Три дня без пищи

Михаил Бортников
Первые рейсы под иностранным флагом у наших моряков пришлись на самое начало девяностых годов. Казалось бы, такие же самые торговые суда, как и в наших пароходствах, такие же дизеля, всё знакомо, только судовая роль короче, людей меньше, а зарплата больше.

Но на самом деле много было нюансов и казусов. Вот один из них.

Иван Николаевич Стариков,  работавший ранее на советских грузовых судах, был назначен электромехаником на довольно крупный сухогруз под флагом Мальты. Лететь предстояло одному, но Стариков особо не переживал.

Билет был на руках, перелет из Москвы в Кейптаун без пересадки. Английский он знал слабо,  хотя необходимый экзамен в агентстве сдать сумел. Денег у него с собой практически не было, двадцать долларов, оторванные от семейного бюджета,  были неприкосновенны, мало ли что.

Бумажник, билет, телексы, подтверждающие, что его встретят в Южной Африке, Иван Николаевич держал в правом внутреннем кармане пиджака.  Паспорт моряка, санпаспорт и свидетельство о прививках - в левом. Для рабочего диплома и свидетельств о прохождении тренингов по живучести судна места в пиджаке не оставалось, и Иван решил положить их в чемодан.

Всё было нормально до того момента, когда он не нашёл на ленте грузового транспортера своего чемодана. Все пассажиры покинули уже зал получения багажа, ждать больше не имело смысла. Иван отправился искать бюро жалоб. Заявление о пропаже у него приняли и спросили, куда отправить чемодан, когда он будет найден. Если бы он знал! В Кейптауне его должен был встречать агент, по крайней мере, так ему сказали в Одессе. Без агента он был беспомощен, что с чемоданом, что без чемодана.

К счастью,  среди бумаг в кармане,  Ваня обнаружил телекс с указанием адреса и телефона агентства. Но воспользоваться им не пришлось.  По выходу в зал ожидания он увидел белого южноафриканца, державшего в руках табличку с его фамилией.

- Хоть это хорошо! - Обречённо подумал Иван, кляня себя за то, что положил документы в чемодан.
- Мистер Стариков?
- Yes, sir! - В круинге Ивана предупредили, что к капитану судна нужно обращаться только "сэр". Ну, а к агенту... Маслом каши не испортишь.

- Вещи получили? Где Ваш чемодан?
- Нет, не получил. Чемодан затерялся. - На довольно корявом английском произнёс Иван.
- Квитанция есть? Багажная бирка?
- Да, вот она, на билете.
-Постойте здесь, я попробую выяснить, в чём дело.
Через десять минут агент вернулся, и принялся извиняться.

- Первый случай в моей практике. Но вы не волнуйтесь, чемодан обязательно найдётся. Похоже, что он остался в Москве. Жаль, что рейсы с Москвой только два раза в неделю. Но ваш пароход как раз задерживается с приходом, и будет здесь только через два - три дня, так что всё обойдётся, не тревожьтесь.  Сейчас я вас отвезу в гостиницу и вы отдохнёте.

В отеле Ивана поселили в одноместном номере, и агент тут же уехал, хотя Иван этого совершенно не ожидал. Он-то думал, что тот с ним нянчиться будет, а здесь - всё по-другому. Два - три дня! Да как их прожить? Если бы хоть документы были с ним, а так вообще неизвестно, найдётся ли чемодан. Двадцать долларов - для Одессы 91-го года - деньги большие, а здесь на них как долго удастся просуществовать?
Два  дня Иван провел в пешеходных прогулках, стараясь выбирать места без запахов пищи. На третий день ему позвонил портье и сказал, что через час  за ним приедет машина. Пароход уже в порту.

В машину, кроме Ивана, сели и два болгарских сварщика.
- Ты где же был, братишка? - спросили его. - Мы тут так славно время провели на всём готовом. Жаль, что лафа кончилась. Ну, когда-то и работать надо! - Только теперь Ваня узнал, что в отеле для моряков был полный пансион, включая даже пиво.
А чемодан, к счастью для Ивана Николаевича, нашёлся. Его привезли на судно на следующий день, перед отходом.