Аскуэ-панацея или мифы?

Смирнов Валерий Эрнестович
ИТАК - АСКУЭ

                Главным мотивом написать данное эссе послужило желание помочь и дать практические советы специалистам/заинтересованным (должностным)  лицам  в сфере энергетики или управления.
(Навеяно: собранием в СНТ «Балтиец» 28.07.2018 г., а также,  общением с моим коллегой и однополчанином - Сергеем Алексеевичем – 29.07.2018 г., (которого я очень уважаю.. Прим.автора)).

Общаясь с руководителями/директорами, главными инженерами и энергетиками, понимаешь, что все эти люди – специалисты в своих областях, ... но нет предела совершенству их технических мыслей.
( Исключения конечно есть:
-  Есть технари-коммерсы:  «болтология и – АСКУЭ…  которая решит все ваши проблемы, а не хотите, накручу очередную порцию лапши/страшилок и т.п., подключу женщин - бальзаковского возраста, но буду долбить до упора, сыпля терминами, не слушая оппонента, цепляясь за некорректно сказанные формулировки второй или третий стороны;
- Или реформаторы: – «…. мы последние кто не  внедрил АСКУЭ (ха-ха-ха!!!)»…… (Более того,  не проведя должной аналитики по особенностям её внедрения, потому как обособленные дома на обособленной улице (ограниченной периметром) ещё не показатель эффективности для повсеместного внедрения, (так как сбои подобных систем или значительно увеличенные эксплуатационные расходы формируются в массив данных только после 3-7 лет эксплуатации, и достигают значительных сумм, покрываемых только коммерческой деятельностью, но никак ни бытовой/приусадебной. ИЖС с газом, котлами, отдельным водоснабжением и водоотведением исключаю. А также исключаю вариант когда сети целиком, с потртохами и счётчиками,  передаются эксплуатирующей/энергоснабжающей организации  ). Девяткино, Мурино, Щеглово - вам в тему...
                Но, прочь личное, «я» и «ЭГО»! Я никого не хочу оскорбить или обидеть.
                Просто сегодня,  хочу затронуть тему автоматизированной системы коммерческого учета электрической энергии, в народе - (АСКУЭ).
 
P.S. Хотя на самом деле - АИИС КУЭ — автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учета электроэнергии. Нужна в первую очередь для компаний, планирующих самостоятельно работать на оптовом рынке электроэнергии. Со своей младшей дочкой - АСДС — автоматизированная система дистанционного сбора данных. По сути упрощенная версия АИИС КУЭ. Для создания не требует прохождения трудоемкой экспертизы и испытаний. При этом сохраняет все плюсы автоматизации. Оптимальный вариант для непромышленных объектов, многоквартирных домов, садоводческих и дачных некоммерческих товариществ. При этом, создание АСДС не включает метрологическую экспертизу, испытания системы и ввод в промышленную эксплуатацию. Достаточно разработки рабочего проекта с привязкой к типовой сертифицированной системе и поверки измерительных каналов, используемых для коммерческого учета электроэнергии.

По роду деятельности компаний, ( в которых  многие руководители, и я как инженер,  столкнулись с  понятиями как локальное оборудование сбора и обработки данных (ЛОСОД) и автоматизированная система коммерческого учета электрической энергии (АСКУЭ)), есть понятие: - эти системы внедряются уже достаточно давно. Но не у всех сопричастных есть полное понимание самой сути.
                Когда произносится аббревиатура АСКУЭ, многие руководители начинают «хвататься , за соломинку, нервничать, истерить»,   видимо большинство из них получило «добрые» письма от «Облэнерго/или прочих структур» выписывающих счета,  но, содержание которых примерно такое: «Отключим свет, если не будет стоять АСКУЭ». А быть может ожидаемые «щедрости» от будущего «подрядчика».  Хотя, я рассматриваю банальный вариант:  - «баба с возу кобыле легче». Когда одна головная боль «Председателя» перекладывается на сотни добропорядочных сограждан. В такой ситуации сразу вспоминается знаменитая комедия «Бриллиантовая рука», где звучала фраза «Не будут покупать лотерейные билеты – отключим газ».

