Брак, семья и любовь... Миф о любви

Кайрбек Нагуманов
Казалось бы, что может быть естественнее для семейного счастья, чем брак по любви? Оказывается, он не только не естественен, но и противопоказан! Еще в 50-е и даже 60-е годы многие мои сверстники-казахи женились кто по любви, а кто и по воле родителей. К полной для меня неожиданности  браки по любви чаще всего распадались словно карточные домики, а браки по выбору родителей, наоборот, с каждым годом только крепли. И это на фоне того, как в обществе до сих пор упорно насаждается, а мы охотно воспринимаем культ половой любви. Ведь прежний, советский Кодекс о браке и семье даже предписывал: "Семейные отношения должны строится на свободных от материальных расчетов чувствах любви, дружбы и уважения". Перед нами еще один миф - миф о любви.
Стихия половой любви - предбрачные игры. Половое влечение и его наиболее яркое проявление - любовь - есть выработанный природой механизм выбора брачного партнера и не более. Из произведений литературы и искусства, повседневной жизни, примеров взрослых и сверстников подспудно, незаметно складывается у нас образ того единственного, желанного, встреча с которым всегда неожиданна и заслоняет собой все другие события жизни. Та самая "любовь с первого взгляда". Как у пушкинской Татьяны: "Ты чуть вошел, я вмиг узнала".
К сожалению, современные семейно-брачные отношения стали все больше напоминать давно минувшие доисторические  времена. Вот как описывают брачное поведение людей первобытного племени, чудом сохранившегося до наших дней. Здесь "женщина решает, кому быть отцом ее детей. Она делает выбор. И часто, родив одного-двух детей, выбирает нового партнера, чисто инстинктивно подчиняясь тому, что можно назвать непрестанным поиском жизнью новых сочетаний ген". Поэтому по своей природе, назначению половая любовь при всем нашем желании не может быть "до гроба". Чувство это настолько неустойчиво, что, едва возникнув, оно все время требует своего подтверждения: "Ты меня любишь?" Зачастую такая любовь угасает, так и не завершившись даже браком. Но и в случае, когда она доводит молодых до венца, любовь затем с сознанием выполненного долга уходит. Это чувство может вспыхнуть вновь и не раз, но только при выборе нового полового партнера. Ведь неслучайно все любовные истории - не только в романах и на экранах, но и в жизни - разыгрываются либо до, либо вне брака.
Да, всем хороша эта любовь! Жар-птицей, озаряя и изменяя все вокруг, она нежданно-негаданно врывается  в нашу жизнь. При взаимности чувств это подарок судьбы, праздник души, заставляющий забыть все мерзости серых будней. Поистине ей не было б цены, обладай она еще и постоянством, не исчезай она, не оставив даже пера! Но ревностные приверженцы романтичной любви  пытаются спасти ее лицо, списывая все огрехи на мимолетное влечение, влюбленность, несерьезность чувств. На этой почве прорастает извечная  мечта молодых - найти, встретить настоящую любовь "до гробовой доски". С какой последовательностью реальная жизнь разбивает ее, с таким же упорством она воскресает вновь и вновь, заставляя сердца то учащенно биться в предчувствии любви, то страдать и надеяться. Так существует ли всерьез эта "настоящая любовь" или она всего лишь мираж для жаждущего в пустыне? Обрадовать нечем: нет "настоящей" или "ненастоящей" любви. Есть половая любовь, которая протекает так, как ей положено. И большего от нее требовать нельзя. Почему?

