Баллада о Каспии - верлибр

Раиса Рябцовская
БАЛЛАДА О КАСПИИ.

                И сказал Господь: «Доселе
                дойдешь и не перейдёшь.
                И здесь предел надменным
                волнам твоим».

Безмерно  я  очарована
Божественною фразой!
«Надменные волны!»

Я часто наблюдаю их,
Стоя у прибоя.
И вправду море – поистине
Чудесная стихия!
Подарок нам от Бога!
И ни за что
Даровано оно.
Просто так,
Для благости душевной.

Но мы же люди,
Насколько мы инертны:
Сидим в своих
Бетонных клетках
И – ни ногой к нему.
Ни к морю.
И ни к Богу.

А между тем,
Как волны пеной лижут
Твои босые ноги…
Нет наслаждения,
Подобно этому,
На свете!

Когда морская пена,
Чьё тело из воздушных пузырьков,
Ласкаясь к твоей коже,
Охотно дарит  ей
Своё нежнейшее
Дыханье…

Как я люблю
Стоять у моря
По утрам!
Особенно, когда тепло,
Ничто не отвлекает,
И ветер чуть ласкает кожу,
Как лёгкие прикосновения
Желанных губ…

Я мысленно беру
Большую раму с позолотой
И прилагаю к горизонту,
К небу с морем  одновременно,
И чудная картина
Всегда передо мной!
Как жаль, что я одна
Любуюсь ею.
Пока все остальные
Продолжают спать…

А кое-кто бежит,
Лишь глядя под ноги...


Картины в золочёных рамах
И каждым утром разные,
Естественно.
Минут всего на двадцать
Одна и та же остается в раме,
Затем уже
Приходят краски дня,
И море, меняясь непрерывно,
Становится ещё прекрасней!

Каких только картин
Я здесь  не наблюдала:
Одна прекраснее другой!
Живые! Настоящие!
Не копии! Не дубликаты!

То желтоватый горизонт у моря,
То розовый, переходящий
В  нежно-серый,
То просто голубой,
Любой мозаикой
Отменно так искрится…

Воистину ведь сказано:
« От духа Его –
Великолепие неба».

А гладь сама морская,
Таинственно подвластна
Небесам,
Оттенки их
Так подлинно

И ёмко отражает:
Она такая –
Какое отражает небо.

Однажды видела
И розовое небо,
И розовое море!
Чудеса и только!
 А ведь это море
Каспием седым зовётся.
Бывает гладь морская
Настолько изумительно
Окрашена.
Лишь меленькая рябь
И вся – в искринках,
Как золотая
Рыбья чешуя.

То тучи тёмные,
Действительно свинцовые,
Нависли,
Готовые пролиться
Мгновенным водопадом
И небо, стало быть,
Угрюмо-серое.
Не  море сразу –
А морская бездна,
Не иначе.
 
Назавтра – снова всё,

Как  раньше было:
Опять сияют небеса
Приветливой улыбкой
И снова хочется
Приставить к небу
Раму с позолотой,
И, затаив дыхание,
Опять стоять
С открытым ртом
От восхищенья,
Ибо во всех музеях мира
Ты не увидишь
Таких картин, как вижу я
И каждым утром!
И как тут не влюбиться
В красу небесную?
И как душой
Не возвеличиться
Над бренным?!

При виде этих
Поистине  блистательных,
Божественных картин?
Они в избытке по утрам
Над  Каспием.
Ведь нет Небесного Творца
Талантливей на свете.
Не грех здесь повториться:
«От духа Его –
Великолепие неба».


Такая красота здесь
У прибоя…
Так и хочется иной раз
Приставить к небу
Лестницу,
Взобраться на неё
И ласково погладить
Крутой и нежный
Бок облака рукой,
Настоль оно красиво!
Как крем-брюле
Иль сливки взбитые
С малиной….
И это всё 
Над Каспием седым!…

О, люди, не сидите
В клетках,
Ведь мы не звери
И нас туда
Никто не посадил.
Идите к морю,
Хотя бы прогуляйтесь,
Дышите полной грудью,
Стоя у прибоя.
И улыбнитесь себе –
Счастливому…

Хотя б не бегайте,
Просто прогуляйтесь…

Уж лучше стать фанатиком
Природным, точней,

Морским,
И, стало быть,
Фанатиком здоровья,
Чем охать беспрестанно
От всяческих проблем,
Которые мы сами
Породили…

О, этот кайф у моря
Не передать словами,
Когда тебе едино –
Бежать или  идти
По влажному песку
В лучах приветных солнца,
Вдыхая полной грудью
Небесный, столь целительный
Бальзам,
Что воздухом морским зовётся.

