Джулио Дуэ отец авиационной стратегии

Сергей Алексеевич Порохин
               
    Будущий основоположник авиационной стратегии Джулио Дуэ родился в 1869 году в итальянском городке Казерте. Он окончил Артиллерийское и инженерное военное училище в Турине и был направлен служить в одну из артиллерийских частей Итальянской армии. По прошествии нескольких лет Дуэ успешно окончил Академию Генерального штаба. Дуэ с молодости отличала увлечённость  новейшими видами техники и возможностью использования её в военном деле. «Он обратил на себя внимание своими работами по штабной службе: «Использование автомобилей в действующей армии», и техническими исследованиями: «О холоде», «О моторах»» - указывалось Полем Вотье в биографическом очерке, посвящённом генералу Дуэ(1). С появлением аэропланов, Дуэ стал горячим сторонником создания авиационных вооружённых сил. Но его взгляды высокопоставленными генералами и большинством военных теоретиков просто игнорировались. Его считали чуть ли не фантастом, подобно талантливому английскому писателю-фантасту Герберту Уэльсу. В 1910 году Дуэ публикует работу: «Проблемы воздушного передвижения». «Я разъяснял значение  господства в воздухе ещё 12лет тому назад, когда первые самолёты начинали ещё только подпрыгивать, но не летать. С тех пор я пытался привлечь внимание к новому оружию…» - вспоминал в 1921 году Дуэ(2). Тогда же он писал: «Армия и флот должны… видеть в появлении летательных аппаратов рождение третьего брата – младшего, но имеющего не меньшее значение в великой военной семье»(3).
      Перед Мировой войной 1914-1918гг. Джулио Дуэ командовал авиационным батальоном и составил первый устав этого рода войск. Здесь уже он стал страдать за свои, высказанные в печати, идеи. Он вынужден был оставить командную должность и с трудом добился перевода в штаб.
     В августе 1914 года, немедленно после объявления войны , Дуэ опубликовал в печати ряд статей, в которых настаивал на необходимости Италии вступить в войну на стороне Антанты. В мае 1915 года, когда Италия, наконец, вступит в войну, Джулио Дуэ состоял начальником штаба Миланской дивизии. Но он продолжает подавать по начальству один за другим докладные записки «относительно характера операций и о том, как следовало бы вести эту странную войну, представляющую больше социальное, чем  военное явление, столкновение скорее между народами, чем между армиями. Он представляет министру доклад, заключающий в себе резкую критику итальянских методов ведения войны. Доклад пересылают главнокомандующему. Полковника Дуэ предают военному суду и приговаривают к году тюремного заключения»(4) Дуэ выходит из тюрьмы в 1917 году как раз в дни неудач Итальянской армии под Капоретто, когда на полях сражений сбылись его пророческие предсказания о том, что устаревшие методы ведения войны ни к чему иному привести не смогут, кроме, как к поражению. В войне, в которой массово применяеются современные виды оружия (танки, миномёты, дирижабли, боевые аэропланы, отравляющие газы, зенитная артиллерия, авиационные торпеды), должны использоваться совершенно новые оперативно-стратегические методы борьбы.  «Причины разгрома Итальянской армии (под Капаретто – СП), по определению следственной комиссии, оказываются именно те, которые Дуэ отметил в своём докладе, послужившем основанием для его осуждения»(5) В 1920 году приговор 1916 года был отменён. Суд отметил, что поступок половника Дуэ был продиктован высшими интересами Италии и что он «для блага родины пожертвовал своими личными интересами и узами дисциплины»(6) Проявить же гражданское мужество, часто гораздо труднее, чем мужество на поле боя. 
    Уже после окончания Мировой войны Дуэ назначается директором авиации Италии. В 1921 году Дуэ производится в генералы, но «в это время он был уже в отставке», как отмечалось в его биографическом очерке.(7) В том же 1921 году Дуэ издаёт свой классический труд: «Господство в воздухе». В издании этого труда ему способствовало военное министерство и в частности маршал Диаца.  Джулио Дуэ до конца своих дней не переставал отстаивать в печати свои убеждения, по вопросам военной стратегии, которая, как он считал, в корне изменилась, благодаря новому виду техники – самолёту, и авиации как стратегически главному виду вооружённых сил. 
