Сократ прав, но истина дороже!

Арарат Пашаян
Предисловие.
Я собираюсь опубликовать эссе по названию "Сократ прав, но истина дороже!".
Очевидно, что эта фраза ассоциируются с известным изречением Сократа: "«Платон мне друг, но истина дороже».
Не сомневаюсь, что Вы все знаете предысторию и причинно-следственные связи этого изречения. Тем не менее позволю прикрепить некоторые подробности.
Сократ (V-IV век д.н.э.) был Учителем Платона. Ему принадлежит знаменитое изречение: «Амикус Плато, сэд ма-гис амика вэритас», что в переводится на русский язык так: «Платон мне друг, но истина дороже».
Сократ учил своим ученикам меньше оглядываться на него самого, отстаивая свою точку зрения. Следует идти до конца, если уверен в собственной правоте, и не думать о том, совпадает ли это с мнением их учителя.  Истина дороже авторитетов, утверждал Сократ.
К Сократу я обратился в связи с тем, что недавно изучал его другое знаменитое изречение, и подумал, как это звучит современно и актуально: "Наша молодежь любит окружить себя роскошью, она дурно воспитана! Она смеется над своими начальниками и нисколько не уважает старших. Наши нынешние дети стали тиранами, они не приветствуют стоя, если в комнату входит старше по возрасту человек, спорят со своими родителями. Попросту говоря, они плохие. Жадно глотают пищу и изводят своих учителей".
Хотя нечему удивляться, ежели изначально мы признались и согласились с тем, что Сократ Великий мыслитель.
И так получилось, что мои мысли о современных условиях воспитания младенцев и детей пересекались, даже  противоречил воззрениям Сократа.
Не претендуя на роль мессии, я засомневался, а прав ли я в своих рассуждениях, что нынче у нас совсем не так!
Или Сократ все же прав?
Потому и решил так интригующий обозначить это эссе...

Обычно на торжествах, связанных с днями рождения внуков мы с женой отдаем деньги родителям, чтобы они купили от имени бабушки и дедушки подарки, какие внуки хотят.
А тут вот сюрприз. Моя жена-бабушка, решила для остроты ощущения, поменять правила игры.
- Что мы деньги да деньги. Внуки так и не запомнят, что этот подарок от деда и бабушки (она меня дедом называет, а вот себе бабкой называть категорически возражает).
- Так что нам надо делать?
-Что делать? Идти в магазин, купить самому игрушку и лично вручить во время торжества, чтобы у внучки запечатлелось, что эта игрушка от нас.
Пришлось заниматься и глубоко проникнуть в существующий ассортимент детских игрушек. Особенно в экономику. Сколько они стоят?
Одно дело, когда даришь деньги и не участвуешь в этих процессах выбора, другое, когда стоишь перед переполненными прилавками в громадном магазине детских игрушек и на тридцатой минуте чувствуешь, что скоро крыша поедет.
Моему удивлению и разочарованию не было предела.
Ввиду того, что я на лет 40 отстал от информации в этой сфере, я был сконфужен, обнаружив, какое разнообразие и безумная перенасыщенность имеется на рынке сбыта в области детских игрушек.
А разочарован тем, что, познав это все, я понял, что в среднеобеспеченной семье, где родители, бабушки, дедушки, родственники и знакомые по всяким событиям будут дарить детям игрушки, то вскоре этот ребенок потеряет предел или остроту ощущения от приобретения нечто очень желанного.
При этом, надо отметить, что относительно качественная игрушка стоит не менее трех тысяч рублей. И не исключено, что приобретая игрушку для любимой внучки, потратив одну десятую часть от месячного семейного бюджета, она через три минуты отодвинет игрушку сторону и забудет о ней. 
Вспоминая мнение Великого Сократа о молодежи своего времени, приходится признаться, что по сути все повторяется и ничего особенно не изменилось за 3 тысячи лет.
Тем не менее я не соглашусь. Сократ прав, но истинна дороже!
Я вырос в очень бедных условиях. Наша многодетная семья очень нуждалась, и нам было не до роскоши.
Поэтому с самых малых лет, как я стал самостоятельно двигаться, я находился в состоянии постоянного творчества.
Что только я не создавал и строил своими руками.
Сколько творческих моментов содержали мои тренажеры детства, которые создавали во мне мир изобретательства.
Эти вопросы интересуют меня, потому что я не помню, как я приходил к этому.
