уже мотористом 1-го класса. Увидев машинный состав, тихо присел «на измену». Три сорокота+30 летний старший моторист. Все, мне конец. Заипут…Выход в море. Чувствую пристальное внимание к персоне своей. Тут, как в зоне. Ты на виду 24 часа. Как ты работаешь, как ты ешь, срешь, одеваешься, проводишь свободное время. В чистом ходишь или как чушок робу не стираешь.Я застал еще сорокотов из кочегаров парового флота. Роба-выглажена, на шее платок шейный. Его используют, чтобы вытереть пот с лица, либо повязывают жгутом на лоб, чтобы пот не затекал в глаза. Сталинской закваски еще ребята.



Меня закрепили за 4ым механиком. Первая должность моя будет после окончания училища. «Король воды, говна и пара».Отвечает за котлы, фекальную систему и системы мытьевой, питьевой и забортной воды для санузлов. Плюс системы гидравлики трюмов, палубные механизмы и шлюпки на палубе. Хозяйство хлопотное.Трубы имеют свойство сгнивать, ДВС спасательных шлюпок не запускаться в мороз. Работали мы в паре со старшим мотористом 30 лет от роду, Володей Ивановым. Вот действительно-Иванов! На таких богатырях Россия и держится.Рослый, косая сажень в плечах, волосы русые.Меняем трубы гидравлики на палубе. Я помогаю отдавать зкипевшие и тянутые гайки соединений.Соответственно ключи, ветошь из машины таскаю я. Туда и возвращать должен. Но день изо дня таскать инструмент туда-обратно довольно утомительно. И я оставляю ключи на палубе до следующего дня.



Десятичасовой чай. Мы сидим машинной командой в отдельной пустой каюте-«чайхане».Здесь работает кондиционер, можно курить и немного передохнуть от зноя на палубе и духоты машинного отделения.
Токарь обращается к старшему мотористу сорокоту.
-Слушай. Какая-то сука реллинги руками в масле заляпала.Чуть не звезданулся.Не видел кто?(Вся машкоманда держит в кармане кусок ветоши.Вытереть руки от масла).
-Нет. Не видел. Вот бля, засранец какой. С палубы наверно, «рогатый»(так называют матросов) лазал.
-Саня! (Это уже ко мне) А ты не видел этого пидора?
-Нет. Отвечаю я. Мне стыдно. Ведь это я в спешке заляпал руками в гидравлике, когда метался вверх-вниз за нужным ключом.
-Саня, поймаешь-ввали звездюлей.Чуть спину не сламал.



Все, следующий день кусок ветоши у меня в кармане и я заботливо, как делают старшие, идя по трапу, протираю реллинг. Опасность в том, что когда ты спускаешься по ним только на руках, не касаясь ногами ступенек рука на масле проскакивает и ты полетишь по железу и на железо.
-Саня! Ты не видел какая сволочь ключи из токарки взяла и на место не вернула?
-Саня! Ты видел, кто наследил рабочими гадами в коридоре?
Я –обучаем и уроки старших усваиваю быстро. Постепенно, видя что паренек старается, ко мне меняется и отношение. Если делаю что-то не совсем верно или неумело, сорокот не пройдет мимо, типо ипись ты сам, презер. Остановится, посмотрит и поправит. Или покажет сам, как сделать лучше и быстрее. Иногда вечерами, после ударно выполненной работы, начальство выставляет спиртное. Сорокоты собираются в «чайхане» чинно выпивают, разговоры разговаривают. Дверь в это время закрыта. Заходить не рекомендуется. Меня начали приглашать только после месяцев двух. Значит –приняли, хотя я поучавствовал и в переборке цилиндра и в замене лабиринтовых уплотнений заслонок турбокомпрессора. У нас стоял финский «Зульцер».

В ДОЛЖНОСТИ ВТОРОГО МЕХАНИКА.
Мне 28 лет и я хожу вторым механиком первые рейсы . «Второй-это почти Старший. А третий-это еще почти четвертый»-так говорят на флоте. Третий может улететь назад, если допустит прокол. Вторым становят уже человека, к которому присмотрелись в Службе механической. Таким я и являюсь к этому моменту. Матерый третий.
Лето и команду набирают с миру по сосенке. Все в отпусках. Команда подбирается из моих ровесников. 24-30 лет. В машине два сорокота. Точнее уже далеко за сорокотов. Старший моторист, отвечающий за топливную аппаратуру всех ДВС и токарь. Оба с любой пьянки утром гладко выбриты и причесаны. Есть на кого ровняться молодым. Один спокоен и рассудителен, второй, токарь-халерик. Живой и шустрый. Оба-Анатолии. Разница возроста в полгода. Токарь, пацаном еще, с сестрой попал в лагерь при немецком госпитале с кучей таких же ребятишек. Лагерь при госпитале в г. Гатчина. У детей брали кровь для раненных немцев. Им оставалось жить еще максимум неделю. Спасла Красная армия, освободившая город.



Подводим трубу питания расширительного бачка АДГ (Аварийный дизель-генератор). Труба под подволоком и крутить соединения довольно неудобно. Токарь- внизу, второй моторист вверху расклинился и пыхтит. Не сочленить «американку»(соединение).
-Толя, Толя! Ты отожми ее свайкой вправо.
Второй Толя молчит и пыхтит. Делает так, как считает нужным.
-«Толя, Толя! На, возьми трубу, подожми ее снизу и жми свайкой вправо!» Частит снизу второй сорокот.
Наконец верхний Толя срывается. Спрыгивает вниз и начинает орать: «Да заткнешься ты наконец, салага траханная! Зелень ты бля, подкильная, чтобы меня учить!». Повторяю, что разница в возрасте-полгода.



Сижу в каюте. Заходит комиссар. «Я стирался в прачечной, а ваши токарь и старший моторист похоже пьют в каюте».
"Ваши".Да я этим ВАШИМ в сыновья гожусь. Прачечная находится рядом с их каютами. Надо идти, реагировать. Спускаюсь на палубу рядового состава. Дверь в каюту открыта. Толики сидят друг напротив друга. Чинные и благородные. В очках-читают старые газеты. На столе, под столом ничего нет.
-Привет старики-мазурики. Чего там Первый на вас говно льет, что пьете?
-Викторович, да ты что? Возмущаются громко оба.
-Да, ладно. Аккуратнее только. Засек вас он.
-Ты будешь?



Вопрос риторический. И я не отказываюсь. Дверь моментально захлопывается. С полки под столом, приделанной к переборке, так чтобы не было видно, появляется бутылка рома из Никарагуа и три рюмки. Розлив идет моментально, мы выпиваем без тостов и быстро. Все убирается на место, дверь распахивается и мы шумно выдохнув, закуриваем.
Через час, вернувшись в каюту, звоню комиссару. Стараясь не выдать опьянение, докладываю, что все нормально. Вот такие были у нас старики-мазурики.
Помню я вас.Много миль прошел с вами, не подводили. Спасибо вам и поклон.