    Умер Джулио Дуэ в марте 1930 года упорно веря, что в Италии государственные мужи, наконец, услышат его пророческий голос, о решающем значении роли авиации в грядущей войне. В последнем предисловии к своей книге «Господство в воздухе» Джулио Дуэ писал: «…прошло более 10 лет с того дня, как я впервые изложил основные, содержащиеся в ней идеи, и уже в течение более чем десяти лет я сражался, напрягая все свои силы, стремясь влить в умы понимание действительного значения воздушного оружия, но все мои старания были затрачены впустую перед лицом равнодушия военных властей и правительств»(8)
    С пророком доктрины «Господство в воздухе», случилось то, что обычно случается с пророком при жизни, и спустя какое-то время после смерти. «Ни в одном государстве «Доктрина Дуэ» не была принята за основу военного планирования – но практически не оказалось стран, не учитывающих её в своих стратегических разработках»(9)
Немецкий генерал авиации Вернер Крейпе, в послевоенной работе «Битва за Англию», отмечал: «Немецкие лётчики славились высоким боевым духом и глубокой верой в победу. Среди наших офицеров нашлось много последователей итальянского генерала Дуэ, проповедывавшего, что авиация должна играть главную роль в любой современной войне. Некоторые из нас верили, что авиация и только одна авиация, нанесёт решающий удар в битве за Англию» (10). Но этого не произошло. Англия выдержала натиск немецкой авиации, возможно из-за того, что Германия так и не смогла завоевать господства в воздухе. С.44.
     Вторая мировая война подтвердила на практике многие его гениальные пророческие выводы относительно роли стратегической авиации в очередной Мировой схватке народов.
---
1. Поль Вотье. Личность Дуэ. Биографический очерк. По: Джулио Дуэ Господство в воздухе. М-СПБ, Теrrа Fаntastika, 2003, С.329.
2. Джулио Дуэ Господство в воздухе. М-СПБ, Теrrа Fаntastika, 2003, С.46.
3. Там же, С.49.
4. Поль Вотье. Личность Дуэ. Биографический очерк,Там же, С.330.
5. Там же.
6. Там же.
7. Там же.
8. Предисловие автора Джулио Дуэ, к его книге «Господство в воздухе». Цит. по: Джулио Дуэ Господство в воздухе М-СПБ, Теrrа Fаntastika, 2003, С.11.
9. Предисловие от редакции. По: Джулио Дуэ Господство в воздухе. М-СПБ, Теrrа Fаntastika, 2003, С.6.
10. В.Крейпе Битва за Англию. По: Роковые решения, М., Воениздат, 1958, С.44.


Джулио Дуэ Господство в воздухе. М-СПБ, Теrrа Fаntastika, 2003

Воздушный флот, открывая человеку новое поле действий – воздушное пространство, - неизбежно должен был привести человека к борьбе также и в воздухе, ибо где только могут встретиться два человека, там неизбежна борьба. С.12.
 …Армия и флот, хотя одна сражается на суше, а другой на море, должны оба действовать, имея в виду одну конечную цель – победу, а потому должны действовать согласованно, но не в подчинении друг другу. Зависимость флота от армии или наоборот только уменьшила бы свободу действий одной из сторон, и, как следствие, коэффициент полезного действия её. Точно также и силы, сражающиеся в воздухе, должны действовать согласованно с силами, сражающимися на суше или на море, но не в подчинении им. С.15.
Воздушное оружие даёт возможность перенести, помимо взрывчатых веществ, химический или бактериологический яд в любую точку неприятельской территории, сея по всей вражеской территории смерть и разрушение. С.17.
Германия разоружена в отношении прежних родов войск, и ей запрещено содержать вооружённые силы старого типа. Страна, которая вряд ли сможет примириться с тем, чтобы оставаться слабее других, в силу неизбежности вынуждена будет искать средства для осуществления своего реванша вне круга тех, которые у неё отняты и ей воспрещены. С.17.
Война синтетически определяется как действие двух простых и противоположных воль: с одной стороны – тот, кто намерен захватить известную часть земной поверхности, с другой – тот, кто намерен воспротивиться занятию этой зоны противником. С.18.
…Во время Мировой войны, хотя она глубоко захватила целые народы, положение было таково, что пока меньшая часть граждан сражалась и умирала, большинство жило и работало, чтобы снабдить меньшинство средствами для военных действий. И всё это могло иметь место потому, что невозможно было перейти боевые линии, не разбив их предварительно. С.21.
Линии фронта, расположенные на поверхности земли, не могут более защищать то, что находится в их тылу; победа на земной поверхности не предохраняет народ, одержавший эту победу, от воздушных нападений со стороны противника до тех пор, пока победивший на земле не получит возможности фактически заняв неприятельскую территорию, разрушить то, что даёт жизнь неприятельским воздушным силам. С.22.
