избранное из услышанного и увиденного на корабле

Вячеслав Мунарев
 Все-таки на круизных кораблях работает яркий народ,особенно певцы и музыканты
 Практически все они   непризнанные гении  или в крайнем случае- недооцененные звезды.
Мне так и сказал  как-то пианист из Питера Алексей Филлимонов ,
- в 28 лет ко мне пришло  ясное понимание того,что хватит обслуживать звезд(он тогда работал с саксофонистом  А.Бутманом)-нужно становиться   самому звездой!
Парень принял для себя волевое решение и в дальнейшем жил согласно  статусу известного человека, иногда этак небрежно инригуя  фразами типа:
-Как-то успешно выступил на джаз-фестивале в Монтре и уже там меня познакомили со Стингом...Уже там...
Свою звездную  миссию Алексей видел в том,чтобы своей интерпретацией классики заочно подсказать   великим композиторам те горизонты и направления,которые они   не увидели при жизни,а где  возможно  и не доработали.
 В частности, он переписал Утро Грига в китайском стиле,Брамса и Баха в испанском и наверно до сих пор  гастролирует по России с программами ,,Мой испанский Брамс,, ,, Бахиниана дель фламенко,, и тд.
Я   уверен,что такого типа звездные озарения приходили  к большинству наших плавучих менестрелей
 Увы,  годы праздной жизни проведенные в  замкнутом пространстве  и  тонны бесплатного алкоголя,  делали свое злое дело и  превращали их вместо звезд в людей цинично-эгоистичных.
-А что я там не видел?-спросил меня в Барселоне гитарист Руслан.
-А что в Барселоне уже и посмотреть нечего?-спрашиваю
-Я  сел на корабль,чтобы дачу достраивать,а камни меня уже давно  не трогают,-объяснил он мне свое нежелание выходить  на берег.
 Но в глубинах своих усталых душ музыканты   по-прежнему остались  романтиками ,а уж в недостатке общения их обвинить никак нельзя.Только наливай и слушай.Слушай и наливай.
Рассказывают много,охотно,порой-самозабвенно. Иногда   так увлекаются,  что вставить слово  в их огнедышащие монологи  невозможно.
Итак, перехожу к реально услышанным корабельным историям.

            О ЧЕМ МЕХАНИК С ПОВАРОМ ШЕПТАЛИСЬ..

В добрые и стабильные  советские времена Брежнева   на круиз-кораблях Одесского пароходства всегда незримо присутствовал товарищ из ГБ.Он натруженным глазом  присматривал  ,чтобы работники  пароходства морально не  разлагались, были устойчивы к элементам сладкой круизной жизни и тд.
За музыкантами особенно  был нужен глаз да глаз.
 Это всегда были еще те отвязчики и разного рода уклонисты,поэтому он регулярно требовал докладывать ему просто таки в любое время суток,если кто-то где-то что-то заметил или услышал подозрительное.
 Поздней ночью  его разбудил стук в каюту  от  музыканта К. из Одессы,который шершавым голосом и туманной улыбкой  ему доложил:
-ТОЛЬКО ЧТО,  НА ПАЛУБЕ ПОВАР С МЕХАНИКОМ  о ЧЕМ-ТО ДОЛГО ШЕПТАЛИСЬ,-
после чего убежал,как ошпаренный.
 

                СЛУЧАЙНО НЕ ЗНАЕШЬ?               

Только Богу известно,как  в танцевальную группу круизного корабля,состоящую из американцев и англичан,попал Виктор-светловолосый,крепко сбитый парень из уральской глубинки.
До корабля Виктор работал на стройке .  Вы спросите ,как строитель мог пройти строгие кастинги и попасть на элитный корабль?Отвечаю
Он обладал уникальным даром повторять танцы любой сложности.Стоило ему несколько раз увидеть танец на видео,как он его снимал и копировал-в копейку.
Мыслил  он не стандартно,границ душа его не знала. Как грица-the sky is limit
Вторая  его характерная особенность  была задавать неожиданные вопросы. Своими вопросами  он ставил  в тупик многих, на его шутки американцы реагировали гробовым молчанием и вообще относились к нему  довольно настороженно.Он слегка плавил их объективную реальность своим существованием и тем,что никто не знал,что  он может  отчебучить.Вообщем чудилой он был знатным  ,а к таким пряникам у меня всегда был нездоровый интерес.
-А ты мог бы сыграть по нотам сонату Бетховена?-спросил он меня как-то при встрече
-Не уверен,вряд ли,попроси Леху-он Гнесинку закончил.А зачем тебе?-спрашиваю
-Я хотел заснять на видео твои пальцы,а потом  разучить, так же,как я танцы разучиваю.

