Творческая личность. Глава 2. Часть 4

Александр Иванович Алтунин
Рассудительность и резонерство
  Резонерство - это склонность к бесцельному рассуждению. Это формальное и крайне поверхностное мышление стереотипного характера и упрощенного типа. Человек, склонный к резонерству, как правило, не имеет должностной компетенции в обсуждаемом вопросе, но, при этом, желает произвести впечатление очень грамотного и знающего тонкости дела личности. Такой человек лишен способности видеть то или иное явление многогранно и многослойно, глубоко и основательно. Он, например, оперирует лишь двумя-тремя основными категориями из десяти возможных, но пытается убедить, что видит максимально полноценную картину того или иного сложного явления. Посторонний человек, относящийся к стандартному менталитету, после прослушивания «умных» речей резонера, может испытывать не только определенное чувство удовлетворения от получения якобы качественной информации, но временами даже большой восторг и восхищение. И даже более того: со временем формальное (в смысле предельно поверхностное, с опорой на некоторые второстепенные моменты) и доверчивое отношение к поверхностным мыслям резонера может стать основным и единственным стилем восприятия любой внешней информации.
 
Если же такому «аналитику» встречается действительно умная и сложная информация, то она категорически отвергается как нечто совершенно странное и непонятное, чуждое ему в принципе. Человеческий ум, привыкший к минимальным нагрузкам, чаще всего, совершенно невозможно быстро и основательно перестроить на качественно новый уровень оперирования понятиями даже средней степени сложности. Не говоря уже о сложных. И даже два-три диплома о высшем образовании ничего в данном положении вещей, к сожалению, изменить не могут. Ибо, для полноценного творческого мышления нужны, в первую очередь, конкретные врожденные задатки. Не говоря уже об интуиции и проницательности. Которые все вместе встречаются достаточно редко.
 
Резонер и творчески мыслящий человек, обладающий реальной рассудительностью, как правило, никогда не находят общий язык. Ибо, они мыслят совершенно в разных смысловых плоскостях и с принципиально различными целями. Для человека с творческим менталитетом важно обретение истины, даже если она и отличается от его первоначального представления о том или ином явлении жизни. А для резонера обретение истины совершенно безразлично. Ему важно эффектно подать свою личность в глазах окружающих. И это стремление, в силу постоянности и длительности проявления, со временем становится своего рода вторым «Я». И даже более того: привыкнув масштабно лгать окружающим, человек начинает, вольно или невольно (это лишь для начала) лгать и самому себе, в системе отношений с самим собой. Настолько сильно он проникается верой в истинность свой лжи. А это уже большая драма внутреннего мира того или иного конкретного человека. А так как, таких людей очень много, то и драмой всего общества в целом. Ибо, принципиально изменить такого человека уже не может никто и ничто. Даже тяжелая шизофрения или злокачественная онкология. А в отдельных случаях, даже смерть. Хотя ложь самому себе, как постоянное фоновое состояние, означает начало интеллектуального и психологического, морального и духовного умирания человека, как личности. А это автоматически означает то, что человек, кроме всего прочего, мощно и интенсивно разрушает гармонию еще и в окружающем мире.

Роль женской мудрости в жизни вообще
  Женская и мужская психология имеют очень большие отличия друг от друга. И это сделано Высшими силами, видимо, специально, чтобы они успешно и гармонично дополняли друг друга. Ибо, противоположные вещи, в одном психотипе в большом количестве поместить невозможно даже чисто теоретически. Сложился даже вполне определенный стереотип о том, что «мужчина должен быть умным, а женщина - эмоциональной». Конечно, умная, но бессердечная женщина вызывает ассоциацию с мужчиной. Точнее сказать, с мужиком или мужланом. Ибо, в гармоничном мужчине обязательно должна быть и доброта, и нежность и еще десяток-другой качеств, которые традиционно считаются число женскими. Другой вопрос, что если в женщине нежность должна присутствовать хотя бы на три четверти от максимально возможной величины, то для мужчины порой достаточно и одной четверти, чтобы не быть полным истуканом. Другой момент, что особо умных среди современных мужчин становится все меньше и меньше. Хотя, особо много их и не было никогда.
 
Ум - это не есть достоинство женщины номер один. А уж большой ум, как правило, оказывается приемлемым и допустимым лишь среди интеллектуальной и психологической элиты интеллигенции. Только не среди небольшой кучки богачей, а среди тех, кто имеет врожденные задатки интеллектуальной или психологической аристократичности (изредка обоих типов одновременно). Среди основной массы мужчин всегда существовало мнение о том, что женщина - это лишь почти бесплатное приложение к мужчине. К сожалению, в трех случаях из четырех, это не только предполагается, но и является таковым на самом деле. Ибо, остается еще одна четверть женщин, которая постепенно превращается в существенно меньшую величину в виде одной десятой или одной двадцатой. Которая способна не только стоять вровень с мужчиной, даже достаточно гармоничным и развитым, но и по ряду важных и ценных моментов его превосходить. И вот тут-то мужчине требуется очень большое напряжение всех сил ума и души, чтобы быть достойным партнером для общения. Пусть даже относительно кратковременного. Не говоря уже о том, чтобы быть постоянным спутником жизни.
 
Но присутствует весьма своеобразная особенность человеческого бытия, когда мужчина с хорошими задатками гармонии личности попадает в руки женщины с весьма символическими задатками такого плана. А женщина с задатками гармонии ума и души достается нередко тому, для кого они, сами по себе, вне зоны его личных эгоистических интересов, не представляют не то, что большой, вообще никакой ценности.
 
Конечно, даже в самых развитых странах пока отсутствует такая психологическая и социальная услуга, как определение уровня гармонии личности (хотя бы в задатках, не говоря уже о реальном положении дел). И определение степени интеллектуальной, психологической и духовной совместимости двух людей для брака. На самом деле, это все вполне возможно и не только теоретически, но и практически.
 