…Для того, чтобы начать наступательные действия, прежде всего необходимо было иметь потребные для его развития средства. С.23.
Истина такова: всякое усовершенствование огнестрельного оружия даёт преимущество оборонительному образу действий. С.24.
…Никогда (ещё) наступление не было столь затруднительным, жестоким и дорого стоящим, как в Мировую войну. С.25.
…Наступление, вследствие возросшей мощи огнестрельного оружия, требует значительного превосходства в силах. С.25.
Несомненно, если бы войска были вооружены шомпольными ружьями и заряжающимися с дула орудиями, мы бы не увидели ни окопов из железобетона, ни проволочных заграждений, и исход Мировой войны был бы решён в несколько месяцев. С.26.
Вся стратегическая игра германцев сводилась к этому – удерживать небольшими, но хорошо организованными для обороны силами часть сил противника, чтобы атаковать другую часть своими главными силами; и это удавалось им достаточно часто и в течение долгого времени. С.27.
…Окончательное решение было достигнуто сражениями, менее кровопролитными, чем другие сражения, дававшие в ходе войны весьма относительные результаты. Несомненно, что половины разрушений было бы достаточно, если бы они были осуществлены в течение трёх месяцев; четверти их было достаточно, если бы они были произведены в восемь дней. С.28.
…Чтобы обороняться, необходимы воздушные силы, по меньшей мере в 20 раз превышающие те, которыми неприятель располагает для нападения. С.32.
Для того, чтобы помешать неприятелю произвести на нас нападение с помощью своих воздушных сил, не существует иного практического средства, как только уничтожить его воздушные силы. С.34.
Целями для воздушных нападений будут …преимущественно площади определённых размеров, на которых расположены нормальные строения (жилые здания, заводы и пр.) и определённое население. Для разрушения таких целей следует пользоваться тремя типами бомб – фугасными, зажигательными и химическими, применяя их в надлежащем соотношении. С.36.
Если полк способен ещё сопротивляться в разрушенном окопе, потеряв две трети своего состава, то целый цех видит свою работу прерванной вследствие разрушения одной группы станков и разбегается при малейших потерях. С.40.
…Завоевать господство в воздухе – это значит получить возможность предпринимать против неприятеля наступательные действия именно такого масштаба, превосходящие все иные, какие только может вообразить ум человеческий; это значит быть в состоянии отрезать неприятельскую сухопутную армию и морской флот от  их баз, лишая возможности не только сражаться, но и жить; это значит защитить верным и безусловным способом свою территорию и свои моря от подобных нападений; сохранять в боеспособном состоянии свою армию и свой флот, позволить своей стране жить и работать в полнейшем спокойствии; одним словом, это значит – победить. С.40.
Потерпеть поражение в воздухе, т.е. быть лишённым возможности летать, - значит быть отрезанным от своей сухопутной армии и своего флота, видеть их лишёнными всякой возможности действовать, оставаться в полнейшей зависимости от  воли неприятеля, без какой-либо возможной защиты, быть подверженным самым мощным нападениям, которые противник сможет предпринимать повсюду с величайшей лёгкостью, и минимальным риском; короче, это означает быть побеждённым и вынужденным принять те условия, какие неприятелю угодно будет поставить. Таково значение господства в воздухе.  С.40.
Масштаб воздушных нападений как с материальной, так и с моральной стороны превосходит масштаб всех прочих известных видов нападения. С.44.
…Необходимо при подготовке государственной обороны совершенно изменить направление, потому что формы возможных будущих войн будут совершенно иные, нежели формы войн прошлого времени. С47.
…Мировая война представляет собой особую точку кривой, изображающей эволюцию форм войны; в этой точке кривая резко изменяет своё направление под влиянием факторов, совершенно новых и совершенно отличных от тех, которые определяли её до сего времени; поэтому прошлое ничего не даёт для будущего, и последнее должно быть создано совершенно заново. …Если это не будет принято в расчёт, то страна будет вынуждена принести громадные жертвы для подготовки своей обороны, жертвы, которые окажутся совершенно бесполезными или дадут самые ничтожные результаты, так как средства обороны страны не окажутся пригодными для этой цели. С.47.
Армия и флот должны… видеть в появлении летательных аппаратов рождение третьего брата – младшего, но имеющего не меньшее значение в великой военной семье. С.49. 
Для завоевания господства в воздухе, т.е. для достижения возможности воспрепятствовать неприятелю летать, необходимо лишить неприятеля всех воздушных средств, а это может быть достигнуто лишь уничтожением этих средств либо в воздухе, либо в их базах, либо на заводах, где они изготовляются, - одним словом, где возможно их пребывание или производство. С.51.
