Поехали! Часть 3. Австрия

Ли -Монада Татьяна Рубцова
     Австрия…  Слово «Австрия»  перед поездкой звучало для нас приблизительно как «Марс». Оно пьянило, слегка будоражило. Да, дорогие мои, для нас, россиян из глубинки, Австрия – это нечто запредельное. И пусть посмеются над нами господа с туго набитыми кошельками, мы не в обиде. Вы только представьте, что я говорю кому-то: «Вот когда я была в Австрии…», а они вздыхают и ахают. Как вы понимаете, я шучу, шучу. Никакого апломба, никакой пыли в глаза!

     Так вот. Прекрасным солнечным утром мы выехали из Польши, пересекли Чехию (о ней позже) и оказались в Австрии. Никаких таких скульптурных сооружений, отделяющих  одну страну от другой, мы не усмотрели. «Австрия!» - объявил племянник, и мы пошире раскрыли глаза. Алексей врубил «Ніч яка місячна», и мы дружно грянули:

Ніч яка місячна, зоряна, ясная,
Видно, хоч голки збирай.
Вийди, коханая, працею зморена,
Хоч на хвилиночку в гай!

     Вдруг нам громко посигналили. Племянник возмутился:  «Чего распипикались! Я правила не нарушал!»  А потом улыбнулся: нас обогнала машина с украинскими номерами. Практически земляки поприветствовали! Вот так совпадение!

     Да, друзья мои, было отчего запеть эту милую украинскую песню. Нас окружили поля с посолнечником и кукурузой. Подсолнухи раскачивали своими желтыми головками под дуновением ветра, словно тоже приветствуя нас. Когда-то довелось мне побывать на Украине, и создавалось впечатление, что сейчас, из-за поворота покажутся беленые хатки. Ан нет… Кругом стояли ветряки. Это такие огромные столбы, на которых крутились яркие лопасти, по всей вероятности, аккумулировали электроэнергию. Казалось, вот сейчас эти великаны оживут и пойдут за нами. Конечно,  первые домики появились, такие же надежные и аккуратные, как и в Польше. Я нацепила очки, чтобы ничего не пропустить: ни сельскую архитектуру, ни озерца с уточками, ни поля, ни шикарные туннели.

     Мы точно знали, что в Австрии нам придется надолго замолчать, потому что немецкий язык знала лишь сестра из школьной программы.  Те фразы, которые я помнила из произведений о Великой Отечественной войне, никуда не годились. А сестру всегда хвалила учительница по немецкому, и  теперь… «Ваш выход, Мария! - шутили мы. – Отдувайся за всех нас!»
 
      Вот и Вена. Племянник подвез нас к симпатичному отелю «Jufa» с огромным вестибюлем со стеклянным потолком, с удобным номером на четверых, а главное, с бесплатной стоянкой. Нам предстояло пробыть в Австрии три ночи. Выгрузив свои нехитрые пожитки, мы пошли за продуктами. Но увы, смеркалось, магазины были закрыты, лишь различные кафе принимали посетителей. Нам удалось-таки купить несколько бутылок воды в одном магазинчике и пару пачек печенья. До утра вытерпим. Нас ждет завтра Штефанплатц!

     Штефанплатц – огромная площадь с  кафедральным собором святого Стефана. Этот готический собор – жемчужина Австрии. Добирались мы до площади на метро, надо сказать, довольно дорогое удовольствие. Но, выйдя на историческое место, в  сердце Вены, забыли обо всем. Вена – это поэма. Вся площадь и здания вокруг – сплошное кружево из камня. Необыкновенно сочетаются традиции готики и барокко. Архитектурные ансамбли дополняют шикарные гостиницы. Величественные здания, многочисленные причудливые фонтаны, скверики, скамейки на каждом шагу, велосипедные дорожки – все было ново для нас. Кстати, велосипедистов в Вене большое количество. Стройные, поджарые, загорелые юноши и девушки  радовали глаз. Кафе, мороженое на каждом углу, напитки – все для праздно гуляющих туристов. Конечно, мы позволяли себе некоторые вкусности, но иногда, умножив на семьдесят, отходили в сторонку.  Только магнитики по-прежнему привлекали нас. В одном из киосков сувенирами торговала русская девушка. Сказала, что учится в Австрии, а летом подрабатывает. Она-то и посоветовала нам сходить в Венский оперный театр, который находился неподалеку.

