5. Урок 1

Сергей Михальчук 5
Уроки богопознания
Часть 1. Критика «страстного познания»
Первый цикл (Уроки с 1-го по 50-ый)

Урок 1

Ничто из видимого мною божественного замысла по своей сути для меня, без моего обращения к Богу, ничего не означает.

Упр. 1. Неторопливо и последовательно  зафиксируй взгляд на каждом «предмете», который ты видишь вокруг себя в помещении, котором ты находишься. Осознавая всю глубину  твоего незнания «сущности» каждого «предмета», который ты видишь. Посмотри на них так, как будто видишь их впервые в жизни, задавая себе соответствующие вопросы. Например:
- Это стол? А что такое – «стол»? Это мне ни о чём не говорит. Какова его «сущность»? Зачем он существует?
Услышь и осознай евангельский ответ на своё вопрошание:
- Этот «стол» есть ни что иное как забота Бога обо мне. Чтобы мне было удобно принимать пищу, читать, писать или совершать ещё какую-либо работу.
- Это стул? А что такое – «стул»? и т.д. и т.п. …

Упр. 2. Затем расширь, умозрительно, обозреваемое «пространство». Введи в выполняемое тобою «упражнение» не только «предметы», но и «явления». С их помощью «предметы» взаимодействуют между собой. Например:
- Горит свет. Работает телевизор. Играет музыка. Всё это – «электричество»! А что такое «электричество»? Это для меня ничего не значит. «Зачем» оно существует?
Опять попытайся услышать ответ Духа на свой вопрос:
Для того чтобы существовала сама жизнь и тебе было более удобно жить! Бог позаботился о том, чтобы ты не убивал и не тратил большую часть своего времени и внимания на физический и душевный «труд». Он, любя тебя, хочет, чтобы и посреди твоих материальных забот, раз ты всё равно увлёкся ими, имел время и возможность для духовного общения с Ним.
- Мяч падает вниз. А что такое «низ»? Это «гравитация». Что такое «гравитация»?  Это тоже для меня ничего не значит. Зачем это существует?
И опять услышь, что отвечает тебе тот, кого ты вопрошаешь:
Для того чтобы была «земля» и всё сущее на ней. И ты мог бы ходить по земле и радоваться красоте любви Бога к тебе. Мог общаться с Ним, говорить Ему спасибо, славить и воспевать красоту Его творения.
- Облако плывёт в небе. А что такое «плывёт»? и т.д. и т.п. … 

Упр. 3. Включи в своё «созерцание» тех «животных», которые попадают в поле твоего зрения. Например:
- Вот лежит кошка на подоконнике. А что такое «кошка»? Это что-нибудь значит для «меня»? – Нет! – Но ведь она должна означать для меня что-то. - Что?!
- Бежит собака по улице. А что такое «собака»? «Зачем» она существует?
- Лошадь. Птица. – Что все эти слова значат для «меня»?! и т.д. и т.п. …
Вдумайся в эти вопросы! И ты непременно услышишь, как евангельский дух подсказывает тебе: - «Ты не мог бы быть счастлив, находясь лишь среди камней, воды и растений. Да и как бы ты сам появился на свет, если бы Бог не исторг своим словом закон из «материи», что бы произошли из земли о воды те, которые были предтечами твоей плоти. Ты «созерцаешь» в них твоё единство с миром, который любвеобильный Бог отдал под твою власть, и свою ответственность за «существ» отданных тебе. Как бы ты научился жалеть других людей, если бы с детства не видел вокруг себя своих меньших собратьев по земле. И не учился проявлять заботу о них».

Упр. 4. Наконец, обрати внимание на людей, которые проходят мимо или находятся в одном помещении с тобой. На самого себя. Например:
- Вот идёт человек. Что такое «человек»? Это для меня ничего не значит. Что такое «человек»? Зачем он существует? Какое это имеет значение для «меня»?
- Человек мне что-то говорит. А что такое «речь» и что такое «слово»? Эти слова тоже для меня ничего не значат? Но ведь что-то они должны значить для «меня»?
- Я думаю о себе. Что такое «Я»? Это значит для меня хоть что-нибудь? – Нет! Но что-то они всё-таки значат. – Что?!
И снова постарайся напомнить себе всё то, что Писание и Предание говорят тебе о человеке и его сотворении Богом:
- «Вспомни, ведь не нашлось человеку достойного его помощника среди всех произведённых из земли, по «слову» Бога. Ты не можешь беседовать о Боге ни с кем из животных. И не можешь сделать для Бога что- то, заботясь лишь о животных. Только радея о другом человеке, способен ты порадеть о Боге».

Комментарий 1. «Упражнения» расположены в определённом порядке. Недопустимо никакое нарушение в предложенной последовательности «созерцания» всех «вещей». От «предметов» к «явлениям», а затем «существам». Сначала «неразумным», потом «разумным». В этом заключается цель упражнения – положение в основание «догматического мышления» - системообразующей основы, которая соответствует тому, что в Писании и Предании даёт нам само божественное откровение. Цель данного «Урока» заключается в том, чтобы отрешившись от всего того, что человеческое «сознание» знает об окружающем его мире, отбросив накопленный опыт, оно почувствовало себя в полном неведении и пустоте. Той пустоте, которую можно было бы снова и правильным образам заполнить, опираясь на догматическое мышление Церкви Христовой.
«Пространство созерцания» не должно быть ранжировано. Взгляд «созерцателя» движется плавно и не спеша. Придерживаясь лишь самой простой системы. Право - лево, вперед - назад, вверх - вниз. Ибо одна «вещь» здесь полностью подобна другой – в плане применимости к ней основной «идеи» данного «Урока».

Комментарий 2. Целью упражнений 1-го Урока является укоренение в «сознании», в «разуме» человека основной категории «благобытия» - «нравственного бытия»: - «Всё существует из-за любви Бога к человеку! Сама «материя» и «тварность»; земля и небо, суша и вода, есть проявление и осуществление любви Бога к человеку в Его «энергиях».
Комментарий 3. Упражнения первых трёх уроков не делаются чаще, чем дважды в день. Предпочтительно утром и вечером. Продолжительность их не должна превышать примерно пяти минут. Критерием здесь должно служить отсутствие ощущения спешки. Очень важно присутствие чувства спокойствия и даже ощущение некоторого уюта.