Его вдыхая,
Мгновенно чувствуешь,
Как кожа на лице
Свежеет, хорошеет
И сияет…
И каждой клеткой существа
Благодаришь Всевышнего
За это наслаждение!
Хотя оно нам ничего
Не стоит,
Как и улыбка человека.


Так пробудитесь
И улыбнитесь
Себе же!
Никто вас не осудит!
За искренность улыбки –
Нас никогда не судят!

Но мы, как роботы,
Как механизмы,
Как машины,
Годами совершаем
Одни и те же действия
Утром, днем и вечером…
Живя, работая,
Мы продолжаем спать
С открытыми глазами.
Понаблюдайте за людьми
На улице!!!
Как движутся они?
Сомнамбулы!
Мы все такие.
И всем нам далеко
До пробуждения.
И лишь на море
Осознанность в сознание
Стучится…
И то – едва лишь,
И то – не всем
.
Обидно!

Я тоже раньше
На море не ходила:

Боялась там собак.
Затем решила,
Собаки никуда
Уже не денутся:
И надо привыкать
К сосуществованию.
Мириться с
Неудобством.

К тому же,
Преданнее их
На всей Земле
Существ не существует.
У моей знакомой
Есть мелкая собачка,
В жизни я своей
Не видела,
Чтобы с такой любовью
Могло животное
Смотреть на человека.
Даже мужчина с женщиной
Не смогут, как угодно долго,
В  глаза друг другу
Смотреть с такою нежностью:
Энергия кончается когда-то.
А этот песик,
Нисколько не изменив
Оттенку  обожания в глазах,
Смотреть может часами
На неё!
Вот поразительно!


 Я отвлеклась,
 Хотя и стоило сказать об этом,
Однако же вернёмся к морю.

И я иду туда
За вдохновением,
Здоровьем, чувствами,
Чтоб  напитаться силою
Морской стихии,
Которую она охотно отдаёт
Нам всем, если попросишь
Бережно и осторожно.
Руки, простирая к Небесам
И к морю.

Здоровья надо много
Мне иметь,
Чтоб так трудиться,
Как я теперь тружусь.

                II

Сначала я собак боялась,
Затем себе сказала:
«Кого я убоюсь,
Я под защитой Господа!?
Я – под Его крылом!»

Нуждалась в Нём,
Пришел, освободил меня
От всяких страхов.



Потому что два лишь
Вида страха дается нам
От самого рожденья,
Как утверждают
Знающие люди:
Страх – упасть
И страх от резких звуков,
Что служит  нам сигналом
Об опасности,
Для самосохранения.
Как, например, визг тормозов
Автомобиля
Поблизости от нас.

Все страхи остальные –
Лишь порожденье
Нашего невежества
Или воображения,
Не более  того.

Поэтому собак
Бояться перестала
Понемногу.
Теперь, когда собаку вижу,
Я как бы обращаюсь к ней:
«Ты добрая собачка,
Ты даже не тявкнешь на меня –
Я под защитой Господа!»
Иду себе спокойно дальше.


И за семь месяцев
Всё было без эксцессов.

Сегодня даже пёс,
Огромный, сторожевой
Спокойно подошёл 
Ко мне на море
И, молча, повиляв хвостом,
Тихонько удалился,
Поскольку не было во мне
Адреналина или гормона страха.
Не знаю, как точнее.
Ведь все покорны Господу
Живые существа.

И я могла
Спокойно  наслаждаться
Красотами морскими.

Какая прелесть!
Сегодня видела, как чайка
Коготками  ножки
Прямо в полёте
Почесала себе грудку!
И так невинно, мило.