Поэтому, предлагаю вам,  рассмотреть эти насущные проблемы с АСКУЭ более подробно.
Самый первый и самый частый вопрос, который задают все без исключения руководители: «А что же это такое?».
                Если очень просто, то «Облэнерго»  усиливает контроль над вашим потреблением электроэнергии путем подключения ваших счетчиков к модему, который передает все показания на компьютер поставщика электрической энергии.
                Кому это надо?
Согласно правилам пользования электрической энергией (ППЭЭ), все компании/потребители, которые потребляют электроэнергию более 150 000 кВт. кВТ*ч в месяц и более, должны установить систему сбора и учета расхода электрической энергии. Исходя из этого, мы делаем вывод, что в этом в большей мере заинтересовано само «Облэнерго». Вот и причина всех этих угрожающих писем.
                Но, а что лучше установить АСКУЭ или ЛОСОД? Этот вопрос возникает следующим, если ваша собственность все же попадает под эти требования.
                В принципе, ЛОСОД и АСКУЭ – это одно и то же.
                Но есть очень важное отличие – ЛОСОД устанавливается без компьютера и какого-либо специализированного программного обеспечения. Система ЛОСОД на порядок дешевле, но в ее установке заинтересовано только «Облэнерго».
                Если вы хотите, чтобы помимо выполнения требований, установка системы приносила коммерческую пользу, то лучше установить АСКУЭ.

Какая последовательность для установки данной системы учета расхода электроэнергии?

Расскажу, как данную процедуру выполнял конкретно  «я» в составе компании «подрядчика» (ООО ИТК «Контакт»; ЗАО «РИК»; ЗАО «БЭК»  и т.д).
Ведь, не смотря на то, что каждое «Облэнерго» делает по-своему, основные моменты остаются неизменными:
1. Сначала любому «заказчику»  нужно получить рекомендации по установке системы АСКУЭ или ЛОСОД. Для этого необходимо написать письмо в «Облэнерго». В полученных рекомендациях будет информация по модели счетчика, программному обеспечению и другое.
2. После того, как получены рекомендации, нужно составить техническое задание, которое обязательно проходит метрологическую экспертизу.
3. На основании всего выше перечисленного,  разрабатывается проект с согласовываем его в  «Облэнерго».
4. Далее проводим монтаж и пуско-наладочные работы.
5. Конкретно «я»  сдавал систему за два -  три месяца в «Облэнерго» для опытной эксплуатации. (Только коммерсантам или структурам РЖД..., такая лажа...)  Это делается для того, чтобы показания «ваших»  счетчиков (новых!!!, старые не катят!!!) отобразились у них на компьютере, и была возможность отслеживать работу всей системы. После этого «Облэнерго» выдаст в опытную эксплуатацию акт приема.
6. На заключительном этапе система вводится в промышленную/ потребительскую  эксплуатацию. За эту функцию отвечает метрология: приезжает сотрудник и проверяет работу всей системы. После успешной проверки, которая подтверждает работоспособность системы и отсутствие ошибок, вы получаете документ на использование автоматизированной системы.
( для этого необходимо включить в систему АСКУЭ  весь объект/или исключительную – обособленную часть с ограниченной системой доступа /эксплуатации)… - отдельную улицу/ городок/подъезд/дом -  с обособленным фидером/доступом.

Монтаж и сдача системы – есть ли подводные камни?
Самая распространенная проблема – проблема со счетчиками!!!.
Построив или купив дом с уже имеющимся учетом, вы и не предполагали, что в будущем вам понадобится установка АСКУЭ. От выбора счетчика электроэнергии зависит множество потребительских свойств АСКУЭ, но не всегда этот выбор зависит от потребителя, (без нового, рекомендованного счётчика с вами и разговаривать не будут!). Поэтому, получив рекомендации от «Облэнерго», внимательно ознакомьтесь с информацией и рекомендациями по замене ваших счетчиков на другие. Выданные технические рекомендации различны и зависят от электроснабжающей компании, но часто тяжело отличить «единую техническую политику» от банального «проталкивания» продукции конкретного производителя счетчиков/узлов учёта.
Полученные рекомендации – это еще не причина их слепо выполнять. Прежде чем делать выводы, нужно внимательно изучить паспорта ваших приборов учета!!!.

Не нужно торопиться!
Часто возникает проблема с мобильной связью при передаче данных в массиве данных АСКУЭ. Случай из моей  практики: (ПТОЛ Седельниково Свердл жд, ликвидация техногенной аварии в Березняках (Пермский край), Соликамске, Яйве (Коми)  и т.п.): когда «субподрядчик» проводил монтаж АСКУЭ, нам пришлось ходить по всему объекту !!!! А это сотни Га!!!: -  в поисках хорошего покрытия мобильной связи, чтобы установить модем для передачи данных. Спустя некоторое время такое место было все же найдено. Исходя из данной практики, хочу дать совет: если у вас плохая связь, попробуйте другого оператора, но такие изменения обязательно нужно согласовать с «Облэнерго».

