Мятель. Метель и мятеж

Елена Шувалова
 
  А.С. Пушкин назвал вторую повесть Белкина – «Мятель». Тогда были правомерны оба написания слова – и «метель», и «мятель».

  В повести семнадцатилетняя барышня Марья Гавриловна собирается бежать и венчаться с поручиком Владимиром. Она собралась основательно, завязала два больших узла белья и платья, написала два письма, - подруге и родителям… Автор называет её «молодой преступницей». Но на следующий день Марья Гавриловна как ни в чём не бывало оказывается в родительском доме. И лишь в конце повести мы узнаём, что случилось.

  Так же, как Марья Гавриловна, сам Пушкин в декабре 1825 готовился к побегу из «отчего дома», - вернее, из дома матери и деда-Ганнибала. После получения письма от И.И.Пущина, в котором друг звал его в Петербург*, - (воспользовавшись междуцарствием, Пущин обещал «укрыть» его в столице), - Пушкин готовит для себя документы на имя крепостного помещицы Осиповой – Алексея Хохлова. Пушкин готовится основательно. С крепостным госпожи Осиповой Архипом Курочкиным репетирует роль крестьянина. Но ,выехав уже, возвращается, - то из-за зайца, второй раз – из-за попа (дурные приметы). В общем, сворачивает с дороги и возвращается назад, в «бедную лачужку». И, как ни в чём не бывало, пишет «Графа Нулина».

  Иван Иванович Пущин, возвратившись из Сибири в Петербург за полгода до своей смерти, крепко размышлял о странном поведении Пушкина, пытаясь разгадать психологические причины поведения поэта. Пущин пришёл к выводу, что Пушкина остановили недописанные черновики стихотворения, обращённого к нему («Мой первый друг, мой друг бесценный…»). То есть, Пушкин выехал на призыв друга, но отношения к деятельности друга, к положению друга, у него чёткого не было, и эта смутность (м е т е л ь) в душе поэта, плюс дурные приметы, не пустили его в Петербург. Приехав же, он неизбежно попал бы в мятеж…

  А что такое «Граф Нулин», которого Пушкин написал в роковую ночь 13-14 декабря? Это шуточная поэма о том, как некая барыня Наталья Павловна отшила гостя – графа Нулина, но при этом и мужу не была верна, - с молодым соседом Лидиным, - который и смеялся в конце поэмы…

  Если под Натальей Павловной разуметь российскую державу, то она действительно была в то время между трёх мужчин (царей):

Россия, где твой царь?
Один скончался,
Другой отказался,
Третий сам навязался…**

  "Бывают странные сближенья..."

   Так вот, повесть "Метель" - другой, прозаический, вариант "Графа Нулина". И речь в ней идёт о том же: о России и её царе.


*(О выступлении на Сенатской речи ещё не было – читайте Н. Эйдельман «Большой Жанно»).
**Стихи приведены в названной выше книге Н. Эйдельмана.