      Честно говоря, по площади ходили десятки «моцартов»,  разного возраста и цвета кожи, в париках и костюмах 18 века. Как нам стало понятно, это зазывалы, распространители билетов. Когда к нам подошел мордастый дядька и заговорил на чистейшем русском языке, приглашая на концерт, мы растерялись. Уж не кидалово ли? Сказали, что подумаем. Подошли к театру, весь фасад которого находился в лесах, на реконструкции. Там  молодые «моцарты» окружили нас и заговорили на разных языках. Тут уж пригодилась сестра. Разговорилась с молодым парнем по-немецки. В общем, предлагался такой расклад: есть билеты «стоячие» и «сидячие». Посмотреть концерт стоя стоит 15 евро, а самые дешевые «сидячие» билеты    - по 50 евро. Мы, конечно, загорелись: побывать в таком месте не каждому удается. К тому же лично я, друзья мои, с некоторых пор полюбила классическую музыку и с удовольствием ходила на концерты в Москве. «Не выдержу стоять полтора часа после целого дня путешествия по Вене! Как хотите, а я беру билет на балкон!» - заявила я. «Ну а нам жалко денег, послушаем стоя,»- решили мои спутники. Мы выкупили билеты и пошли путешествовать дальше.

     Захотелось есть. Племянник решил порадовать нас и нашел кафе, в котором можно есть, сколько хочешь, и платить, сколько желаешь. Я такое только в церкви в Москве видела: берешь свечи, оставляешь записочки о здравии и упокоении и платишь, сколько хочешь. Естественно, я всегда платила больше: благое дело, как говорится… Алексей включил навигатор, пошел вперед, а мы - за ним.  Шли мы долго, утомились под палящими лучами солнца. Назревало некоторое раздражение. Как я поняла потом, это была пакистанская столовая или что-то вроде этого. Вошли в тесное помещение, где было полно народу.  Не все мне показалось чистым, не все гигиеничным. Хотелось убежать. Но, извините, жрать-то хочется!

      В столовой орудовали черноглазые смуглые парни. Кто-то перекладывал вермишель, кто-то высыпал мясо, кто-то наливал воду из-под крана. Видимо, пища у ребят острая, поэтому предлагался стакан воды. Если честно, я просто онемела. «Навалить с горкой» еду под жгучими взглядами хозяев мне как-то было стыдно. Я бросила на тарелку вермишельки, несколько кусочков мяса, полила жижечкой. Спустились в подвальное помещение. Почти все столики были заняты, но кое-как пристроились. Я сильно расстроила племянника, бурча под нос, что мне тут не нравится, что я не привыкла есть нахаляву, что я хочу кофе, а не воду. Увидев такую мою неблагодарность, он предложил мне заплатить при выходе хоть десять евро. Но в чем тогда дешевизна? Десять евро я явно не проела.

     Естественно, я не насытилась, а идти за добавкой стеснялась страшно. На столе находился прайс-лист на напитки с фиксированными ценами. Вот это мое! Я поднялась и заказала себе большой стакан какао и сразу же оплатила его. По дороге «стырила» кусок лепешки – все это под пристальными взглядами работников. В общем, никто меня не убедил в том, что сие благо. Возможно, если кто-то встречал услугу «все включено», тому было легче. Мне не было, хотелось скорее убежать оттуда. Когда Алексей расплатился за всех нас, я вздохнула с облегчением.

     До концерта оставалось много времени, и, когда  племянник предложил съездить во дворец Шёнбрунн, я, чтобы загладить вину, первая поддержала его. Было далековато, но чего не сделаешь для примирения! Дворец Шёнбрунн – бывшая летняя резиденция Габсбургов. Он был построен в 1569 году. По приказу императрицы Марии Терезии почти весь интерьер  дворца был переделан в стиле рококо. Я уже не раз, дорогие, использовала слово «красота». Да, зайдя в большие ворота, мы восхищенно уставились и на дворец, и на обширную площадь. Надо сказать, пекло уже не на шутку, и мне пришлось выложить 14 евро за симпатичную белую бейсболку с золотистой вышивкой. Только я «обезопасила» свою голову и вышла на площадь, набежали тучки. Осмотрев фасад, мы, как и множество других туристов, обошли здание. Позади дворца располагались яркие цветники, беседки, аллеи, арки, увитые плющом. От всего великолепия захватывало дух. Осмотрев весь ландшафт, мы уселись на лавочке возле фонтана, расслабились. Не хотелось уходить отсюда. Но  заморосил дождь, да и «труба звала»! Надо в оперу!

      Только мы вышли за ворота дворца, как небо будто прорвало, мы промокли. Гуляя недалеко от Венского оперного театра в ожидании начала, мы опять решили перекусить. Теперь уж нас сам Бог, как будто бы зная, что мы «руссо туристо», завел в какую-то странное кафе. Все выглядело, как в Москве в «Перекрестке»: по кругу стояли открытые витрины с разной снедью, только продавцов в центре не было. На наше счастье,  парень-кассир сносно объяснялся по-русски. Он сказал: «Вот три вида тарелок: большие, средние и маленькие. Накладывайте на них, что хотите и сколько влезет. Маленькая тарелка стоит 6 евро, средняя -10, большая -14.» (Боже! Как моя кепка!) Мы, естественно, выбрали маленькие тарелочки, и, надо сказать, голодными не остались. Тут уж я не привередничала, потому что мне объяснили правила.