Сначала  Виктор  поселился в кабинке с американским коллегой-танцором, а это на круизах , как правило - геи.Как-то поздно ночью вернувшись  в свою каюту,сквозь приоткрытую занавеску  он увидел на кровати соседа вместо двух -сразу четыре волосатые   ноги ,что явилось для него колоссальным  стрессом. В  гневе он  прогнал  голубков-любовников ,напихав  им всех известных ему английских слэнгов и русских матов.
 Напрасно он это сделал.Он посягнул и замахнулся на святое.
 Этим Виктор нарушил все мысленные  законы либеральной этики и был обвинен  в хулиганстве, нетерпимости и гомофобии. Это  на американском  корабле- страшное обвинение,влекущее за собой  унизительный public shaming и увольнение.
Виктор  замахнулся на основы основ либерализма,на ее чуть-ли не несущую конструкцию.
 Его  осудили жесточайшим образом и собирались списать с корабля. Он становился изгоем.   Шок,которому был подвергнут  уральский парень впервые увидев  мужских рук и ног скрещенья-никто во внимание не принял.
 К счастью контракт его заканчивался,ему позволили доработать и  переселили в кабинку к музыканту из Одессы,но чудить Виктор не переставал.
 Надо было видеть гримасы скрипача,когда он рассказывал про чудачества соседа!
А таким вопросом Виктор надолго загнал в ступор бедного соседа:
-Я  тут сегодня получил выговор от круиз-директора за неприятный от меня запах -,как-то  посетовал  Виктор скрипачу
-Ты не будешь обижаться,если я сказал,что это я от тебя провонялся?

Ну а свой супер- вопрос Виктор  задал мне   в то время ,когда белоснежный лайнер переходил океан из Канады в Ирландию.Когда пересечение океана кажется бесконечным и на  четвертом дне перехода через океан увидев костлявую чайку -я был просто счастлив.  Вечером мы сидели в пространстве с потрясающим панорамным видом,где  океан встречается с небом. Собственно, оно так и называлось-Horizont. 
Я пил  ромашковый чай,Виктор- виски,лилась неторопливая беседа,когда внезапно Виктор  взорвал мою логику   вопросом: -
-Случайно не знаешь,может кому-то надо  сделать ремонт в Питере?
Я будучи наслышан про его склонность задавать внезапные вопросы,но к такому  готов не был  и разразился истерическим смехом. И напрасно. Это был шикарный  пасс вразрез,говоря языком футбола,а я его не прочитал.
Все оказалось очень просто и логично.
Дело в том,что через дней  десять корабль приходил в Питер и там собирался стоять около недели.
Туристов в это время обычно водят днем в  Петергоф и Эрмитаж,а вечером в Мариинский театр на Лебединое озеро.Соответсвенно работы для танцоров  в эти дни почти не было. Вот Виктор вслух и планировал  свою возможную подработку по своей основной специальности строителем..


                МЫ ЛАЙКАЕМ И ИНЖОИМСЯ...

Как-то корабельному коктейль-пианисту подошел сухой,седой и импозантный старик-эмигрант,достал портманэ и неторопливо  доставая оттуда  и перекладывая на черный рояль сотню за сотней долларов
произнес:,-
-Молодой человек,мы восхищены Вашим голосом и репертуаром!
-Мы риалли лайкаем и инжоимся.Здесь тысяча долларов и она Ваша, если  Вы исполните нам "Боже царя храни"
От такого предложения у музыканта  одновременно пересохло в горле и  вспотела  спина. Все дело в том,что такого калибра заказы  у музыкантов  в среднем бывают разок-другой в жизни и в глубине души,каждый из них верит и ждет ,что "придет оно,большое,как глоток"
 И вот оно пришло,а он оказался не готов.Точнее,   изобразить  на слух  произведение он как-то  и мог бы,но слов,кроме первой строчки не помнил.Пианист был стрелянным воробьем и знал,что клиенту говорить -не знаю,категорически нельзя.Надо предлагать заменить песню другой.
И он предлагал на выбор десятки других не менее интересных песен,предлагал поработать для них свехурочно,предлагал спеть произведение после перерыва.
 Короче, что он только не предлагал,но старик был непреклонен.   
 Еще раз поблагодарив за музыку ,  переложив деньги обратно в портманэ и улыбнувшись  в стиле Трампа   только губами , сказал:
-Простите меня,молодой человек, но Вы должны  знать старый гимн своей Родины!


