Пробуждая воспоминания 12

Борис Алтайский
 Пройдя подготовку в Вологде, я был, как имеющий среднее образование, направлен для дальнейшей учёбы в город Каргополь (Архангельская область), где находилось Велико-Устюгское военно-пехотное училище.
 Однако в это время обострилась обстановка на Втором Украинском фронте, и вскоре почти весь состав училища, в том числе и меня, погрузили в эшелон и направили под Харьков.
 Было это в августе 1943 года.

 После переезда, длившегося около недели, поезд остановился на станции Волчанск. Здесь мы выгрузились. Предстояло в пешем строю пройти около 120 километров. Мы шли колонной ночью, так как днём летали немецкие разведывательные самолёты. За ночь проходили около 40 километров. Идти ночью даже лучше - прохладнее, но люди уставали, некоторые засыпали на ходу. Вдруг кто-то с закрытыми глазами выходил из строя и шёл в сторону, тогда товарищи его будили.
 На привалах мы засыпали мгновенно, при подъёмах сопровождающим отряд офицерам приходилось расталкивать и буквально поднимать солдат. На третий день утром мы пришли в лес, где всё говорило о том, что ещё недавно здесь шёл бой. Слышны были далёкие разрывы снарядов. Убитые были наскоро похоронены, иногда неглубоко, кое-где из травы торчала рука или нога. Когда солнце стало припекать, запахло трупным смрадом.

 Прибыли представители из дивизии, потерявшей много бойцов и командиров в последних боях. Лишь накануне (в последний раз, наконец) немцев изгнали из Харькова. Меня определили в одну из рот стрелкового полка командиром пулемётного расчёта.
 Мне не хочется детально писать о войне, ведь она со всеми её горькими подробностями описана во многих прекрасных произведениях военного и послевоенного периода. Мне кажется, что лучше всего война, трудная солдатская жизнь на передовой без прикрас описана в книге Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда". Впрочем, это моё личное мнение, ведь есть и другие яркие произведения, в которых военная жизнь и события отражены во всём их многообразии.
 Ограничусь описанием эпизодов, наиболее мне запомнившихся.

Продолжение: http://www.proza.ru/2018/08/03/1167