Секреты культовых нарядов Мэрилин Монро

Светлана Белова 7
Костюмы к фильму 1953 года «Джентльмены предпочитают блондинок» создал легендарный Уильям (Билли) Травилла – дизайнер, о котором в Голливуде говорили, что он продал душу дьяволу, чтобы актрисы в его платьях выглядели богинями. И действительно, сшитые им для Мэрилин наряды золотом вписаны в историю американской и мировой киноиндустрии, до сих пор интересуют любителей кино, а на аукционах бьют все рекорды стоимости.


ШОКИРУЮЩИЙ РОЗОВЫЙ, ФЕТР И СТРАУСИНЫЕ ПЕРЬЯ
 
   Яркий, фееричный и полный сексуального магнетизма музыкальный номер "Бриллианты – лучшие друзья девушек", несомненно, – визитная карточка Мэрилин Монро. Созданный в этом номере образ многократно тиражировался во всех сферах искусства – от эстрады до высокой моды. Первоначально для этого номера Билли Травилла создал экстравагантный и весьма откровенный костюм, усыпанный сияющими камнями и дополненный огромным черным веером и длинными черными перчатками. Но костюм, стоивший почти 4 тыс. долларов, цензуру не прошел, дизайнера попросили придумать что-то более закрытое – так и появилось ставшее культовым розовое платье.

   В различных источниках можно встретить информацию, что оно сшито из сатина или атласа. Стоит конкретизировать – оно сшито из определенного вида сатина, в настоящее время уже не только не выпускающегося, но и вообще забытого даже историками моды. Ткань называлась «peau d'ange», что в переводе с французского значит «кожа ангела». Из неё был сшит верхний слой. А нижний слой – из фетра, его отлично видно, когда распахивается разрез на подоле сзади. Откуда, спросите вы, родилась идея такой сложной конструкции простого по дизайну платья? Но внимательно приглядеться, то можно увидеть, что в фильме платье практически не шевелится, несмотря на активные движения актрисы в танце. Фетровый слой добавляли уже к готовому платью именно для скульптурирования прекрасной фигуры Монро. Фетровым «каркасом» и объясняется статичность платья.

   Фетр пришлось приклеивать обычным клеем к внутренней стороне розовой ткани.       Платья никто не жалел – ведь важно было снять всего одну сцену. Но надо сказать, что даже для одной сцены платьев было заготовлено два: предполагалось, что подол платья может испачкаться и Мэрилин придется переодеваться для досъемки сцены. И действительно, Мэрилин примерно с середины песни появляется в окружении танцовщиц кордебалета во втором экземпляре платья. 
   
    Возможно, экземпляров платья было сшито больше. Одно из них  было продано на аукционе в США в июне 2010 года за 310 тыс. долларов. Но было ли это именно одно из платьев, которые надевала Мэрилин? С одной стороны, проданное платье, действительно, имеет настоящую бирку с логотипом киностудии. С другой ¬– в описании лота указано, что платье имеет черную сатиновую подкладку. Но сатин и фетр – совершенно разные материалы, которые трудно спутать. Поэтому, вопрос так ответа и не имеет.

   Интересен и нюанс со сменой перчаток: Травилла сначала планировал дополнить розовое платье Мэрилин перчатками черного цвета от Сальваторе Феррагамо, но все-таки решили, что перчатки того же цвета, что и платье, будут смотреться лучше. И с маркой "Сальваторе Феррагамо" на Мэрилин в этой сцене осталась только обувь.


ПУРПУРНАЯ РОЗА ГОЛЛИВУДА

   Культовая кинолента начинается ярким музыкальным номером «Две девочки из Литл-Рока»: Монро и Расселл, появляясь из-за кулис,  скидывают длинные белые шубки и оказываются перед зрителем в роскошных красных платьях с глубокими вырезами.
История создания этих платьев тоже полна интересных нюансов. Начать надо с того, что этот фасон тоже не прошел цензуру: в v-образном вырезе платья можно было отлично разглядеть тело актрис. Цензоры возмутились, а Билли пришлось дорабатывать платья: в вырезы были вставлены клинья из уже более плотной ткани телесного цвета, их мы и видим в фильме.   