На игле половой любви

Любая загадка завлекает, магически притягивает к себе, и человек всегда пытался разгадать тайну половой любви. Естественно, что первые попытки заканчивались неудачей, и это давало многим повод для многозначительного: "Тайна сия велика есть". Но все же наука упорно, шаг за шагом осваивает территорию любви и все четче прорисовывает  физиологию этого чувства.
Для наркотического опьянения человеку не обязательно "колоться". Оказывается, один вид желанного вызывает в организме настоящую химическую бурю, и он сам начинает вырабатывать легкие наркотические вещества - норэтинефрин, допамин, фенилэтиламин.  Рождаясь в мозговой ткани и разносясь с током крови, они приводят человека в состояние эйфории и влюбленности. Его внешние проявления - от учащенного сердцебиения и усиленного потоотделения до идиотской улыбки и витания в облаках. Но, подобно тому, как человек, почуявший резкий неприятный запах, вскоре привыкает и перестает замечать его,  так и вид любимого через некоторое время перестает быть "раздражителем". Новый всплеск выработки наркотиков в организме, и не раз, может произойти лишь с появлением нового объекта любви. Есть настоящие любовные наркоманы, которые, влюбляясь раз за разом, ловят свой быстропроходящий кайф. Для своего оправдания они даже придумали легенду о двух половинках когда-то разделенного надвое человека, что бродят по свету в поисках друг друга.
Тема встречи двух половинок стала излюбленной в мировой литературе. Лишь  великие инженеры человеческих душ, такие как Шекспир, Пушкин или Толстой не поддались соблазну, не рискнули строить семьи своих героев на голой любви, не связали узами законного брака ни Ромео с Джульеттой, ни Татьяну с Онегиным, ни Каренину с Вронским. Они понимали нежизнеспособность таких союзов. Не зря ведь любовные страсти часто характеризуют как безумные. Строить брак и семью на такой любви все равно, что возводить фигуры из влажного песка. Вначале, пока песок мокрый (страсти горят), фигурки сохраняют свою форму. Но затем, по мере высыхания песка (страсти остывают), фигурки (семьи) рассыпаются. Тем не менее, большинство авторов любовных романов в угоду читателям завершают свои произведения свадебным  хэппи-эндом. Это и вызывает "детский" вопрос: "Почему сказки заканчиваются, как только люди женятся?"

Зачем волчице волчьи ноги?