Так часто утром
Они меня обступят
И, видно, думают:
«Ну, что ты, глупая,
Стоишь и машешь
Без толку руками?
Назойливо маячишь тут
С утра
Перед глазами!?
Взлети ты лучше
И полетай над морем,
Места хватит всем!
И сразу похудеешь
Да силы наберёшься
Заодно…»

Я их благодарю
За мысленный совет,
Но силу гравитации
Иль притяженья
Лишь только птицам,
Им одним,
Дано преодолеть –
За что-то даровал Господь
Им эту милость,
Хоть человек всю жизнь
Мечтает о полёте.

А птицы –
Лишь крыльев взмах
И вот уже в полёте,
Легко  поднялись в небо,
А я стою, машу руками…
Зато я наслаждаюсь
А им то  –  не дано!
Они живут не чувствами –
Инстинктами…
 
        III

Или прелестные нырки –
«Малюсенькие кнопки», 
По сравнению
С бушующей стихией,
А так легко справляются
С волнами!

Стою и наблюдаю:
Не станет он нырять,
Отважный,
Если наверху волны
Не появится беленький
Бурун из пены
И волна ещё не начала
Свой заворот…

Когда лишь мощная волна,
Только  тогда ныряет,
Но ни за что
Не вынырнет он сразу.
Хоть, кажется, совсем
Воды он не боится.
А подождёт две-три волны,
Когда они,
Одна сильней другой,
На берег устремятся…

И вынырнет  где-то
У четвёртой.
Где  безопасно.
Откуда-то и почему-то
Он это знает,

Какая  именно
Иная волна
Буруном завернётся,
А какая нет.

На плавной он волне
До самой  до верхушки
Держится  спокойно.

Я столько наблюдала:
Ни разу его чутьё
Не подвело! Ни разу!

Ни разу  на него
Волна не завернулась!
Вот где интуиция!
Иль знание Природы!
В Природе – всё гармония!
Затем всё волны меньше…
Ныркам такие
И вовсе нипочем:
К ним даже задом
Птицы  развернулись
И пусть себе качают,
Одним все озабочены,
Нырнуть и  корм себе
Быстрее отыскать…

Не только птицы
Море любят
И люди тоже.

Но более всего
Привлекает моё внимание

Одна русалка седовласая:
Уже два года вижу я на море
Женщину преклонных лет:
Ей 76 лет, как мне сказали.

До прибоя, по ступенькам
Она едва идёт,
Уж возраст не младенческий.
По берегу  – то ж самое…
Но только входит в воду,
Начинает плыть,
То всем на удивленье:
Заплывает так далеко от берега,
Что еле-еле её видно.
И лишь её нагие руки,
Словно два крыла,
Взлетают над стихией…

В любую непогоду,
В любые волны
Она себе верна
И морю!
Что удивительно для всех,
Она его нисколько не боится.
И море, видно, бережёт её,
Хранит и холит –
Она едина с ним!

Всегда я утром
Приветствую её
С невольным
Восхищением:
Всё в ней гармония.
А сколько доброты
И мудрости в её простых глазах
И, вместе с тем, глубинных.

И сколько скрытой силы,
Что просто поразительно!
В таком преклонном возрасте
Спокойно плыть
Метров за триста  или более
От берега, в любые волны!?
Какое мужество надо иметь
Или любовь к стихии!?
Что, пожалуй, равнозначно.

Я, по сравненью с ней – ничто,
Когда не чую дна,
Уже не человек
От страха.
Хоть столько лет уже
Живу на Каспии.
Зато почтение мое
По отношенью к ней
Предельно искренне.

         IV

А в октябре  я наблюдала
Повадки тёмных птиц –
Морских каких-то…
Как серпантин,
Стелились стаи над водой,
То словно хвост тряпичный
От змея из бумаги
Взлетали над волнами…

Так удивительно
Зигзагами летали
Причём, так близко
Над поверхностью,
Я даже опасалась:
Вдруг заденут воду
Нечаянно крылом…

Их словно небесный
Диспетчер выпускал:
Все стаи с интервалом
В пять-шесть минут,
Не более, летят –
За стаей стая!
Но  не могла увидеть,
Как ни старалась,
Откуда появлялись,
Куда вдруг исчезали,
Словно театра ширма
Их скрывала…

Так много есть поистине
Чудесного на море!
Весной и летом тюлени
Так близко подплывают к берегу
И с любопытством
Смотрят на людей,
Блестящей  головой
Своей вращая…
А люди, с не меньшим

Любопытством, естественно,
На них…

Как нравится мне
Ранним летним утром
Запах молодой полыни,
Душистый и пленительный,
Так дополняет он
Морской пейзаж отменно!
Такой уже привычный и родной.

