238 Минута Молчания 09 мая 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

238. Минута Молчания. 09 мая 1973 года.

Сводка погоды: ВМБ Балтийск, среда 9 мая 1973 года, дневная температура: мин.: плюс 7.9°C тепла, средняя: плюс 9.6°C тепла, макс.: плюс 13.4°C тепла, 15.2 мм осадков, прохладно и сильный дождь.

В среду 9 мая 1973 года на Балтийск налетел циклон из Атлантики и принёс с собой затяжной дождь и холод. Сразу стало неуютно, мокро, невесело, но на БПК "Свирепый" непогоду компенсировали отличным праздничным ("победным") завтраком, обедом и ужином, кинофильмами днём и вечером, просмотром праздничных телевизионных передач. Только одно омрачало лица некоторых моряков БПК "Свирепый" - командир корабля задержал отправку некоторых ДМБовских годков в запас и приказал отпустить их только после всех майских праздников. Это была "плата-наказание" за то, что первую партию из 12 наших ДМБовских годков - "покраскоманду" ДМБовского аккорда (покраски корабля) - задержали в пьяном виде в Калининграде патрули комендатуры...

На майские праздники я получил 4 письма: два письма от мамы, одно от Ани Жуковой из Суворова и от Валерки Клепикова из Эстонии. Ну, Аня удивила и поразила меня своей почти взрослой рассудительностью. Молодчина! А Валерка ловил шпионов, которые хотели в Швецию удрать! Надо же! Эти новости меня сильно возбудили, хотелось настоящего дела, свершений, побед и я День Победы встретил в ленкаюте за работой: оформлял праздничный поздравительный плакат-обращение к экипажу БПК "Свирепый", стенд по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и писал поздравительные письма родителям и друзьям.

Кроме этого, надо было помочь оставшимся ДМБовским годкам сойти с корабля без обид, без раздражения и лишних "приключений"... Дело в том, что наш матрос-годок, заведующий хозблоком (сушильня, гладильня, прачечная, вещевой склад) привёз на корабль в кузове грузовика новые ватные матрацы для матросских, мичманских и офицерских коек, так как поролоновые матрацы очень быстро вбирали в себя влагу, запахи и трудовой людской пот, постоянно требовали просушки и стирки чехлов, не нравились морякам, а когда отсыревали, то становились неприятно мокрыми на ощупь. Так вот, этот матрос-годок между матрацами спрятал и привёз на корабль несколько бутылок водки, которые были обнаружены при перегрузке матрацев на корабль. Заместитель командира корабля капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин и старший помощник командира корабля капитан-лейтенант А.А. Сальников тут же учинили служебное расследование, нашли виновных и наш корабельный "День Победы" стал днём поражения некоторых годков и оставшихся ДМБовских годков. Заодно ("в связи с плохой погодой" - автор) всему личному составу БПК "Свирепый" запретили выход в город и на территорию базы в увольнение...

Вечером 9 мая 1973 года я категорически отказался устраивать для годков и друзей "посиделки в ленкаюте у Суворова" и мы ограничились только тем, что попели немного военных песен под гитару, вспоминали гражданку и то, как мы на гражданке праздновали разные праздники: Новый Год, 1 Мая, День Победы, День Великого Октября и снова Новый и Старый Новый год. В четверг 10 мая 1973 года я начал большую работу по переоформлению ленкаюты. Надо было спешить. Скоро должны были быть большие учения, потом выборы в Верховный Совет и местные Советы народных депутатов, а потом - выход на БС (боевую службу). Кроме этого, я не мог рассказать моим друзьям, что ночью с 9-го на 10-е мая я должен был напечатать десяток фотографий для уходящих завтра в 05:30 ДМБовских годков.

Славка Евдокимов и Витька Фёдоров обиделись на меня, обозвали "жмотом" и "скупердяем" за то, что я не дал им "испить за Победу капельку из крышечки" (спирта из армейской фляги), а я, признаться, очень боялся, что в ленкаюту неожиданно нагрянет сверхсердитый замполит, учует запах "шила" и лишит меня возможности летом поехать во второй отпуск на родину. Славке Евдокимову хорошо, он уже в отпуск съездил и теперь до самого своего ДМБ может куролесить почти безнаказанно, потому что он классный специалист своего дела, а мне рисковать нельзя, да и "не к лицу" помощнику замполита по культурно-досуговой работе попадаться после промаха "завхоза"...