Не довольствуясь уклончивым ответом:  "Подрастешь, сам узнаешь", вспомним, чем заканчиваются сказки для молодых: "...стали они жить-поживать, да добра наживать". Вот так точно, коротко и ясно выражает народная мудрость смысл и назначение семьи. Не брак и не дети, а неделимая совместная собственность, общее хозяйство формируют семью и фактически, и юридически. Семья исторически возникла вслед за появлением личной, частной собственности. Основной инстинкт у человека вовсе не половой. Движет им инстинкт собственника. Именно любовь к собственности повела к образованию семьи, к выделению ее из рода. Женщина стремится иметь не только своего ребенка, но и свой дом, своего мужа. При выборе брачного партнера волчица заставляет волков бегать вокруг себя по кругу. При этом она оценивает не их морды, ... а их ноги! Они будут кормить семью. Так и женщине нужен  такой муж, который своим материальным, духовным и интеллектуальным богатством обеспечил бы и себе, и ей положение в обществе. Это требование хорошо передано в казахской пословице: "За стоптанные сапоги выходить не хочет, а в нарядных не сватают". И сейчас материальное положение семьи служит той печкой, от которой танцуют при решении всех житейских проблем: жилья, выбора места и характера работы, планирования и образования детей, здоровья, отдыха членов семьи и множества других.
Уже в древних культурах брак рассматривался не как "союз сердец", а как "союз имуществ". Об этом говорят первые письменные законы о браке царя Хаммурапи. Древнеиудейский Талмуд советует мужчине при выборе жены поменьше обращать внимание на красоту женщины, а  больше ценить ее происхождение. И наши предки хорошо понимали, что брак "не вздохи на скамейке и не гулянье под луной". Поэтому родители "невесту выбирали не в хороводе, а в огороде". И жениха выбирали по его "ногам". По тому, как он напрягается, а не «расслабляется». То есть по подготовленности молодых к будущей семейной жизни, где главное - труд и терпение. Не забывали, конечно, и о физической привлекательности друг для друга. Отсюда и прочность таких браков. Поэтому не важно, что брак по расчету, важно, чтоб расчет был верным! Можно лишь позавидовать арабам, которые, несмотря на агрессивное наступление западной массовой  культуры по всему миру, до сих пор твердо стоят на своем: "Женщина несчастна чаще всего в двух случаях: когда она вышла замуж по любви или у нее глупый отец". Впрочем, и мы себе на уме - для большинства наших девушек и их родителей "вуз" - это "выйти удачно замуж". У кого повернется язык упрекнуть их за это?
Уж против чего была непримиримо настроена коммунистическая идеология, так это против частной собственности и семьи как ее ячейки. Поэтому она всеми силами пыталась представить брак как "сердечный союз двух членов коммунистического общества". Но даже тогда в основных положениях  Кодекса о браке и семье любовь декларировались всего лишь одной строчкой, и больше о ней - ни слова. В новом же законе про это чувство вообще "забыли". И правильно сделали. Вообще говоря, половая любовь как страсть, всеохватывающее чувство - весьма редкое явление. Как верно подметил Ларошфуко: "Любовь одна, подделок под нее тысячи. Иные люди потому и влюбляются, что они наслышаны о любви". Молодые чаще всего за любовь выдают чувства симпатии, расположенности друг к другу. Более глубокие мотивы брачного выбора носят всегда прагматический характер. Молодожены в полной мере могут этого и не осознавать. Они и после регистрации брака продолжают пребывать в приятной иллюзии, что их союз основан только на любви. И тогда поневоле вспомнишь слова Иисуса Христа, произнесенные на кресте: "Отче! Прости им, ибо не ведают они, что творят!"
У незрелых в социальном плане людей сермяжная правда жизни вызывает эмоциональный, психологический протест как насилие над их чувствами, волей, правом свободного, ничем не ограниченного выбора. Непонимание существа дела выражается в идеализации брака по любви и противопоставлении его браку по расчету. Между тем приверженцы брака по любви не хотят видеть того, что принципиальной разницы между ними нет. Брак по любви - тот же брак по расчету! Только расчет был сделан давно и подсознательно, еще на стадии формирования образа будущего избранника. Ведь формируется не просто образ, а образ, высоко оцениваемый и пользующийся спросом и в обществе, и в своем кругу. В этом секрет успеха артистов, певцов, спортсменов у многочисленных поклонниц. В них безумно влюбляются, видя лишь на экранах телевизоров. Хотя рядом, на работе, на улице можно встретить внешне не менее привлекательных, но социально не столь успешных сверстников.
Даже физическая красота человека имеет социальную природу. Ведь восприятие внешней привлекательности человека уходит своими корнями в материальные и социальные условия жизни. Еще Н.Г. Чернышевский писал: "Свежий цвет лица и румянец на всю щеку - первое условие красоты по простонародным понятиям... И наоборот, ...болезненность, слабость, вялость... - достоинство красоты для высших слоев, как скоро кажутся следствием роскошного бездействующего образа жизни".


