Кипрский вопрос. Пятки горят

Наташа Лазарева
Кипрский вопрос. Пятки горят

Внук самозабвенно резался в Team Fortress 2, надев наушники. Наушники – хорошо и плохо. Без них дом заполняют странная музыка, вопли: «Медик! Медик!», «Враг забрал ваши разведданные!», звуки боя и разговоры игроков. Если я ничем не занята, мне это не мешает. Но чаще занята, поэтому внук сидит в наушниках постоянно. И не реагирует на обращение к нему.
К компьютерным играм ребёнка приучила я. Плохая бабушка. Когда-то я завела аккаунт на Стиме, в который вбухана не одна тысяча. А спустя два года уехала нелегалить, и отдала игрульки дитёнышу. Сейчас ему тринадцать, он уверенный геймер, а я не захожу на сервер, даже ради полюбившихся когда-то Amnesia, Euro Track Simulator и Train Simulator.
Когда влипла в игры, мне это было надо. Играя в Амнезию, забывала куда шла, где была, и забывала, что творится с моей жизнью в реальности. Симулятор поезда успокаивал, я катила по рельсам Европы и смотрела на пейзажи, города, дождь и снег. Часами так зависала. Симулятор неповоротливой фуры иногда смешил. Водить не умею, поэтому даже в виртуале частенько устраивала аварии. И вот это было смешно. Огромная машина пёрла, как танк, по легковушкам, сшибала светофоры, дорожные знаки и заборы. А потом так – раз, и я снова на шоссе, и всё в порядке. Ещё смешнее было слетать с дороги. Машина съезжала в кювет, но не падала, а катила по полям, неведомом куда. В войнушки я никогда не резалась. Для внука потом купила несколько разных, но он, в результате, остановился на Тим Фортрес, получая какие-то достижения и предметы. Однажды его забанили и выкинули из боя, обвинив в применении читов. Мальчишка едва не расплакался, возмущённо объясняя мне, что случилось. Я ответила: «Дураки тебе позавидовали, а ты не страдай, а гордись – ты играешь лучше всех!»
Белорусская внучка, ровесница внука питерского, тоже играет. В отличие от него, мечтает о киберспорте. Ей я тоже иногда кидаю денег на Стим. Её мама против игр, денег не даёт. Я, если честно, не вижу, чем такое времяпровождение хуже многих других. Они же не сидят там сутки напролёт, забросив учёбу и не общаясь с родителями.

Вот в такой момент позвонила дочка: «Я выбрала Кипр! Но нам надо сделать загранпаспорта. Собирайтесь домой!» Надо было сказать маме. Маме 90. Каждую весну, на полгода, она едет на дачу, почти за 300 км от Санкт-Петербурга. Я почти всё время с ней, периодически уезжая в нашу коммуналку отдохнуть мозгами от старческого недовольства. И каждый раз, когда уезжаю-улетаю куда-нибудь, меня ждёт скандал с обвинениями во всех смертных грехах. Мама кричит: «Вот умру, езди куда хочешь! А сейчас ты обязана быть со мной!!!» Я отвечаю: «Ты сказала, что будешь жить 114 лет! То есть, ещё почти четверть века! И куда я буду ездить в восемьдесят с лишним?!» Ну, примерно так у нас происходят разборки по поводу моих путешествий.

На Кипре я уже была. Я бы предпочла Черногорию или Болгарию, тем более, что туры туда дешевле. Но в эти страны дочке выезд запрещён. А на наш юг она больше не хочет. Хотя, я бы от Крыма не отказалась. Тем не менее, не спорю, предоставляя выбор ей. Дома мы засели в поисках отелей, сравнивая цены на туры. Цены были шоковыми. Но дочка не сдалась. Поплохело ей лишь в пункте обмена евриков. Курс привёл её в чувство: «Мама, мы же не сможем покупать экскурсии, так и будем сидеть целыми днями у моря?» Девочка была расстроена, я успокоила: «Когда я была на Кипре, у меня было с собой 100 евро. Я самостоятельно съездила в три места, экскурсии в которые стоили по 70 евро. Я тратилась на билет на автобус и на входной билет в музеи, в сумме отдавая примерно 5 евро. Я купила дайвинг, а ещё объехала весь Лимассол и вам всем привезла подарки. Мы можем путешествовать на автобусах». Для принцессы Мани, привыкшей к обслуживанию all inclusive как в отелях, так и за их пределами, мои слова звучали кощунственно. Однако, ещё раз пересчитав полученные из окошечка банка евры, она согласилась. Правда, немного дёргалась: «А как мы будем ездить? Какой там язык? Как разговаривать с людьми?» Я пожала плечами: «Язык разный. Туристов любят, это хлеб киприотов. Трындят на разных языках, и их смесях. Получается коктейль из греческого, английского, турецкого, итальянского и русского. А вообще там, как в Турции – многие знают русский, или хотя бы понимают. Разберёмся».