А для тех, кто вводит в эксплуатацию  новый объект/садоводство/«периметр», тоже есть хороший совет:
Получив технические условия, где будет прописана установка АСКУЭ и рекомендованные счетчики для работы с системой (порой их количество может достигать и 6 типов), выберите тот тип счетчика, который в будущем не доставит вам проблем (ни вам - управленцам!,  ни вам - потребителям в домовых хозяйствах!!!) . Не обязательно выбирать дорогой счетчик, можно остановить свой выбор и на не дорогом.
В любом случае, перед тем как купить счетчики, нужно собрать подробную информацию о его совместимости с АСКУЭ. ( Иначе Вас попросту подсадят на «поверочную иглу», как со счётчиками газа или ХВС и ГВС -  раз в три года, не дешевое удовольствие, надо отметить, даже затратное. Лучше платить по тарифу).

Будет ли польза от установки АСКУЭ?
После всего выше написанного как бы это странно не звучало, но пользу от установки АСКУЭ вы ( в лице единой службы/СНТ/ эксплуатационников получите:
1. Повысить точность учета по расходу электрической энергии.
Вы удивитесь, насколько разными будут показания новых цифровых счетчиков и старых индукционных, которые много лет назад проверил «энергосбыт». Самое главное – вы получите возможность сводить балансы, найдете места, где воруют электроэнергию, а значит, и сократите потери.. ( это конкретно в масштабах СНТ или иного обособленного объекта);
2. Снизить мощность, которую вы потребляете в часы пиковых нагрузок энергосистемы, соответственно, и снизить общие затраты.
(Система покажет, где и когда возможно отключение вхолостую работающих двигателей/потребителей/нагревателей (если вы это заложите), или просто, банально,  сделать перерыв в их работе, нагло (ограничив неплательщикам потребление до согласованных нормативов). Это позволит защититься от штрафов, а в будущем спрогнозировать нагрузку и тем самым снизить общие оплачиваемые энергозатраты.
3. Перейти на дифференцированные тарифы при расчете за электроэнергию с энергосистемой. (Это в створе цифровой экономике...).
Ни для кого не секрет, что ночью электроэнергия дешевле, и это позволит вам экономить.
4. Контролировать не только качество электроэнергии, но и другие параметры, (это для любителей компьютеров и другой «нежной» - цифровой техники).
Важно знать!!!, что могут быть проблемы с качеством электроэнергии, и если их вовремя устранить, то вы сможете продлить срок службы оборудования с электронной подоплёкой ( есть у вас такое? холодильник через интернет продукты заказывает?!).
5. Сократить время на сбор данных со счетчиков, (опять же в интересах управления объектом).
ПОТОМУ КАК:
Энергетик/Председатель СНТ, не выходя из своего кабинета, будет получать все показания со счетчиков на свой компьютер. А на компьютере будут автоматически собираться все отчеты в требуемой форме. Благодаря такой автоматизации процесса сбора данных отпадет необходимость в ежедневной/ежегодной ….. беготне с фонариком в руках по домам  и прочим подсобным хозяйствам, в ручном заполнении журнала по сбору показаний…. (если конечно ответственное лицо правильно исполняет порученные ему обязанности….)!.

Вот и все основные моменты/документы, которые я хотел вам рассказать об особенностях АСКУЭ. А дальше вы сами решите, из какого «лимона» получить «продвинутый лимонад», или просто, (по старинке),  пить колодезную воду (не пуская электронного козлика в свой огород.
Успехов Вам и процветания!
Автор обзорного эссе, повторюсь ОБЗОРНОГО!!! - (подчёрпнутого как из своего опыта, так и данных по особенностям эксплуатации данного оборудования): -  Смирнов Валерий Эрнестович - ( человек умудрённый опытом в ПНР на объектах транспортной инфраструктуры РФ и просто не равнодушный человек).