Супружеская любовь

По-разному проявляет себя инстинкт собственника. Если обратить взгляд назад, в недавнее прошлое, то увидим растиражированный и во многом неверный образ мужика-деспота. В нынешних условиях зачастую уже женщина демонстрирует свою реальную власть, угрожая выгнать из дома мужа. Но, как уже говорилось, все это - проявления чувства собственника в примитивной, неразвитой форме. Для настоящего же хозяина характерно трепетное, любовное отношение ко всему родному, собственному: ребенку, дому, машине, скотине. В полной мере это выражается и в отношениях супругов. Если уж двое взялись вместе тянуть семейный гуж (не случайно "супруг" происходит от старославянского слова, означавшего "стянуть", "соединить", "запрячь"), всячески помогая друг другу, то они не смогут оставаться равнодушными, чужими друг другу.
Само чувство возникает и развивается исподволь и со временем достигает такой глубины и стабильности, что демонстрация каких-либо внешних проявлений любви становится неуместной. С годами супруги все больше напоминают сиамских близнецов: общие заботы, радости и печали заставляют, приучают их жить одной нераздельной жизнью. Народная мудрость с каким-то горьким восторгом утверждает: "Муж и жена - одна душа. Муж и жена одна сатана".
Супружеская любовь, в отличие от половой, в буквальном смысле "до гроба". Индия - страна, где искусство и культ половой любви доведены до совершенства. Вспомним  хотя бы "Камасутру". Или каменные изваяния на стенах древних индийских храмов. Вся современная порнография в сравнении с ними покажется невинной  шалостью. Но именно здесь половой любви четко указано ее место, время и значение. Индусы издеваются над нами: "Вы, чудаки, сперва влюбляетесь и, если успеете, женитесь. Мы же, наоборот, сперва женимся, а затем влюбляемся. Навсегда". Если супруги привыкли, притерлись друг к другу, их организмы начинают вырабатывать другой наркотик - эндорфины. Эти вещества не вызывают дурную эйфорию, напротив - они приносят покой и умиротворение. Это состояние очень точно передал А. Платонов в своем рассказе "Офицер и крестьянин": "Видно, он любил свою жену, или то было чувство еще более нежное и верное, чем любовь: тот тихий покой своего сердца вблизи другого сердца, коих соединяет уже не страсть, не тоскливое увлечение, но общая жизненная участь, и покорные ей, они смирились и прильнули друг к другу неразлучно навек". Производство эндорфинов в мозге провоцирует вид того объекта, к которому мозг уже привык, - супруга. При потере любимого супруга организм второго лишается привычной порции наркотика. Именно поэтому некоторые престарелые люди ненадолго переживают друг друга: изношенный организм, используя сравнение с наркотической ломкой, не выдерживает резкой завязки и погибает от тоски и печали.

Дороги, которые мы выбираем

В музыке существует деление по степени доходчивости, общедоступности на легкую и серьезную. По тому же принципу можно разделить и любовь. Половая любовь сродни легкой музыке. Заложенная в генах как один из природных инстинктов, потребностей, она всем понятна и доступна. При зарождении такого чувства большую роль играет случай, счастливое стечение обстоятельств. Поэтому оно и воспринимается как подарок судьбы.
Серьезная супружеская любовь внешне не так эффектна как половая. Она требует  социальной зрелости брачных партнеров, напряжения духовных и физических сил. Свои чувства супруги воспринимают не столько как подарок судьбы, сколько как закономерный, заслуженный результат совместных усилий, общих забот и того места, которое они заняли в жизни друг друга. Но молодым не терпится, и в выборе между  закономерным и случайным они, естественно, чаще всего склоняются к последнему. Для большинства вступающих во взрослую жизнь супружеская любовь остается трудной для восприятия, как и сложная, серьезная музыка.
Половую любовь в жизни человека можно сравнить с весенним, буйным, но кратковременным цветением сада. С наступлением лета и осени - времени созревания и сбора плодов - можно связать время становления взаимной привязанности супругов. Семейная жизнь без любви половой скучна, но и без супружеской - пуста.
И потому есть пары, соединенные половой любовью. Судьба одарила их яркостью чувств.
Есть пары, согретые супружеской любовью. Они сотворили и познали постоянство чувств.
Есть пары, половая любовь которых ускорила рождение супружеской и, соединившись с ней, превратила жизнь супругов в бесконечную череду счастливых дней, даря им и яркость, и постоянство чувств.
Есть, наконец, супруги, живущие и без ссор, и без любви. То, что у них в 20 лет не приключилась любовь - это их беда. Но то, что у них и в 40 лет нет взаимных чувств, это их вина.


Есть ли лекарство от измены?

