Читайте, я не слушаю!

Елена Шувалова
Читайте, я не слушаю!
(К личности Н.Н.Пушкиной (Гончаровой; Ланской)).



  Легенда такова:

  Боратынский спросил Наталию Николаевну, может ли он прочесть новые стихи Пушкину, не оторвет ли ее от дел. "Читайте, пожалуйста! - сказала она. - Я не слушаю".

  Все воспринимают это восклицание роковой нашей красавицы как её (до бестактности) равнодушие к стихам, к поэзии.

  Но дело, видимо, обстояло не совсем так. Дело было в том, что стихи, поэзия были для Наталии Гончаровой чем-то неприличным. Чего её ушки не должны были слушать, - на одном уровне, извините, с матерными словами, которых при дамах тогда не произносили.

  В забытой ныне книжке Н.Я.Эйдельмана «Большой Жанно» из уст самой Наталии Николаевны сделано такое признание(в 1859 году): «Может быть, я не понимала Пушкина, как следовало, ведь до свадьбы из его стихов ни единого не знала: маменька нас не допускала к «безнравственному чтению». То есть, стихи - это безнравственное чтение. Нравственное - только духовные тексты, - по-видимому, так считала маменька Наталья Ивановна...

  Вот такой «маменькиной дочкой» Наташа Гончарова продолжала жить и в браке с величайшим поэтом России…