57. Спаси представшего на суд

Вячеслав Абрамов
Послание 57.

"Не погуби. Писание Давида."

Ал-ташхэйт – «не погуби» в заглавии. Как и предшествующие псалмы, это  «Михтам» – «золотое» писание Давида, раскрывающее духовные смыслы происходящего на грешной земле.

Толкователи предполагают, что Саул начал преследовать Давида после того, как, устроил суд «по закону», на котором Давида осудили, даже не выслушав его, объявили государственным изменником и «волком вне закона», которого каждый мог убить и никто не имел права защищать. И псалом был написан Давидом в связи с этим событием.
Но, как бы то ни было, Бог сохранил Давида во всех преследованиях, и показал, что на нём Его благословение.
Ранее говорилось о предопределении: предпослать царство Саула царству Давида.
Это предвидели пророки, и предрекали помазание «двора Давида», что означает помазание «духовного свойства Давид» до прихода Царя (Мессии).
Ярость Саула в его преследованиях Давида вызвана тем, что Всевышний от него отвернулся, а Давид был призван противопоставить Саулу свои духовные свойства, восстановить дух народа и основать исправленное царство.

"Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие?"

«Разве справедливо говорите вы, сборище нечестивых, беспристрастно ли судите сынов человеческих?» – такую картину даёт более прямой перевод с еврейского языка.

Давид обвиняет назначенных судить. Обвиняет с полным основанием, ибо основание это – Сам Господь, Высший судья надо всеми.
Они изучали и знали законы, которые были намного справедливее законов всех других народов. И никто не мог подумать, что такой суд можно извратить и обратить его в угоду правителю, – сделать несправедливым.
Но ни закон, ни собственная совесть не возобладали над ними, и те, кто был призван на защиту правды и справедливости, стали «сборищем нечестивых».

"Беззаконие составляете в сердце, кладете на весы злодеяния рук ваших на земле."

«Даже в сердце несправедливости совершаете, на земле взвешиваете злодеяния рук своих» – не совсем так звучит перевод Теилим.

В своих руках они держат весы – символ правосудия, но эти весы – на земле, не имеют твёрдой опоры.
«Земля» есть материальное начало, «тело греха»: «…Создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт. 2:7); а по изгнании в наказание за грех из рая сказал: «...в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19).
«Взвешивать на земле» означает взять за основу греховное начало.

В сердцах судей порочность, а руки совершают злодеяния, которые вызревают в их сердцах. Они используют данное им право судить по справедливости для поддержки несправедливости, и делают это умышленно, и чем больше сердце участвует в совершении зла, тем оно мерзостнее в глазах праведника, а тем более – Бога.

Так совершаются беззакония и творится несправедливость под видом законности и справедливости.

"С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь."

Нечестивые отступили от правды с самого рождения. Отступив от правды, они отступили от Бога. И от рождения им присуща ложь. Это порочность их природы – греховное состояние, состояние отчуждения от общения с Богом.

"Яд у них – как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои
и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях."

Толкователи считают: так Давид описал упорство тех, кто пребывал в этом греховном состоянии, – они не внимают Божьему слову, как глухой аспид не слышит заклинателя, как бы искусно тот ни играл,

Но вполне возможен и иной смысл. «Чтобы не слышать голоса заклинателей, колдуна искусного» – более точный перевод говорит о множестве заклинателей и об искусном колдуне.

Заклинатель вводит змею сначала в спокойное, сонное состояние и, используя его, проделывает с ней манипуляции. Считалось, что самый ядовитый аспид, услышав звуки дудки заклинателя, одним ухом прижимался к земле, а другое закрывал своим хвостом. Земля – это почва, пропитанная грехом, это его материальная основа. Хвост –орган реагирования, связанный с врождёнными и приобретёнными инстинктами. Змея, пожирающая свой хвост – это символ цикличности материальной природы, жизни и смерти, а также трансформации.

Для чего упоминается колдун? В число колдовских ритуалов входила способность трансмутации в себе яда. Колдун, который мог воздействовать на змею только голосом, и мог нейтрализовывать любые яды, считался искусным в заклинаниях.
Понятно, что Давид, используя этот образ,  говорит не о ядах материальных, а о способности противодействия ядам самости, гордыни, зависти, похоти.

"Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов!"

Ядовитые зубы и клыки львов есть образное оружие врагов Церкви Божьей, лишить их которого можно только с помощью Божьей правды и силы духа.

"Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные."

Как всегда, Давид прибегает к описанию природных явлений, в которых заложен духовный смысл.
Протекающая вода означает изменчивость всего материального.
А еврейское выражение о стрелах может значить: «да будут они как стрелы с отломленными наконечниками – тупые и безвредные», и это вполне понятное иносказание.

"Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины."

«Как улитка истает, как выкидыш женщины, не видевший солнца» – более коротко и ясно переводится в Теилим.
Образ улитки, тающей на свету, сильно впечатляет и объясняет суть такого исчезновения.
Тот, кто подобно улитке в своем домике, насыщен сам собой, кто угождает себе и полагается лишь на себя, – поглощает сам себя, и вскоре, вне этого домика, от него ничего не останется.

Сравнение с выкидышем женщины, который не увидит солнца, означает, что глаза грешников никогда не увидят света.
Мы видим, что это не проклятие, как воспринимают некоторые читатели Писания. Это предупреждение к тем, кто ещё может проникнуться стремлением увидеть свет.

"Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий тёрн, и свежее и обгоревшее да разнесёт вихрь."

В непосредственном переводе этого стиха звучит: «Прежде, чем терниями станут нежные колючки, гневом Господним, как бурей, унесены будут и они», и это отличается от синодального перевода, в котором фантазия переводчиков добавила огонь и котлы, а фантазии толкователей – всевозможные объяснения. Например, какое разочарование ждёт тех грешников, которые намереваются в котле приготовить пищу.

Смысл образа прост: суды Божьи прозорливы. До того, как злые замыслы нечестивых станут терниями для Его промысла, они будут снесены.

"Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого."

В образе омывания стоп в крови мы ощущаем кровожадность. Такое ощущение нагнетают и многие толкователи, призывающие радоваться жестокому отмщению за злые дела. Говорят, что «такими судами укрепится вера в провидение Божье, Его справедливость и праведность в управлении этим миром».
Мы воспитаны в щепетильности к примитивному насилию, но при этом допускаем возможность применения для отмщения более страшного оружия, которое никому не даст шансов выжить – ни победителям, ни побеждённым.

Для времён Давида это был образ ободрения, и использовался с простым духовным значением: значением радости в победе, одержанной над искушением, в битве с которым будет пролито много крови. Нечестивый – он не только воплощён во зло снаружи, он сидит и внутри. Кто не ведёт с ним кровавую битву, тот не возрадуется победе, ибо возрадуется только увидевший и принявший Божью правду.

Но в последних двух стихах ещё заложен и сложный духовный смысл.

Кровь есть основа жизни биологического организма. А в духовном «видении» жизнь в «духовный организм» вливает свет, и он сравнивается с кровью. Но мы не можем принять в себя эту «кровь», поскольку она оживит только исправленный духовный организм, а наш – «убъёт», то есть аннулирует все желания, через которые идёт развитие и исправление. Наш уровень, к сожалению, духовно неживой.
Поэтому Писания говорят о том, что любую кровь необходимо полностью исключить из пищи, законами кошерования обеспечивали удаление крови из употребляемых в пищу животных.

Выполнение заповедей на материальном уровне даёт осознание греха и греховности, направляет на исправление низших желаний, на подъём выше эгоизма. То есть всё это делается только во имя появления в нас свойств человека, а животные свойства должны быть «убиты» именно таким образом. Это всего лишь копия того, что мы должны делать внутренне.

Омовение ног символизирует исправление самой низшей части своего эгоизма, всё время контактирующей с землёй как его материальной основой.
Когда омывают ноги кровью, то это означает такое свойство суда, при котором эгоизм теряет связь со своей основой и уже не может существовать.
Тогда исправляется самый низший, самый тяжелый эгоистический слой и наполняется светом, называемым «кровь».

В традициях жертвоприношений тех времён это могло означать исправление через покаяние.

"И скажет человек: «подлинно есть плод праведнику! итак, есть Бог, судящий на земле!"

Плод праведнику – это состояние, в котором есть на что опереться, с пониманием и видением Божьего суда.  Грешники будут обличены в своих грехах, а грех, сидящий внутри, будет обличён через покаяние. А покаяние начинается с осознания в себе греха и обращения к суду Божьему.

Давид – это человек покаяния, воплощение покаяния как духовного свойства. Он шёл путём проб и ошибок в построении царства на земле под главенством Бога. Он вознёс жертву покаяния, и получил благословление в том, что Мессия будет из его потомства.
Саул показал неспособность к осознанию греха и стал прообразом ложной фарисейской праведности.
Это свойство получило развитие в Новом Завете, Евангелие и начинается с призыва «Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное!».
Сила покаяния – это сила, которая требуется, для того, чтобы основать истинное Царство, и в особенности это сила Мессии-Христа, которая требуется для нашего последнего избавления.