Дедушкин Москвич

Аркадий Аванесян
*** Он уже который раз видит этот сон : верхом на " Пегасе " он  мчится по полю, конь поднимает его под самые облака, да так ,что аж дух, захватывает...
 - Сынок, Сыно-оок! Просыпайся! Из деревни бабушка звонит, наш дед...скончался...
 Он, проснулся, сел на кровать, недоумённо посмотрел на мать, спросонья не поняв, почему она плачет.
 - Что случилось?
 - Сынок бабушка позвонила, дед умер, - повторила плача мать.
 Ошарашенный такой новостью, он начал судорожно натягивать брюки.
- Надо ехать, да побыстрее, Ба, там одна!
 В доме, было тихо...настолько тихо, что слышно было , как тикают настольные часы. Дедушка лежал на кровати. . Он подошёл, к покойному, молча опустился на колени , посмотрел на бледное лицо деда, потом так же молча взял руку покойного , поцеловал её. Он очень любил своего дедушку, когда было любое свободное время он приезжал к нему. . Дед часто возил, его ещё мальчишкой, на своём стареньком " Москвиче " на рыбалку, где он учил внука разным премудростям и хитростям этого увлекательного дела. Частенько втайне, чтобы никто не знал, он сажал внука за руль, и учил его вождению. 
 Когда старика, десять лет назад парализовало, он приехал в деревню и долго оставался рядом, потом привёз коляску, чтобы дедушка мог передвигаться самостоятельно. Он часто возил своего деда, на те места, где они любили раньше ходить, рыбачить.
 - Да-аа внучек, вот, раньше я возил тебя сюда, теперь ты меня. А  помнишь, как я тебя ,вот здесь, учил машину водить?
- Помню дед! Я ещё, вот на этом месте, съехал с дороги на обочину. Тогда я страшно перепугался, что мне достанется, но ты даже не рассердился, а только начал, мне объяснять, как правильно вести себя в таких ситуациях...
 - Да-аа, ты тогда был похож на маленького ёжика из мультика, испуганный и очень смешной, - сказал дед улыбаясь.
 Воспоминания прервал голос матери:" Сынок, вставай, надо подумать о похоронах", - слова матери больно резали по сердцу, но на самом деле надо было организовать достойные проводы любимого деда.
 На сороковой день, после похорон, бабушка передала внуку запечатанный конверт.
 - Это тебе написал, ещё год назад твой дед, и велел передать на сороковой день после его смерти.
 Он взял конверт, аккуратно распечатал его , внутри было письмо, написанное аккуратным дедовским почерком.
 -  Дорогой мой внук! Ты, читаешь это письмо, значит меня уже нет. Ты знаешь как я тебя любил, и даже после своей смерти люблю тебя и всегда буду с тобой. Я завещаю тебе,свой старенький " Москвич". Возьми его! Правда он много лет, после того, как парализовало мои ноги ,простаивал в сарае,но знаю ,как он тебе нравится. Тебя не прельщают эти модные иномарки,  ты любишь наш старый , добрый " Москвич ". Восстанови его, он ещё долго прослужит тебе верой и правдой. . Ты всегда выйдешь с ним  из трудного положения. Я сам любил этот автомобиль, всегда ухаживал за ним и берёг. За несколько десятков лет, мы с ним, не были ни в одной аварии, какие бы ни были сложные ситуации на дороге. Теперь, он твой. Не расставайся с ним!
 Парень ещё долго перечитывал письмо, вспоминая своего дедушку, и все  их совместные похождения.
 Прошло ещё немного времени и парень пришёл к сараю, где стоял " Москвич " . После того как деда парализовало, он ни разу сюда не приходил. Он открыл сарай, там стоял  автомобиль, это был старый , выпуска второй половины пятидесятых годов прошлого века, выцветший, весь в пыли и паутине, авто.
Он с трудом выкатил машину во двор, смахнул с него пыль и паутину, затем вымыл его." Москвич "стал выглядеть намного лучше, но все равно оставался очень старым , требующим огромных усилий, чтобы его восстановить.
 - Привет, старый друг! - сказал парень, поглаживая крыло автомобиля, обращаясь к нему как к живому.
 - Давненько мы, не встречались, помнишь меня? Как мы с дедушкой катались, ездили на рыбалку, он учил меня водить? И вот деда уже нет. Мы с тобой вдвоём   остались. Ничего старичок, я тебя отремонтирую, будешь как новенький. Он прижался щекой к стеклу автомобиля ,тепло от нагретого, давно не видавшего солнца " москвича " ,приятно разливалось по его щеке. Вдруг ,ему послышалось, что как будто изнутри авто, раздался любимый дедов вальс Штрауса : парам-парам-парам-пам-пам, парам- парам-парам-пам пам, парабара пам-пам-пам.... 