Государственная оборона может быть обеспечена лишь воздушными силами, способными в случае вооружённого столкновения, завоевать господство в воздухе. С.51. 
Победа улыбается тому, кто предвосхищает изменения форм войны, а не тому, кто приспосабливается к изменениям. С.53.
Тот, кто первым будет готов к новой войне, сможет одержать победу не только в короткий срок, но также и с минимальными средствами и с минимальными жертвами. С.53.
Антанта, чтобы обезопасить себя от возможных германских стремлений к реваншу, поставила Германию в условия, ведущие её к решительному устремлению на тот путь, который может наиболее верно привести её к реваншу. Действительно, Германия, лишённая возможности вооружаться на суше и на море, будет вынуждена вооружаться в воздухе. С.54.
Природа не делает скачков (лат.) С.52.
…Неизмеримо более действенным является метод уничтожения их (самолётов) баз, их запасов и центров их производства. С.60.
Воздушная армия должна… состоять из бомбардировочных частей и частей воздушного боя; первые предназначены для наступательных действий против наземных целей, вторые – для того, чтобы дать первым возможность действовать даже при наличии воздушного противодействия со стороны неприятеля. С.61.
…Костяк воздушной армии: бомбардировочные части – в максимально возможном числе, части воздушного боя – в соответствии с возможным противодействием неприятеля. С.61.
…На войне вообще немыслимо действовать, не подвергаясь риску, и многое уже достигнуто, если удаётся этот риск довести до минимума. С.65.
…Победа никогда не достигается бегством. (А Гораций? – СП) С.66.
Большая скорость у летательных аппаратов достигается в ущерб полезной нагрузки… С.66.
Истребительная авиация представляет собой скорее сборище странствующих рыцарей воздуха, чем воздушную кавалерию. С. 73.
…Тот, кто основывает свою мощь на скорости, делает ставку на сомнительную карту. Самолёт-истребитель, встречающий более быстроходного противника, превращается из охотника в дичь. С.74.
Только опыт и практика смогут дать достаточные данные для определения числа самолётов, которые должны входить в состав части воздушного боя, её строя и тактики. С.76.
…На войне необходимо располагать силами, способными выполнять операции, несмотря на противодействие противника. С.78.
 Усовершенствования всегда имеют большое значение для крайностей, но мало затрагивают средние объекты. С.79.
Воздушная армия должна применяться в массе. С.81.
Никакой признак не может а рriori осведомить неприятеля о пункте, который будет атакован. С.82.
Выбор одной цели преимущественно перед другой зависит от целого ряда военного, политического, социального и психологического порядка, которые, в свою очередь обуславливаются обстановкой данного момента  и которые нужно исследовать в связи с ней. С.84.
Воздушная армия надлежащей силы обладает такой наступательной мощью, что способна причинить неподготовленному неприятелю чрезвычайно значительный  и непоправимый урон, который может в несколько дней привести к полнейшему поражению. С.84-85.
Как кавалерия (если только она не спешивается) для того, чтобы обороняться, должна нападать, так и воздушный флот, обладая ещё большей наступательной способностью, может обороняться, только наступая. С.86.
…Легче уничтожить неприятельскую воздушную мощь, разрушив яйца и гнёзда летунов, чем отыскивать в воздухе самих летунов, чтобы сбить их. В каждом случае отклонения от этого принципа будет совершена ошибка. С.88.
…Результатом применения зенитной артиллерии является лишь бесполезная трата времени и средств. С.90.
…Местная оборона против воздушных нападений также неосуществима, и всё то, что затрачивается для этой цели, противоречит экономике войны, тогда как, будучи затрачено иначе, оно оказалось бы более выгодным для целей войны. С.90.
Воздушная война, взятая в своём истинном смысле, не допускает обороны, допускает только нападение: необходимо примириться с ударами, которые наносит нам неприятель, чтобы использовать все имеющиеся средства для нанесения неприятелю ещё более сильных ударов. Такова основная идея, которая должна руководить развитием воздушной войны. С.91.
Самыми подходящими объектами будут цели наиболее чувствительные в материальном и моральном отношении, так как они дают возможность достичь наибольшего влияния на общий ход войны. С.97.
Может оказаться правильным применение нашей воздушной армии для завоевания господства в воздухе, что дало бы в дальнейшем победу; но это может оказаться и неправильным, если, например, прежде, чем мы успеем завоевать господство в воздухе, неприятельской воздушной армии удастся действиями преимущественно против нашего населения добиться разложения и распада в нашей стране. С.97.
