Исчезновение Малборо

Владимир Врубель
А вот ещё одна жуткая история. Особенно много статей об этой жути на русском языке. 11 января 1890 года из Новой Зеландии отправилось в Англию судно «Малборо».

Это был двухпалубный парусник с металлическим корпусом. Его построили и спустили на воду в 1876 году.

Команда парусника насчитывала 29 человек, командовал судном капитан Херд. Такие рейсы были регулярными. В Новую Зеландию везли иммигрантов, а оттуда – мороженую баранину и шерсть. Помимо команды на борту была единственная пассажирка миссис У.Б. Андерсон.

Судно направлялось в Англию вокруг мыса Горн. Его видели с барка «Фолкленд Хилл» в районе Огненной Земли. Больше оно нигде появлялось. Первыми забили тревогу родственники пассажирки.

Было проведено расследование, которое выяснило, что судно было хорошо подготовлено к плаванию, а груз в трюмах размещён правильно. Спустя несколько месяцев страховщики Ллойда признали, что судно пропало без вести.

По общему мнению, оно погибло в результате столкновения с айсбергом близ мыса Горн. В связи с тем, что циркулировали слухи, будто какие-то английские моряки с потерпевшего крушение судна находятся на берегу залива Успеха на Огненной Земле, было решено организовать поиски.

Вести поиск потерпевших крушение Адмиралтейство поручило капитану корвета «Гарнет» Гарри Фрэнсису Хьюз-Хьюлетту. Корвет входил в состав британской  Тихоокеанской эскадры.

Капитан добросовестно выполнил приказ, но никаких английских моряков нигде на берегу не обнаружил.

Погоревали  родственники моряков и пассажирки, но прошли годы,  а любая душевная боль имеет свойство со временем притупляться. Что касается владельцев судна и груза, то те получили страховку и особенно сильно не переживали по поводу потери судна и груза.

А вот дальше начинается самое интересное. В октябре 1913 года, перед первой мировой войной, в сингапурской газете «Стрейт Таймс» появилась статья со ссылкой на лондонскую газету «Ивнинг Стандарт», в которой утверждалось, что «Малборо» обнаружили в районе мыса Горн со скелетами на борту.

«Ивнинг Стандарт» ссылалась на информацию, полученную по телеграфу из Новой Зеландии от членов экипажа парусника «Джонсон», который встретился с «Малборо» в конце июля или в начале августа 1913 года.
 
В нашем отечественном «Морском сборнике» № 6 за 1986 год написано: «И вдруг в октябре 1913 г. «Малборо» снова появилось почти там же. Оно шло под парусами и казалось невредимым.

Даже экипаж был там, где ему положено быть на идущем судне: один – у штурвала, трое на палубе у люка, десять на вахте у своих постов, шесть в кают-компании.
Создавалось впечатление, будто людей сразила какая-то внезапная болезнь.

Однако на борту находились останки только части экипажа «Малборо». Что случилось с остальными? Высадились на берег? Сорвало ветром с мачт? Смыло волнами с палубы уже после смерти?».

 Несколько иначе, чем в «Морском сборнике» описана эта встреча со слов капитана судна «Джонсон» в английской газетной публикации 1913 года: «Мы были у скалистых бухт близ Пунта-Аренаса, держась близко к берегу для укрытия.
 
Бухты там глубокие и тихие, плавание под парусами сложное и опасное. Это был странный диковинный вечер с красной сферой солнца на горизонте. Тишина была сверхъестественная. Сияющий зеленый свет отражался на зубчатых скалах справа от нас.
 
Мы обогнули глубокую расщелину. Перед нами на расстоянии около мили или чуть больше стояло парусное судно с обрывками парусов, которые полоскались на ветру. Мы стали подавать сигналы и начали дрейфовать.

Ответа не было. Мы осмотрели незнакомца в бинокли, но никого не увидели, и не было заметно никакого шевеления. Мачты и реи были покрыты зеленью, зелёный цвет – признак гнили».
   
Далее капитан рассказывал, что послал к паруснику  на шлюпке своего первого помощника с несколькими матросами для осмотра судна. Когда те поднялись, то увидели скелет человека около штурвала. Осторожно ступая по гнилым доскам трапа, они спустились вниз и увидели около люка ещё три скелета.

В кают-компании находились останки десяти человек. Ещё шесть скелетов они обнаружили в разных частях судна, а скелет на мостике, очевидно, был капитана. В капитанской каюте обнаружили остатки судовых журналов и ржавый кортик.