Помню мои лихорадочные поиски необходимого сырья или материалов.
Процесс созидания я совершал в одиночестве, в муках, методом ошибок и проб. Часто разочаровывался, портил так трудно добытый материал.
Думаю, здесь надо рассказать о некоторых подробностях моей изобретательской деятельности в области «строительства игрушек». Может быть кто-то найдет сходство моих «технологий» со своими. А может, чью-то душу тронут мои безобидные воспоминания о том, как я развивался и совершенствовался как изобретатель, начиная с самого примитивного -с изготовления детских игрушек.
Первую свою игрушку я собственноручно сделал, когда мне было 5 лет. Это была висячая на резинках фигура атлета, который совершал интересные трюки при сжатии нижних конечностей двумя вертикальными деревянными петлями.
Следующее мое «изобретение» было более масштабным. Это было колесо, которое с шумом и грохотом мы катали по колдобинам и ухабам.
Для этого надо было отыскать обод от брошенной деревянной бочки, освободить его от ржавчины, подровнять неровности.
Однако главным атрибутом этого сооружения являлся металлический поводок. Так бы это приспособление я обозвал сейчас, потому что не помню, как мы его называли, чтобы попробовать перевести с армянского языка на русский.
Надо было найти металлическую проволоку, как можно более тонкую, но чтобы она не перегибалась при катании этого обода-колеса. Далее обрезать до определенной длины, один конец загнуть как рукоятку, второй загнуть  специальной фигурой так, чтобы на ходу это колесо оказалось внутри ловушки на такой глубине, чтобы при неровностях колесо не выскочило из ловушки.
Такие подробности я привел специально, чтобы показать, сколько тонкостей и нюансов надо предусмотреть, чтобы создать эту катающуюся тарахтелку.
Следующим продуктом моего «творения» была обычная рогатка. Поиск ветки подходящей конфигурации, ее срезание, обработка, подбор хорошей (эластичной, гибкой) резины. Наконец, поиск брошенного ботинка с кожаным языком для держателя камня. Его можно было заменить кусочком плотной кожи.
Качество изделия оценивалось на соревнованиях на дальность «стрельбы».
С рогаткой у меня ассоциируются грустные воспоминания. Однажды на деревенском кладбище я целился в воробья, сидевшего на краю надгробного камня. Неожиданно для себя попал и убил его.
Когда я поднял его теплое и нежное тело, через слой перьев ощутил его тонкие и нежные кости, то вместо охотничьего восторга, меня охватила тревожная грусть. Я бережно положил его тельце на мягкий мох, как будто просил прощения за свой поступок, и убежал оттуда…
Больше в руки рогатку я не брал.
Следующим объектом моего увлечения был свисток.
Для его изготовления нужно было обработать свежесрезанную в начале весны (она приходила в нашу горную холодную деревню в середине мая) веточку плакучей ивы.
Для этого был нужен очень острый нож, изготовление которого тоже требовало определенных навыков и знаний.
 Веточка должна была быть определенной длины – около десяти сантиметров. Надо было косо, под углом в 45 градусов срезать один конец веточки, а затем ниже этого среза сантиметра на три-четыре надрезать по периметру влажную тонкую кору ивы.
 Посередине древесины, вдоль оголенной ее части, надрезалась канавка с ямочкой в центре, так чтобы в эту ямочку потом поместить маленький камушек…
Этот камушек, впоследствии, после соответствующих надрезов по освобожденной коре, служил вибратором и источником звука. Через канавку вдувался воздух, его поток приводил в действие (дрожание) камушек, от которого, отражаясь, дрожащий от вибрации воздух выходил наружу через специально надрезанную щель вверху коры. Таким образом, можно было издавать свист.
Второй проект изготовления свистка из абрикосовой косточки.
Берем косточку и ее верхнюю часть оттачиваем на точилке. В качестве точилки брали базальт, и гранит  или напильник, если такой найдется.
После длительных и изнурительных физических нагрузок, когда удавалось сделать плоскую поверхность  с образовавшейся дырочкой, вторым этапом было вытаскивание внутренности косточки до ее полного опорожнения.
И вот свисток готов. Для особого изощрения некоторые умудрялись в открывшуюся дыру вбросить маленький камень, и вот свисток готов.