Уже с начала двадцатого века многие философы стали бить тревогу по поводу того, что женщина перестает быть истинной хранительницей семейного очага. Это вызвано, в первую очередь тем, что мужчине перестали платить столько, сколько необходимо его семье. Это с одной стороны. А с другой стороны, дурная тенденция эмансипации навела женщин на мысль о том, что домашние дела не для ее необыкновенного личностного устроения. Люди, которые были принципиально неспособны создать полноценную семью, в отместку за это (правда, не совсем понятно то, в отместку кому именно, видимо, всему остальному миру) постарались привить многим людям (в том числе и ряду мужчин, ибо, дурной пример заразителен) идею о том, что женщина всегда и во всем должна иметь равные, одинаковые права с мужчиной.
 
О том, что такое равенство невозможно в принципе, такие «специалисты» предпочли умолчать. А остальные, видимо, только догадывались о том, что это не есть правильно и хорошо. О каком равенстве может идти речь, когда у женщины есть свой большой комплект достоинств и добродетелей, способностей и талантов, а у мужчин - свой, совершенно иной, комплект всех этих перечисленных моментов. Ибо то, что легко и просто сделать многим мужчинам, невозможно для большинства женщин. И наоборот. Зачем проводить какие-то логические параллели, и, тем более, устанавливать формальную конструкцию на пустом месте. Как можно решить вопрос о том, что важнее: проза или поэзия? Каждая хороша к месту, при разумном подходе. Нельзя ставить вопрос о том, кто лучше - мужчина или женщина. Ибо, они совершенно разные существа. Конечно, между ними есть и нечто общее, но не оно определяет их специфическую ценность. Никому и в голову не придет мысль о том, какая часть человеческого тела важнее - правая или левая. Вот так и мужчина с женщиной дополняют друг друга. И правая часть не может полноценно существовать без левой, а левая без правой. И нет никакого серьезного повода для дискуссии.
 
К сожалению, смысл выражения «хранительница домашнего очага» все больше и больше утрачивает свое первостепенное и истинное значение и содержание. Превращаясь в нечто примитивное - «домработница» или «домохозяйка». Конечно, в первую очередь, необходимо менять целый комплекс стереотипов у мужчин по этому поводу. Да и у женщин тоже. Но главная проблема в другом - нужно принципиально менять в целом общественную и государственную политику и идеологию относительно истинной и главной миссии женщины в этом мире. И это далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд.
 
Другой вопрос в том, что среди современных женщин далеко не каждая в принципе способна быть полноценной хранительницей домашнего очага. Многие настолько сильно психологически деградировали, что даже представление о классической женственности у них стало не только весьма туманным и расплывчатым, но во многом еще и основательно искаженным и извращенным. Не говоря уже о чисто практическом положении дел в этой области.
 
Миссия хранительницы домашнего очага - это очень серьезная, очень сложная, очень трудная миссия. И не какая-то там второстепенная, а очень важная и ценная. Из числа явлений первостепенной важности. И от того, насколько удачно она реализована, по большому счету, зависит не только нынешнее благополучие общества и государства, но и его будущее. Женщина - это фигура номер один. Ибо, именно от нее зависит благополучие и счастье мужчин, их душевное и физическое здоровье. В ряде случаев, и психическое, и духовное. И в итоге гармония и всего общества, и государства в целом. Когда женщина приходит домой после долгого трудового дня, то у нее, чаще всего, уже нет должных физических и душевных сил для полноценной заботы о душевном комфорте и равновесии и мужа, и детей. Реально и основательно страдают и те, и другие. Не говоря уже о том, что современные семьи стали иметь всегда одного-двух детей, так как на большее количество нет реальных возможностей. И, в первую очередь, у женщины.
 
Необходимо резко поднимать престиж хранительницы домашнего очага. Но и рассказывать женщинам о том, что и как нужно делать, чтобы быть достойной этого высокого звания. Ибо, это труд не только ее рук, но большой, сложный и тяжелый труд ума и души, требующий громадного количества сил. И, в первую очередь, труд по развитию и совершенствованию своей личности. Ибо, чаще всего, родитель, не имеющий того или иного конкретного достоинства в себе самом, не сможет полноценно его развить и у своего ребенка. Да и способствовать его интенсивному развитию у другого супруга. Исключения из этого правила могут только дополнительно подчеркнуть истинность этого правила.
 
Желательно всем объяснять то, насколько важна эта миссия с общественной и государственной точки зрения. А не только с точки зрения отдельной семьи. И что миссия «женщина-мать» не сводится лишь к тому, чтобы одеть и накормить. И что миссия «женщина-друг» - это сложнейшая и ценнейшая миссия. Не говоря уже о миссии «муза-вдохновительница», которая, как и предыдущая, имеет несомненный элемент психологической и интеллектуальной, духовной и эстетической элитарности и аристократичности. Мы, к сожалению, часто забываем народную мудрость о том, что «не место красит человека, а человек место». И абсолютно в любом деле, на любом месте, при особом желании, стремлении и усилии можно достигнуть уровня особенной личности с вполне конкретными элементами аристократичности.
 
Достижение человеком даже самого минимального уровня мудрости, одухотворенности, гармонии личности требует многих сотен часов свободного времени, возможности спокойно и неторопливо регулярно сосредоточиться, осмыслить себя, свою жизнь и жизнь вообще в ее многогранности и многослойности, стремительности и изощренности, неоднозначности и противоречивости. Нужен достаточно большой навык оперирования понятиями хотя бы среднего уровня сложности. О сложных понятиях, в данном случае, будет разговор отдельный. Человеку, привыкшему мыслить лишь простыми категориями, очень тяжело перестраиваться даже на уровень средней степени сложности.
 
