Рыжий мужик

Алла Жарикова
               

В семидесятых годах прошлого столетия народ вдруг заболел байдарками.  Клубы любителей помахать вёслами росли как грибы после тёплого дождичка. Бурные течения, пороги, экстрим, адреналин влекли любопытных и отчаянных. После пережитых испытаний следовали приятные посиделки у ночного костра с «разбором полётов», бардовскими песнями под гитару, анекдотами и байками. В таких походах обретали  друзей, заводили полезные  знакомства, а незамужние  и неженатые часто встречали свою вторую половину. Но в длительные и опасные походы ходили спортсмены. Основную же массу байдарочников составляли просто желающие отдохнуть на воде. Людям хотелось отвлечься от городской суеты, размять мышцы, подышать   чистым воздухом, вывезти на природу детишек. Летом, в выходные и праздничные  дни, подмосковные речки бороздили целые караваны  судов.  Как правило, это были двух или трехместные «Салюты» отечественного производства, купленные в Спорттоварах, но иногда попадались и самоделки. На бортах  красовались названия: «Орхидея», «Шторм», «Баба Яга», «Весёлый Роджер» и т.д. Некоторые были составлены из начальных букв имён владельцев. Например, лодка моей подруги носила название «Свелеко» - Света, Лена, Костя. Было забавно, когда из проплывающей «Орхидеи» торчали  мощные обнажённые торсы бородатых дядек, а за ними следовал «Кашалот», управляемый  тощенькими пигалицами в бикини.
 
    Байдарочное поветрие не миновало и нас с братом.  Владимир, занимавшийся в юности спортивной греблей на байдарке, подбил меня купить в складчину лодку, быстренько обучил, как держать весло и правильно погружать его в воду – и вот уже мы  рассекаем воды Киржача, а между нами сидит наш красавец  эрдельтерьер, Гусар. Его пришлось взять с собой. Родители наотрез отказались три дня подряд следить за собакой, у них и так было много хлопот с приехавшими на майские праздники родственниками.  До этого  Гусар ни разу не сидел в байдарке, и мы решили на берегу потренировать его. Но все наши попытки полностью провалились. Друзья, с которыми мы пошли в поход, хихикали и отпускали ехидные шуточки по поводу  служебной собаки с первыми степенями по двум видам дрессировки, не желающей подчиняться и раз за разом выскакивающей из лодки.

- Ну и ладно, пусть бежит за нами по суше, - наконец сдалась я, не в силах справиться с упрямством питомца.

   Однако едва мы с братом заняли свои места в байдарке и стали отходить от берега, Гусар ловко прыгнул через борт и спокойно уселся между нами. Пёс, оказывается, не упрямился. Он видел, что лодки с сидящими в них людьми двигаются только по воде, а значит, нечего туда и лезть.

   Нашу группу составляли три экипажа – мы с братом, моя подруга Лена с мужем Костей на лодке «Свелеко» и товарищ брата, тоже бывший гребец, Саша со своей подругой Ирой на «Авроре». Погода стояла чудесная. Было так тепло, что мы все сняли майки, подставив для загара щедрому солнцу бледные спины и плечи. Наши лодки легко обгоняли другие  благодаря гребущим в них крепким, спортивным парням, да и напарницы были под стать. Часа через три решили пристать к берегу, размять ноги и навестить ближние кустики. Никто не заметил в ивняке у воды чью-то привязанную байдарку. Мы  разошлись, а Гусара оставили караулить имущество. Когда вернулись, увидели следующее: у воды замерли парень и девушка, а перед ними в угрожающей позе стоял Гусар. Он не нападал, но едва кто-то из незнакомцев пытался шевельнуть рукой или ногой, резко разворачивался в его сторону и демонстрировал великолепный набор белых зубов. Я взяла собаку на поводок, а ребята объяснили ситуацию и показали свою спрятанную байдарку.  Рассыпавшись в извинениях и похвалив Гусара, я дала им возможность её забрать.

   В то время не было интернета, по телевизору ещё не шли циклы передач кинологов Затевахина, Манёва и Цезаря Милана. Познавательной литературы о собаках тоже не было. Этот поход  дал мне возможность наблюдать, как себя ведёт собака на природе и пополнить знания, полученные в школе инструкторов дрессировщиков. Инстинкт и результаты работы селекционеров с породой руководили моим любимцем. Гусар стал нам  отличным помощником. Первым делом он познакомился со всеми участниками группы, обнюхал их, принадлежавшие им лодки,  рюкзаки, и взял на себя обязанность охранять людей и караулить вещи. Если кто-то отделялся от группы в кустики, Гусар следовал за ним, дожидался окончания процесса и приводил назад.

- Ой, он нас пасёт! – восхитилась Ира.
- Ну, да, Гусар отвечает за тех, кого приручил, - усмехнулся Владимир.

   Близился вечер, пора было искать место для лагеря. Мы присмотрели отличное местечко на высоком берегу – широкую поляну, окружённую густыми кустами, за которыми краешком подступал к реке лес, и вилась узкая тропинка, ведущая куда-то далеко в поле. Вытащили лодки на берег, выгрузили вещи и стали перетаскивать к месту стоянки. Конечно, Гусар нам активно помогал. И вот поставлены палатки, собран валежник, налажено кострище. Уже пляшет весёлый огонь под видавшим виды,  прокопчённым  котелком, а в воздухе  разносится восхитительный запах гречневой каши с тушёнкой.

- Ребята, а где Гусар, что-то я давно его не вижу, - встревожилась я, и противный холодок  пополз по спине.
- Да он всё время с нами крутился, пока мы вещи носили, не волнуйся. Может в лесочек заглянул, палочку нашёл и играет.
- Один? В палочку?  Этого быть не может. Гусар! Гусар, ко мне!
 - Гав! – донеслось издали, со стороны реки.

