Единственная скульптура Микеланджело в Эрмитаже

Алина Алексеева-Маркезин
         Микеланджело.Скорчившийся мальчик. 1530—1534
Мрамор. Высота 103 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

      Гордость Эрмитажа - скульптура «Скорчившийся мальчик» - это единственная работа великого Микеланджело Буонаротти в России. Возможно первоначально скульптура предназначалась для капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции.Однако вероятнее, она была сделана Микеланджело во время нападения испанцев на Флоренцию в 1529—1530 годах, когда он нашёл убежище в одном из монастырей. Некоторые искусствоведы считают, что в этой скульптуре Микеланджело отразил угнетённое состояние флорентийцев в этот период.

        Скульптура невелика по размеру. Поза мальчика, подчиненная кубической форме блока камня, из которого она высечена, кажется скованной. Но мощные бугры мышц согнутой спины, подчеркнутые игрой света на шероховатой поверхности мрамора с глубокими следами резца, и напряженность позы создают впечатление огромной энергии и силы.

     Замысел скульптора до конца не разгадан. Одни исследователи считают статую аллегорией нерожденной души, другие - раненным воином, третьи - траурным гением.

           Однако образ, созданный Микеланджело, шире всех подобных толкований. Скульптура, не включенная в окончательный вариант гробницы, несет в себе настроение той глубокой скорби, которым пронизан весь ансамбль капеллы, отразивший трагедию заката эпохи Возрождения

           Микеланджело работал над изваянием в 1530-1534 годах, в то время, когда Флоренция потеряла свою независимость и великий мастер вынужден был скрываться в монастыре. Созданный мастером образ выражает чувства тех трагических дней.

         Юный атлет силен и мужественен, но его голова опущена, а плечи согнуты. Он как бы придавлен к земле и, кажется, сломлен даже его дух.
 
НАИБОЛЕЕ ПРАВДОПОДОБНАЯ ВЕРСИЯ.

       Микеланджело,работая над надгробиями семьи Медичи во Флоренции, наотрез отказывался делать портреты. Не сделал исключения и для герцогов Лоренцо и Джулиано. Он подал их как воплощение обобщенных, идеализированных лиц — действенного и созерцательного. Намеком на мимолетность их жизни были и аллегорические фигуры течения суток — Ночь, Утро, День и Вечер.

 Треугольную композицию надгробия дополняли уже на полу лежачие фигуры речных богов. Последние — намёк на непрерывное течение времени. Фоном служила стена, композиционно обыгранная нишами и пилястрами, дополненная декоративными фигурами.

  Над надгробием Лоренцо планировали разместить гирлянды, доспехи и четыре декоративные фигурки скорчившихся мальчиков (единственный созданный из них позже будет продан в Англию. Из собрания Лайд Брауна в 1785 году его приобретет для собственных дворцовых коллекций российская императрица Екатерина II).Вот для какого надгробия предназначалась эта скульптура. Микеланджело не закончил работу,так как поссорился с Медичи и навсегда уехал из Флоренции."