 Он открыл дверцу, внутри салона было тоже пыльно, обивка на сиденьях выцвела, местами потрескалась, в общем и внутри картина была не лучше. Он мог поклясться, что музыка была из радио " Москвича".
-Как такое возможно? Мне не могло показаться, музыка шла из радио, но как?!
 Парень взялся за ремонт автомобиля. Сперва он полностью разобрал его, снял крылья, двери, крышку багажника , капот, затем извлёк двигатель, коробку передач, снял мост и передок, затем освободил салон, сняв сиденья, обивку салона, торпеду, словом, остался один остов. Потом он начал подготавливать кузов к покраске, очистил от старых покрытий ,удалил ржавчину , провёл сварочные работы,причём всё это, он делал сам, никого не привлекая к процессу. Доставал, необходимые детали,  это было гораздо сложенее, но он упрямо шёл к цели, часами бродил по автобарахолкам, выискивал в интернете, и в конце-концов, достал всё необходимое. Для дела, он даже пошёл в помощники к автомаляру, чтобы самому научится и покрасить свой " Москвич."
 Он возился часами, днями напролёт не выходил из гаража. Некоторые знакомые говорили между собой - парень совсем рехнулся, возится с этим старьём, взял-бы себе нормальную машину, если так хочется иметь автомобиль,а этот чудак тратит деньги и время на этот хлам.
 Прошло уже довольно много времени. И вот ,наконец, покрасив " Москвич " ,он начал его собирать, стараясь  сохранить всё оригинальное. Ещё месяц, как раз к годовщине смерти дедушки, автомобиль был полностью готов. " Москвича " было не узнать! Во дворе стоял новый, родного вишнёвого цвета, сверкающий хромом,переливающийся на солнце ,автомобиль. Увидев " Москвича" бабушка прослезилась.
 - Надо же, он выглядит так-же, когда мы его только привезли из магазина! Салон и сиденья такого же цвета! Спасибо, внучек, что ничего не забыл. Дед сейчас смотрит на тебя и радуется, ты же знаешь, как он любил этот автомобиль... Парам-парам-парам-пам-пам парам-парам-парам-пам-пам, вновь донеслась до них эта мелодия, это уже точно, пело радио "москвича"...
 Теперь,он  счёл возможным пользоваться автомобилем. Когда он ездил по улицам родного города, люди с восхищением смотрели на этого " пришельца " из прошлого, ведь таких авто, практически не осталось, а " Москвич "  поблёскивая ,полированными боками, сверкая хромом, гордо проезжал мимо зевак, как бы говоря : " смотрите , мне более полувека, а как я выгляжу! " И это было правда, несмотря на свой весьма почтенный возраст, автомобиль выглядел весьма достойно: ухоженый и несмотря на любую погоду, всегда чистый, словом он радовал глаз. Парень очень любил своё авто,когда он садился в "Москвич ", тот приветствовал его, включалось радио и из динамика доносилось дедушкино " парам-парам- парам- пам- пам"..., он уже не удивлялся этому, ему даже иногда казалось, что рядом с ним на переднем сиденье сидит его дед. Он частенько разговаривал с " Москвичом " :" Привет, дружище, ну, как дела? Сейчас я тебя помою, почищу, не гоже выезжать из дому пыльным. Заправлю тебя, и мы поедем. Согласен? Старичок ты  мой". А из  радио лилось - увезу тебя, я, в тундру, увезу к седым снегам "... Автомобиль разговаривал с ним, разговаривал через своё радио... Они хорошо ладили, человек и автомобиль...
 Однажды молодому человеку, срочно надо было поехать по делам , путь был довольно длинный и парень уже второй день был за рулём. Дело шло к ночи : " сейчас доедем до ближайшего населённого пункта и передохнём, а то я уже зевать начал."
- Постой, паровоз, не стучите колёса... - донеслось из динамика, - кондуктор, нажми на тормоза...
- Я, тебя, понимаю, Дружище, но тут негде ! Да и что ,мы будем тут, куковать ночью на трассе? Ничего, доедем, потихоньку...
 -Останови машину!
Он посмотрел направо, рядом сидел дед, лицо его было спокойным, но взгляд строгий...
- Останови машину! - повторил дед, который уже смотрел на него снаружи, напротив, через лобовое стекло.
- Останови машину!!!- голос его становился всё громче -немедленно останови машину!!! Просыпайся!!!
 Он с трудом, преодолевая опустившуюся на него тяжесть сна, инстиктивно нажал на педаль.Взвизгнув тормозами, " Москвич" остановился. Сквозь радиопомехи, из динамика было слышно:" Остановись! Тебе надо отдохнуть, иначе не доедешь!"