    Мы с братом кинулись туда. У кромки воды сидел наш красавец. Он с укором смотрел на нас, а перед ним лежал чехол от чьей-то лодки. Видно, в сумерках не разглядели и забыли принести в лагерь. Судя по следу на песке, Гусар пытался его тащить, но берег оказался слишком крут, а чехол тяжёл, и тогда добросовестный пёс остался его охранять. Не оставлять же без присмотра такую ценную вещь. Мы забрали чехол, вернулись к костру и торжественно вручили его владельцу Саше. Все наперебой хвалили Гусара, кто-то протянул ему кусочек колбаски, но пёс, заворчав, дал понять, что не терпит фамильярностей и хотя вокруг друзья, еду берёт только у хозяев. Мы вкусно поужинали, попели песни под Володину гитару и разошлись на ночлег по своим палаткам. Гусар съел свою вечернюю порцию сырого мяса, обошёл нашу поляну по периметру и часто пометил окружавшие её кусты. Потом подошёл ко мне и заявил, что он собака служебная, в палатку не пойдёт, а будет ночевать у входа и охранять лагерь.  Небо было чистое, дождя не предвиделось, и я согласилась. За неделю до нашего похода я наголо остригла эрделя, чтобы подготовить  к выставке  в конце мая. К этому сроку отрастёт новая шерсть, я её красиво оформлю, и наш любимец предстанет перед судейской коллегией во всём блеске. Естественно, оброслость на лапах, бороду и усы я не трогала.
 
   В мае по ночам в Подмосковье ещё холодно. Через час, после того, как мы с братом залезли в свои спальные мешки, полог палатки приподнялся, и в неё заполз Гусар.

- Что, замёрз, дружочек?
- Да это я так, проверить как вы тут, не надо ли чего. Я особо не стесню, лягу здесь, у вас в ногах.
- Ладно-ладно, ночуй.

   И я уснула. Проснулась от того, что показалось, будто к моей шее приложили ледышку. Хотела её спихнуть, и рука наткнулась на Гусаркин нос. Без тёплой шерсти зверь замёрз так, что его тело сотрясала дрожь. Первая мысль – простудится.  Этого ещё не хватало! Проснулся Владимир.

-Что случилось?
- Гуська замёрз.
- Так накрой его скорее чем-нибудь. Бедняга, он же совсем голый!

   В темноте я нашарила свой рюкзак, нащупала в нём тёплый шерстяной свитер  бирюзового цвета и напялила на собаку. Потом расстегнула спальник и прижала к себе Гусаркину спину. Вскоре он согрелся, перестал дрожать, расслабился, и мы все крепко уснули.  Пережитая тревога породила кошмар. Мне снилось, что я в скалистых горах карабкаюсь на крутую вершину. Она уже близко, но тут сверху вдруг посыпались камни. Огромные валуны пролетали над моей головой и катились вниз, издавая громкий рокот: «Р-р-р-р, Р-р-р-р!»  В ужасе я проснулась. За отогнутым входом в палатку занимался рассвет, над поляной клубился розоватый туман. Там, в тумане рокотал камнепад. И тут до меня дошло: «Боже, это же Гусар дерёт кого-то!» Пулей вылетаю из палатки. Чуть не упала, запнувшись за Вовкину гитару. Глазам моим открылась картина - посреди поляны незнакомый мужик и Гусар «делят» рюкзак. Гуська тянет к себе, мужик к себе, пытаясь ногой попасть по собаке. Пёс увёртывается и с каждым взмахом ноги свирепеет всё больше и всё громче и яростнее его рык.  А  поодаль, из кустов, выглядывает мордочка сибирской лайки.

- Стой! Гусар, фу! – завопила я устремившись к месту события.

   Услышав знакомые команды, Гусар подчинился, отпустил рюкзак и, как на занятии по дрессировке, сел у моей левой ноги. Я взяла его на поводок, поданный подоспевшим  братом. Мужик оправдывался.

- Не подумайте чего, у меня и в мыслях не было что-то у вас унести. Я охотник, приехал в эти места натаскать на тетеревов моего Кучума. Хотел ещё вчера вечером домой вернуться, да  заплутал. Стемнело, ничего не видать. На опушке леса развёл костерок, немного поел, подремал, а с рассветом пошёл дорогу искать. Вышел на полянку. Гляжу – палатки. Стою и думаю: «Подойти, что ли, дорогу у людей спросить, да неловко тревожить в такую рань».  Пока стоял, в одной палатке полог зашевелился, и из неё выглянул рыжий бородатый мужик в голубом свитере. Рядом гитара торчит – типичный турист. Я ему, вежливо так: «Командир, как мне к станции пройти?» А он ощерился во весь рот, крякнул, выскочил из палатки и помчался на меня. Ох, мама моя, да на четвереньках! Неужто псих? Как  же я струхнул! Сдёрнул рюкзак, заслонился им, а мужик рыжий в рюкзак вцепился и давай его у меня вырывать. Рычит! И только тут до меня дошло, что это собака.

   Лагерь был разбужен. Люди стали вылезать из палаток, и каждому вновь подошедшему незадачливый охотник поведывал свою историю. Народ угорал, переводя взгляды с него на  бирюзовый свитер Гусара. До конца похода все величали нашего охранника не иначе, как «рыжий мужик». А охотника мы напоили горячим чаем с пряниками и дорогу указали – у нас была карта местности. Покормили и его Кучума, молодого кобелька – сибирскую лайку. Он тогда не пошёл с хозяином через поляну, учуяв помеченные Гусаром границы.

   Много лет прошло с тех пор. Но частенько за праздничным столом мы вспоминаем эту забавную историю про рыжего мужика.

2008 г.   А. Жарикова