***

Ирина Яманова
  Возвращаясь домой, я смотрела на Карпаты через окно поезда, движущегося на приличной высоте. Каждый туннель, через который мчал нас поезд, вызывал и страх, и восторг,и поклонение делам человеческого разума. А внизу,залитые лунным сиянием, проносились селения в своей первозданной красоте. Невольно в голове возникали картины Кавказа со своей устрашающей красотой, и все те моменты,связанные с покорением недоступных вершин и страха перед их создателем.
  В то лето 1961-го мой брат вернулся из семимесячной экспедиции в водах Индийского океана. Побывав на островах Кергелена, он запечатлел на фотографиях и тяжёлый труд китобойцев, и природу,окружающую их. Люди, океан, острова и пингвины... Много, очень много снимков,сделанных моим братом-классным фотографом-любителем, старшим электромехаником своего судна китобойной флотилии"Юрий Долгорукий". Не смотря на то,что очень много красивых мест нашей земли видел он своими глазами и передавал нам с мамой с помощью снимков и рассказов, всех нас,как магнитом, притягивал дом, расположенный на берегу р.Теберды  с почти вертикально нависшей над ней горой. Этот уголок был спасительным от сталинской мясорубки, уничтожившей всю мамину семью. Здесь с больной мамой с её, залитой слезами душой, росли мы с сестрой и старшим братом- единственным мужчиной-ребёнком, с 9-и до 14-и лет доблестно               справлявшегося с обязанностями нашего с сестрой отца, сына,брата и нашего ангела-хранителя.  Для того,чтобы как можно полнее ознакомить нас с героическим прошлым Кавказских гор, мы  втроём и младшим сыном наших соседей-друзей, отправились в поход,всё необходимое для которого, он привёз этим летом. Всё то,чего коснулись наши глаза,уши, душа, осталось в памяти нашей навсегда!
  И ещё одно событие, оставившее глубокий-судьбоносный след в моей жизни-два парня,в искренних чувствах которых, у меня не было никаких сомнений, встретились в одно и тоже время, в одном и том же месте. Один из них был самым лучшим студентом физмата, самым красивым парнем, который перенёс ужасную трагедию,оставившую его без правой руки.Другой был таким, что я не понимала "кто из них желаннее". Свой выбор я остановила на первом, с надеждой, что моя любовь будет достойной опорой для его израненной души и изувеченного тела.Другой ушёл в армию... С тех пор прошло 43 года!