А женщина должна хотеть и уметь дать жизненную мудрость своим детям, как и воспитать в них разнообразные и многочисленные достоинства и добродетели. А это еще сотни часов свободного времени. Хорошо, когда женщина может что-то подсказать своему мужу. Как минимум, в той или иной конкретной ситуации. Как максимум, по жизни вообще. А для этого требуется еще несколько сотен часов для чтения и осмысления художественной, психологической и духовной литературы. Иногда даже пара слов, сказанных мужу вовремя, может уберечь всю семью от больших проблем и неприятностей или дать толчок в ее гармоничном развитии, вложить целую серию кирпичей в фундамент ее счастья и благополучия.

Самокритичность Марии
  Получается интересная ситуация: человек с низким интеллектом, с полным отсутствием мудрости (с духовной точки зрения), с низким уровнем гармонии личности, как правило, очень доволен собой и тем, как он строит свою жизнь, свое общение с окружающими, с самим собой. А вот человек с хорошим интеллектом, имеющий задатки мудрости и гармонии личности, как правило, проявляет элемент самокритичности. Иначе говоря, с одной стороны, он понимает то, что уже пройден вполне конкретный путь по развитию своей личности. И это может служить конкретным основанием для определенной любви к себе и даже уважению. А, с другой стороны, он понимает и то, как много еще впереди предстоит сделать, как он далек от теоретического идеала. А потому ему следует, засучив рукава, долго-долго и сильно-сильно работать над собой. И, в первую очередь, над самыми главными аспектами своей личности: интеллектом, добродетельностью, одухотворенностью, гармонией личности в целом. Как впрочем, и над всеми своими достоинствами ума и души, всеми способностями и талантами. И в этом видится принципиальное отличие Марии от Марфы. Марфа - это человек первого типа, а Мария - второго. И то, что для Марии является постоянной насущной потребностью, для Марфы - абстрактная теория. Не имеющая никакого практического применения. Конечно, Мария несколько раз высказалась Марфе по поводу необходимости работы над собой, но, не встретив абсолютно никакого понимания со стороны Марфы, Мария четко и конкретно поняла то, что мудрость и одухотворенность невозможно привить человеку насильно, против его воли. А потому эту тему исключила из общения с Марфой, чтобы не создавать невольно новые серьезные проблемы и недоразумения.
 
Ибо, человек с низким интеллектом, низкой одухотворенностью, низким уровнем гармонии личности имеет особенность проявлять фундаментальную консервативность в своих взглядах и представлениях, принципах и убеждениях, внутренних правилах и законах. Он, что называется, верен себе. И, в связи с этим, категорически отвергает все попытки окружающих и самой жизни что-либо в нем скорректировать даже на самую мизерную, символическую величину. Он, в определенном смысле, видит смысл и цель своей жизни в том, чтобы максимально добросовестно охранять целостность и неприкосновенность своей личности от любых внешних влияний. И ему совершенно не важно, при этом, то, с какими намерениями кто-то или что-то пытается вмешаться в его жизнь, в его внутренний мир. Ибо, это может существенно нарушить его душевный комфорт, его безмятежное почивание на мнимых лаврах. А этого допустить категорически нельзя. Это в принципе противопоказано. А поэтому все внешние инициативы, идущие помимо воли и желания такого человека, остаются, как минимум, для него безразличными. А, как максимум, встречают с его стороны категоричный отпор, принципиальное неприятие и отторжение. Все свои умственные и душевные, нередко еще и физические силы человек бросает на защиту своей крепости.

Первоначально человек стремится соблюдать хоть какое-то приличие. Но, спустя некоторое время, видя невозможность таким способом отстоять свои мнимые интересы, он постепенно отходит от правил приличия. И пускается, что называется, во все тяжкие. И уже нет такого деструктивного и дисгармоничного поступка, который бы не счел он правильным применить для охраны себя, любимого. И вот тут-то происходят просто-таки чудеса. Куда девается лень ума и души? Темные силы так умело манипулируют им, что невольно приходишь не только в удивление, но и мощное изумление от степени организованности всех деструктивных и дисгармоничных процессов, идущих внутри такого человека и в его жизни. Это проявление такой фантастической изобретательности и сообразительности, фантазии и воображения, высочайшего интеллекта и громадной психологической изощренности, интуиции и проницательности всех четырех видов (интеллектуального и психологического, духовного и эстетического). 
 
Очень мало людей, даже серьезно занимающихся со своим совершенствованием, используют даже один-два процента выраженности выше перечисленных свойств в работе над собой. Их реальная плодотворность и результативность в этом плане в десятки раз ниже, чем у такого «консерватора» в защите своей неприкосновенности. У консерватора вырабатываются десятки методов и способов по нейтрализации явных или потенциальных влияний на его личность и жизнь. Арсенал средств для этого увеличивается в десятки или сотни раз по сравнению с обычным жизненным комплектом, применяемым произвольно в повседневной жизни этим человеком. Защита от влияний идет четко и конкретно, стабильно и регулярно, как работа совершенных японских часов. И с производительностью самого навороченного компьютера, который имеют лишь немногие научные организации, занимающиеся глобальными проблемами Земли, Космоса, Вселенной. Если бы хотя бы десять процентов этой энергии было затрачено на развитие положительных способностей и талантов человека, то он, несомненно, стал бы одним из величайших гениев человечества. Вот такая интересная диалектика жизни. А мы часто думаем, что стоит нам сделать хотя бы небольшую мотивацию тому или иному такому «консерватору», как все начнет существенно меняться в лучшую сторону. 
 
