Альбрехт Дюрер. Портрет венецианки

Алина Алексеева-Маркезин
   АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР,Портрет молодой венецианки. 1505
Дерево, масло, 32,5 x 24,5 см.Музей истории искусств. Вена. Австрия

        В 1505 году Альбрехт Дюрер во второй раз приехал в Венецию. Италия в те времена была центром и святыней живописи; и почти каждый уважающий себя художник стремился посетить Апеннинский полуостров, набраться опыта и ознакомиться с последними модными веяниями в искусстве.

         Венеция, конечно, ещё не была так славна своими художниками, как Рим или Флоренция, но зато она имела хорошо налаженные связи с Германией

         «Портрет молодой венецианки» Альбрехт Дюрер написал во время своей второй поездки в Венецию в 1505 году. Это одна из самых лирических живописных работ знаменитого мастера. Изысканная цветовая гамма - все оттенки коричнегового цвета, золотые переливы волос, нежнейших оттенков кожа и сияющая матовым блеском нитка жемчуга...

      Мечтательный взгляд, слегка опущенные веки, лучистые черные глаза, волна волос над ясным высоким лбом, и большие, чувственные губы. От картины исходит такое очарование.

       Кого изобразил Альбрехт Дюрер? Кем была эта молодая венецианка? Искусствоведы даже не пытаются ответить на этот вопрос, ибо в истории не сохранилось никаких следов, даже намеков.

      В «Портрете молодой венецианки» чувствуется увлечение той женщиной, которую написал художник. Лицо ее не назовешь правильным, но в самой его неправильности - пленительное обаяние.

       Тонкие, чуть вьющиеся золотистые волосы мягко касаются белого плеча. Прическу по венецианской моде придерживает прозрачная сетка. Глубоко вырезанное платье украшено вышивкой и бантами - золотым и коричневым. Задумчивые карие глаза кажутся особенно темными на бледном серьезном лице.

          Черный бант, располагающийся у ее сердца, может быть свидетельством того, что девушка потеряла близкого человека, потому что в Венеции именно это было знаком скорби. Не нужно было облачаться в черные одежды, достаточно было повязать черный бант и окружающие сразу поймут, что в семье случилось горе.

 К сожалению, по портрету нельзя сказать, кого потеряла девушка, но художник и не стремился ограничить ее личное пространство, он хотел показать миру лишь ее внутреннее состояние.

      Нельзя сказать, что ее красота просто поражает, но в ней есть что-то притягательное, неуловимое делающее ее очень симпатичной молодой особой. По картине можно заметить, что девушка следит за собой и за модой – ее одежда опрятна, а прическа является одной из самых модных того времени .

 Так как на ней нет чепца  говорящего о замужнем статусе, то можно сделать вывод, что венецианка свободная девушка. Скорее всего, она обладательница стройной фигуры, задорного характера и смела на остроты, все это можно увидеть в искорках ее глаз.

        Портрет молодой венецианки не закончен, как это видно по пряди волос над правым плечом, которая осталась в начальном варианте; однако картина показывает то, чему художник научился в Венеции: это большая мягкость черт по сравнения со строгостью фигур, которые он писал на родине. Молодая женщина изображена на темном фоне, а светлые и мягкие тона формируют ее нежное лицо, обрамленное чувственными золотистыми локонами.

           Примечательно, что в течение двух лет, проведенных им в Италии, Дюрер прекратил создавать гравюры и интенсивно посвящал себя живописи. По крайней мере, шесть портретов относятся к этому периоду (три женских портрета и три портрета мужчин), а также две мадонны.