                КА-КАЧУМАЙ ЧУВАК!


 У молодого саксофониста Артемия была своя фишка-он очаровательно улыбался и заикался.Например своего друга и коллегу по саксофону Павла он называл--
ПА-ПАША.
Как-то,после работы  круиз-директор англичанин Рой,пригласил к себе в каюту музыкантов бэнда ,дабы обсудить новую программу,построенную на латинской музыке.
Вообще-то латинская музыка дико популярная среди туристов,для наших музыкантов-это еще тот геморрой.Как-то не очень ее они любят и чувствуют,а играть приходится ее много.
 Рой- горячий кубинец, впитал эту музыку с молоком матери.
На своих шоу  он одевал огромное самбрерро,в руки брал  маракасы- шейкеры и  выплясывал самбу,сальсу и остальную кукарачу так,что у туристов просто дух захватывало.
Иногда шоу  плавно перетекало в афтэпати   в его каюте, где он щедро подливал  музыкантам виски и  рассказывал ,рассказывал,а рассказчиком был он знатным.
-Тут Вы играете сальсу,а я танцую вот так!-говорил  и показывал он им,тут Вы играете самбу,а я делаю маракасами вот так!
Танцевал он ярко и  игриво,  все смеялись ,вискарик лился рекой ,  атмосфера веселья продолжалась до поздней ночи.
 И как-то все пропустили тот момент ,тот  как-будто спрятанный  апперкот боксера,тот как-бы невидимый топ-спин теннисиста,то неуловимое движение фокусника,когда в танце Рой  извлек из красных танцевальных брюк свой пенис  и стал им  поигрывать движениями балалаечника-виртуоза.
Последний тем временем наливался соком жизни и был уже слегка в приподнятом настроении.
На секунду возникла неловкая ситуация и тишина,а точнее музыканты просто окаменели.С одной стороны это конечно- Wow!  Too much fun!,но с другой все знали,что Roy   еще тот шалун и если вынул,то может и вставить. Такие пьяные провалы в  планы  парней не входили.
Нависла нелепая пауза,но первым нашелся Артемий, котоый слегка задремал,а проснувшись и увидав Роя в легком неглиже,   выкрикнул по-русски:-
КА-КА-КАЧУМАЙ ЧУВАК!
               
                ОДЕССКИЙ ФЕРГЮСОН
               
Как я уже упоминал,проблем с рассказчиками  на корабле нет. Есть  скорее проблема с слушателями и если в каюте поселяли двоих и оба были на подрассказе ,то за право  вещать доходило чуть ли не до драк.
 Это как поселить двух медведей в берлоге.
Пианист из Одессы Александр был конечно рассказчиком, других в Одессе найти трудно.  Истории одесситов-это всегда  что-то  поразительное и захватывающее,даже если  и понимаешь,что привирают.
Он был великолепным музыкантом-виртуозом, мог  бойко играть  джаз и  Рахманинова-  вообще что угодно.Александр знал себе цену.
- Разве справедливо-,упрекал он агентов и менеджеров,-что тромбон играет одну строчку половинками и четвертными,а я-десять восьмыми и шестнадцатыми ,а получаем одинаково?
 И парень добивался справедливой добавки к зарплате.
Рассказы за одесских музыкантов всегда были  дивными и и в моем лице он имел благодарного слушателя,но в бэнде,состоящем наполовину из поляков и других не одесситов- их воспринимали  скептически:
- На фестивале выступали наши Одесские джазовые звезды Ширяев и Нечитайло.-начинал  он
--Ну у Вас и фамилии в Одессе,-с улыбкой перебивал его гитарист Сева.
Уже не знаю,кем быть лучше-Ширяевым или Нечитайло?
-- Севочка,ты еще очень молод для музыкальной работы и напрасно смеешься
-Если бы ты не был таким поверхностным и послушал ,как он лабает-ты бы не смеялся.
-Это наш Одесский Фергюсон.
-Я тебе дам послушать его записи и тебе станет вообще не смешно.
 Услышав про Одесского Фергюсона,веселились уже и поляки.