     И вот она, Венская опера! Пора подумать и о духовном! Вена долгое время считалась музыкальным европейским центром. Перед входом никаких рамок. Кажется (а оно так и есть), сюда стеклись люди со всех концов света. Девушки в пышных платьях и юноши в камзолах вежливо и быстро развели всех по местам. Не буду описывать богатство интерьера, люстры, лестницы: когда-нибудь вы сами все увидите. Просторный зал был полон. Я выглянула со своего балкончика: несколько первых рядов ( VIP- места за 320 евро) занимали представители Азии, видимо, в далекой Японии платят неплохо. В конце зала, в проходе, стояли те, кто заплатил 15 евро.  На заднике сцены, если я правильно поняла, были изображены Орфей и Эвридика. Вышли музыканты, одетые в исторические костюмы и парики, поднял палочку энергичный дирижер – и мы перенеслись в 18 столетие. Отдельные части симфоний, увертюры, сольное пение, арии и дуэты из опер приятно услаждали слух. Очень понравился мне  смешанный хор, мощные  стройные голоса славили, как я полагаю, Бога. Несколько раз я прикрывала глаза, чтобы слух четче улавливал звуки.

     В антракте я нашла своих родных. Стоять они больше не смогли, вышли из здания меня дожидаться. Вторая часть концерта – произведения Штрауса. Многие мелодии были знакомы, каждый мускул реагировал, голова сама раскачивалась в такт музыке. На моем балкончике, кроме меня, сидела испанская семья и симпатичная японка. Испанцы решились со мной заговорить, но я скромно ответила: «Ай эм фром Раша», что в переводе означало: «тетенька ни бум-бум». Я им оказала маленькую любезность, и с концерта мы выходили почти друзьями. Хотелось вспомнить хоть одно слово, чтобы как-то дать оценку игре музыкантов. И тут всплыла фраза из школьной программы: «Айв гот гуд энд экселент макс», типа «я получаю хорошие и отличные оценки. «Экселент!» - поделилась я впечатлениями. «О, йес! Экселент! Экселент!» - согласилась женщина. На том и расстались.

     На следующий день у нас было запланировано покупаться в озере Нойзидлерзее. Мои близкие, в отличие от меня,  очень любят пляжный отдых. Я же пообещала сторожить их вещи. Стоянка автомобилей была переполнена. Я научилась различать на номерах  страны, откуда эти машины прибыли.  Кроме австрийских автомобилей было множество других, особенно из Польши и Словакии. Мы кое-как пристроили нашу маздочку, нашу ласточку, которая, к слову сказать, ни разу нас не подвела на всем протяжении путешествия. Вход на пляж был платным, но и место было прекрасно оборудовано: туалеты, кабинки, душ, кафешки, приятные газоны. Мои родственники сразу бросились в холодную воду, а я разглядывала виды: горы, окаймляющие озеро с трех сторон, красивые яхты. Не выдержала, закатала брючины и три раза помочила ноги, спустившись по металлической лесенке.

     От нечего делать стала разглядывать отдыхающих. Рядом услышала польскую речь, крошечный малыш  все время уползал от папы, а тот его ловил и высаживал на одеяло. Слева женщины, что называется, загорают топлес, многие татуированы донельзя. Справа мужчина с Востока дремлет, накупавшись, а рядом сидит его жена в полном национальном одеянии, в головном уборе, ожидает мужа.  В общем, картины очень интересные, на нашей речке Зуше таких не встретишь. Скажу я вам, дорогие мои, что толстяков на Западе мало. Все же мы с вами переедаем, говорят, хуже, чем у нас в этом плане, только в Америке. Не бывала, не знаю, но с этим надо что-то делать.

     От Австрии мы были в восторге. Оказалось, это еще не все. Нам предстояла дорога в Германию, в Мюнхен, но тут племяш предложил проехаться до Зальцбурга,  мол, красивый город. Мы были не против. Ехали-ехали и попали в настоящие австрийские Альпы. Дорога вела то вверх, то вниз, даже подташнивало. Попадались австрийские деревушки (ни одного домика-развалюхи!), которые так и просились на полотно. По лужайкам  с ярко-зеленой травой разгуливали коровы. Мирные виды. Пастораль! Будь у нас деньги, мы бы купили... в таком необычном месте... эх!

      Едешь по узкой дороге, а внизу пропасть. Из пропасти тянутся к небу высоченные сосны. Думается, друзья, если спилить одну такую сосну, можно всю зиму отапливать ею целую деревню. А сколько небольших озер мы проехали! И вода в них то зеленая, то ярко-синяя.  Сердце замирало от восхищения. Не было ни одного места, чтобы мы дружно не сказали: «Ох!»  Кружили мы долго, наслаждаясь видами, пытались запечатлеть дивные картинки на фото и в памяти.  Решили, что красивее страны, чем Австрия, просто нет. До Зальцбурга  так и не добрались: время поджимало. Племянник настроил свой навигатор, и мы двинулись в Германию.

(Продолжение следует.)