Я моря в детстве не видела,
Сама  – алтайская степнячка.
А – лишь маленькую речку,
На карте  даже нет её
И не было.
На берегу  той речки
Все мы, дети, пропадали
С удочками,
И где с наших носов
Раз пять за лето
Слезала кожа.
Зато меня родители
Никак, ничем
Не обусловили,
То есть не «загоняли»
Ни в какие рамки,

И с детства
Вольнолюбивой, бойкой 
Я росла.
Была я атаманом,

Как говорили дома взрослые.
До пятого класса
Всех била пацанов,
Зато уж после пятого –
Они  – меня!
С не меньшим 
Вдохновением…

Но что самой приятно –
Я  романтичной выросла
На той же на Природе.
Природою воспитана,
Степных цветов томленьем…

Но море я люблю не меньше,
Смотрю я на репейник,
Пристроился, хитрющий, у дороги
И за штаны цепляется прохожих –
Вот приставала!!!
В Природе все продумано,
Во всём есть смысл свой
И назначенье…

Вот скоро лебеди,
Извечные красавцы,
Пожалуют на Каспий,
На зимовье,
Всё  больше доверяя людям.
Быть может потому,
Что дети добрее стали,
Поскольку кормят лебедей
Почти из самых рук 

И видят сами, как трудно
Этим птицам царственным
Приходится зимой
И взрослые, и дети
Стали  несколько
Гостеприимней,
Слава Богу!

С родителями они приходят
Кормить  прекрасных птиц
И в каждый выходной.

Я помню, как однажды
Была у нас столь непривычно
Холодная зима,
Что лебеди почти что
Замерзали у прибоя.
Они, бедняжки,
Вмерзали прямо в лёд.

К нам на  работу
Мужчины привезли такого,
Полузамёрзшего
Красавца белоснежного,
И  весь  во льду он был,
Его мы еле отогрели.

В рабочем кабинете
Как его оставить?
Назвали его Борькой
И  поместили  в ванночку
С водой за стеллажами
В библиотеке.

Он слабым был сначала
И даже гладить позволял себя
По белоснежной шее,
Вот где мы отрывались
В  ненужной  ему ласке…
Зато кормили дружно  его все
Свежей килькой –
В магазине покупали.

И воду в ванне без конца меняли,
Вот это, сразу видно было,
Ему намного больше нравилось,
Как особи любой мужского пола.

И Борька наш окреп,
И быстро поправлялся,
Мы все его любили,
А Любовь, как всем известно,
Лучшее лекарство.

Но зато
Наш столь державный гость,
Когда окреп,
Больше никому не позволял
К себе приблизиться – щипался!

Какой мужик окрепший
Свой суверенитет
Не  станет  защищать!?

Когда же крылья, наконец,

Он распустил  свои
В библиотеке, 
Мы сильно удивились:
Насколько птица мощная –
Гигант этот каспийский.
Тогда мужчины отвезли
Его обратно к морю.
Как сложилась Судьба у Борьки?
Нашёл ли он свою подругу?

Как важно всем нам
Творить добро себе, другому,
Не  дожидаясь благодарности
За это.
Поскольку добротой
Лишь то можно считать,
Что лишь признательность
Предполагает,
Не надевая  на тебя удавку
Ответных обязательств.

Все начинается с добра
По отношению к себе,
Хоть всё наоборот,
Родители нам всем внушали…

Но только лишь тогда,
Когда  себя  научишься
Любить и уважать,
Других тогда полюбишь
Непременно.
Поскольку уже знаешь,
Как сладостна Любовь,
Добро или участье.
И других полюбишь
Такою же любовью.