                GOOD CHOICE               

--Good choice on a drug guys,please-
я не поверил своим ушам,услышав напутствие музыкантам от  зам.круиз-директора Маргарэт перед выходом на берег в Амстердаме.
 Я и сам ,грешным делом,  мечтал попробовать что-нибудь ,а тут такой шанс-ни город,ни руководство  вроде как не  против.
Почему бы и не дунуть легкий Joint?
А может положить что-нибудь под язык,чтобы воспорить над асфальтом?
Такие  вопросы  просто терзали меня,когда  прогуливался около  знаменитых амстердамских Coffeeshops.
-В конце концов многие великие музыканты баловались травкой.
-А вдруг  в глубинах подсознания таятся такие таланты- бриллианты о которых  мы даже не подозреваем?
-Может только в таком состоянии открываются тайны параллельных миров и сакральных знаний?
 -Тварь ты дрожащая или право имеешь остановить мгновение и вдохнуть жизнь во всем ее многообразии?-вопрошал во мне один голос
 -Если  секьюрити корабля вычислят,что ты  high, тебя отымеют,как худую свинью и  высадят в ближайшем порту,-отвечал ему  другой.
В таких  тревогах и сомнениях я нерешительно шагнул,как в бездну внутрь  одной из амстердамских кафэшек.
Осмотревшись в полумраке и хапнув полной грудью облако вторяка,я  решил для начала поинтересоваться,а собственно-почем опиум для народа?
Цены  на weed меня явно  не радовали-12-15 евро за грамм  и было непонятно,сколько тебе надо для начала,к тому же  вид этого зелья напоминали засохшие  детские экскременты.
Можно было взять  бюджетные кекс или шоколад за 5-7 евро,но мне приятель категорически не советовал этого делать.
  Ему  обещали космос с пол-кекса,он навернул целый  и  поймал полный ноль!
 Жесткий психоделический музон  давил на  мозг.   За последнем столике немецкие парни были уже в разобранном,чтоб не сказать сильней-  убитом состоянии.Внутренний голос все громче подсказывал,что пора сваливать.
С чувством легкого превосходства и омерзения от увиденного,услышанного и унюханного-я  сделал свой good сhoice и быстро покинул заведение

                ХРВАТСКО

Чтобы жизнь на корабле не казалась Вам булкой с маслом и легкой прогулкой по миру Вас там поджидает ложка дегтя в виде  safety drills.
Зачастую офицеры отвечающие за безопасность на круизных кораблях- хорваты.
Как правило это  высокие,подтянутые парни  с завышенным ростом,  самооценкой и часами Seiko на серебристом браслете.
Мы их называли Хрватско.
В свое время эти ребята  отполировали  свои знания  по безопасности на английском до блеска стали и теперь с тем же усердием вдалбливали  по утрам  endless safety drills другим.Например-
куда бежать при учебной тревоге,что делать при пожаре и как вести себя ,если судно тонет итд.
-Dont sleep,man!We are not playing here!- окриком взбодрил  как-то хрватско засыпающего меня.
После 2 недельного курса обучения нужно сдать экзамены  ,а познания мои оставались на уровне этих строк
-палуба жжёт мне ноги с планеты не убежать
-если корабль тонет оркестр должен играть.
 Только благодаря певице Жанне,у которой я  активно списывал- экзамен как-то сдавался.
Иногда правила безопасности были,как мне казалось   с легким налетом идиотизма.
Представьте,что Вы (не дай Боже)ночью случайно выпали с корабля в холодный океан. 
Шансы,что Вас могут найти,особенно ночью такие же,как найти иголку в стоге сена.
Но, по инструкции-главное ,не паниковать!
Нужно посмотреть по сторонам и убедиться ,нет ли поблизости острова!,а затем прижав колени к груди -  погреть сердце!
- Вы действительно считаете,что, если посреди холодного океана  ночью погреть коленями сердце,это может спасти?-  осторожно  спросил я офицера на английском
- Да ни х** тебя уже тогда не спасет!
Помолись и иди на дно  рыб кормить,-  по- русски ответил хрватско