Родники публицистика

Татьяна Гаврилина
Что такое сказка? Вымысел или быль?
Сразу и не ответишь.
Во всяком случае, нет ничего забавней и интересней путешествия в мир сказок? В первый раз мы отправляемся в это путешествие вместе с родителями, а во второй, будучи сами взрослыми, вместе со своими детьми.
Многие русские народные сказки и былины восходят к мифологическим сказаниям глубокой древности, к языческим корням русского народа. Эти сказания таинственны, загадочны и любопытны. Они захватывают воображение, волнуют душу, заманивают ее в лесные чащи, ведут нехоженными тропами на берега быстрых рек и глубоких озер, тянут за собой, подталкивая заглянуть в пугающую глубину омутов.
Именно они – волшебные предания далекой старины привлекали и привлекают внимание многих писателей и поэтов, находя отражение в их творчестве. Только вдохновленная любовью к прошлому своего отечества творческая мысль могла и может создавать полные очарования бессмертные образы сказочных героев.
И примеров тому множество.
Конек-Горбунок Петра Петровича Ершова – уроженца Тобольской губернии. Хозяйка медной горы известного уральского сказочника Петра Павловича Бажова. Золотая Рыбка, царевна Лебедь, дядька Черномор Александра Сергеевича Пушкина. Вий Николая Васильевича Гоголя. И так далее. Но более всех преуспела в этом чародействе народная творческая мысль. Кащей бессмертный, Кикимора, Водяной, Леший, Русалочка, Снегурочка и, конечно, Баба Яга.
Уверена, что если постараться, то список можно продолжить, потому что русские народные сказки – это отдельная большая тема, связанная с судьбой каждого из нас тысячами незримых и таинственных нитей.
Когда-то очень давно, более тысячи лет назад, мы исповедовали язычество. Мы верили в силу природных явлений, видели мир вокруг себя живым и одухотворенным, мы считались с неограниченными возможностями этого мира влиять на нашу жизнь, мы понимали, что мы его неотделимая часть.
Мы взаимодействовали с этим миром и берегли его для себя.
На узорных вышивках северных славян часто встречается фигурка одинокой женщины в широкой юбке с высоко поднятыми руками. На голове ее венок из цветов, в руках либо солнечные диски, либо молодые зеленеющие побеги. Справа и слева от женщины два всадника, над которыми она властвует, удерживая за повод коней. Это богиня жизни и плодородия древних славян – Берегиня или известная под своим вторым именем – Мать сыра земля.
Душевный трепет обращения наших далеких предков к богине дошел до нас через многие и многие века, не претерпев существенных изменений. Каждый, кто родился на земле, вырос на воле среди полей проникнут абсолютным пониманием ценности этой земли и ее живительной силы.
Христианство, действуя огнем и мечом, оторвало нас от наших языческих корней. Оно не только расширило наше сознание до космических пределов, но и заразило его самолюбием и эгоизмом, внушив возвышенную мысль о том, что мы сотворены по образу и подобию божьему. Так человек возвысился над природой, забыв о том, что он – продукт этой самой природы.
Но если рациональное сознание, оценив риски, приняло вызов воинственного христианства, отринув от себя прошлые заблуждения, то иррациональная душа сохранила в своих тайниках светлую память о них.
Известно, что история древних славян изобилует мифами и легендами, сказами и сказками. Многие явления, связанные со сменой времен года, сопровождались ритуальными языческими приготовлениями, в которых быль и явь были так тесно переплетены, что отделить одно от другого не представлялось необходимым.
Иванов день. Русальная неделя. Масленица. Пересол. Сочельник. Бабье лето. Коляда.
И многие другие.
Причем каждый из них был не просто днем календаря, а праздником. Большим праздником с традициями, нарядами, песнями, приметами, со смыслом, со взаимосвязью с природой.
Мы, сегодняшние, умеющие объяснить многие природные и физические явления, осваивающие космос и подводные глубины, охотно проникаемся духом колдовства, доверяемся таинству гадания, верим в предсказания, боимся сглаза и порчи и легко подпадаем под обаяние магов и экстрасенсов.
Мы ничего не хотим забывать.
Мы роемся в своей памяти, как в архиве, с надеждой обнаружить в ней что-то удивительное, родное и близкое, подлинное, но скрытое за поверхностным наносным слоем.
Мало кто знает подлинный смысл известной картины великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». 
Картина была написана в 1898 году.
На ней три витязя, три всадника на священных конях белой, черной и рыжей масти. В центре Илья Муромец в черной под кольчугой рубахе и на черном коне. Слева от него Алеша Попович в красной рубахе на рыжем коне, а справа – Добрыня Никитич в белой рубахе на белом коне. Большая роль отводится на этом полотне и характеру природы, которая окружает героев - низкое сизое небо, зацепившееся кучевыми облаками за острия   рыцарских шлемов, голые каменистые сопки за их спинами да скудная под копытами коней   растительность. Вот она холодная и суровая красота северных широт нашей родины.
Картина «Богатыри», над которой автор трудился более двух десятков лет, и которая обращалась к исторической памяти русского народа, к его языческому прошлому, в официальных кругах не получила должной оценки. А сами всадники, подобно героям иных живописных полотен, таких как «Аленушка» и «Гамаюн», были причислены к разряду сказочных.
Однако людям посвященным, знакомым с представленным публике историческим материалом, она говорит о многом, давая исчерпывающее представление о культе Триглава – единстве трех миров. Культ этот был распространён на обетованной земле народов славянского Поморья, в священном городе Аркона. 
Город Аркона был кузницей   боевых искусств первых рыцарей храмовников, называемых себя витязями.
И когда, после непрестанной 400-летней борьбы с франкскими, германскими, польскими, датскими крестителями народы Балтийских славян один за другим были порабощены, Аркона стал последним славянским городом, исповедующим праотеческую веру. И оставался таким до своего полного уничтожения в 1168 году.
Но и город Аркона, и остров Рюген, на котором он был расположен, представляли собой настолько уникальное явлением в славянской культуре, что занимали творческую мысль русских художников и писателей на протяжении многих веков.  «Остров Рюген. Жрец» - часть триптиха, написанного известным советским художником Ильей Сергеевичем Глазуновым, привлекла к этой теме в 1986 году пристальное внимание широкой общественности. Картина, всколыхнув дремлющее сознания, разбудила живой и неподдельный интерес публики к необычному сюжету. Народ валом хлынул на выставку, чтобы взглянуть на длиннобородого седовласого поморца и вместе с тем открыть для себя тот уголок земли и ту историю, о существовании которых и не догадывался.
Сегодня интерес к нашему далекому прошлому велик, как никогда.
И это не простое любопытство.
Мы хотим знать правду.
Без прикрас.
Без глянца.
Без оговорок.
Мы хотим стать частью этой правды. Правды, которая, как родник, пробивается сквозь все запреты.
Но если все так и есть, значит Создатель вовсе не собирался отрывать нас от природы, а иначе зачем он – величайший на свете фантаст и выдумщик сотворил для нас такое бесконечное многообразие форм и видов жизни?
Зачем?
Похоже, что он просто желал того, чтобы лучшее из его творений – человек верил не только в силу  природных явлений, а  более всего иного верил в себя самого.