Всё могло быть иначе! продолжение рассказа Сын...

Светлана Нянькина
   Платёж пришёл неожиданно. Андрей смотрел на почтовый перевод и ничего не понимал. Что произошло? Почему деньги вернули? Ведь с директором Дома престарелых была чёткая договорённость в виде письменного контракта, что он будет оплачивать содержание отца единовременной выплатой за целый год. До окончания прошедшего года оставался ещё месяц, когда он перечислил деньги. Так в чём дело? Неужели отец всё-таки сбежал?
     Андрей разозлился. Отец даже из другой страны умудряется создавать проблемы!  Что ему всё не нравится? Другие же старики живут и не жалуются. Придётся звонить! А так не хотелось этого делать! Андрей ни разу за этот год так и не позвонил отцу. Ему не хотелось выслушивать ни упрёки в свой адрес, ни нудных нотаций о сыновьей неблагодарности.
     Досада на отца усилилась. Андрей тяжело вздохнул и пододвинул к себе телефон. Набрав номер директора, он приготовился к длительному ожиданию, но после непродолжительных гудков трубку сняли.
- Слушаю! – властный баритон директора Андрей узнал сразу. Он представился.
- Хотел бы выяснить ситуацию по поводу возврата денежных средств. Что случилось? Отец сбежал?
     На другом конце провода молчали. Андрей даже подумал, что директор отвлёкся на свои дела и не слушает его. Он уже хотел повторить свой вопрос, но трубка, наконец, ожила:
- Ваш отец умер в тот же день, когда вы его сюда привезли. Мы пытались с Вами связаться, но ни домашний, ни сотовый телефоны не отвечали.
Сознание вдруг стало каким-то мутным. Как сквозь толстый слой ваты Андрей еле различил свой голос:
- Как умер? Отчего?
- Сердечный приступ. Обширный инфаркт. Когда его нашли в коридоре с зажатой телефонной трубкой в руке, уже было поздно что-либо сделать. Уж не знаю, кому он хотел звонить.
Андрей молчал.
- У Вас есть ещё вопросы? – услышал он нетерпеливый голос директора.
Андрей с трудом проглотил вдруг непонятно откуда взявшийся комок в горле и, взяв себя в руки, спросил:
- А где он похоронен?
- Где хоронят бездомных? – брезгливо вопросом на вопрос ответил директор и положил трубку.
     Долгие телефонные гудки вернули Андрея в реальность. Он тупо уставился на трубку в своей руке, словно не понимая, что он хотел с ней делать, а потом резко отбросил её, как змею, которая только что его ужалила. Андрей потянулся к пачке и достал сигарету. Пальцы подрагивали и прикурить получилось не сразу. Наконец, зажигалка выдала заветный огонёк и Андрей, сделав глубокую затяжку, подошёл к окну.
     Вид из окна открывался прекрасный! Прямо напротив его дома был замечательный парк  с беговыми дорожками, теннистым кортом и зелёными лужайками с ровно подстриженными кустарниками. Андрей каждый день бегал там по утрам и играл в теннис.
     В теннис Андрей играл отлично. Именно отец научил его так играть, показав ему пару своих коронных приёмов. Отец многому его научил. Андрей вспомнил, как они ходили с отцом в поход и Андрей, будучи тогда ещё семилетним пацаном, учился ставить палатку и разжигать костёр. А когда ему было десять, отец впервые взял его с собой на ночную рыбалку, где Андрей первый раз в жизни поймал свою самую большую щуку. Также вспомнилась и гордость отца за его победу в математической олимпиаде в восьмом классе. Андрей всё смотрел в окно, а картинки прошлого сменялись как слайды: детство, юность, взрослая жизнь.