Теперь конкретно для СНТ «Балтиец»………………..!
Какой председатель СНТ не мечтает о том, чтобы все исправно платили за электричество, чтобы не было головной боли с должниками? На деле получается далеко не так, но все же есть способ исправить положение дел!
Давайте для начала разберемся в проблемах. Во-первых, в электросетях всегда присутствуют потери. Если они составляют 5-10%, это нормально, (мы за это исправно платим). Но более высокие проценты означают только одно: есть воришки, и за них приходится платить, а есть те - кто просто те кто не платят, но носят золотые цепи и сиреневые платья...).
Вторая существенная проблема – как собрать деньги с должников. Не секрет, что ряд граждан приносит заниженные показания счетчиков и, соответственно, более низкие суммы денег. С течением времени расхождение между счетчиком, который стоит на подстанции (с него СНТ рассчитывается как юридическое лицо), и суммой индивидуальных приборов только растет.
Наконец, третья загвоздка состоит в сборе денег за зимний период. Когда лето заканчивается, некоторые дачники продолжают обогрев домов тепловыми приборами. А кто конкретно этим занимается — и не определишь. Так и работают радиаторы всю зиму, при этом сами владельцы дач редко наведываться и потребление не оплачивают. А когда люди несколько зимних месяцев неконтролируемо потребляют энергию, по весне долг прогрессирует.
Но все это останется в прошлом, (для Правления), если использовать счетчики АСКУЭ. Они позволяют удаленно отключать абонентов или вводить ограничения. Показания по потерям собираются автоматически. Можно оказывать воздействие на должников, ограничивая мощность.
Счетчики АСКУЭ обладают дополнительными свойствами.  Удаленно, то есть с компьютера или мобильного телефона можно запрограммировать отключение счетчика на 10-15 минут и сделать жизнь абонента некомфортной: он уже не включит какие-то более мощные приборы, максимум, сможет пользоваться освещением в 40 Вт, ( но оно Вам нужно????,  если есть проблемы с определённым кругом должностных лиц?). 

Преимущество системы АСКУЭ,  (повторюсь, если будут грамотные специалисты её обслуживающие и отстаивающей права садоводов перед провайдерами/поставщиками услуг), в том, что ее можно внедрять поэтапно и собственными силами, без привлечения специалистов высокой квалификации. Монтажные работы такие же, как и у обычных счетчиков. Новая технология позволяет ставить приборы выборочно: -  начиная с самых проблемных жителей, (ни с этого ли начать для опробирования системы?!) . Предыдущие системы АСКУЭ позволяли ставить счетчики только группами, и с каждой точки шла ретрансляция сигнала до следующей….(теперь же появилась возможность сначала установить счетчики на проблемных участках!!!!!!!! (тех с кого нужно начать?), даже если они в разных концах садоводства. (Вы поняли смысл?!).

Хотя, с  осени 2017  года председателям СНТ значительно подфартило: вышло постановление правительства РФ о том, что оплату потерь и расходы на функционирование энергоинфраструктуры  члены СНТ и те, кто на прямых индивидуальных договорах, должны оплачивать на одинаковых условиях. СНТ дали право ограничивать или отключать всех потребителей, которые подключены к сетям СНТ. Этим правом можно воспользоваться, если потребитель не выполняет обязанности по компенсации потерь. ( Вот вам и альтернатива!!!, но этим нужно заниматься методично!!!, а самое главное всё это более действенное и менее затратное!)
(Ни это ли первое звено, в решении алгоритма неплательщиков???).

Для справки: (на 2018 г. )
Решениями АСКУЭ пользуются всего около 730 базовых клиентов на территории Ленинградской и Московской областей. К системе подключено порядка всего 57 тысяч счетчиков в этих регионах. (Стоит ли бежать впереди «паровоза», когда достоверных данных по 3-5 годичной эксплуатации подобных систем пока нет?!)

Аналитическая справка
Энергетика – одна из вертикальных отраслей, где межмашинные коммуникации (М2М) начали применяться еще в доцифровую, аналоговую эру. Так, например, в СССР автоматизированный учет передачи и потребления электроэнергии начал продвигаться на уровне Минэнерго ещё в 1980-е, а в 1987-1991 годах были приняты в эксплуатацию первые очереди АСКУЭ более чем в 20 энергосистемах.
Современные АСКУЭ (Автоматизированная Система Коммерческого Учёта Энергии и мощности) без исключения имеют в своей основе автоматизированный обмен данными между приборами учёта и обрабатывающим сервером. В западной терминологии для этого используется термин («интеллектуальные измерения»), который в отечественных реалиях не прижился. Поэтому не будет ошибкой утверждать, что, говоря о современных системах АСКУЭ в России, М2М подразумевается автоматически.
Российский рынок АСКУЭ наиболее развит в сегменте enterprise: львиная доля внедрений таких систем приходится на генерирующие и энергосбытовые компании вкупе с крупными промышленными предприятиями. Есть и сегмент решений для среднего и малого бизнеса, куда относятся торговые центры, товарищества собственников жилья (ТСЖ) и другие организации ЖКХ, на него приходится, по оценкам участников рынка, до 15-20% всех инсталляций, (те кто имеют так называемый «охраняемый периметр», статус объекта проживания по типу СНТ на Советской горе).