Нередко при этом, мы можем столкнуться с таким мощным негативом в свой адрес, что нам, что называется, мало не покажется. Злобность и агрессивность, раздражительность и даже ненавистность, авантюризм и интриганство, навешивание всех мыслимых и немыслимых грехов, недостатков и пороков, объявление преступником номер один всего мира, личным и пожизненным врагом номер один, любые интеллектуально и психологически изощренные действия - вот то относительно «немногое», с чем мы можем столкнуться, пытаясь повысить уровень гармонии другого человека. И, чем интенсивнее и продолжительнее будут наши усилия в этом направлении, тем с большим количеством проблем и неприятностей, во всем их немыслимом многообразии, можно столкнуться. Самые миролюбивые и пассивные люди могут превращаться в откровенных злодеев и агрессивных хищников, когда возникает, по их мнению, косвенная и самая символическая угроза их личной неприкосновенности. Попытки объяснить им свои благие помыслы обречены на вечную и принципиальную неудачу. И чем больше мы будем их убеждать в своем принципиальном благородстве в их адрес, тем с большим числом, мягко говоря, неблагородных поступков с их стороны мы можем столкнуться. И изощренность, и многогранность этих поступков могут быть совершенно безграничными. Нам, даже в самом страшном сне, такое не может присниться. Далеко не каждый фильм ужасов может составить достойную конкуренцию такому злобному «консерватору».

Самолюбие Марфы и честолюбие Марии
  Одним из принципиальных отличий Марии от Марфы является то, что в первой доминировало честолюбие, а во второй - банальное самолюбие. Для того чтобы полнее понять, почему я делаю именно этот акцент в их отличии друг от друга, следует видимо более подробно, остановиться на основных отличиях этих двух качеств личности между собой.
 
Самолюбие - это повышенная чувствительность человека к любой критике или даже частичному неодобрению в его адрес со стороны кого-либо из окружающих. Собственно, очень часто именно это весьма распространенное, правильнее было бы даже сказать, что, в той или иной степени, присущее абсолютно всем, качество - самолюбие уводит человека, защищает и тщательно оберегает его самого даже от символических элементов самокритики. В некоторых (мягко говоря, некоторых) случаях даже от уколов собственной совести, этого внутреннего цензора. Предназначенного для непрерывного и серьезного контроля за степенью нравственности всех внутренних процессов, протекающих в уме и душе человека.
 
Даже если разложить слово самолюбие на логические составляющие, то выяснится, что оно означает любовь к самому себе. Но, только не правильную и адекватную любовь к себе, а просто очень большую любовь, не зависимо от количества и качества истинных классических достоинств и добродетелей, имеющихся у конкретного обладателя самолюбия. Гипертрофированное самолюбие называется амбицией и является явным и откровенным недостатком. Это с психологической точки зрения. А с духовной точки зрения - это уже большой и мощный порок, способствующий возникновению и стремительному развитию принципиально греховному состоянию - гордыне. Как показывает жизнь и писания святых отцов, гордыня - это овладение человеком группой злых духов: спеси и чванства, равнодушия и пренебрежения к интересам окружающих, как минимум, а, как максимум, всех людей вообще. Это основа для язвительности и саркастичности, желчности и злословия, злопамятности и мстительности, злобности и стервозности, лживости и лицемерия, авантюризма и интриганства, прихотливости и привередливости, зависти и ревности, пошлости и цинизма, злокачественного скептицизма и нигилизма, эгоизма и высокомерия, карьеризма и легкомысленности, принципиальной лени ума и души, легкомысленности и безответственности, тщеславия и алчности, неблагодарности и неверности, своенравности и сумасбродства, демонстративности и стремления к бесконечным и бессмысленным спорам для эффектной подачи самого себя в глазах наиболее простых и доверчивых окружающих, нетерпеливости и нетерпимости, критиканства и банального рационализма, максимализма и категоричности, самоуверенности и самовлюбленности, чрезмерной обидчивости и вечной претензии на обладание истиной в последней инстанции всегда и во всем, жажды чисто внешней аристократичности и бессовестности, скупости и жадности, властности и любви к примитивной лести. Этот список можно было бы продолжать еще, как минимум, тремястами фундаментальными недостатками человеческой личности, дополнительно усиливающими степень деструктивности и дисгармоничности, как конкретного того или иного человека, так и человечества в целом.
 
А начиналось вроде бы так безобидно - с самолюбия. Но проблема заключается, в первую очередь, в том, что девяносто-девяносто пять процентов людей не развивает в себе интеллектуальный и психологический, духовный и эстетический самоконтроль, бдительность и внимательность ко всем процессам, протекающим в их внутреннем мире. А потому там, чаще всего, царит полная анархия и произвол, простор для самой активной и даже злокачественной деятельности любых темных сил. О которых подавляющее большинство людей предпочитает не знать вообще ничего. Ибо, знания будут обязывать к дальнейшим интенсивным и продолжительным усилиям ума и души. А это категорически не входит в планы большинства людей. Набрал себе группу удобных и приятных стереотипов интеллектуального и психологического плана и живешь легко и непринужденно, комфортно и безмятежно. Жизнь, правда, периодически очень больно бьет и встряхивает таких «умников». Но они, тем не менее, никаких серьезных выводов для себя не делают, ничему не учатся даже на собственных ошибках (не говоря уже об ошибках других людей). И все свои неприятности и проблемы, в их бесконечной череде, списывают на злодейку-судьбу и на подлость и примитивность окружающих, не умеющих и не желающих понять и оценить «их реальную ценность и уникальную оригинальность, индивидуальную специфичность» и т.д. и т.п.
 