…Выбор целей будет зависеть от сложных условий обстановки, от условий материального, морального и идейного порядка, которые не так легко учесть, и талантливость командующих воздушными армиями проявится именно в этом выборе. С.97-98
…Чтобы нанести неприятелю максимальный урон в кратчайший срок, было бы ошибочным использовать в каждый день операций лишь часть наличных сил. С.98.
…Исход войны такого типа (тотальной – СП) неизбежно будет решён уничтожением материальных и моральных сил целого народа, переносящего страшный катаклизм, преследующий его повсюду, без передышки, пока не будут порваны все общественные связи. Однако в возмещение этого в войне подобного типа исход будет достигнут в кратчайший срок, так как военные действия будут непосредственно и с максимальной силой бить по наименее устойчивым элементам борющихся стран. Может быть, несмотря на жестокость, эти войны будут человечнее былых войн, так как в конечном счёте они будут стоить меньше крови. Но тот, кто не окажется подготовленным и готовым выдержать их, тот погибнет. С.99.
Настанет день, в который никто не подумает более пользоваться услугами пароходов, чтобы пересечь океан, - подобно тому как в настоящее время никто не думает переплыть океан на парусном судне. С.108-109.
…Чтобы выковать пригодное оружие, нужно прежде всего точно определить, как его намереваются применять и как с ним нужно обращаться. С.111.
 …В то время  как стратегическое применение воздушной армии может быть следствием гениального приложения немногих принципов, его техническое применение требует тщательного теоретического и практического изучения вооружения и строев. С.111.
Все три силы (сухопутные, морские и воздушные) действуют как множители одного произведения; для того, чтобы произведение оказалось максимальным, необходимо, чтобы между создающими его множителями существовали определённые соотношения. 112.
…Хотя за командующими сухопутной армией, морским флотом и воздушными силами должна быть сохранена полнейшая свобода действий в их собственной сфере, необходимо в интересах государства, чтобы … высший орган власти согласовывал между собой их отдельные действия. С.113.
…Следовало бы иметь: а) орган, который, исследуя все потребности государственной обороны, устанавливал бы наиболее правильное соотношение между сухопутными, морскими и воздушными силами, и в этом же соотношении распределял бы средства, предназначенные для государственной обороны; б) орган, который был бы подготовлен взять на себя в случае военного конфликта общее командование совокупностью всех трёх видов вооружённых сил для полнейшего координирования их действий. С.113.
По политическим, моральным и экономическим причинам, а также по соображениям безопасности воздушные сообщения над нашей территорией и над Средиземным морем должны совершаться под итальянским флагом. Такова должна быть основная концепция нашей воздушной политики…С.126.
Летательный аппарат является аппаратом смелости во всех значениях этого слова. С.128.
Свинцовые ноги плохо сочетаются с лёгкостью крыльев. С.131.
За всякое колебание, всякую робость придётся… горько поплатиться. С 131.
Рим, бывший центром величайшей империи мира на заре цивилизации, должен стать, благодаря последнему достижению цивилизации (авиации – СП), центром наиболее быстрых сообщений, наиболее значительным воздушным портом мира. С.133.
Ясно, что если мы не сумеем добиться для нашей страны подобающего воздушного значения, (то) мы дадим иностранцам известное право провести над Италией свои воздушные линии. С.133.
…Ни одно государство в мире не настолько богато, чтобы иметь возможность содержать в полной готовности надлежащие воздушные силы чисто военного характера; поэтому всем неизбежно придётся подготовляться к тому, чтобы быть в состоянии использовать для военных целей средства соответствующей гражданской авиации. С.135.
…Абсолютного не существует. На практике всегда необходимо уметь примирять крайности… С.135.
Война ведётся массами, а массы составлены из средних величин. С.136.
…Как военные, так и гражданские лётчики должны стать хозяевами своих самолётов…С.137.
…Эффективность всякой монополии ничтожна. С.140.
В вопросе о способе распределения бюджета между различными видами деятельности военные власти не являются компетентными. С.141.
Начиная с малого, легко прийти к большому; а начинать с малого необходимо, когда приходится приступать к новому делу при отсутствии подготовленных людей. С.146.
…Связанный с войной риск настолько значителен, что наряду с ним всякий иной риск кажется не заслуживающим внимания. С.148.
…Все факторы безопасного полёта в наших руках и мы обладаем талантливыми и отважными людьми, безоблачным небом и родиной, раскинувшейся в том море, где родилась цивилизация. С.149.