Против течения

Рада Панина
Таксист продолжал жаловаться на жизнь:
- Ну, разве это дороги? Разве можно с такими дорогами нормально жить? На Павловском уже московские пробки собираются. Смешно сказать - до центра на работу добираешься, будто москвич какой: часами. Только зарплаты здесь немосковские. Факт…

Поток нескончаемого негатива продолжал литься на голову Веры. «Ну, вот за что? Кроме как на меня, некуда свои помои вылить?» - раздражённо думала Вера.
- Значит Вы совсем свой город не любите? - спросила она водителя.

- Да, не за что его любить. Парков нет - гулять негде, во дворах грязь, дороги - плакать хочется, работы хорошей днём с огнём не сыщешь, и продолжительность жизни при всём при этом короткая. Брат у меня давно в Москву уехал. Я вот в своё время протянул, а теперь уже поздновато. А так бы…

Вера усмехнулась.
- К счастью есть люди, которые думают совсем иначе.

- Неужели такие есть?

***

Она напряжённо вглядывалась в экран. Глаза устали, то и дело слезились, но она продолжала искать. Ей срочно нужен был человек с отличным знанием английского языка.  Алексей, который работал на должности переводчика до сегодняшнего дня, получил предложение работать в Германии и теперь спешно собирался за границу. Времени совсем не было. Она просматривала резюме одно за другим. Эта слишком молода, эта в возрасте, у этого мало опыта - в глазах рябило. Краем глаза она увидела, что на почту пришло сообщение. Оказалось, что кто-то на хэдхантере увидел её вакансию и написал ей письмо. «Так, 24 года, английский - свободно, голландский - свободно, институт - г.Амстердам. Что?» - Вера остановилась и протёрла глаза.
- Амстердам? Работа в голландской компании? Как такое может быть? Молодой человек с европейским образованием приехал на Алтай? Я не грежу? - она говорила вслух сама с собой.

- Хорошо, ответим. Назначим собеседование на завтра. На 15.30, на 15.00 у нас уже придёт девушка. Интересно узнать, каким ветром парня занесло к чёрту на кулички. Да не куда-нибудь, а в Сибирь.

***

- Доброе утро, Алина. Для начала расскажите коротко о себе.

- Хорошо. Родилась я в Москве, там же окончила школу.

- Вы - москвичка? - Вера была неподдельно удивлена.

- Да, а что Вас так смущает?

- Как это - что? Все отсюда в Москву едут, а Вы в 25 лет ищете работу за четыре с половиной часа лёту от Москвы. Вы не находите это странным? - взгляд Веры выражал любопытство.

- Многие делают это по глупости, - невозмутимо парировала Алина.

В свои двадцать пять она выглядела на все 30 - спокойна, сдержана, с каким-то внутренним достоинством и пониманием, чего она стоит. Было понятно, что за свои недолгие 25 она повидала всякое.

- Если позволите, я продолжу. После школы  учиться очно не захотела. Поступила на заочное отделение, а сама пошла работать бортпроводницей. Много летала, общалась с иностранцами, язык учила. Как-то всё само собой приходило - то освоить одну программу, то другую, то текст перевести. Так вместе работала и училась. А потом в 20 лет вышла замуж за коренного москвича. И тут началось - он оказался совершенно не приспособленным к жизни. Начал мне что-то говорить о равенстве, что мы должны одинаково зарабатывать и делить расходы. А я на тот момент зарабатывала раза в 1,5 раза больше него. И он меня подводил к мысли, что это нормально, что женщина может быть выше по должности и так далее. В общем, хотел на моей шее всю жизнь катиться. Но, слава богу, я это рано поняла и быстро развелась. Начала искать мужчину, и поняла, что в Москве их нет.

- Вы сейчас серьёзно? - независимое мышление девушки нравилось Вере всё больше.
 
- Конечно. Настоящие москвичи давно растеряли свои мужские качества. Они совершенно не понимают, что значит быть для женщины каменной стеной. Они жалки и беспомощны. И ещё пытаются спрятать свою слабость за рассуждения о равенстве. Всё - мужчины в Москве переродились. Там остались одни амёбы. Я не говорю сейчас о приезжих. Среди приезжих встречаются всякие. Но приезжие часто женятся на своих же - из провинции. Так что у меня шансов было мало.

Вера слушала и не верила своим ушам. Впервые кто-то из столичных вполне здраво рассуждал на тему «как же деградирует столица».

- В общем, полгода у меня была депрессия, я понимала, что жизнь трещит по швам, и нужно срочно найти решение. Я подумала, где же мне можно найти настоящего мужчину, и поняла, что такие остались только в Сибири. Отправила резюме в одну крупную фирму, и они меня взяли. Так я и оказалась здесь.

- Ну, а мужчину нашли? Не разочаровались в сибиряках? - спросила с любопытством Вера.

- Конечно, не разочаровалась! Вы не представляете, каким сокровищем обладаете, -  серьёзно ответила Алина. - Сибиряки - это те самые настоящие мужчины, которые всегда подставят своё плечо, защитят. Это сильные мужчины, которые считают женщину слабой. Как и должно быть.

- Впервые слышу дифирамбы в адрес сибиряков, - сказала огорошенная Вера. - Обычно их только хают: и пьют, и ничего не могут, и даже комплимент женщине сказать не в состоянии.