Самолюбие делает основной акцент в уме человека на его правах. Причем, на больших и фундаментальных правах, часто совершенно эксклюзивного характера и уровня. Самолюбие говорит человеку о том, что все окружающие буквально обязаны относиться именно к нему не просто не хуже, чем к другим людям, а гораздо лучше. Всегда и во всем. А те, кто не желает «правильно себя вести» - это или глупцы, или сволочи. С которыми нужно обязательно бороться. А так как это, по мнению самолюбивого человека, люди как бы второго сорта, то в борьбе с ними допустимы любые способы и средства. Вот вам и полшага до явной откровенной подлости. Часто настолько изобретательной и изощренной, что большинству приличных людей это представляется чем-то фантастически невероятным и невозможным. Они совершенно не догадываются и не подозревают о том, какие многогранные и многоэтапные интриги и авантюры регулярно разворачиваются, моделируются и организуются за их спиной. В том числе, и в их конкретный адрес. 
 
Срабатывает привычка всех мерить на свой аршин. А, раз этого нет в моей голове, то, видимо, этого не должно быть и в других головах.
Для людей, которые сознательно и целенаправленно, интенсивно и продолжительно не занимаются философскими вопросами бытия человечества, остается вне поля зрения тот момент, что между человеком, даже с минимальным уровнем одухотворенности, и человеком, лишенным духовности, в принципе, есть не некоторая, а принципиальная разница. То, что представляется для первого категорически невозможным и неприемлемым, то для второго может быть не только естественным, но даже закономерным моментом. Бездуховность - это добровольное согласие человека на власть над ним именно темных сил. У которых, мягко говоря, свои понятия о том, что такое хорошо и плохо. Учитывая же гигантскую сообразительность и изобретательность, способность к многогранному и предельно изощренному манипулированию и отдельными людьми, и группами людей, и отдельными народами, и человечеством в целом, возможности самого человека, как такового, в борьбе с темными силами предельно ничтожны. И так было всегда и будет всегда. Что бы и кто не думал по этому поводу, какие бы иллюзии не питал.
 
Честолюбие - это любовь к чести. Это вполне конкретный элемент одухотворенности, делающий главный акцент в уме человека на его обязанностях, разнообразных и многочисленных. Конечно, у честолюбивого человека есть вполне конкретные и достаточно значительные желания и стремления, планы и мечты. Но вот только они продиктованы не мелким и банальным самолюбием, а знанием и пониманием ряда основных духовных законов Жизни. Требующих от человека проявления большого числа классических добродетелей. И, в первую очередь, честности и порядочности, доброжелательности и трудолюбия, усердия и упорства в достижении поставленной цели лишь наиболее приличными и достойными способами и средствами. Это внимательность и чуткость к интересам других людей, тактичность и деликатность, великодушие и снисходительность к второстепенным слабостям и недостаткам других людей, искренность и чувство меры, благородство и духовная принципиальность, чувство долга и ответственности, стремление к конструктивной и корректной критике окружающих, терпение и терпимость, философское отношение к проблемным и неприятным ситуациям, умение вести достойную и плодотворную дискуссию, уважение права другого человека на ошибку и заблуждение, это конкретное чувство достоинства даже в самых напряженных и конфликтных ситуациях. Это здоровая любознательность интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Это искреннее и бескорыстное уважение к чужим достоинствам и добродетелям, способностям и талантам, успехам и достижениям. Это желание и умение правильно сопереживать и неприятностям окружающих и их радостям. Это и сознательное смирение перед волей Высших сил, посылающих человеку сложные и проблемные ситуации для наиболее интенсивного и гармоничного развития его ума и души.
 
Честолюбивый человек старается не делать глупостей и небрежностей, гадостей и подлостей не из страха за последующее за этим наказание, а из уважения к самому себе, из чувства реального и истинного собственного достоинства. Когда человек категорически не допускает для себя ситуации даже на самый короткий миг, когда он своими мыслями и чувствами, желаниями и стремлениями, намерениями и поступками может не только оскорбить Искру Божью, горящую в нем, но даже бросить тень на нее. По крайней мере, сознательно. Конечно, даже самый умный и достойный человек не застрахован от случайных ошибок. Но, в отличие от самолюбивого человека, честолюбивый старается понять истинные причины своих ошибок, сделать необходимые и соответствующие выводы для максимально добросовестной профилактики таких ошибок в будущем. И, по возможности, исправить уже допущенные. А если, при этом, был нанесен определенный ущерб интересам окружающих, то он старается в наибольшей степени компенсировать этот ущерб. И устранить душевный дискомфорт другого человека, возникший в результате такого рода ошибки. Честолюбивый человек стремится всего в жизни добиться собственным трудом, в первую очередь. Правда по возможности, не отказываясь и от помощи других людей. Особенно более умных и более мудрых, более талантливых и более гармоничных.

Разумная скромность Иисуса
  Когда читаешь в Библии эпизод, описывающий встречу Иисуса с Марфой и Марией, то некоторое впечатление, безусловно, остается. Но оно в значительной степени смутно и расплывчато. А вот, когда смотришь на картину Семирадского, изображающую эту встречу, то испытываешь очень мощное потрясение. Художнику, как никогда прежде, удалось очень ярко и наглядно, ясно и доступно отразить интеллектуальную, психологическую и духовную суть этой встречи. И даже более того: видишь образ Иисуса в человеческом обличье. Но от этого впечатление не только не уменьшается, а, наоборот, весьма основательно усиливается. Вплоть до мощного потрясения и громадного изумления. Добрый и спокойный взгляд. Все лицо буквально дышит громадной скромностью и смирением в осознании своей особой миссии - быть посланником высших сил. В частности, Бога-отца.

Иисус не просто умен, он бесконечно мудр. И именно поэтому он не просто понимает важность и уникальность своей личной миссии, а каждой частичкой своего существа буквально чувствует то, что функция Бога-сына накладывает на него не просто большую, а фантастически гигантскую ответственность. И поэтому Иисус не может проявлять своенравность и своевольность, упрямство и строптивость, самолюбие и амбицию, банальный рационализм. Он стремится быть достойным своей миссии. В данном случае, миссии на Земле. Ибо, думается, что она была не только на Земле. Но это уже дополнительные философские отвлечения, требующее большого, серьезного и совершенно отдельного разговора. Что принципиально выходит за рамки данной работы. А потому, при всей своей интересности и актуальности, остается в стороне от основного анализа темы.
 