- Деда?! с удивлением спросил парень. - Деда! ты, я знаю, это, ты! Ответь, де-еда!
 Но радио молчало, вернее молчал голос, который был, он мог поклясться, точно был его дедушки, а из радио шло :" Ямщик, не гони лошадей! Мне некуда больше спешить "...
- Да, мне не надо спешить! Нужно немного отдохнуть, иначе, я просто не доеду - подумал парень.
- Что это было? А ведь, я, заснул за рулём! Недопустимая оплошность. Вот дед и предостерёг меня, хотя и обиделся, раз не хотел отвечать мне, а ведь это он, на самом деле, говорил со мной ,через радио! Обиделся на то, что я забыл, все его наставления, про то, как вести себя в подобного рода ситуациях.
 - Деда! Ты, не обижайся! Я был не прав! На самом деле, надо было остановиться и немного поспать, я, не прав, но я исправлюсь. Деда, слышишь?! Как мне тебя не хватает! Я скучаю!
 - Не надо печалиться, вся жизнь впереди, вся жизнь впереди, надейся и жди"... - донеслась песня из динамика...
 По приезду домой, он всё рассказал матери.
 - Дедушка очень тебя любил и гордился тобой, вот он и не мог допустить ,чтобы с тобой, что-то случилось. Говорят у каждого человека есть ангел-хранитель, вот и у тебя, твой хранитель- это твой дед. А ты должен подумать, крепко подумать, как вести себя на дороге.Не шутка ,два дня ехать, без перерыва, что за ребячество?! Пора остепениться, сынок, и вообще , ты уже взрослый, тебе пора, давно пора обзавестись семьёй. Я уже немолода ,и хочу видеть внуков, бабушка старенькая, тоже хочет видеть тебя семейным человеком, да и дед ,был бы рад. Подумай, сынок.
 Он пришёл в гараж.
 - Привет, старичок! Как ты, тут?
- Парам - парам- парам-пам-пам...                - Чтож, сегодня никуда не едем, сегодня будем делать профилактику, помоемся заправимся ...
- ну что ,родимая, поехали кататься?... - донеслось из динамика 
- Куда кататься? Не накатался? Отдохни.
- Вперёд, труба зовёт ...-донеслось в ответ
- Ну раз ты настаиваешь... - только, сначала ,я, тебя вымою...
 Они поехали.Он не знал,в какую сторону поворачивать, но казалось,будто " Москвич ", сам рулит и едет, только ему известном направлении.
-  Как много девушек хороших ...- звучало из динамика,- Как много ласковых имён...
 И тут, автомобиль остановился, причём, сделал он это, без помощи парня.
- Что случилось ,старичок?
- Сердце, тебе не хочется покоя, сердце ...
 Тут он  услышал робкий стук в стекло, задней двери, он опустил стекло, это стучала девушка.
 - Извините, пожалуйста, я смотрю машина остановилась, а здесь не легко поймать, такси....
- я не таксую...
- я понимаю, но пожалуйста, выручите меня сегодня .У нас в консерватории концерт, а я опаздываю, пожалуйста, для меня это важно!Подвезите, я заплачу...
Дверь " Москвича " сама приоткрылась, парню ничего не оставалось, как пригласить, девушку сесть.
 - Садитесь, пожалуйста, я, действительно не таксую, но, мы, Вас, подвезём...
Девушка оглянулась:" МЫ? Но здесь больше никого нет!" - удиивлённо сказала она  Парень немного смутился, он всегда считал свой " Москвич " живым существом, поэтому и у него само  получилось, это " мы".Преодолев смущение он сказал невнятно: "Да, это, я, так..."
 - У самовара, я  и моя Маша, а на дворе ,уже совсем темно ... - неслось из радио. Девушка улыбнулась, поймав на себе удивлённый взгляд. Она сказала :"Какое совпадение, прозвучало, из радио, Вашего, автомобиля! Дело в том, что меня зовут, Маша, вернее Мария, и мне нравится эта песня Утёсова, и вообще я люблю старые песни, они такие добрые и наивные!"
 - Меня зовут, Сергей, - представился парень. - А, Вы, музыкант?
- Ну, музыкант, это уж, очень, но я, обязательно стану, хорошей флейтисткой.
- А-а Вы, играете на флейте, а, я-то думаю, что за инструмент может быть в таком маленьком футляре.
- Да, я играю на флейте, и сейчас еду на свой первый концерт.
 - Не беспокойтесь, мы, Вас, быстро довезём.
 - Вы так любите свой автомобиль, что отождествляете себя с ним?
- Да, я люблю свой " Москвич" - А Москвич, потому что, он из Москвы?