- Комплимент? - Алина усмехнулась. - Да, кому нужен этот комплимент? Вот, правда? Кому он нужен в жизни? Трепаться москвичи горазды, это, да! Слово-то ни к чему не обязывает. А тут мужчины сдержанны, больше молчат. Ну, и пусть! Главное, чтобы положиться на мужчину было можно. Суть важна. У сибиряков эта суть ещё есть.

- И что же, Вы замуж вышли?

- Да, прекрасный мужчина. Он был в разводе. У него есть десятилетняя дочь. Теперь вот учусь общаться с подростками.

Вера посмотрела Алине в глаза. Десятилетняя дочь, когда тебе самой 25? Это было слишком смело. День обещал быть богатым на сюрпризы.

Не успела Вера оправиться от удивления москвичкой, рванувшей в Сибирь, чтобы отыскать свою вторую половину, как подошёл «голландец». Это был симпатичный парень, высокий, спортивного телосложения, с аккуратной стрижкой, начищенными ботинками и приятным запахом мужской туалетной воды. Он выделялся из толпы, будто был излишне начищен, наглажен и вылизан - европейский отпечаток ещё давал о себе знать.
- Здравствуйте, Евгений! - приветствовала его Вера. - Расскажите, откуда же вы свалились на нашу голову?

- Почему-то именно это всем и интересно, - стеснительно ответил Женя. С первых же минут он принял закрытую позу, и было ясно, что он не расположен к доверительной беседе. Однако Вера не привыкла сдаваться.

- Женя, да, у нас полгорода мечтает выехать в Москву и дальше - в Европу, а Вы вдруг идёте против течения. Согласитесь - это не очень логично!

- Может, со стороны это и выглядит необычно, но для меня ничего нелогичного здесь нет.

- Вот я и прошу - расскажите мне, что Вас привело в российскую глубинку.

- На самом деле  -  ничего. Я здесь родился. Родители развелись, когда мне было 13. Мама вышла замуж за голландца и забрала меня с собой. Я стал учиться в Голландии, но каждый год приезжал на лето к отцу. Потом закончил в Голландии университет, потом год отработал в компании, - парень замолчал, отчего-то его взгляд стал грустным.

- А дальше? Ведь дальше начинается самое интересное! Почему Вы бросили все прекрасные возможности, зарплату? Кстати какая у Вас там была зарплата, если не секрет?

- Полторы тысячи евро.
 
- Полторы тысячи? А на какую зарплату Вы рассчитываете здесь? - Вера терялась в догадках, она не могла связать концы с концами.

- Я приехал не ради зарплаты, - сказал спокойно «голландец».

- А ради чего?

- Это не просто объяснить, - ответил он с некоторым раздумьем. - Понимаете, я нажился европейской жизнью. Мне не нравится, как они справляют праздники, как они дружат, как они заводят семьи. У них всё будто фальшивит, ничему верить нельзя. За улыбкой ничего нет. Пусто. Это трудно понять человеку, который там не жил.

- Но Евгений, ведь у нас тоже много проблем: алкоголизм, грубость, мат, повсеместная грязь, в конце концов! Неужели Вам не хочется вернуться на чисто вымытый голландский тротуар, где Вы будете ходить в своих до блеска начищенных ботинках месяцами, тогда как здесь их придётся натирать ежедневно?

- Да, я вижу грязь. Она мне не нравится. Но я могу с ней мириться. Поверьте, это не самое страшное, что может приключиться в жизни.

- Хорошо, но почему нельзя было выбрать для переезда Москву? Там и опыт Ваш пригодился бы намного больше.
 
- А чем Москва отличается от Европы? По-моему она стремительными темпами приближается именно к европейским нормам поведения. И понятие «семья» там разваливается на глазах. Понимаете, я не хочу всех этих баек про равенство полов, про толерантность, про то, что геи - это нормально. Я хочу обычных, человеческих отношений. А эти отношения я пока вижу только здесь - в сибирской провинции. Друзья настоящие у меня только здесь.  И не надо мне этих бешеных денег. На квартиру я там заработал. А теперь проживу и на ту зарплату, которую предлагают здесь.

***

Вера замолчала. После её рассказа таксист приосанился и как-то повеселел.

- Не знал, что наш город выигрывает по каким-то параметрам Амстердам. Необычное представление о мире, - довольным голосом проговорил он Вере.

- О Родине. У этого парня есть понятие о Родине. Есть любовь к ней. Мы, кажется, в погоне за разрекламированным счастьем совсем забыли о том, что есть Родина, и её можно любить.

- Может и так, - согласился таксист.

- И не ценим то, что под ногами лежит, что от рождения нам дано - семью, дружбу. Воспринимаем, как само собой разумеющееся, а мир совсем другой. И ценности у него другие. Сможем ли мы полюбить то, что он нам предложит взамен того, что мы имеем?

Таксист не стал больше философствовать. Почему-то у него полностью пропала охота говорить. Но Вера чувствовала, что он стал чуточку радостнее, чуточку счастливее, чем был до её рассказа. «Да, Женя, не зря же ты переехал обратно в родные пенаты - не одного человека спасёшь ты от депрессии и нелюбви к родным улицам, рассказывая свою историю. Спасибо тебе, мил человек!»