Иисус, как никто другой, знает и понимает то, какие громадные возможности ему даны Богом-отцом. Он понимает и реальную степень совершенство своей личности, уровень своей нечеловеческой мудрости. Но, при этом, остается очень скромным и смиренным. Он прекрасно понимает то, что все способности и таланты ему даны не как великодушный и щедрый подарок свыше, а как большой аванс, который всеми своими силами нужно отрабатывать. И делать это максимально добросовестно, усердно и трудолюбиво. Иногда совершенно полностью игнорируя свое самолюбие и амбицию. Высочайший уровень мудрости и гармонии личности дают ему возможность быть и логически, и психологически адекватным самым сложным и противоречивым, неожиданным и своеобразным ситуациям. Не теряя своего не только человеческого, но и Божественного достоинства. С одной стороны. А с другой стороны - расставляя наиболее оптимальным и адекватным образом акценты в самых изощренных и даже опасных ситуациях. Он отдает себе отчет в том, что за ним каждую секунду его существования стоит принципиально более могущественная сила. Для которой нет ничего невозможного и невыполнимого. И поэтому Иисус почти всегда спокоен и уверен и в себе, и в своей правоте, в важности и ценности (уникальной и неповторимой) своей миссии.
 
Он понимал то, что Он - это большая частичка Вселенной. Конечно, безмерно могущественная по сравнению даже с самым умным и самым гениальным человеком. Способная творить чудеса любой величины и характера, в любом количестве ежедневно и всю оставшуюся жизнь. Но он, в отличие от большинства людей, которые на его фоне выглядят полнейшими ничтожествами (да и, собственно, не только выглядят, а и являются таковыми), не впадает в банальную манию величия, высокомерия и чванства, пренебрежения к достоинствам и добродетелям простых людей. Он весьма великодушен и снисходителен к слабостям и мелким недостаткам интеллектуального и психологического характера простых людей. Ибо, он понимает то, что его громадное и несомненное преимущество перед ними - это не повод для личной гордости, самоуверенности и самовлюбленности, самодовольства и самонадеянности. Это, в первую очередь, повод для осмысленной скромности и смирения и перед Высшими силами, и перед простыми смертными. Другой вопрос, что при наличии личной скромности, Он, тем не менее, стремится высоко нести знамя своей личной миссии посланника. И никому и никогда не позволяет даже на один процент усомниться в ее особой важности и ценности. Даже под страхом своей смерти. Что большинству людей может показаться страшным и непонятным, сложным и неприемлемым. И Иисус действительно отдает свою жизнь не ради личных благ, а ради простых смертных, ради их истинного счастья и благополучия, гармонии и совершенства. На такую жертву способен лишь один человек из ста миллионов. А среди тех, кто реально обладает хотя бы мизерной частичкой могущества, еще в сто или тысячу раз реже встречается такой вариант.
 
Мягко говоря, это повод для больших и серьезных размышлений практически для всех нас. Скромность, как и любая другая классическая добродетель, должна быть осмысленной. И адекватной каждой конкретной ситуации. Ибо, в отдельных случаях, Иисус наказывает смертью тех, кто пытается демонстративно пренебрегать духовностью, духовными законами Бытия. В духовной плоскости компромиссы в принципиальных вопросах невозможны, как таковые. Хотя в интеллектуальной и психологической сфере они предполагаются. И даже во многих случаях являются естественными и закономерными, правильными и необходимыми.
 
Можно вспомнить десятки различных святых, которым была дарована благодать - творить чудеса. Они, как правило, были необыкновенно скромны и смиренны. Ибо, отчетливо понимали то, что чудеса - это дело рук Высших сил, которые через них реализуют свою непререкаемую волю. А те духовные лица, которые впадали в искушение гордыней, обычно бывали, наказаны самым суровым образом. Ибо, «гордым Господь противится». Если сам Сын Божий был так необыкновенно скромен, то, что же остается для нас, простых смертных? Конечно, каждый выбирает для себя то, что представляется ему правильным и оптимальным. Но вспомним понятную и привычную для нас ситуацию, когда соринка попадает нам в глаз. Что мы при этом делаем? Конечно, стремимся как можно быстрее избавиться от этой соринки. Отбросив ее как можно дальше от себя. Вы будете думать и специально заботиться о судьбе соринки?

Разумеется, нет. Так происходит и с самыми отчаянными и отпетыми скептиками и нигилистами, фанатиками атеизма, злокачественными сумасбродами и махровыми эгоистами, людьми сознательно и целенаправленно пренебрегающими духовными законами Вселенной и прочими многочисленными и предельно разнообразными отщепенцами, деструктивными и дисгармоничными людьми, проявляющими самоуверенность и самовлюбленность, претензию на обладание истиной в последней инстанции, на право быть эталоном для подражания всему человечеству. Их не просто удаляют из этой жизни. Эволюция их души останавливается на многие-многие годы. А для выработки у них смирения их души помещают в камни, растения, животных. Логика Высших сил четка и конкретна всегда.

Суета, как стереотип жизни
  К сожалению, правительства большинства стран не заинтересованы в том, чтобы у их населения была большая и истинная духовность. Ибо, тогда они смогут увидеть то, насколько, на самом деле, ничтожны их правители. И, просто-напросто прогонят своих правителей. Что в планы последних принципиально не входит. Жизнь, в основе своей, это выполнение многих мелких повседневных дел. Которые, по большому счету, называются суета. И без нее никому, никогда и никуда не деться. Это с одной стороны. А, с другой стороны, жизнь достойного и гармоничного человека не может состоять только из суеты. Ибо, это, в лучшем случае, будет означать то, что человек, по большому счету, останется лишь прежним, не став лучше и совершеннее. Но это мало кому удается. А, чаще всего, идет психологическая и духовная деградация различной степени интенсивности. И, к сожалению, в большинстве случаев, необратимая.
 