- Красивая жена - не твоя жена, - поучал нас Марат, старший по возрасту среди ребят нашей улицы. Видимо, он и сам оказался во власти этого расхожего взгляда. Все мы обзавелись семьями, поразъехались, а он все еще искал себе верную подругу. И лишь потом, когда ему уже перевалило за тридцать, на ком-то женился.
Такой взгляд вовсе не надуман. Признаюсь, мне стало как-то не по себе, когда знакомая открыто, на глазах мужа и детей, заявила: "Если я встречу любовь с первого взгляда, то, не раздумывая, все брошу". И в этом она не одинока. Вспомним жизнерадостное утверждение одного из персонажей кинокомедии "Бриллиантовая рука": "Ну, какой же муж не хочет хоть на час стать холостяком!" Как свидетельствует статистика, супружеская измена служит одной из основных причин развода.
Проблема эта стара как мир. Она одна из тех осей, вокруг которой вращается вся мировая литература и искусство - от самой высокой до самой низкопробной. Прослеживая всю историю брачно-семейных отношений, классик марксизма Ф. Энгельс, пришел к неутешительному выводу - против супружеской неверности, как и против смерти, нет никаких лекарств. Но так ли все безнадежно?

В народе людей, падких до лиц противоположного пола, неразборчивых в половых связях, ругают и обзывают "кобелями", "сучками". Ирония природы в том и состоит, что это естественно - мужчина и женщина по своему биологическому предназначению должны, обязаны вести себя так. Да, известна и воспета лебединая верность. Волк с волчицей соединяются на всю жизнь. Но у их же сородичей - собак - совсем другое поведение. Для большинства видов, а к ним относимся и мы, вид гомо сапиенс, более целесообразным оказалась периодическая смена брачных партнеров. Поэтому природой заложено в нас половое влечение к конкретному лицу даже в самой яркой форме - любви - лишь на короткое, преходящее время. Выбор женщиной нового полового партнера в непрерывном поиске жизнью новых сочетаний ген мы показали выше, в мифе о любви, на примере брачного поведения первобытных людей. Что до мужчины, то его отличает еще более сильное инстинктивное влечение к неоплодотворенным особям другого пола. Он всегда готов откликнуться на "зов" самки.
Мы уже давно не первобытные, но волнующая походка, взгляд, одежда, аксессуары женского туалета, нежные прикосновения рук, легкий словесный флирт и многое другое - это все тот же зов женщины. А демонстрация физических, материальных, интеллектуальных и иных достоинств и возможностей - это все тот же отклик мужчины. Половой инстинкт в нас настолько силен, что в свое время знаменитый Зигмунд Фрейд пытался все многообразие поведения человека объяснить проявлением всего лишь сексуальных влечений.
Все бы ничего, если бы порядка 10 тысяч лет назад вслед за появлением частной собственности не возникла и семья - ячейка этой собственности. Она сразу же внесла в брачное поведение людей радикальные сдвиги и породила представления о верности и измене. Чтобы передать по наследству с таким трудом и риском нажитое, муж-собственник должен быть уверен, что дети действительно от него. Для этого жена должна строго хранить ему половую верность. Возник острый конфликт, противоречие между природным стремлением к разнообразию брачных связей и социальным требованием супружеской верности.
Самое простое решение конфликта - полная изоляция женщин от "чужих" мужчин, лишения их возможности взаимного зова и отклика. Примеры этого мы видим уже в древних цивилизациях Востока: женщины там носили покрывала, закрывавшие лицо. Особая женская половина дома - гинекей - была в античной Греции. И в допетровской Руси жизнь боярынь и дворянок, хоть и не так строго, но все же была ограничена стенами терема. Ислам лишь канонизировал этот патриархальный обычай. Коран требует от женщин, "... чтобы они потупляли свои взоры; хранили бы себя от половых пожеланий; накладывали себе на грудь покрывала; показывали бы наряды свои только своим мужьям".