Я снова съездила к маме, закупив продуктов, лекарств с запасом. Она там не совсем одна. За забором – вполне общительные соседи. Иногда приезжает моя двоюродная сестра, с мужем и внуками. Мама – самая старшая родственница, из многочисленной родни. Но общаемся мы только с Томкой. Мама сказала: «Буду разбирать банки, надо все намыть». Ну, ей надолго хватит. В этом году наш подвал затопило, впервые за 30 лет. Вода стояла выше пояса. Я купила насос. Откачивали воду и наводили порядок в подвале все: я, внук, дочка, мама. Там на полках утонули многочисленные банки с заготовками. Они простояли под водой несколько месяцев. Я велела выкинуть всё. Жаль, конечно, но здоровье дороже.

В город собиралась вечером воскресенья, но вдруг вспомнила, что в субботу день ВМФ. Уехала в субботу, хотела посмотреть парад. Да, давненько я не была на параде. И не приняла во внимание, что в городе прибавилось туристов, а ещё погода шикарная. Толпа начиналась с Невского. По набережной не пройти. Я допротискивалась от Дворцового моста до почти Троицкого, но к парапету так и не пробилась. Чем дальше от Эрмитажа, тем слегка свободнее становилось. Бахнула пушка, пролетели самолёты. Потом я всё же протиснулась к виду на воду. По Неве шёл катер, все кричали: «Путин! Путин!» На катере стояли люди. Человек в чёрном костюме махал рукой. Я тоже помахала. И пошла домой.

Дома на месте не сиделось: как это? Я специально приехала посмотреть на парад, в результате не увидела ничего! В пятом часу не выдержала, и вышла на Фонтанку, к пристани. До отправления кораблика оставалось десять минут. Я купила билет. Нас прокатили вдоль кораблей. Вот теперь моя душенька была довольная. Правда, по кораблям не полазала, как когда-то. Но я бы и не влезла никуда. С весны болтаюсь по врачам: спина. И в больнице уже полежала, и на процедуры походила, лекарства ем, как кашу, осенью записана на капельницы, в дневном стационаре. А что делать… Надеюсь, на Кипре спину не перекосит. Кстати, именно поэтому сначала уговаривала дочку на Крым. Всё-таки, заболеть в нашей стране и за границей – две большие разницы, если ты не миллионер.

Из-за моей спины у нас на даче всё заброшено. В прошлом году я даже картошку сажала. И в этом собиралась сажать картошку (и побольше, чем в прошлом), кабачки, тыквы, огурцы, помидоры, зелень и множество (как обычно) цветов-однолетников. Я косила траву, содержа в образцовом порядке большой приусадебный участок. В этом у нас на грядках растёт лишь лук, огурцы и укроп. Лук сажала я, на нём меня и перекосило в первый раз, который закончился госпитализацией. Потом позвоночник начало клинить. Постираюсь – лежу. Дров притараню – падаю. Траву пожну – еле до постели доберусь. Воды из колодца достану – пиши пропало. Сказала маме: «Ну что, моя старушка, дача нам теперь лишь для отдыха. Всё, что хотелось бы вырастить, будем покупать». Мама уверена, что я валяю дурака, придуриваюсь, лишь бы не работать. Потому что – у неё, вот, спина не болит!!! Мне надоело ей что-то доказывать. Выкашиваю триммером траву вокруг дома, слежу за многолетниками, богато рассаженными по всему участку и перед окнами, собираю смородин, малину – для покушать, на варенья нет песка, ждём яблок.

Завтра надо ехать в аэропорт. Чемодан ещё не собирала. А пора уже, пора. Мы взяли отдых в Айа Напе. Среди грабительских предложений отдых в маленьком, но раскрученном рекламой, приморском городке был самым дешёвым. Для меня лично – неприемлемо дорогим, но я заняла денег, гулять так гулять.
Относительно экскурсий, я уже нарыла в интернете на полтора десятка пунктов, куда можно пойти и поехать. И впервые возьму с собой ноут. Потому что после отпуска поеду к дочке на день, а от неё к маме. Домой не получится – обещала среднему сыну предоставить на неделю мою комнату для московских гостей. Они приезжают каждый год. В этом - на фестиваль "Geek picnic 2018: Human evolution". Мой младшенький и его друзья – косплееры, участвуют во всех мероприятиях, готовят костюмы, такое у них развлечение. Мама сильно недовольна, что я пускаю к нам неизвестно кого. Я понимаю ребят: гостиница стоит дорого, а в хостел с костюмами и всевозможной атрибутикой не полезешь. Мне не жалко. Может, поэтому другим не жалко мне помогать, когда я оказываюсь далеко от дома. Всё нам возвращается, так или иначе.

Продолжение: http://www.proza.ru/2018/08/19/379