Самое синее в мире - Чёрное море моё

Лидия Парамонова -Фокина
       

 Первая декада июня 1991 года в Западной Сибири была жаркой, без дождей и ветров. Температура воздуха  была  под тридцать градусов.  Поливать дачные посадки приходилось ежедневно.  Это утомляло и усиливало желание поскорее улететь в Крым. Предстояла радостная  встреча с  родной тётей, живущей на берегу Чёрного моря в Керчи,  городе- герое,  одним из первых городов, попавших под удар немецко- фашистских войск в начале ВО войны. 
      Сборы были  желанными ещё и от того, что впервые увижу море.
 Какое оно? Неужто, на самом деле, чёрное?  В песне оно «самое синее в мире».
     Сын и дочь радовались пуще меня. Дочка была счастлива, что научилась говорить букву «р». А это значит, что её возьмут на море.  Ведь папа серьёзно заявил, что на «моле» она не полетит до тех пор, пока не скажет «море».
- Папа, « мор-ре, мор-ре, мор-ре, -  радостно повторяла дочурка, выделяя «р».  Она прыгала, кудряшки  на белокурой головке «приплясывали», а глазки горели, как угольки.  Настроение ребёнка передавалось мне. Я умилялась счастьем дочери.

… Дом в районе Аршинцево стоял на высоком берегу моря.  С балкона квартиры на девятом этаже простиралось  море. Оно казалось бесконечным, потому что на горизонте сливалось с голубым чистым небом.
- Красотища!- не удержавшись от увиденного, воскликнула я, глядя на мужа и  на синий простор, - Как здорово, что мы прилетели сюда.
 А внизу, слева, аллея набережной уходила к парку. Справа была видна лестница, ведущая  к морю.  Нам не терпелось спуститься вниз и, отказавшись от отдыха после перелёта и утомительной езды на автобусе, мы направились к цели - на берег.

Лестница- чудесница оказалась крутой. Сто девяносто четыре ступеньки вниз - пустячок, а вот наверх подниматься - это что-то.
Берег был усыпан галькой.
 Море было спокойное.  Ширь и гладь.
- Здравствуй, долгожданное! Здравствуй, бескрайнее!

Прикосновение  с водой оказалось нежным, тёплым, как мамины руки, как дыхание милого, как его поцелуй. Дети, как утята бросились к воде. И уже бесполезно было звать их на пикник.
До позднего вечера мы оставались на берегу. Уходить не хотелось. Но на завтра  по плану было перемещение  на турбазу в  посёлок Героевское,  который когда-то  носил  Эльтиген,  на  крымско- татарском означающий - «край героев».

 Ночь пролетела, как одно мгновение, мне показалось, что я  даже не ложилась спать.
 Утром мы на автобусе поехали на турбазу.

        Во время езды дети внимательно  слушали всё, о чем говорила моя тётя. Она поведала им, что  благодаря невероятному мужеству десантников, бои за рыбацкий посёлок Эльтиген вошли в историю ВОВ.Этот пятачок земли заслуженно назвали «Огенная земля».
 Интересную историю услышали мы приближаясь к  «Огненной земле», положившей начало отвоевывания Керченского пролива и освобождения Крымского полуострова.*
   Дети, впитывая каждое слово, радовались, что  едут по этому легендарному городу и с нетерпением спрашивали, когда же подъедим к Эльтигену и увидим его воочию.
    Нам достался  домик, в котором не было замка, но он был вторым от берега.
Зинаида Ивановна, комендант турбазы, подсказала, где в посёлке Героевском  находятся магазины и рынок. Но это нас волновало меньше всего: перед нами «лежало», манящее нас, синее море. Мы  оставили ручную кладь в домике и ринулись  к морю.
    Нас встретил песчаный берег. Сбросив одежду, побежали босиком по горячему песку к воде.
    Наслаждению и восторгу не было конца.  Тётя, зайдя в море по пояс, «ушла» с головой под воду.  Муж с сыном ныряли, плыли до буйков,  ограничивающих заплыв за них. Отдыхающих туристов  было много и все придерживались правил.
 Я плавала недалеко  от берега, наблюдая за дочерью, которая  плюхалась почти у самого берега. Когда мы развалились, как две рыбки, на  пляжных одеялах, она открыла мне «секрет»:
- Мама, я знаю тайну моря, - глядя мне в глаза, очень убедительно заявила она и замолчала.
Мне захотелось узнать, что она  заметила и что показалось тайной моей семилетней малышке.  Я поинтересовалась:
- А мне ты можешь поделиться тайной моря?
Дочурка, будто ждала вопроса, приблизилась ко мне и, радуясь своему отрытию,  шепнула на ушко:
- Мама, оно солёное… Море об этом сказало мне секрету.
      Мне передалась радость её сообщения. Забавный возраст детей до семи лет: чего только не придумают.

Мы нежились на песке, когда наши ныряльщики, наплававшись, вышли на берег.
 Сын, на бегу делился увиденным под водой:
- Мама,  я видел под  водой  мальков. Рыбки побольше  тоже плавают.   Баба Валя сказала, что на дне можно найти рапаны. Завтра я и папа в масках будем искать большие  ракушки.
Вечером наши «мужчины» развели костерок, быстро приготовили шашлык. Ужин был на песке. У ног тихо пели волны.
- Завтра покажу вам ширь морскую, поплывём подальше от берега на катамаране, - преподнесла  тётя за ужином, -  часок - другой проведём в море.
Укладывая детей спать, всё представляла, как мы окажемся в открытом море.  Это  немного пугало. «Утро вечера мудренее», - решила и уснула.
  В открытом море я и тётя  пели песни о море: « Нам скажут, не спорьте, а мы и не спорим : лететь самолётом намного быстрей, быстрей, но всё-таки море останется морем, и нам никогда не прожить без морей...», « ..самое синее в мире- Чёрное море моё...», « Капитан, капитан подтянитесь - только смелым покоряются моря...». Никогда не забуду эту морскую прогулку и ветер в лицо.
Много лет в памяти живёт первая встреча с морем, история легендарной земли, посещение Аджимушкайских каменоломен. Семь рапанов  напоминают об этом. 

* Ссылка на историю о подвиге эльтигенцев во время ВОВ:

http://www.proza.ru/2018/10/12/1821