   Несмотря на то, что фильм имел грандиозный успех, а Монро к началу его съемок уже была звездой, для студии платье не представляло никакой ценности. Другие актрисы (например, Шери Норт) брали его из костюмерной еще несколько раз, а потом, при переезде студии многие кинонаряды Монро были выкуплены другой знаменитой актрисой – Дебби Рейнольдс. В 2011 году Дебби продала красное платье Монро на аукционе за 1,2 миллиона долларов.


ЗОЛОТО, ПЛИССИРОВКА И СКАНДАЛ

   Помните короткую сцену, в которой Лорелия танцует с Пигги в салоне? Мы видим актрису только сзади, но волнующий блеск её золотого платья знают все поклонники старого Голливуда. Сшитый из золотого ламе наряд стал сначала скандальным (после появления Монро на вручении награды «Самая быстро восходящая звезда 1952 года»), а потом – культовым.

   Платье было виртуозно сшито из круга плиссированного ламе и  вызывает в памяти образы египетских богинь: Мэрилин словно купается в лучах солнца. Вырез на груди доходил до талии – это было очень эффектно, наряд изумительно сидел на идеальной фигуре Монро. Но Травилла испугался скандала и попросил Мэрилин не надевать это, все-таки сценическое, платье на очередное светское мероприятие в Голливуде. Но звезда решила, что именно в нем и пойдет! Травилла уговорил её сделать вырез на груди поменьше, в итоге нижняя часть выреза была зашита на несколько дюймов. Но если вы сравните фотографии с церемонии вручения премии журнала "Фотоплей" и, например, студийные фото, сделанные Жене Корнманом, то заметите разницу в высоте выреза.

   Но даже с таким вырезом скандала было не избежать. 8 марта 1954 года Мэрилин появилась в нем на вручении премии журнала "Фотоплей". Платье плотно облегало все изгибы тела, а в коленях было настолько узким, что актрисе приходилось передвигаться мелкими шажками и слишком сильно качать бедрами. Джоан Кроуфорд резко раскритиковала Мэрилин за броский наряд. Но белокурой богине и это оказалось на руку – на следующий день первые полосы газет пестрели её фотографиями. Очередной PR-ход удался!

   После всех этих событий платье вернулось в костюмерную «Фокса». Его впоследствии надевали другие голливудские красавицы: Джейн Мэнсфилд, Мэрилин Максвелл, Бетти Грейбл и Джинн Крейн. Примечательно, что Джинн Крейн выбрала это легендарное плате для премьеры фильма «Джентльмены женятся на брюнетках» – своеобразного продолжения ленты «Джентльмены предпочитают блондинок».

   Мало кто знает, что это платье – ремейк золотого платья Джинджер Роджерс из фильма 1952 года «Dreambot». И это платье имеет отношение к платью из золотого ламе. Платье для Роджерс шил тоже Билли Травилла. Когда перед ним встала задача придумать броское платье для героини Мэрилин в фильме "Джентльмены предпочитают блондинок", он решил воссоздать наряд Роджерс, понимая, что на Монро оно будет смотреться совсем по-другому.
Но он сделал еще один вариант "золотой" модели, который и был утвержден. Но платье Джинджер так понравилось Мэрилин, что она попросила Билли сшить для неё жемчужно-серебряную версию этого платья. 


ВОЛНУЮЩИЙ ОРАНЖ И НЕЖНЫЙ ЛОСОСЬ

   Платье сочного оранжевого цвета украшало роскошную фигуру Монро в сцене торжественного обеда на корабле. Травилла создал два эскиза наряда, из которых был выбран фасон с блестящей отделкой спереди и по краю выреза. После съемок сцены Монро сдала платье, как и все кинокостюмы, в костюмерную студии. Но фасон актрисе настолько понравится, что она попросила Билли сшить еще одно, для себя лично, но уже цвета лосося. 


СПРАВКА
Уильям Травилла родился 22 марта 1920 года в Лос-Анджелесе, с 1942 года работал в Голливуде. В 25 лет устроился на студию «Warner Brothers» и стал самым молодым дизайнером костюмов того времени в столь крупной кинокомпании. Травилла был номинирован на «Оскар» за работу в фильмах «Нет лучше бизнеса, чем шоу-бизнес» и «Как выйти замуж за миллионера», а получил заветную статуэтку за фильм «Приключения Дон Жуана» (1949 г.).