Приданое

Елена Белова Варзина
Каждый день в этом доме начинался в пять часов утра. Сначала утренняя молитва с сестрой, уборка в комнате, приведение себя в порядок и только после этого можно было выйти к маме поздороваться. Затем завтрак, школа. Уже с 13 лет пришлось работать.

Тяжелые предвоенное и военное время. Придя со школы, нужно было выполнять обязанности по дому. Мама давала дочерям рукоделие. Девочки шили и вышивали наволочки, покрывала, вязали крючком наперники, салфетки и многое другое. По окончании отдавали все матери. Она уносила куда-то. Вещи эти в доме они не использовали и куда девала их мать не спрашивали. Исправно выполняли свою работу и помалкивали.

 Частенько мать рассказывала своим дочерям о купеческой семье Шихобаловых. Об их семейном укладе, трудолюбии, благотворительности, взаимоуважении в семье. Жили они как раз недалеко от бывшего купеческого дома, который был превращен в коммунальную квартиру. Соня удивлялась и иногда спрашивала: "Мама, расскажи, ты у них служанкой работала? Почему ты все время о них рассказываешь?"  Мать отмалчивалась на этот вопрос дочери.

 Шли годы. Соня вышла замуж за человека с которым благословила мать. Администрация выделила им с мужем пустой чуланчик в многоквартирном доме. Жили очень бедно. Ничего своего не было. После росписи, мама позвала к себе дочь и вручила ей чемодан. «Что там?» - спросила Соня. «Увидишь. Иди домой». Соня пришла в свою комнатку и, с нетерпением открыв чемодан, ахнула. Внутри лежали наперники, салфетки, покрывала, которые Соня вышивала по маминому наказу. Вечером, когда супруг вернулся с работы, не узнал своего жилища. Скучный серый чулан преобразился в уютное семейное гнездышко.

Перед смертью мать призналась дочери. Не служанкой я была у Шихобаловых. Я сама была Шихобалова.