По данным аналитиков: (...консалтинговые и инвестиционные услуги, исследования телекоммуникационных, ИТ и Медиа рынков...есть такое б-ядс-во в современных условиях рынка/энд/базара,  устроенных на нашей земле с начала «реформ»), в России количество подключённых устройств IoT/M2M на конец 2015 года могло составлять около 16,1 млн, а к концу 2018 года достигнет 32,55 млн.
Однако,весь объем российского рынка М2М в 2015 году составил 3 млрд рублей ( к слову сказать, стадион -  который перед мундиалем «сломали бакланы»,  обошёлся бюджету/казне  Державы в 40 млрд рэ!!! Почувствовали объёмы «технических новшеств»?!). Добавлю, что самый распространённый тип устройств М2М на данный момент – это как раз интеллектуальные счётчики учёта расхода различного вида ресурсов. Объединенные в умные сети (smart grid), они помогают более эффективно использовать энергию, обеспечивают биллинг (пеленгацию устройств - в простонародности),  в режиме реального времени, а также уменьшают трудовые и временные затраты компаний (коммерсантов!!!),  и конечных потребителей. (Уточню!!! : - компаний,  но не садоводов!).
Российский рынок М2М в части своей активности по использованию подобного рода технологий именно в энергетической сфере развивается в русле общемировых тенденций. По данным Ovum (такая импортная хрень, которой пользуются «очень продвинутые» владельцы смартфонов и интернет ресурсов...),  интеллектуальные счётчики в сфере распределения и учёта ресурсов являются самым крупным сегментом: в 2019 году на них будет приходиться около 25% от общего количества интеллектуальных датчиков для межмашинных коммуникаций и IoT,  (но ведь это промышленность!, а мы банальные потребители по мере нашей цивилизованности - (пять лампочек, два холодильника, три телека, два насоса, кондёр,  и ему в пару парочку компов с вай - фай  модемом....).
По оценкам BI Intelligence, ((сокращённо BI) — обозначение компьютерных методов и инструментов для организаций, обеспечивающих перевод транзакционной деловой информации в человекочитаемую форму, пригодную для бизнес-анализа... прокладка такая, для затуманивания мозгов очумевшим «реформаторам/деятелям смартфонного дела/ - а по сути придуркам от англоязычной полемики), к концу 2015 года всего в мире было установлено порядка 454 миллионов интеллектуальных счётчиков ( В КНР только 2,5 млрда помещений где требуются  приборы учёта ресурсов!!!), а к 2020 году их число удвоится. Телекоммуникационный оператора Telefonica,  («Телефоника» — испанская телекоммуникационная компания. Штаб-квартира находится в Мадриде!!! : -  хрень которая учит нас - русских,  как правильно «жить!!!»)  прогнозирует, что к 2020 году в Европе уровень проникновения таких измерительных устройств достигнет 85%.
Напомню, что согласно Программе по энергоэффективности в энергетике до 2020 года (принята приказом Минэнерго России от 10.05.2011 г.), по её завершении в России должно быть установлено порядка 7 млн интеллектуальных точек учета электроэнергии, (вспомните масквабад,  с его 11 миллионами квартир и подсобных хозяйств, не имеющих статус областных!!!) . Пока же в России количество установок точек smart metering не превышает нескольких сот тысяч, поэтому потенциал отечественного рынка всё ещё очень высок,  (так сказать есть поле для фраера ушастого, в простонародье - лоха). .
Как работает и сколько стоит АСКУЭ?
