Памяти актёра Александра Ленькова

Вячеслав Вячеславов
                А я и не знал, что актёра Ленькова с нами давно уже нет. Ну, как давно? Четыре года, лишь сегодня я сподобился прочитать о нём заметку в газете.

Актёр скромного обаяния, не звёздного, как у Александра Збруева, братьев Соломиных. И в главной роли он сыграл лишь в единственном фильме «Ключи от неба», который я посмотрю после службы в армии, и удивлюсь совпадению: о моём роде войск — ПВО, обслуживал вот такие огромные локаторы, во время работы которых к ним лучше не приближаться на 50 метров — идёт сильное излучение волн, можно облысеть.

Я, то и дело, прикидывал, сколько метров между мной и гудящей станцией? Очень часто было заметно меньше, но никуда не денешься, обслуживать надо.

Не облысел, но юношеская шевелюра сильно поредела. Кто знает, может быть, причиной была туркменская жара, или вода.

Кстати, пока не ушёл мыслью далеко от службы, замечу, что фильм и реальность, это две большие разницы — развёрнутая агитационная картинка с патриотической подоплёкой.

Как было в реальности, можете прочитать в моих мемуарах — не так уж и много, всего три года, которые тогда мне казались вечностью, но любая вечность быстро заканчивается, и сейчас я не против, её повторить. Но, время не повернуть.

Совпадение о службе в армии, конечно же, было случайным, но характерный актёр запомнился азартом и искромётностью, особенно, в телевизионных Денискиных рассказах.

В газетах о нём не писали, и я не подозревал о других незначительных совпадениях: я был на три месяца старше, и жена на всю жизнь была одна, но вот, дочерей у меня две, у него одна, но родилась в тот же год, что и моя старшая.

Ни в каких скандалах Александр Сергеевич не был замечен, то есть молоденьких жён не выбирал. Странно, почему?

Делал своё дело, то есть играл роли, ставил спектакли, преподавал. И память о себе оставил светлую. Всегда был улыбчив. 

Онкология быстро унесла. Может быть, потому что он был худощав? Иной раз, в новой роли я не всегда его узнавал сначала, потом всё становилось на свои  места.

Нас сближала его роль в фильме «Ключи от неба» — весьма пафосное название, и не очень далёкое от реальности: американские самолёты в те года перестали безнаказанно бороздить наше небо над огромной страной. Фрэнсис Пауэрс был сбит 1 мая 1960 года над Свердловском. Потому-то и был снят этот фильм, не об американском лётчике, а о советском пареньке, который вёл вражескую цель и помог сбить.

В моей же реальности, всё было иначе, бестолковей, и я долго поражался, как наша армия ещё и существует при том бардаке, что тогда творился.

Распад задержался ровно на 30 лет, но Александр Сергеевич в этом не виноват.

                Светлая ему память.

                Ставрополь-на-Волге