И то, что у конкретного человека его окружающие, озабочены лишь суетой, еще не является основанием для того, чтобы подобный стиль жизни выставлять в роли образцово-показательного варианта, своего рода эталона для подражания. Конечно, это сложно иметь свою личную внутреннюю жизнь. Особенно с реально богатым содержанием. А никто и не говорил, что заниматься самосовершенствованием - это легко и просто. Это, несомненно, требует вполне конкретного напряжения всех сил ума и души, а, в ряде случаев, еще и духа, и тела. Правда, о духе многие имеют весьма смутное представление.
 
Но тот, кто никогда серьезно и основательно не занимался своим развитием (интеллектуальным, психологическим, духовным, эстетическим), никогда не поймет и не оценит достижений другого человека по развитию и гармонизации своей личности. И это не только вопрос чисто теоретический, касающийся лишь внутреннего мира отдельного человека. Это вопрос сугубо практический (ибо, практика всегда базируется на той или иной конкретной теории) и касается общества в целом, ибо, оно, как раз и состоит из отдельных индивидов. И то, насколько умен, одухотворен, гармоничен каждый из этих индивидов, определяет и степень зрелости и совершенства всего общества в целом.
 
Суета Марфы по жизни вообще и в ситуации общения с Иисусом, безусловно, заслуживает вполне конкретного уважения. Но, к сожалению, не очень большого. Ибо, большого уважения заслуживают только те усилия, которые несут на себе четкую и конкретную, сознательную и основательную печать одухотворенности. И не только как элемента сиюминутного порыва, а как элемента, входящего в фундамент, менталитет той или иной конкретной личности. Ибо, без одухотворенности, желательно большой и прочувственной, проникновенной и многогранной, все, что делает человек, имеет весьма символическую ценность. Несмотря на большую интенсивность и продолжительность, добросовестность и прочие аспекты усилий и конкретного человека, и общества, и государства, и человечества в целом. Даже в памяти потомков остается только то, что реально одухотворено. Причем именно сознательно и целенаправленно. И в этом вечный секрет любой науки и искусства. Как и эволюции личности, общества, государства. Конечно, сама по себе одухотворенность, без должной гармонии ума и души мало чего стоит. И именно поэтому даже мало-мальски существенная одухотворенность (истинная, а не мнимая) не возникает на пустом месте, что называется, в принципе.

Творческое мышление Марии
  Почему встреча Иисуса именно с Марией оказалась для нее столь результативной? Почему Марфа осталась в стороне не только от Иисуса, но и от новых знаний, от мудрости, от общения с потенциальным наставником? В этой ситуации участвовал целый комплект моментов. И в частности, у Марии имелось творческое мышление, а у Марфы нет. Проблема, собственно, заключалась не столько в том, что его у Марфы не было, сколько в том, что она, при этом была полностью довольна собой, ее самокритичность, имея минимальную величину, была полностью спокойной от созерцания столь своеобразного, мягко говоря, положения вещей.

Драматизм ситуации был не в том, что Марфа не смогла услышать Иисуса, а в том, что, даже услышав его, она, во-первых, почти ничего не поняла, ни в главных, ни во второстепенных моментах его мыслей. Во-вторых, ее внутренняя суть не то, что не была готова именно в тот конкретный момент времени к восприятию мудрости Иисуса, она не была в принципе способной адекватно воспринимать что-то действительно новое, не говоря уже о чем-то принципиально новом. Все, что не только принципиально не соответствовало ее прежним взглядам и представлениям, принципам и убеждениям, правилам и законам, но даже в самой минимально степени, категорически отвергалось ею, как нечто пустое, бессмысленное, ненужное, обременительное, несущественное, недостойное ее даже чисто символического внимания. И чем больше что-либо требовало дополнительного, и особенно более интенсивного и более сложного осмысления, тем сильнее встречало сопротивление внутренней сущности Марфы. Она, по выражению мудрецов, была подобна перевернутой чашке, в которую в принципе невозможно налить даже одну каплю чего-либо. И мало того, что Марфа была довольна имеющимся положением вещей, она еще им очень сильно гордилась. Как, впрочем, и многими другими своими иллюзиями и заблуждениями, слабостями и недостатками. Она, как уж из сказки считала, что «мне тут уютно, темно и сыро», а потому, значит, хорошо. И, следовательно, ничего менять не нужно. Даже в небольшой степени, не говоря уже о каких-либо принципиальных преобразованиях и метаморфозах.
 
Другой вопрос в том, что, даже если представить себе нечто совершенно невероятное - Марфа решила существенно измениться, то эта затея так бы и осталась идеей без какого-либо практического воплощения. Разумеется положительного и эффективного, продуктивного и конструктивного воплощения. Ибо, Марфа, по своему комплекту фундаментальных качеств личности, была принципиально неспособной к преобразованиям положительного плана. И именно положительного, ибо именно они требуют от человека большой и очень серьезной работы ума и души. А большинство людей, и две тысячи лет назад и в настоящее время, имели и имеют вполне определённую особенность своей личности, заключающуюся в фундаментальной и глобальной лени ума и души. Когда не только большие нагрузки невозможны, но даже и самые минимальные. Ситуация напоминает притчу, когда один человек очень завидовал своему удачливому соседу, который часто выигрывал ценные вещи в лотерею. И эта мысль настолько угнетала и подавляла завистника, что он пришел в храм и несколько часов подряд утомлял Господа своими причитаниями по поводу того, что он такой неудачник, а Господь, по его личному мнению, такой несправедливый, что не может подарить хотя бы часть подарков соседа и ему, человеку, который, вроде как, не только ничем не хуже своего удачливого соседа, но и якобы во многом значительно лучше него. И так уж этот человек надрывно причитал, любуясь своей ролью несправедливой жертвы Провидения, что Господь не выдержал и сказал ему: «Что ж ты так упрекаешь, меня в несправедливости и необъективности, а сам не удосужишься пойти и купить хотя бы один билет лотереи». И притча, конечно, не о лотерее. А о том, что многие из нас (мягко говоря, многие, ибо, это величина в девяносто-девяносто девять процентов) сами сознательно и добровольно выбирают для себя именно такой образ жизни, за который трудно даже число теоретически предполагать то, что Высшие силы будут делать большие и частые подарки. Или просто помогать в создании реального и стабильного истинного счастья и комплексного благополучия (умственного, душевного, духовного).
 