     После женитьбы Андрей навещал родителей только по мере надобности, в основном, когда нужно было оставить маленьких детей. Родители помогали с радостью, а Андрей принимал всё, как должное. Когда дети пошли в детский сад, надобность в столь частом посещении родителей отпала сама собой и в конце концов встречи свелись к минимуму. Поначалу родители то и дело звонили со своей пустой болтовнёй и никчёмными вопросами о здоровье и делах, но Андрей на все вопросы отвечал очень сухо, что всё нормально и родители, наконец, оставили его в покое. Они стали видеться только по семейным праздникам. И Андрея, и его жену это очень устраивало.
     Так продолжалось до смерти мамы. С её смертью подвернулась прекрасная возможность улучшить квартирный вопрос и отец стал жить с ними. А через два года Андрея пригласили работать в Америку.
     Андрей считал, что жизнь удалась. У него прекрасная семья, отличный карьерный рост, прекрасное будущее в другой стране. Планы были грандиозные, но мешал отец! Тогда жена и предложила сдать его в Дом престарелых. Андрею пришлось выдумать душещипательную историю про отца своего друга, которого просто необходимо поддержать. Андрей слишком хорошо знал своего отца, тот всегда бросался на помощь людям. И история сработала. Отец согласился поехать! Остальное было делом техники. Полезные знакомства и деньги сыграли свою роль и уже через неделю с оформлением отца в Дом престарелых было покончено. Оставалась самая малость: отвезти отца и поставить на всех документах печать и роспись директора.
     Андрей вспомнил, как в тот вечер телефоны в квартире просто не умолкали, но зная, что может звонить отец, он намеренно не брал трубку, а потом и вовсе отключил их: и домашний, и сотовый. Он думал поговорить с отцом как-нибудь после, когда тот успокоится и привыкнет к своей новой жизни. И тут это известие о смерти!
     Андрей дёрнулся. Он не заметил, как сигарета полностью догорела и обожгла пальцы. Вдруг вспомнился давний сон. Он приснился Андрею, когда они только приехали в Америку. Снился отец. Он уходил от него, а Андрею почему-то очень было от этого обидно и больно. Андрей чуть не со слезами звал отца, даже кричал, но тот так и не обернулся!  Это так было непохоже на отца, что Андрей тогда даже проснулся и долго ещё не мог прийти в себя. Заснув только под утро на пару часов, он невыспавшийся и злой, поехал на встречу со своим новым руководством. И хотя встреча прошла отлично, Андрей по привычке разозлился на отца за этот дурацкий сон, который испортил ему радость от знакомства с интересными людьми на новом месте.
-  О чём задумался? – неожиданно услышал он голос жены. Он не слышал, как она вошла.
-  Отец умер, - глухо ответил Андрей.
Жена замолчала, а потом рассмеялась. Андрей с недоумением на неё посмотрел.
- Ну что ты на меня так смотришь? – всё ещё улыбаясь, спросила она, - Ты сам всегда говорил, что отец – это твоя самая большая головная боль. А теперь нет человека – нет проблемы. Не нужно больше переводить столько денег на его содержание. Кстати, тебе деньги вернули?
Андрей кивнул.
- Отлично, - продолжала жена, - теперь можно нанять дополнительных репетиторов по английскому языку, мальчишкам он очень трудно даётся. Живём тут почти год, а у них всё ещё такой жуткий акцент.
- А когда умрут твои родители, ты тоже будешь радоваться? – вырвалось у Андрея.
- Не сравнивай! – зло бросила жена, - во-первых, именно по проекции моего отца ты оказался здесь, а во-вторых, мои родители обеспеченные люди, у них свой бизнес и они не висят камнем у нас на шее. А чем помогали твои? Только тем, что нянчились  с внуками, когда те были маленькими.
- Но ведь когда твоих родителей не станет, их бизнес станет твоим, и мы станем ещё обеспеченней, - не сдавался Андрей. Равнодушие жены его просто бесило!
- Это да, - спокойно ответила она, - но я, в отличие от родителей, в этом деле ничего не понимаю, и бизнес может очень быстро прогореть. Так что чем дольше они живут, тем больше будет конечная прибыль. Глупо будет радоваться их смерти. Сам понимаешь.
