Колхозная страда научного сотрудника птнии 2

Олег Бочаров 47
Олег Бочагов 47
                Июльская страда в колхозе «БОРЬБА».
    В  июле  снова набор в колхоз.  Шеф  запретил  мне  ездить,  а сам  ушёл  в  отгул.   На  следующий  день  прибегает  наш  общий  начальник  отдела  и  пытается  меня  сплавить  в  колхоз.  Я  его  предупредил,  что  ответственность  за  срыв  плана  ляжет  на  него,  и  он  от  меня  отстал.   Через  два  дня  поступает  высочайший  указ  директора  института  о  неуклонном  выполнении  плана  по  колхозам.  Начальники  кинулись  исполнять.
    Народ был уже доставлен в колхоз, и в связи с этим обстоятельством   мне  пришлось  ехать  своим  ходом.    Я  доехал  на  электричке  до  ст. Путятино  (около 2,5 часов) и  пошёл  пешком с рюкзаком  по шоссе  Путятино – Середа.  Эту  дорогу  местные  жители  обозвали  шоссе  очевидно  в  насмешку.  Это  была  мощёная  булыжником  в  19 веке  дорога.  Одна  треть  булыжной  мостовой  сохранилась  до  наших  дней.  Остальную  часть  дороги  испортили  большегрузные  автомобили –
продавили.   Теперь  на  дороге  сплошные  ухабы.  Никакой  общественный   транспорт  не  ходит.  Я  это  знал  и  не  отчаивался,  мне  не  впервой  ходить  пешком  с  мешком  какие-то  8 – 10 км.  Ночью  прошёл  летний  ливень,  и  то,  что  я  увидел  превзошло  все  мои  ожидания.  Сплошная  грязюка!   Даже  в  сапогах  идти  невозможно,  так  как  их  не  хватает,  и  ноги  не  вытаскиваются из вязкой грязи. 
    На  моё  счастье  ехал  автомобиль с цистерной  керосина.  Я  проголосовал,  он  меня  и  подобрал.  Метров  через  сто  ещё  два  мужичка  проголосовали.  Он  и  их  подобрал.
- Куда  же  он  их  посадит, -  думал я, -  кабина  очень  тесная.  А  они  сели  верхом  на  бочку  с  керосином  и  скакали  всю  дорогу  как  на  коне.  У  деревни  Малые  Дворишки  я  слез  и  пошёл  пешком  по  направлению  к центральной  усадьбе   колхоза  «Борьба»,  деревне  Лыкошино.  Шёл  по  знакомой  тропке. К счастью,   она  уже  просохла.  В  правлении  колхоза  я  узнал,  куда  поселили  последний  заезд  ПТНИИ - стов.  Нужно  идти  ещё  дальше к  деревне Подольново,  но  туда  дорог  нет,  и  показали  мне  направление.
     Я  пошёл  по  азимуту,  сначала  по  тропочке,  а  потом  на прямик через луговину.  Подошёл  к  деревне  достаточно  близко, но  тут  мне  преградила  путь  ирригационная  канава  с  водой.  Какова  её  глубина  и  вязкость дна – неизвестно.  Форсировать  её с рюкзаком  я  не  решился.  Пошёл  вдоль  канавы  в  надежде  найти  мостик  или  удобное  место для  переправы.  Так  я  прошагал  ещё  около  двух  километров  по  лугу.  Летнее  Солнце  шпарило в полную силу,  и  я  решил  искупаться в  этой  канаве,  заодно  и  перебрался  на  другой  берег.
     В  назначенное  место  я  поспел  после  обеда.  Но  меня  девушки  дежурные  покормили.  Здание, где поселили наш народ - это  бывший  колхозный  клуб.  Здесь  был  организован  новый  тип  колхозных  поселений.  Всё  здание  наше.  Готовим  сами.  Спим  в  большом  зале на  кроватях  с  панцирной  сеткой и  на  цивильных  матрасах.  Простыни,  наволочки,  подушки  одеяла  всё  дали. Невиданная роскошь! Готовили  в печке и на  плите,  а  разогревали  на  электроплитке.  От  печки  в  помещении  было  сильно  тепло.  А на  дворе  июль,  так  что  я  решил  спать  на  улице,  на  своём  надувном  матрасе.  Никакого  крыльца  или террасы  не  было.  Дверь из  зала  сразу  открывалась  на  улицу.  Перед  дверью  было сооружено  возвышение  из  досок -  что-то  вроде  капитанского  мостика,  но  без  ограждения.  Вот  я  на  нём  и  располагался   с  наступлением  сумерек.
