Женщина на корабле

Владимир Врубель
Есть у военпредов три полушутливые заповеди: ничему не верь, ни на что не соглашайся и ничего не подписывай. С такими мерками попробуем разобраться в истории с «Малборо».

То, что в «Морском сборнике» написана полная ахинея, ясно даже тому, кто видел в своей жизни только один корабль – корабль пустыни, верблюда.

Управление парусами большого парусного судна – сложнейшая вещь, которой морских офицеров в девятнадцатом веке учили годами. То, что неуправляемое судно шло под парусами, - полная глупость, непонятно почему опубликованная в старейшем и почтенном отечественном издании.

Из каких источников авторы статьи В. Псаломщиков и И. Степанов почерпнули сведения о том, «доклад капитана, обнаружившего «Малборо», под присягой подтвердили все, кто был свидетелем этой встречи» и что «их показания запротоколированы британским адмиралтейством», известно только им самим.
 
По словам этих авторов, причиной гибели людей посчитали эпидемию или отравление. Придумав эту причину, они же сами её опровергают: «Но это явно не соответствовало действительности, ибо они погибли одновременно и мгновенно!»

Кто это установил, как погибли моряки, непонятно. Начнём разбираться. Во-первых, может быть это и незначительная деталь, но скелет капитана не мог находиться на мостике, потому что на «Малборо» мостика вообще не существовало.

Во-вторых, ни в каких записях нет упоминания о паруснике «Джонсон». Но даже, если такое судно существовало, то парусники из Англии в Австралию и Новую Зеландию следовали вокруг мыса Доброй Надежды, а не вокруг мыса Горн.

В случае гибели экипажа штормовая погода и течения, господствующие у мыса Горн, разбили бы парусник о скалы или айсберги.
 
2-го марта 1929 года в газете «Окленд Стар» появилась статья с рассказом капитана Хардропа о том, что в 1899 году, он, командуя парусным судном «Бритиш Айлс» встретил в море пропавший парусник «Малборо». 

Тридцать лет капитан спал, пока не проснулся, чтобы рассказать эту душераздирающую историю со скелетами.

Самое смешное, как потом выяснилось, такого капитана вообще никогда не было. В 2006 году Том Квин в своей книге «Корабли-призраки, самые странные военные компании и персонажи» написал, что в 1913 году у берегов Чили британский военный корабль обнаружил парусник «Малборо».

Почему-то автор не назвал ни корабль, ни командира корабля. Короче говоря, ещё одна выдумка. Басня со скелетами на судне «Малборо», «идущим под парусами» попала и в книгу известного морского писателя Владимира Виленовича Шигина «Призрак на палубе».

Скорее всего, эту историю-страшилку запустил на страницы мировой печати капитан Томас Сидни Берли, который в 1912 году написал своему приятелю, что два потерпевших крушение моряка обнаружили на берегу пролива Ле-Маар скелеты моряков, а неподалёку - судно «Малборо».

Сын капитана «Малборо» Херд выступил с опровержением, написав, что его отец никогда бы не пошёл проливом Ле-Маар, считая пролив опасным для плавания.
С разными вариациями эта история повторялась разными газетами, скелеты постепенно перекочевали с берега на корабль, наверное, чтобы было страшнее.

В 1940 году рассказ Томаса Берли напечатали с подробностями.
По словам Берли, он был членом экипажа барка «Кордова», который 23 июля 1890 года потерпел крушение у Огненной Земли.

Оставшиеся в живых, в том числе и Берли, направились к заливу Доброй Удачи. В пути они видели крушение барка «Годива».

В нескольких милях к югу от затонувшего барка они обнаружили судно с надписью «Малборо. Лондон». Кроме того, они нашли палатку, сооружённую из паруса, семь скелетов и рядом кучу раковин мидий.

«Малборо» был приписан не к Лондону, а к Глазго. Берли мог добросовестно заблуждаться. Его и других моряков с «Кордовы» спасли за полтора года до того, как в этом районе мог появиться «Малборо».

Эта ошибка могла быть вызвана и тем, что он и его товарищи по несчастью могли обнаружить гамбургский барк «Икике», который первоначально назывался «Малборо». Возможно старая надпись могла проступить и вновь стать видимой после того, как волны смыли новую надпись.

Барк «Икике» пропал без вести у мыса Горн 1 июня 1883 года. На его борту находились 30 человек экипажа. Ели кто-то сумел спастись и добраться до берега, то шансов выжить у них было немного: климат суровый, а туземцы враждебные.

По такому же проекту, как «Малборо», был построен парусник «Данидин». Он был первым судном, которое успешно перевезло из Новой Зеландии в Англию охлаждённое мясо.
 
Удивительное совпадение: «Данидин» пропал без вести в том же году, что и «Малборо». На паруснике находилось 30 человек экипажа и, по иронии судьбы, как и на «Малборо», единственный пассажир, точнее пассажирка, - дочь капитана судна Робертса.

Ходили слухи, что «Данидин» видели у берегов Бразилии, команда его заболела жёлтой лихорадкой. Но эти слухи не подтвердились.