Андрей, не в силах больше смотреть в расчётливое и эгоистичное лицо своей жены, вновь отвернулся к окну. Жена подошла сзади и обняла его.
- Давай не будем ссориться по пустякам, - произнесла она, - что произошло,  то произошло, назад не вернёшь. Жизнь продолжается. Хочешь, я приготовлю тебе твою любимую отбивную на ужин?
И приняв молчание Андрея за согласие, жена чмокнула его в щёку и ушла на кухню.
- Чудовище! – сквозь зубы тихо процедил Андрей, - какое же чудовище! И это мать моих детей! Кого она из них вырастет? Таких же расчётливых и эгоистичных стервятников?! Надо срочно браться за воспитание мальчишек самому пока не поздно. Работа работой, но на детей просто необходимо найти время, чтобы они не выросли монстрами. Отец тоже очень много работал, но для меня он всегда был свободен!
     Андрея окатило холодной волной! Он вспомнил, как отец не хотел оставаться в Доме престарелых, чувствовал, как он смотрел ему вслед, но Андрей тогда так и не обернулся. Точно также как отец не обернулся потом к нему во сне!
     А ведь раньше он очень любил своих родителей. Когда же произошёл этот переломный момент, после которого они стали ему не нужны? Как вообще такое могло произойти?
     Андрей всегда гордился собой. Он очень удачно и выгодно женился на дочери своего босса. Жену свою он никогда не любил, но искренне считал, что уважения вполне достаточно, а всякие любовные сопли только мешают и карьере, и семейной жизни в целом. Его жизнь была построена на взаимовыгодных условиях для обеих сторон. В брачном договоре всё было расписано по пунктам. И эта стабильность Андрея устраивала гораздо больше, чем любовная истерия. В такой обстановке он очень быстро превратился в расчётливого дельца, что очень радовало тестя и совсем не радовало родителей. Отец больше не гордился успехами сына. Андрея это злило. Он недоумевал, как можно гордиться какой-то победой в школьной олимпиаде, а на выгоднейший контракт с шестью нулями не обращать никакого внимания. А ведь отец знал, чего Андрею стоило пробить этот контракт. Но с этой победой его поздравил только тесть. Отец тогда даже не позвонил. Андрей считал своих родителей безнадёжно отсталыми от жизни с их понятием семейных ценностей. Он не хотел жениться по любви, чтобы потом всю оставшуюся жизнь прозябать в малогабаритной двушке и работать на чужого дядю за мизерную зарплату. Андрей поставил себе цель жить в своё удовольствие, практически ни в чём себе не отказывая, и шёл к этой цели. Выгодный брак, успешная карьера, влиятельные друзья – можно сказать, что он добился своего. Родители со своим понятием семейных отношений совсем не вписывались в схему его жизни.
     Андрей вдруг с ужасом осознал, что практически не переживал смерть мамы, а сразу занялся квартирным вопросом. Как такое могло быть? Ведь в детстве ему так важен был её поцелуй и любящий взгляд, ради которого он готов был сворачивать горы. А как он любил мамин смех!
     А отец! Повторная холодная волна окатила Андрея с такой страшной силой, что он судорожно вцепился в подоконник, чтобы не упасть. Как он мог поступить так с отцом?! Ведь он даже не похоронил его по-человечески! Это только он виноват, что отца похоронили, как бездомного пса, а жена считает его смерть вообще пустяком, из-за которого не стоит ссориться!
     Вся жизнь вдруг в одночасье показалась пустой и бессмысленной. Андрей бы многое отдал сейчас, чтобы вернуть прошлое. Тогда всё было бы иначе!
     Андрей смотрел на прекрасный вид из окна, слышал возню жены на кухне, но перед глазами стояла только одна картинка: не обернувшаяся фигура отца из давнего сна.
     Андрей плакал…