     Деревня  эта  единственная  во  всём  колхозе,  где  протекала  хоть  и  маленькая,  но  всё же  настоящая  речка.  Из  неё  брали воду на  полив,  на  хозяйственные  нужды.  В  ней  купались,  стирали  и  полоскали.  В  самой  деревне  была  когда-то  мельница  кулацкая.  Теперь  от  неё  осталась  лишь  запруда,  от  которой  образовалось  что-то  вроде  бассейна  для  купания.  Нам  это  было  очень  кстати,  так  как  погода  стояла  жаркая. 
    В  данный  момент  хозяйничал  в  нашем  доме  технологический  отдел  толстых  плёнок.  Народ  весёлый,  со  своими  питейными  традициями,  я  про  это  знал,  и  надо  было  принять  какое-то  решение  в  защиту  своего больного  желудка.  Я  решил  подать  себя  абсолютно  непьющим.  Мне  это  удалось,  меня  восприняли  с  пониманием.  В  то  время  в  сельские  магазины  привозили  много  хороших  виноградных  вин.  Застолья  у  нас  были  ежедневно,  потом  пляски  под  магнитофон  до  упаду.  Я  сидел  со  всеми  вместе  за  столом  и  вместо  вина  пил  молоко,  под  все  тосты.  Молока  я  могу  много  выпить,  особенно  парного,  так  что  тосты  я  не  пропускал.  В  плясках  и  игрищах  я  участвовал.  Было  весело!  Когда  мне,  наконец,  надоедало,  я  выходил  на «капитанский мостик»  и   ложился  спать.  Конечно,  была  вероятность,  что  придут  деревенские парнишки, и  приголубят  меня   поленом.  Но  они  совсем  не  подходили  к  нашему  дому.  Свои же  относились  с  пониманием.
    Нас  возили  на  работу  на  гусеничном  тракторе  с  прицепом.  В  прицепе  перевозить  людей  категорически  запрещается. Они  зачастую  переворачиваются,  но  на  другом  транспорте  в  нашу  деревню  проехать  невозможно.  Бывали  дождички  и  грозы.  Даже  трактора  застревали.
    Травы  уродилось  много.  Наша  задача  была  ворошить  сено  с  утра  и  до  обеда.  С  обеда  сгребать  его  в  валки.  По  ним  ездит  комбайн  «Киргизстан»,
прессует  его  в  кипы  и  перевязывает  верёвочкой.   Затем  по  полю  следует  бортовая  автомашина  или  трактор  колёсный  с  прицепом.  В  ней  1 – 2 человека  из  наших  укладывают  кипы,  которые   забрасывают  в  кузов  тоже  наши  люди.  Кипы  весом  16  -22 кг,  в  зависимости  от  сорта  травы  и  её  сухости.  Кидать  их  надо  на  высоту  до  2,5 метров.  За  день  набросаешься до сыта!  В  кузове  тоже  не  легче.  Пыльно!  Кипы  колючие!  Укладывать  их  еле  успеваешь.  Кидальщики  и  в  тебя  зачастую  попадают, и  в  лицо.  Дальше  кипы  везут  к  сараю - сеновалу,  там  я  их  сгружаю.  Другая  бригада  укладывает  кипы  в  сарай.  После  работы,  пропылённые  и  пропотевшие,  макаемся   в  речку.  Вот  здесь  блаженство  и  отдых. 
    Дождички  вносили  перерывы  в  работе.  Можно  было  погулять  по  окрестностям.  После  дождя  на  лугу  столь  мощное  испарение  на солнце,  что  можно  в  баню  не  ходить.  В  такие  минуты  я, как-то  раз  чуть  не  околел.  В  глазах  помутилось,  всё  кругами  пошло  и  никого  со  мною  рядом  нет.  Была  поблизости  канава  с  лягушками  и  немного  с  водой.  Вот  в  неё-то  я  и  залёг  с  головой. Легче  стало,  до  дому  дошёл.
     Куда  гулять  ходил?  Леса  в  обозримой  близости  не  было.  В  полутора  километрах  от  нас располагалась  брошенная  деревня  с кладбищем  и  церковью.
Церковь украшена ротондой и увенчана  шпилем  в стиле  классицизма.  В  ротонде  частично  сохранились  росписи.   В  другую  сторону от  нашей  деревни   пойдёшь – будет  деревня  Бабурино.  Там  тоже  церковь  и  кладбище  с  богатыми  усыпальницами  из  чугунного  литья  и  коваными  железными  оградами. Церковь  здесь  действующая,  но  обыкновенная  с  точки  зрения  зодчества. Здесь и гулял.
Через  неделю  приехал  мой  шеф  и  сменил  меня  на  посту.
   Возвращаюсь домой и в родной ПТНИИ. Может удастся, хоть немного, заняться своей работой.