Повести Белкина. Поиск Музы

Елена Шувалова
    Наверное, мы первые – за всю историю пушкинистики, - говорим о том, что «Повести Белкина» посвящены поиску Пушкиным своей Музы (которая одновременно – Душа, причём, -  не только его, Пушкина, но и – Душа народа русского).

   На то, что речь идёт о Музе, намекает фамилия Белкин: белка – это мысь, - та мысь, что растекалась по древу в «Слове о полку Игореве»: в оригинале рукописи вроде бы было "мыслею-мысею по древу". Переписчик просто сократил метафору. Но белка ведь всё равно сравнима с мыслью, - по быстроте передвижения. А муза, как известно, она – «мыслящая»...

  Таким образом, уже в придуманной Пушкиным фамилии придуманного автора за внешней простотой, неброскостью фамилии, скрыт высокий и важный смысл. Белкин, получается, - Мыслин, или - Музин.

  Мы думаем, что напрямую с образом Белкина как предтеча его связано стихотворение Пушкина "Моя родословная", где есть такие слова:

Я грамотей и стихотворец,
Я Пушкин просто, не Мусин,
Я не богач, не царедворец,
Я сам большой: я мещанин.

  Очевидцы рассказывали, с каким азартом повторял Пушкин "я мещанин", "я мещанин"... Конечно, никаким мещанином он не был и быть не мог. Он был аристократ в квадрате, так сказать,  - и по роду своему, восходящему к Рюрикам, и по гению своему непревзойдённому. Но по скромному своему положению среди названных им в этом стихотворении выскочек-новых аристократов, он был действительно "сам большой", то есть - мещанин.

  И вот уже "простым мещанином", то есть, - обывателем - делает Пушкин своего придуманного автора.

  Но при этом, он даёт ему фамилию, которую можно перевести (с древнерусского на современный русский) и как Музин, - что очень близко к особенно аристократической фамилии Мусиных-Пушкиных (по легенде, один из её представителей был побочным сыном царя Алексея Михайловича*).

  И заметьте, также, что, утверждая себя как мещанина, Пушкин приводит местоимение "я" ровно пять раз.

 


*Об этом - в этой статье:http://ru-sled.ru/predki-aleksandra-pushkina/