Типовая система АСКУЭ представляет собой комплекс аппаратных средств из непосредственно приборов учёта электроэнергии, сетевых компонентов для передачи данных (например, модемов или роутеров), а также сервера обработки данных и каналов связи.
Спектр представленного на отечественном рынке оборудования для АСКУЭ невероятно широк:
-  это разнообразие связано с тем, что существуют различные способы передачи данных приборами: она может осуществляться посредством силовой сети 0.4кВ, канал связи S-SFSK (PLC), посредством GSM-сети, радиоканала на безлицензионной частоте 433 МГц или 866 МГц, интернет-каналам (как по проводным или оптоволоконным, так и беспроводным – Wi-Fi) и так далее.
«У каждого способа есть свои плюсы и минусы, и поэтому тип соединения выбираются в зависимости от особенностей проекта и стоящих задач. Так, например, передача по GSM каналу – для объектов с большим объёмом передаваемой информации достаточно дорогостоящая, хотя все операторы «большой тройки» предоставляют для этого специализированные тарифы», (это всегда нужно учитывать!!!!!!!!!!!).
Там, где невозможна прокладка информационных линий, данные могут передаваться непосредственно по силовым линиям (PLS), как в АСКУЭ на оборудовании «Матрица» и «Меркурий», однако, и такой метод имеет свои минусы в силу большого числа искажений и периодических затуханий сигнала. Также, например, есть решения от Tele Position Projrct на основе счетчиков «Меркурий» ... (стратегической целью компании TelePosition Project является развитие и внедрение инновационных технологий и беспроводных систем в России, диверсификации видов деятельности и освоение новых рынков... все нас «учат» - как нам жить!!!), где передача данных между счетчиками осуществляется по Wi-Fi, причём Wi-Fi модули встраиваются непосредственно в счётчики.
Как отмечают эксплуатирующие компании, опрошенные M2M Russia News и занимающиеся внедрением систем АСКУЭ, как правило, на таких объектах жизнедеятельности или производства   используются счётчики отечественного производства, а коммуникационное оборудование – иностранных поставщиков. (Поверьте, если учесть, что 2/3 счётчиков (внутренних/владельцев) подлежит обязательной замене, то данная процедура, особенно для пенсионеров,  серьёзные финансовые траты. Которые не оправдают себя -  с конца апреля по начала сентября. Ведь кроме телевизора холодильника, пяти лампочек по 40 Вт и обогревателя маслянного на 800 Вт, у многих из вас, вряд ли есть большие энергопотребители).
Теперь для Председателей и Директоров:   
- Наиболее крупные поставщики приборов для АСКУЭ в России: концерн «Энергомера», «Инкотекс», Нижегородский завод им. Фрунзе (НЗиФ), «Тепловодохран», ГК «Системы и технологии», СКБ Амрита, «Эльстер Метроника», Московский завод измерительных приборов и Ленинградский электромеханический завод.
Что касается стоимости решений, то внедрение системы АСКУЭ может составлять от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей в зависимости от используемого оборудования, типа подключения. (Мой опыт).
По моим, скромным оценкам, для жилого дома на 300 квартир/ СНТ на 300 домов/объект на 10 потребителей ( с пусковыми токами ЭД),  запуск АСКУЭ обойдётся в 300-500 тыс. рублей ( субсидиями,  или по 10 000-12 000 рэ со двора), а месячное обслуживание –  порядка 10 тыс. рублей в месяц на подключённых,  (это плюсом на «общаг» к оплате электроэнергии).

