Брак, семья и любовь... Миф о патриархальной семье

Кайрбек Нагуманов
Мир человеческий разнообразен, и каждый народ волен выбирать свой образ жизни. Один верит в Аллаха, другой - во Христа, третий - в Будду. Один любит конину, другой - свинину, третий - еще что-то. И только в одном отказано людям - в выборе формы семьи. Настоящая, полноценная семья может быть только патриархальной, традиционной. Альтернативы ей нет. Все остальное - суррогат, подделка  под семью.

Кто есть кто в патриархальной семье

О патриархальной семье надо знать не понаслышке, ее нужно знать изнутри. Мне посчастливилось родиться и вырасти в такой семье. Отец, как и положено, был кормильцем. Для этой роли ему еще во времена сталинских порядков приходилось вовсю "крутиться". Энергичный, жесткий, он и нас заставлял шевелиться.
Мать же всю жизнь была домохозяйкой. Попав в школу, я поначалу почувствовал себя обделенным. В других семьях, оказывается, дети ходили в садики, а их матери работали в это время где-то на производстве. Но потом, увидев, сколько времени и ласки после рабочего дня у них остается для детей, я понял: как хорошо, что мама у нас - домохозяйка! Тем не менее, школьное воспитание сказывалось, и я, как Павлик Морозов, стал бороться с отцовским "деспотизмом" в семье. И тут, на мое крайнее удивление, самым решительным образом преграду моим поползновениям поставила … мать! Она вполне довольна своим положением в семье и не желает каких-либо изменений. А главное, даже сквозь мои пионерско-комсомольские шоры нельзя было не заметить, что власть-то в семье фактически принадлежит не столько отцу, сколько матери. Поняв это, я зачастую обращался непосредственно к ней. И если она, соблюдая и поддерживая субординацию, отсылала меня к отцу, то я нетерпеливо просил: "Мама, решай! Как ты скажешь, так и будет".
Уж как только не расписывали в литературе и учебниках истории якобы бесправное положение казахской женщины в семье и обществе. Но вот что утверждает народная мудрость: "Хан жарлыгынан катын жарлыгы куштi", то есть "приказ жены страшнее ханского". С верховенством жены над мужем вынуждены считаться даже его родственники: "Женина родня ходит в ворота, а мужнина в прикалиток", - тонко подмечено в русской пословице. Короче, в патриархальной семье ее фактической главой со временем становится жена. Муж при этом царствует, но не правит. Почему со временем, не сразу?! Давайте разбираться.

Укрощение строптивого

Сама природа заложила в женщине неистребимую потребность в своем гнезде, своем ребенке. Этот материнский инстинкт гонит ее впрягаться и тащить семейный гуж. Одной ей тяжело. Особенно при малых детях. И мужик ей тут не помощник. Как здесь не вспомнить знакомую с детства картину: тяжело переставляя копыта, тащит кобыла груженый воз. Рядом путается под ногами, тянется к соску жеребенок. А в это время где-то в табуне резвится холеный, необузданный жеребец. На мое детски-возмущенное: "Почему не запрягут жеребца?" следует ответ: "Чтобы запрячь, надо его предварительно кастрировать". Конечно же, с мужиком так нельзя. Зачем он тогда женщине? Как, впрочем, и она ему.
Долго, веками и тысячелетиями формировалась патриархальная форма семьи. Пока ничего лучшего люди не придумали. Лишь эта форма семьи оказалась жизнеспособной, распространившись среди всех народов и племен. И все потому, что только в традиционной семье удалось не просто запрячь мужика,  но еще и поставить его коренным, берущим на себя весь груз ответственности в семейной упряжке. Мужчиной стал считаться лишь тот, кто имеет и содержит свою семью.
В традиционной  доброй семье жена не борется с мужем за власть, за равноправие, а приручает его. В результате такую семью содержит мужчина, а держит женщина. Муж распоряжается, не оглядываясь на жену. Ему и оглядываться незачем. Он затылком видит, кожей чувствует ее. И в этом нет ничего сверхъестественного. Просто за годы совместной жизни муж и жена стали единым, одной плотью. Помню, как в одном из наших совхозов разговорился я со стариком-казахом о жизни. И вдруг у него вырвалось:
- Об одном я прошу Всевышнего: не оставь меня без старухи, возьми меня первым!
- Ну что вы, ата? У вас же взрослые дети, вон внуки растут. Не оставят они вас одного.
- Не-е-ет… у них своя жизнь. Меня же понимает только моя старая. Что мне нужно, она порой чует раньше меня самого. Никак нельзя мне без нее…