Совершенно не помню какие мы в День Победы смотрели фильмы (наверно, какие-то военные, исторические - автор), но вот темы и заголовки статей центральных газет, фильмы, которые в это время шли в кинотеатрах по всему Советскому Союзу и программу телепередач 9 мая 1973 года помню отчётливо (цитирую по старым газетам - автор):

Первая программа ЦТ СССР:

09:20 А. Бородни "Богатырская симфония".
09:50 Премьера документального телефильма "Помни, товарищ!".
10:50 "Сегодня - День Победы".
11:00 "Мастера искусств столицы - воинам Советской Армии".
12:45 Программа мультфильмов (Цв.).
13:15 Концерт.
13:45 "Художники на фронтах Великой Отечественной войны".
14:20 "Товарищ песня".
15:10 Художественный фильм "Неизвестный солдат".
16;45 "Подвиг". Телеальманах.
17:15 "Музыкальные встречи" (Цв.).
18:10 "Написано войной". Стихи поэтов-фронтовиков.
18:50 "Светлой памяти павших в борьбе против фашизма". Минута молчания.
19:10 П.И. Чайковский - Финал Пятой симфонии.
19:20 Художественный фильма "Белорусский вокзал" (Цв.).
21:00 "Время".
21:30 "Праздничный вечер в Останкине.

Вторая программа ЦТ СССР:

15:40 Для детей. "Подарки друзьям" (Цв.).
16:10 Концерт.
16:40 "Подмосковье". Телеобозрение.
17:10 "Приключения Артёмки". Художественный фильм (Цв.).
18:30 "Ради жизни на земле". Фотоочерк.
18:50 "Светлой памяти павших в борьбе против фашизма". Минута молчания.
19:10 П.И. Чайковский - Финал Пятой симфонии.
19:20 "Москва".
19:45 Балет А. Хачатуряна "Спартак". В перерыве - "Спокойной ночи, малыши".

Четвёртая программа ЦТ:

19:50 "Дорогой отцов". Хроникально-документальный фильм.
20:50 Концерт.
21:30 "Актриса". Художественный фильм.

В 18:50, не сговариваясь, как-то само собой почти все свободные от вахт и дежурств моряки БПК "Свирепый" собрались в столовой личного состава на ужин, чтобы молча встать по стойке "смирно" в момент передачи по телевизору "Минуты молчания".

Диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан и актриса Вера Инютина торжественными, сдержанными, иногда скорбными, но мужественными и достойными голосами начали говорить...

- Слушайте Москву!
- Сейчас работают все радиостанции Советского Союза и Центральное телевидение.
- Слушайте Москву!

Далее был звук метронома, который символизировал неумолимый, суровый отсчёт времени. Кому-то эти щёлкающие звуки метронома казались надеждой жизни, а кому-то отсчитывали последние секунды...

На экране телевизора крепостная стена, косо освещённая сверху, надпись "Памяти павших", перед стеной на невысоком постаменте бронзовый венок и бездымный живой Вечный Огонь. За кадром голоса хора, который поёт только скорбную, печальную и красивую мелодию Роберта Шумана "Грёзы" в переложении для хора. На фоне этой мелодии начиналша говорить Вера Инютина.

- Товарищи! Мы обращаемся к сердцу вашему, памяти вашей. Вспомним тех, кто не вернулся с войны, кто не дошёл с нами до дня Победы. Нет семьи, которая не потеряла бы отца или брата, сына, сестру, дочь. Нет дома, которого не коснулось бы военное горе. У каждого свой счёт к войне. У матерей — за сыновей, в чью гибель они никогда не поверят и до самых последних дней будут всё ждать и ждать их. У детей — за отцов, от которых в памяти остались только прощальный поцелуй, да сильные руки, когда-то высоко поднявшие ребёнка. Проходят вёсны и зимы. Проходит год за годом, а они всё те же, какими ушли от нас. Они всегда с нами и в нас.