Отмечу!!!:
«Основной стимул для внедрения АСКУЭ в энергетических компаниях – это экономия при расходе энергоресурсов, так как они исключают влияние человеческого фактора, дают возможность анализировать расход электроэнергии и, как следствие, правильно её перераспределять. Удалённая диспетчеризация технологических датчиков по GSM-каналу позволяет непрерывно контролировать важные системные показания, оповещать персонал в экстренных ситуациях как с помощью индикации, так и отправкой SMS-сообщений или голосовым вызовом на мобильный телефон. Благодаря расчету нагрузок и износостойкости «умное» управление поможет повысить срок работы механизмов за счет их оптимальной эксплуатации. А технические специалисты могут удаленно управлять М2М устройствами и заранее, еще до выезда на объект, планировать варианты устранения неполадок,(но при включении данной системы и окончание  гарантии на оборудование или ПО все вызовы на устранение неполадок становятся  коммерческими: - соответственно гоните монету!) .
Системы АСКУЭ разрабатываются и складываются из отдельных компонентов: это технические средства (счетчики, телеметрическое оборудование, УСПД, вычислительные средства) и программное обеспечение (программы функционирования и конфигурирования УСПД, ПО телеметрических средств, ПО центра сбора и обработки данных, ПО баз данных, ПО автоматизированных рабочих мест). Составляющее системы могут быть произведены и созданы разными компаниями, а сделать так, чтобы система заработала и стала приносить результаты – это задача интегратора (наёмного дяди кому вручите сети. Задача, которого - взять и заниматься перфекционизмом, (но за ваши деньги, господа!).  То есть, можно сказать так, что АСКУЭ – это целый комплекс оборудования и мероприятий для достижения одной цели – оптимизации расходов и управления ими ( я думаю, это подходит только для любителей интернет билетов, безмерного  трафика и прочих цифровых приблуд).
АСКУЭ – не конечная точка в создании системы интеллектуальных измерений. Над такими системами создаются аналитические программные надстройки, позволяющие при необходимости не только анализировать, но и прогнозировать энергопотребление для крупных предприятий, гибко управляя ресурсами, тарифами и, в конечном счете, себестоимостью выпускаемой продукции. Так, в консалтинговых агенствах отмечают, что основной тенденцией развития российского рынка интеллектуальных счётчиков в сфере учёта и распределения ресурсов становится именно переход к открытым экосистемам сервисов, ориентированных на телеметрию с аналитикой реального времени и телеуправление.
АСКУЭ «верхнего уровня»
Наиболее масштабно системы АСКУЭ в России используются энергетическими компаниями: на сегодня автоматическая передача данных между приборами АСКУЭ является стандартом де-факто для сбытовых компаний, РЖД и в  регионах в силу большого масштаба таких сетей. Такие системы глубоко внедряются всеми участниками рынка: это инвестиционный приоритет номер один, так как они позволяют не только мониторить ресурсы и сокращать операционные потери, но и за счет специализированных программных комплексов анализировать потребление электроэнергии.
На этом уровне проекты в области АСКУЭ реализуются уже почти 30 лет, причем очередным мощным толчком для перехода к новым системам послужило расформирование РАО «ЕЭС России» в 2000е годы и образование приватизированных генерирующих и сбытовых компаний. ( Нашли нишу с которой можно подсосать денежных знаков...).
Как отмечают системные интеграторы, в этом сегменте реализуются самые масштабные и дорогостоящие проекты АСКУЭ, такие системы становится базой для всех операций энергетических компаний и их взаиморасчётов друг с другом и конечными потребителями. Также они позволяют в режиме реального времени мониторить потребление энергоресурсов, выявлять незаконные подключения и разрешать конфликтные ситуации.
Примеров таких внедрений десятки. Одним из крупнейших проектов, о которых есть данные в открытых источниках, например, стал проект «ЭМИС» для ОАО «Челябэнергосбыт»: система АСКУЭ обслуживает более 860 жилых домов в Челябинске и окрестных городах, всего более 130 тыс. абонентов (и счётчиков – соответственно). Ещё один пример из числа последних – в декабре 2015 года полностью перешёл на автоматизированный учёт электроэнергии город Нальчик (КБР). По данным компании «Энергомера», это первый проект в России, полностью соответствующий концепции smart metering, (умные измерения,  журнал о новых решениях. www.smartmetering.ru. ... по установке систем учета электроэнергии, соответствующих концепции Smart Metering),  всего он охватывает 9 тыс. приборов учета, объединенных с помощью GSM сети (стоимость проекта – 149 млн рублей).
Новокузнецкое предприятие «Горэлектросеть» внедряло АСКУЭ одним из первых на Кузбассе. Проект начался в 2008 году и завершился спустя пять лет. За это время компания сэкономила около 150 миллионов киловатт-часов. Потери энергии удалось снизить с 23% в 2008 году до 13% в 2013 году. И ещё пример: в ноябре 2014 года представители ОАО «Камчатскэнерго», внедрившие для абонентов «умные» счётчики, отметили, что переход на АСКУЭ помог улучшить качество энергоснабжения и в четыре раза за год и на такой же порядок снизить объем хищений энергии. Но это только свежие проекты, по которым отчёты будут готовы в году 2020...., и когда потребители получат счёт на эксплуатацию системы.... они прослезятся...  (Девяткино - 2018... ремонт оборудования собственников в МЖД. А ведь плакали реально, так как 10 000 к общей ПЗКУ не все готовы выложить сразу....).
……
Что касается связи, то, если на уровне региональных и муниципальных поставщиков чаще всего задействуют мобильные сети, то на «верхнем» уровне энергосистемы существует собственный оператор связи, который отвечает за обеспечение предприятий энергетической системы России услугами – это «ЕЭС Телеком» (полное название предприятия – ОАО «МУС Энергетики», 100% пакет акций принадлежит ОАО «ФСК ЕЭС»).
...
Немного в тему о поставщиках услуг автоматизированных систем учёта, чтобы не расслаблялись:
В июле 2018, начался демонтаж табло на солнечных батареях, которые устанавливались на остановочных павильонах в Петербурге в 2015/2016 гг. Этакий  «АСКУДТ» - автоматизированный солнечно-батарейный комплект учёта движения транспорта….
По данным ГКУ «Организатор перевозок», Смольный решил не продлевать договор аренды с поставщиками оборудования — Петербургским «Синертэк» и «Рикор-Электроникс» из Арзамаса. В результате демонтировано 105 единиц оборудования в Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском, Выборгском и Калининском районов. В начале 2019 года истечет контракт ещё на 80 конструкций.
(4 года гарантии на оборудование прошло и многотысячные затраты на его обслуживание, в случае выхода из строя, это уже головная боль эксплуатанта, по сему и отказались от подобных дорогостоящих игрушек)!
 