- Не-е-ет, - улыбаясь ответил он, - Это модель такая ,Советского периода производства ,называется- " Москвич ", четыреста седьмой модели. Ему уже полвека, с некоторой гордостю, сказал он.
 - Ух ты-ы!- произнесла девушка, - А выглядит, как новенький, даже лучше чем современные авто!Правда , правда!- без фальши,восхищённо , сказала она.
 А из динамика, непрерывно сменяя друг друга, шли старые песни, песни о главном - о любви.
 Вскоре, они доехали до места. Девушка поблагодарив парня,вышла из машины. Уходя,она погладила автомобиль:" И тебе спасибо!"Вдруг, " Москвич" сам просигналил. Девушка обернулась, вопросительно посмотрев на парня, и тот, сам того не ожидая сказал: "А, Вы пригласите меня на концерт? Я ,как раз ,сегодня свободен!"
 - Вам действительно хочется на концерт?
 - Да, мне очень хочется послушать флейту.
 - Ну-у, в таком случае, я, Вас, приглашаю.
 Он быстро отогнал машину, на стоянку и вернулся к ждущей, у дверей здания ,девушке.
 
 После концерта, парень подошёл к девушке.
 - Вы очень красиво играли, мне понравилось.
 - Я рада, что, Вам, понравилось. - ответила она. - это первый большой концерт в моей жизни, я очень волновалась.
- Нет, на самом деле вы хорошо сыграли ,это было видно и по публике. Вы, молодец!
- А, теперь разрешите, мы, Вас, подвезём.
 Обратно они ехали уже обращаясь друг к другу на ты. Они стали встречаться, и каждый раз ,когда девушка садилась в " Москвич" ,из динамика, его радио ,доносилось: " Парам-парам -парам  пам-пам "... 
 Он познакомил девушку с мамой и бабушкой. Она понравилась им, Маша была проста в общении, и эта простата и наивность ,делали её привлекательной.Девушка быстро завоевала любовь и доверие взрослых.
 Втроём ,с мамой ,они часто ездили в деревню ,навестить бабушку. Она всегда готовилась к приезду внука. Несмотря на свой почтенный возраст, была, что называется ,в хорошей форме, пекла пироги с грибами, готовила,свои фирменные щи.
 Однажды Сергей попросил Машу, взять с собой, флейту. Маме и бабушке понравилась, игра девушки, они даже иногда устраивали маленький концерт. Мама Сергея аккомпонировала Маше на пианино, у них получился неплохой дуэт.А бабушка пела старинные романсы.

 Он возил девушку по тем местам, где они с дедушкой часто любили бывать. Учил свою подругу ловить рыбу, рассказывая про некоторые премудрости, этого увлекательного дела.
 А бабушка делилась, с Машей ,своими фирменными рецептами приготовления блюд, они могли подолгу проводить время на кухне .Девушка с удовольствием слушала бабушку, она была прилежной ученицей.
 Сергей-же , когда они выезжали за деревню, учил Машу водить автомобиль, и именно в тех местах, где когда-то учил его дед. А " Москвич ", весело приветствовал девушку, то сигналя, то мигая фарами. Маша и тут хорошо справлялась, она быстро усвоила Серёжины уроки. Каждый раз когда девушка садилась за руль, из динамика радио " Москвича " доносилось привычное :" парам-парам-парам- пам -пам"-пам...'
 Девушка уже не удивлялась тому, что радио само начинает играть, она знала историю дедушкиного " Москвича ".
 - Мне очень нравится твой " Москвич " - как-то раз, сказала она. -  Он такой хороший! Всегда ухоженный, красивый! Я просто влюблена в него!
- А хочешь, он станет и твоим? - спросил парень
- Как это?
- Выходи за меня замуж, и он станет твоим тоже... Через месяц была свадьба.По городу мчалась свадебная процессия. В " Москвиче " сидело четверо впереди молодожёны ,а на заднем сиденье мама и бабушка. Из радио неслось:" Ах эта свадьба, свадьба, свадьба, пела и плясала "... Жених посмотрел в зеркало заднего вида, и оторопел, на сиденье между счастливыми бабушкой и матерью, широко улыбаясь, сидел дедушка...Парень обернулся назад, там сидели мама и бабушка. Он  снова посмотрел в зеркало, там по-прежнему, в середине, сидел дедушка, он улыбаясь, показал указательным пальцем на дорогу, как бы говоря :"Смотри вперёд!"-и одобрительно кивнул.
 По городу мчался свадебный кортеж, впереди него, переливаясь вишнёвым отливом и сверкая хромом ,грациозно ,словно морской лайнер, шёл дедушкин " Москвич "...