- Не может быть забвения для тех, кто до последней капли крови своей защищал нашу землю Советскую. Кто отстреливался до последнего патрона у пограничных столбов. Кто жизнь свою отдал, защищая столицу нашу — Москву, и не допустил врага на улицы её. Никогда не забыть мужества ленинградцев, подвига защитников Сталинграда, Севастополя, Одессы, Минска, Харькова, Киева, Бреста, — всех, кто грудью своей прикрывал каждую пядь земли родной.

- Кровью советских солдат-освободителей полита земля многих стран Европы. Перед подвигом Советского Воина склоняет голову благодарное человечество. Свято чтим мы память поляков, чехов, словаков, югославов, венгров, албанцев, болгар, румын. Мы помним солдат Англии, Америки, Франции. Мы чтим память бойцов Сопротивления, антифашистов, погибших в борьбе с гитлеровской Германией.

- Почтим павших народных мстителей-партизан и героев-подпольщиков. И подвигом солдатским останется в нашей памяти труд женщин, стариков, подростков. Они не щадили сил и жизни самой во имя Победы.

- Минутой молчания мы чтим всех погибших в Великой Отечественной войне! Они всегда с нами — в наших домах, в цветущих садах и лесах новостроек, в светлых улыбках детей, в том счастье, что принесла на родную землю наша Победа.

- История, как самое заветное, хранит пожелтевшие листки бумаги с торопливо написанными словами: «Ухожу в бой. Прошу считать меня коммунистом!» Это — и клятва, и завещание нам — построить коммунизм. Дети приняли эстафету отцов — они высоко несут Красное знамя, ленинское знамя, обагрённое кровью революционных поколений. Склоним головы перед светлой памятью не вернувшихся с войны сыновей, отцов, мужей, братьев, сестёр, товарищей, друзей.

Звучит торжественная музыка Александра Скрябина в исполнении симфонического оркестра.

- Наступает минута молчания.

Далее начинался бой курантов Кремля.

- Минута молчания.., - говорил Левитан.

Куранты медленно выбивали мелодию песни: "Вы жертвою пали в борьбе роковой..."

- Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины!

Затем на рояле и симфоническим оркестром исполнялись начальные аккорды Второго фортепианного концерта Сергея Рахманинова.

(Текст и образ "Минуты Молчания" в редакции 1965-1968 гг.).

Вечером я подшивал в библиотеке центральные газеты: "Правда", "Красная Звезда", "Комсомольская правда" и нашу балтийскую флотскую газету "Страж Балтики" и с интересом читал некоторые сообщения и заголовки статей. Во всех газетах, практически, было почти одно и то же, особенно, общегосударственные новости, но некоторые статьи были особенные и очень интересные. Пришёл замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин и я внезапно, почти не отвечая на его вопросы, вдруг выпалил: "Дмитрий Васильевич, а вы знаете полный текст песни "Вы жертвою пали в борьбе роковой..."?

- Суворов! - удивился замполит. - С чего это ты вдруг вспомнил эту песню?
- Сегодня передавали по телевизору Минуту Молчания и там колокола играли мелодию этой песни, - я, как мог, воспроизвёл начальные звуки этой мелодии, услышанной во время Минуты Молчания.

- Нет, - с сожалением признался Дмитрий Васильевич, - не помню. Помню мелодию и начальные слова, но всю песню - нет. Но ты прав, надо её помнить и знать. Сходи в базовую библиотеку и найди для меня текст этой песни, узнай всё про неё. Такую песню надо знать...

Через несколько дней я нашел текст этой песни - Революционного похоронного марша. Вот он...

Вы жертвою пали в борьбе роковой
Любви беззаветной к народу,
Вы отдали всё, что могли, за него,
За честь его, жизнь и свободу!