"Не прелюбодействуй", - заклинает библейская заповедь. Даже святость и нерасторжимость брака отступает перед этим требованием. В Новом завете единственным основанием для развода признавалась измена. К Христу пришли фарисеи и спросили: "По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?" На что получили ответ: "... кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует". Даже на учеников Христа такой ответ произвел сильное впечатление: "... если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться".
Великая французская революция среди основных прав человека еще раз подчеркнула священность и неприкосновенность частной собственности. В семье - ячейке этой собственности - супруги всецело принадлежат друг другу. Поэтому измена одного из них воспринималась и до сих пор воспринимается всеми нами как наиболее злостное, бросающее вызов самим основам семьи и общества нарушение прав собственности другого супруга. Трудно назвать другой вид преступления, которое бы наказывалось с такой же жестокостью. По легендам, смерть от ножа у казахов считали самым легким наказанием. Застав чужого мужчину со своей женой, муж привязывал его к хвосту лошади, которую затем пускал галопом. Что касается женщин, то ее жгли раскаленным железом, пока не наступала смерть.
В нашем семейном праве не то что какого-то наказания, но и самого понятия супружеской верности нет. Статья 29 Закона о браке и семье гласит: "Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи ..." Требованию взаимной верности здесь не нашлось места. В то время как, например, статья 212  французского гражданского кодекса прямо указывает: "Супруги обязаны к взаимной верности, помощи, поддержке". Но это не значит, что представление о супружеской верности уходит из нашей жизни. Ничего подобного. То, что не закреплено законом, продолжает регулировать вековой обычай, ибо собственническую суть человека никто не отменял. И по сей день, каких бы взглядов на брак, даже самых продвинутых, ни придерживался человек, измена воспринимается им очень болезненно, порой трагично. Еще раз повторим, что основной инстинкт у человека вовсе не половой, а инстинкт собственника.
Так есть ли лекарство от супружеской измены? И да, и нет. Все зависит от того, что человек исповедует, каковы его жизненные ценности. Если в нем доминируют природные, половые инстинкты, то социальные запреты воспринимаются им как диктат общества, насилие над его зоологическим индивидуализмом. Он готов нарушать их при первом удобном случае. По сути дела половая неверность здесь не столько измена супругу, сколько измена обществу, вызов его законам, правилам семейного общежития. Как семьянин он бездарный.
Все же для большинства людей главное - удовлетворение социальных потребностей. Не игнорируя своих природных влечений, они хотят реализовать себя, утвердиться в глазах окружающих, занять положение в обществе. К тому же жизнь нередко подвергает человека испытаниям, ударам судьбы. И в том, и в другом случае ему нужна крепкая, дружная семья, как тот уголок мира, где его всегда ждут, любят, поддержат, не предадут. Ради этих ценностей он готов принять все условия совместной жизни. При налаженном семейном тыле такому супругу не характерно состояние сексуальной озабоченности. И если, подвергшись искушениям, он все же совершает грех, то это уже измена не столько обществу и не только супругу, но и всем близким, в первую очередь детям. Он теряет перед ними свое лицо. Суд близких куда строже суда общества. Понеся наказание, можно вновь оказаться чистым перед законом и обществом. Но, даже получив прощение, нельзя вернуть прежнее доверие родных.
И, наконец, есть люди, для которых семья не средство жизни, а сама жизнь; это их призвание. Социальные нормы для такого человека естественны, и они не мешают ему проявлять все свои способности, реализовать замыслы и создать свое неповторимое произведение искусства - семью! Для него непонятна супружеская неверность, прежде всего со своей стороны. Ведь это значит наступить на горло собственной песне. Это измена не супругу или еще кому-то, а именно себе. И нет никаких шансов избежать суда, наказания. Судить он будет сам - судом внутренним, неподкупным, беспощадным. Как верно сказал об этом А.С.Пушкин: "Презирать суд людской нетрудно, презирать суд собственный невозможно". Измена здесь исключена.