Падение и взлёт. Трёхслойная поэма

Варфоломей Свободнов
Ме­ня не на­учи­ли ти­хо мыс­лить,
Быть се­рым неп­ри­мет­ным мо­тыль­ком,
Врать со­бесед­ни­ку в гла­за и улы­бать­ся,
При­бере­гая чес­тность на по­том.

Мне скуч­но ими­тиро­вать вни­манье,
Ког­да наш раз­го­вор за­шёл в ту­пик,
Мне не­понят­ны все эти «стра­данья»
Тех, кто в пят­надцать лет уже ста­рик.

Я был ро­ман­ти­ком, на­ив­ным и зе­лёным,
Маль­чиш­кой, что ви­та­ет в об­ла­ках,
И в каж­дый миг я был тог­да влюб­лённым,
И жизнь ме­ня но­сила на ру­ках.

Лю­бовь, ус­пех, ве­ликие свер­шенья —
Всё, без сом­не­ний, бы­ло впе­реди,
И улы­балось ут­ром от­ра­женье,
И не бы­ло пре­пятс­твий на пу­ти.

Всё из­ме­нилось чь­ей-то злоб­ной во­лей,
Я да­же ог­ля­нуть­ся не ус­пел,
Как крылья мне об­ре­зали под ко­рень,
И как приш­лось мне бро­сить уни­вер.

За­рыв меч­ту о бу­дущем кра­сивом,
Я уда­лил­ся в мир те­ней и тел,
Где из­ви­вал­ся пе­ред объ­ек­ти­вом,
В пле­ну об­ма­на пла­менем го­рел.

Всё бы­ло лжи­во, пош­ло, ми­молёт­но,
И зав­тра бы­ло тем же, что вче­ра,
В ды­му сом­не­ний, в ма­реве кис­лотном
Ле­тели, слов­но му­хи, ве­чера.

Ка­залось, что па­денье не­из­бежно
И что вот-вот все­му при­дёт ко­нец,
И не то­мил­ся боль­ше я на­деж­дой
На то, что не за­был ме­ня Тво­рец.

Ле­тели дни и но­чи пёс­трой ка­шей,
Я на­учил­ся в этой ка­ше жить,
От­ча­яв­шись прис­тать од­нажды в га­вань,
От­ча­яв­шись од­нажды по­любить.

Я ни­ког­да не ве­рил в сло­во «чу­до»,
Сей­час все чу­даки на бук­ву «м»,
И по­мощи не ждал я ни­от­ку­да:
Ко­му есть де­ло до чу­жих проб­лем?

И так я жил, сжи­га­ем ду­ализ­мом:
Ве­ликий греш­ник, что в ду­ше мо­нах,
От­шель­ник, для ко­торо­го пус­ты­ня
Рас­плас­та­на на смя­тых прос­ты­нях.

Но вот од­нажды ту­чи рас­сту­пились,
Раз­вер­злись не­беса, об­дав дож­дём,
И смы­ло грязь, не всю, но я уви­дел:
То, что мы ищем, мы всег­да най­дём.

Та­кие встре­чи — чис­тая слу­чай­ность,
И не­воз­можно их пре­дуга­дать,
Они слу­ча­ют­ся, ког­да го­тов на край­ность
И рав­но­весие уже не удер­жать.

Слу­чай­ный взгляд, сколь­зя­щее ка­санье,
По­лу­улыб­ка, веж­ли­вый на­мёк,
Вни­манье ко всем зна­кам не­вер­баль­ным,
Гром, мол­ния — и «чем же я прив­лёк»?

По­том сом­ненья дол­гие, ведь вряд ли
Та­кое мо­жет в жиз­ни прав­да быть,
И лишь за­пис­ка мол­вит об об­ратном;
Один зво­нок — чтоб ис­ти­ну от­крыть.

И вот спус­тя ча­сы и дни стра­даний
Ру­кой дро­жащей но­мер на­берёшь,
Под­бро­сит па­мять хруп­ких очер­та­ний,
А в труб­ку ска­жешь прос­то: «Уз­на­ёшь»?

И вот уже си­дите вы на кух­не,
Без па­фоса и блес­ка, чай и кекс,
Но что-то в этом воз­ду­хе раз­ли­то,
И зна­ете вы оба — это секс.

Бо­ясь са­мих се­бя, бо­ясь от­крыть­ся,
На­щупы­вая ос­то­рож­но путь,
Ты чувс­тву­ешь, что хо­чешь рас­тво­рить­ся
И в этом че­лове­ке уто­нуть.

«Неп­ра­виль­но!», «нель­зя!», «да как так мож­но!» —
Ник­то не хо­чет ви­деть мир, как есть,
Ку­пить лю­бовь за день­ги, впрочем, мож­но,
И пол лю­бов­ни­ка при этом «не учесть».

Но сол­нце све­тит, ле­то нас­ту­па­ет,
За ним при­ходят осень и зи­ма,
И в жиз­ни всё яс­нее прос­ту­па­ет
Прос­тая мысль: лю­бовь всег­да сле­па.

Сле­па к ус­ловнос­тям и не бо­ит­ся
Гра­ниц, зап­ре­тов — это ей пре­тит.
Не удер­жать влюб­лённо­го в тем­ни­це,
Ког­да Амур шеп­нул ему: «ле­ти».

А жизнь идёт сво­ею че­редою,
Но ты уже спо­ко­ен и счас­тлив,
На­шёл свою ты га­вань, боль­ше в мо­ре
Те­бя не вы­несет уж ни­какой при­лив.

© RF 2 VIII 2018