Как можно в домашних условиях из снегозащитных щитов (грубые толстые деревянные доски  шириной 5- 6 см и длиной 1,5 метра) сделать приподнятый  кверху утонченный носик лыжи? Или же сделать углубления на гладкой поверхности (а как отшлифовать эту поверхность до зеркальности?) для повышения скольжения лыжи по снегу. К тому же для лучшего скольжения мы с братом изобрели какой-то состав смазки, смешав солидол (почему-то плотник Каро его называл «тавот»), свечи и растительное масло.
Для приготовления санок надо было сначала смастерить деревянную коробку, ко дну которой снаружи были прикреплены гвоздями полукруглые брусья. Вдоль этих брусьев не до конца были врезаны две стальные скобы, которые обеспечивали скольжение этого сооружения по снегу.
Эти стальные скобы я тайком от родителей снимал с деревянной крыши нашего одноэтажного общежития, где эти скобы служили в качестве креплений между двумя сходящимися, несущих крышу по вертикали и горизонтали брусьями.
Для сотворения самокатов необходимо было подобрать соответствующие подшипники, минимум две штуки. При этом, чем больше диаметр подшипника, тем «шикарнее» получался самокат.
Особой роскошью считался трех подшипниковый самокат (один спереди и два сзади). Здесь самой сложной технологической задачей было суметь сделать гибкий стык вертикальной доски с передним колесом-подшипником, с основным «кузовом» самоката, с задним подшипником на конце.
Все вышеописанные действия я совершал в творческих муках, методом ошибок и проб и при этом получал великое наслаждение от созидания.
Известно, что в природе все действия и явления имеют глубокие причинно-следственные связи.
В глухой высокогорной деревне любопытному (а может  и одаренному) мальчику было скучно жить, и пока не наступали темные ночи, когда вся семья пользовалась одной керосиновой лампой, он в светлое время старался максимально интересно что-то созидать и получать от этого наслаждение.
Я часто пробую вообразить, что было бы, если бы вместо примитивного свистка или других самодельных игрушек мои родители приобрели в магазине их фабричные аналоги?
Насколько это оказалось полезным в моей жизни при достижении определенных практических и научных успехов в процессе моего созревания как изобретателя?
Ответы на эти вопросы отсутствуют, так как условия не сопоставимые.
Чтобы ответить на них, надо провести мысленный эксперимент, когда только что родившихся однояйцовых близнецов поместить в различные условия существования (одного – в мое детство, другого - в условия детства моих детей), дождаться 60 лет и посмотреть, что получилось.
Стоит ли обсуждать, как полезно для развивающегося мозга мальчишки самостоятельно и с увлечением развивать свою фантазию для решения этих не очень простых технических решений и их практического исполнения, вплоть до воплощения их в готовый продукт.
Какое это  самозабвенное увлечение и какой неописуемый восторг в процессе созидания и творения.
Может неслучайно, что я автор более 50 изобретений и патентов?
Буквально за 50-60 лет я вижу, до какого уродливого состояния доходят наши внуки, родители которых ежемесячно, устраивая уборку выносят в мусорный бак использованные (порой даже не тронутые) игрушки. Просто в детской комнате стоять негде будет, если родители не уберут этот "мусор".
Если эти дети потеряли чувства радоваться при получении подарка, если они никогда не будут задумываться, как бы самим создать или сотворить нечто, то когда, где и как мы научим этого ребенка творчески мыслить и созидать?
Если даже Сократ и прав, то все равно, я возмущен тем, что нынче делаем мы с нашими детьми и внуками.
Если найдете время, сходите один раз в игрушечный магазин и попробуйте подобрать и приобрести для своих детей или внуков подарок, и тогда Вы меня поймете...
Хотя, может я очень отсталый, и я последний из дедушек, который в наше время сотворил подвиг и сходил магазин игрушек.
Все мои коллеги давно ходят в статусе "Потерпевших"
Они к этому привыкли.
А теперь перечитайте, что говорил выше Сократ?
И что, он прав?
Но истинна дороже.
Смог ли я Вас убедить, что нынче у нас все не так, как надо?
И Высоцкий так думал. Хотя он имел ввиду совсем другое!
А может не совсем?
В церкви смрад и полумрак
Дьяки курят ладан,
Да, и в церкви все не так
Все не так как надо...

И ни церковь, и ни кабак —
Ничего не свято!
Нет, ребята, всё не так!
Всё не так, ребята...
31 июля 2018 год.