(Вот в принципе и всё, что хотелось вам  сказать …, как и что  «лоббируется» или «внедряется»).

В завершении закрытия темы, для наглядности, подведём итоги использования АСКУЭ в СНТ, на примере оборудования и устройств от концерна «Энергомера». Помните как учили? Все плюсы и минусы.
Выгоды (1)
При внедрении АСКУЭ в СНТ управляющий решает сразу несколько задач:
Исключение злоупотребления со стороны недобросовестных потребителей.
Экономия до 20% бюджета за счет внедрения многотарифного учета.
Безошибочный баланс потребления электроэнергии в домах и поселке в целом.
Сокращение издержек на обработку показаний. Отпадает необходимость собирать показания вручную.
Автоматический биллинг и формирование счетов.  (Здесь необходимо помнить, что только АО «Петербургская сбытовая компания» вправе рассылать счета для абонентов).
Удаленный контроль работы счетчиков и электросети, оповещение о нештатных ситуациях.
Удаленный контроль потребителей, адресное ограничение мощности неплательщикам. (Здесь требуется счётчик с силовым реле управления нагрузкой).

Выгоды (2) - садоводы
Снижение платежей за потребление электричества. Общие потери больше не расписываются между владельцами домов.
Удобство. Нет необходимости снимать показания и фиксировать их каждый отчётный срок.
Информативность. В личном кабинете видна полная статистика потребления электричества. (Но тут есть заковырка).
Ежемесячное оповещение и получение счетов о расходе электроэнергии в доме. (?) (Если подключимся к правильному сбытовому оператору).
Предупреждение об нештатных ситуациях и перерасходе электричества. Если конечно не поработал грамотный «оператор» с ключами доступа(?)

Минусы
- установленное Оборудование и ПО гарантийно 4 года. (Хотя на сам счётчик гарантия порядка 10-16 лет.,  но поверка оборудования раз в 4 года. И сбытовая компания это обязательно будет помнить).
- гарантия на работы – 1 год. (Через год: открутилось, сломалось, отвалилось, сдуло, зависло – вызывай тех с кем был заключен договор, но не бесплатно).
- в случае кражи, порчи, грозового или иного воздействия, что привело к поломке прибора садовод попадает на сам счётчик  учёта, его установку и  ПНР.
- (Личный кабинет для наших дедушек и бабушек! Да если ещё разница в показаниях приборов учёта их родных - домовых счётчиков не соответствует новоявленному АСКУЭ? – «Это-ж катастрофа и сплошной обман, дурят нас пожилых»... далее местный диалект).
- Кто будет проводить обновление/профилактику оборудования УСПД,  ПО и прочего садоводческого,  (и сколько это будет стоить), когда инициативная группа рвущаяся сегодня в бой,  лет через 5-10 постареет (или постареет лет через 10-15 ть, вместе с окончанием срока эксплуатации на счётчики и всё электронное оборудование)?
Теперь главное:
- Когда существует так называемый «периметр» (ТСЖ, ЖСК, МЖД, коттеджный посёлок, или сети с потрохами передаются сбытовой контролирующей компании), которые сдаётся под ключ потребителю и эксплуатирующей организации, то установка счётчика с  силовым реле управления нагрузкой (изюминка по отношению к злостным  неплательщикам) - обычное дело. Это прибор учёта целого комплекса коммунальных мероприятий заложенных в проект. В СНТ, втихаря,  тоже может прокатить. Но когда садоводы в курсе технической подоплёки, или прокачали тему, или электрик надоумил, или просто испортился установленный централизовано счётчик и садовод побежал выбирать новый, то возникает вопрос: - зачем «мне» счётчик в два раза дороже, к тому же с «жучком», который может ограничивать мою жизнедеятельность, независимо от меня? На моём участке являющемся моей собственностью? Причём,  это можно сделать чисто технически в отношении не только неплательщиков, а просто неугодных лиц, в любое время года, дня и ночи, был бы смартфон и ПК под рукой, ну и намёк на доступ естественно). 

Обзор от:
30.07.2018 г.