Природа учит нас
И доброте, и  благости
К другому.
Поскольку все на этом свете
Живём по милости
Небесного Отца.
Никто из нас и никогда ещё
Превыше головы своей
Не прыгнул.
Поэтому к добру
Должны стремиться,
К созиданью
И с одинаковым усердием
Мы  все!
Поскольку  лишь человеку
Дарованы сознание, талант
И к творчеству,
И к построенью отношений.
 
И, конечно же, стремление
К природе, к морю!

Уже хотя бы потому,
Что ни у кого в Республике
Такого  моря нет,
Но мы это не ценим,
Поэтому для многих
Настолько это слабый аргумент!


Хотя ведь раньше
Отправляться  к морю
И наслаждаться
Красотами морскими
Могли только богатые.

И оттого  столь  странно,
Что лишь единицы нас
Стремятся на море
Особо ранним утром,
Чтоб насладиться этой красотой.

От женщин слышу я
Довольно часто:
Я  этим летом
На море ни разу не была.

Смотрю на собеседницу  свою
Я широко раскрытыми глазами
И говорю:
Вот это да! Как это можно,
На море не пойти ни разу,
Если ты здорова?
Но даже если днём  нельзя
По состоянию здоровья
Некоторым людям,
Но утром и под вечер
Прогуляться можно же
И подышать у моря?!
Сегодня город наш
Настолько загазован.

Она мне говорит:
–Я просто море не люблю.
Всё этим сказано.
И что здесь возразишь!?
На вкус и цвет, как говорится…

И все ж отрадно летом
Наблюдать,
Сколько гостей к нам
В город приезжают
И все бегом  на море:
Для них это  диковинка.
И нам, счастливчикам, завидуют,
Что море рядом.

Не могу понять я вовсе тех,
Кто здесь живет и всё же
Мне завидует:
–Тебе хорошо, ты бегаешь
На море!
Иной раз хочется и мне
Задать вопрос:
–Тебе-то кто мешает
Последовать примеру моему?
Тебе же тоже никто
Не запрещает!?
Идем со мной! Трудись,
Делай зарядку,
Дыши у моря,
Морской энергией
Питайся на здоровье!
С утра до самой ночи.

Пожалуйста! Кто против?
Я, так только – за!

Но так уже устроен человек:
Вселенская инертность!
Хотя сама Вселенная,  наоборот,
Нисколько не ленива.

У человека ж  лень
И  зависть  к ней в придачу –
Мучительный дуэт!

Инертность мне не свойственна,
А зависть я   гоню!
Увы, но зависть
Общечеловеческое чувство,
Она ко всем приходит,
Но есть альтернатива:
Или ты корни ей даёшь,
Чтоб разрасталась пышно,
Или её ты гонишь прочь
Из сердца своего,.
Что делаю активно.
Во всяком случае,
Я не веду с презренной
Никакого диалога
И вроде получалось
До сих пор.

И, более того,
Само я это слово не терплю.

Недаром мудрец сказал про зависть:
«Какая тебе разница, укусит тебя
Белая или чёрная собака!?»

И, правда, предположим,
Одна – за правую ягодицу,
Другая – за левую укусит.
И   какой укус больней?
Ведь больно одинаково,
Везде укус мучителен…

Так и я не понимаю,
Когда мне говорят:
–Я же тебе белой завистью
Завидую…

Любой я зависти людской
Боюсь,  словно укуса,
И по любому поводу.
Ведь, так или иначе,
Но с завистью
Большой поток
Особо  деструктивной
Энергии направлен
На тебя неизменно,
Хотя и тайно…

Зачем завидовать,
Трудись во всем, как я,
И времени на зависть
Не останется.

А что касается
Седого Каспия,
Так он ко всем,
Кто живет на побережье,
С одинаковым
Теплом относится.
С одной и той же
Благосклонностью.
Поэтому завидовать,
Опять-таки причины нет.

И даже жить сюда
Приехать можно
При желании,
Поскольку всё зависит
От вашего решения:
Корней у человека нет.

И все мы вместе
Поблагодарим Всевышнего
За дивные красоты Мангышлака
И  Каспия седого,
Но доброго, великодушного
И бесконечно мудрого!

А мудрость, как известно,
Для многих  вожделенный плод!
                24-25.10.03