За что боролись, на то и напоролись

Для многих женщин власть так притягательна, что ждать нет мочи. И тогда ноги сами несут в бой. "Если сразу не возьмешь, потом будет поздно", - оправдывала одна особа свои захватнические устремления. А ведь именно таким как она адресован библейский запрет: "А учить жене не позволяю, не властвовать над мужем…" Тропа войны выводит таких к развилке дорог, к камню с надписью: "Направо свернешь - муж уйдет, налево - запьет. Прямо пойдешь - на шею сядет". Вот и выбирай! Куда ни кинь, везде клин!
Свернув "направо", властная женщина сталкивается с мужиком сильным. Ей бы радоваться судьбе, доверить ему власть и ответственность. Так нет же: "Я сама!" Но двум медведям в одной берлоге не жить. И гордый муж хлопает дверью, не желая быть подкаблучником.
"Слева" жизнь подкидывает не столько слабенького, сколько трусливого мужичка. Для него властолюбивая жена все равно, что удав для кролика. "По дороге домой я пробовал представить, из-за чего сегодня будет выволочка. Стыдно сказать, иногда боялся идти домой. Как-то выпил для храбрости. Когда опьянел, испугался еще больше и загулял…" Отсюда самые распространенные формулировки разводов - "не сошлись характерами", "муж пьет".
Еще недавно развод у нас был редким явлением. В начале 50-х годов одна распавшаяся пара приходилась на 100 браков. Но по мере того как клич: "Долой патриархальную семью!" захватывал все б;льшие массы, этот показатель стал резко ухудшаться. Если брать круглые даты, то в 1960 году один развод приходился уже на 30 браков, в 1970 - на 6, в 1980 - на 4, а в 1990 - всего на 3. Сейчас и того меньше. В Москве же утешают себя тем, что разводы пока не превышают числа браков. Это уже не кризис, а катастрофа семьи и брака!
Итак, шаг вправо, шаг влево - развод! При движении же прямо, вперед, нашу воинственную женщину ждет-поджидает мужичок, который, не сопротивляясь, охотно отдает бразды правления. Чтобы жить как у Христа за пазухой, без забот, без горя. И живут! Есть все основания подозревать, что с этой целью такие мужички специально раздувают пламя борьбы за эмансипацию женщин. Так и хочется сказать: "Дурят, ой дурят доверчивых баб!" И теперь снова по ухабам, бездорожью жизни пыхтит, тащит семейный воз одна, но  уже эмансипированная женщина. Такова ирония истории!
Специалисты, всерьез озабоченные проблемами современной семьи, в один голос взывают к борьбе против эмансипации, женщину закабалившей. Женщины! Не рвитесь к власти в семье! Всему свое время. Созрев, власть сама упадет вам в руки. Иначе опять окажетесь у разбитого корыта. Помните, хорошо властвует тот, кто властвует последним!

Базар как знак беды

Да что там цифры, специалисты! Чем сто раз прочитать, лучше раз увидеть. Для этого достаточно пройтись по базарам и базарчикам наших  городов. Кто там торгует? Одни женщины! Лишь на центральных рынках можно увидеть вкрапления мужиков, словно редкий изюм в булочке.
Холодом веет от базарной суеты. Холодно от ветра, гуляющего меж рядов развешенного товара и редких покупателей. Холодно от заунывного, блуждающего по базару голоса девочки-подростка: "Газету берем, газету…" Холодно от слов между торопливыми глотками чая из термоса: "…А что муж? Дома сидит… И сын в него; ничего им не надо. Вот и расплачиваюсь здоровьем за хлеб и долги…"
Тепло на юге, в Стамбуле. Огромный крытый базар "Капалы чарши": около 4 тысяч лавок и 2 тысячи мастерских. Здесь тоже пьют чай, только от жары. И торгуют одни мужчины! Правда, есть и вкрапления женщин. Нет, не турчанок, а наших, русскоязычных. Вот Света, с Украины. Она - "зазывала", получает проценты от проданного товара. "Развелась с мужем, сына оставила бабушке. Скучковалась с такими же как сама и приехала сюда…"
Раньше за три моря ходил тверской мужик, купец Афанасий Никитин. Сейчас же - одни челночницы. Оторопь берет, когда видишь, как они, надрываясь, обливаясь п;том словно муравьи, тащат, волокут, толкают какие-то огромные тюки, упаковки, баулы. Моя дочь регулярно возвращается домой на каникулы через Стамбул. Так вот я запретил ей брать с собой что-либо, кроме легкой сумки и пакета: "Ты девушка, а не ишак".

Слухи о ее смерти сильно преувеличены

Патриархальной семье постоянно, с момента ее возникновения роют могилу. Только в ХХ веке таких попыток было несколько. Хоронили в начале века, после пролетарской революции. Хоронили в середине века, после сексуальной революции. Хоронят и теперь, взамен подсовывая так называемый "свободный брак". Как последний "писк" в отношениях мужчины и женщины. А надо бы знать, что "писк" этот с бородой Карабаса-Барабаса; такая же попытка в древнеримском обществе провалилась еще две тысячи лет назад.
Традиционная семья - это не карикатурная схема: муж - самодур, жена - служанка, да затурканные дети. Нет! И сейчас, в начале третьего тысячелетия, женщина для нас, как и во все времена, прежде всего Мать! Мужчина - надежная, крепкая опора семьи, а дети - гордость родителей! Разве не об этом мечтает, не к этому стремиться нормальная, в здравом уме женщина? Наверное, на всем советском и постсоветском пространстве не было и нет более деловой, эмансипированной женщины, чем Алла Пугачева. И вот что она когда-то сказала: "Вместе с Филиппом я впервые почувствовала себя настоящей женщиной и женой. Я дома, я строю дачу, а муж работает и обеспечивает семью". Еще определенней высказалась Анна, старшая дочь Никиты Михалкова: "У нас в семье патриархат. Что, на мой взгляд, вполне естественно и правильно". Под этими словами подпишусь и я, автор этой публикации.