Порой изнывали по тюрьмам сырым,
Свой суд беспощадный над вами
Враги-палачи уж давно изрекли,
И шли вы, гремя кандалами.
Идёте, усталые, цепью гремя,
Закованы руки и ноги,
Спокойно и гордо свой взор устремя,
Вперёд по пустынной дороге.
Нагрелися цепи от знойных лучей
И в тело впилися змеями,
И каплет на землю горячая кровь
Из ран, растравленных цепями.
А деспот пирует в роскошном дворце,
Тревогу вином заливая,
Но грозные буквы давно на стене
Уж чертит рука роковая!
Настанет пора — и проснётся народ,
Великий, могучий, свободный!
Прощайте же, братья, вы честно прошли
Ваш доблестный путь, благородный!

Источники: "Песни революции". Издание "Уполкультработы при водопути Н.К.П.С.". Тюмень, Первая Гостипография, 1923, без подписи. Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. - М.: Худож. лит., 1989. - (Классики и современники. Поэтич. б-ка) - под загл. "Похоронный марш", без указания авторства. Этот же вариант: Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952 - под загл. "Похоронный марш", подпись "В. Г. Архангельский", с прим.: "музыка Копосова".

Справка: Основой для этой песни стал романс поэта и переводчика Ивана Ивановича Козлова (1779-1840), автора стихотворения-романса "Вечерний звон" и его друга композитора-дилетанта Александра Егоровича Варламова (1801-1848). Во время войны России с Турцией этот романс стал очень популярным среди русских офицеров, а в исполнении духовых оркестров превратился в военный траурный марш. "Вероятно впервые в качестве военного траурного марша это произведение Козлова-Варламова прозвучало на похоронах генерал-адъютанта Карла Ивановича Бистрома, умершего в 1838 году от старых ран" (Далее точно по тексту указанного источника - автор).

В 1870-х годах бедствующий поэт и публицист Антон Алексеевич Амосов (1854–1915), публиковавшийся под псевдонимом А. Архангельский, написал к ней новые слова, использовав свои два более ранние стихотворения. «Отголоски революции». Таганрог, 1886 (рукоп. копия). Вольная русская поэзия XVIII-XIX веков. Вступит. статья, сост., вступ. заметки, подг. текста и примеч. С. А. Рейсера. Л., Сов. писатель, 1988 (Б-ка поэта. Большая сер.).

Надежда Константиновна Крупская, жена, друг и соратник В.И. Ленина, вспоминает как "группа русских большевиков-эмигрантов во главе с В.И.Лениным стихийно запела эту песню под впечатлением известия о кровавом воскресенье 9 января 1905 года: «Собравшиеся почти не говорили между собой, слишком все были взволнованы. Запели "Вы жертвою пали...", лица были сосредоточены. Всех охватило сознание, что революция уже началась... что теперь совсем уже близко то время, когда "падет произвол, и восстанет народ, великий, могучий, свободный...».

Есть свидетельство очевидца, что «Вы жертвою пали...» пели перед расстрелом 19 матросов — участников Кронштадтского мятежа 1906 года. Впервые легально революционный траурный марш прозвучал на «похоронах жертв Февральской революции» в Петрограде (23 марта 1917 г.). После Октября 1917 года эту песню перевёл на немецкий язык под заглавием «Бессмертная жертва» дирижер Герман Шерхен, который во время Первой Мировой войны оказался в России. На мелодии «Вы жертвою пали...» построена 3-я часть 11-й симфонии Д. Шостаковича (примерно с 35-й минуты).

(Источник: сайт "Живой журнал": Вы жертвою пали. История музыкального произведения. 14 декабря 2015 года.)

Фотоиллюстрация: 9 мая 1973 года. ВМБ Балтийск. БПК "Свирепый". Заставка, видео и образ телепередачи 9 мая 1965 года, когда впервые по Центральному телевидению СССР в 18:50 впервые прозвучала "Минута Молчания". 9 мая 1973 года показывали только предутреннюю съёмку трепещущего Вечного огня на мемориале "Могила Неизвестного Солдата" в московском Кремле. Этот трепещущий Вечный Огонь и слова Минуты Молчания произвели очень сильное впечатление на моряков БПК "Свирепый", когда в столовой личного состава мы смотрели праздничные телепередачи. На эту минуту все встали, сняли свои береты и склонили головы. Без подсказки, но по примеру кого-то первого из нас...