И дело, к сожалению, не только в мелких и второстепенных индивидуальных и субъективных пристрастиях. Дело о важнейших моментах жизни. Господь вкладывал в то или иное человеческое тело душу не для того, чтобы потом человек вел праздный и произвольный образ жизни, наслаждаясь своими разнообразными и многочисленными недостатками и пороками, а для того, чтобы человек сознательно и целенаправленно развивал эту душу, частицу Святого Духа, повышая ее уровень гармонии в соответствии именно вечной классической иерархии ценностей, а не потребе дня нынешнего, со многими интеллектуальными, психологическими и духовными искажениями и извращениями, деструктивными и дисгармоничными тенденциями, взглядами и представлениями, принципами и убеждениями, правилами и законами, стандартами и стереотипами.
 
С одной стороны, незнание закона, в том числе духовных законов Жизни, не освобождает от ответственности за его нарушение. Но вот нежелание человека узнать, понять и учесть в практической жизни хотя бы тот или иной закон Жизни - это уже, что называется, двойное преступление человека перед Высшими силами. Конечно, никто и никого не заставляет всю жизнь посвящать только философии. Ибо, это для большинства принципиально нецелесообразно. Ибо, заведомо ясно, что, по большому счету, из этой затеи, даже при самом добросовестном отношении и громадных усилиях ума, ничего особо путного получиться не может даже чисто теоретически. Ибо, «рожденный ползать, летать не может». Но не менее, а скорее, еще более вредно так категорически и демонстративно отвергать для себя, своего ума, души, духа, жизни какие-либо духовные моменты. Никто не ждет, что тот или иной конкретный человек закончит десятилетку школы Жизни, условно говоря, за пять или семь лет. Но и сидеть в первом классе пятьдесят-восемьдесят лет - это тоже, мягко говоря, неправильно.
 
Можно вспомнить и еще одну притчу. Жил хороший человек. И своей большой добродетельностью очень угодил Господу. И вот во сне к этому человеку является Ангел и сообщает ему о том, что Господь сделал его избранным. Именно поэтому, когда будет всемирный потоп, Господь спасет его и сохранит ему жизнь. Вот настал потом, нигде нет и клочка суши. Человек плывет, но силы его истощаются. Тогда видит он плывущий плот и пропускает его, зная то, что Господь спасет его. Потом видит лодку с веслами, которую он тоже оставляет без своего внимания. В итоге этот человек тонет. Попадает на небо к Господу и начинает упрекать Господа в нечестности. Ты, мол, обещал меня спасти, а я утонул. На что Господь говорит ему о том, что он трижды посылал ему помощь и тот трижды игнорировал эту помощь. Видимо, ожидая того момента, что сам Господь придет, возьмет его за руку и спасет.
 
Эта притча о том, что Высшие силы периодически предоставляют нам шанс для нашего духовного спасения (без которого все остальные аспекты человеческого бытия - это просто-напросто пустой звук). А мы, из-за нашей самоуверенности и самовлюбленности, своенравности и сумасбродства, самонадеянности и глупости, приземленности и прозаичности, упрощенности и примитивности, и прочих подобных замечательных качеств игнорируем почти все возможности нашего духовного спасения. И в итоге закономерно тонем. Перед этим видя то, как тысячи окружающих нас людей уже реально тонут. Но учиться правильно на чужих ошибках - это сложная наука и большое искусство. Которое остается, по большому счету, вне поля зрения большинства людей. И две тысячи лет истории человечества, к сожалению, почти никого ничему не учат. Все возвращается на круги своя.
 
А, казалось бы: ну приучи ты себя хоть иногда и хоть немного серьезно и основательно думать. И тогда, быть может, ты не пропустишь свой шанс на спасение. Так нет же: какое это там спасение? Что за странная и непонятная абстракция? Зачем она вообще нужна? И что мне дела больше нет, чем основательно задумываться на эту тему? Раз нет четкой и конкретной, непосредственной и практически ощутимой пользы, быстрой и существенной, значит, и заниматься этим делом совершенно бессмысленно. Вот такая фундаментальная логика. Ибо, человек привыкает идти по пути наименьшего сопротивления. И в результате становится интеллектуальным и психологическим импотентом. Для начала. А в продолжение - становится в той или иной степени духовным уродом.
 
Не зря же Амвросий Оптинский говорил о том, что «пока человек не ужаснется тому, что он есть на самом деле, он не начнет работать над собой». Только вот драма реальной жизни заключается в том, что, прожив и восемьдесят и сто лет, человек, как правило, так и не обретает мало-мальски существенной самокритичности. А потому живет в своих блаженных иллюзиях о собственном совершенстве. И, следовательно, остается, как минимум, таким, какой он есть. А, как максимум, проходит мощную и глобальную психологическую и духовную деградацию. Превращаясь, при этом, в откровенное недоразумение во всех смыслах этого слова. И это, мягко говоря. Ибо, на самом деле, человек такого рода очень часто превращается в такой страшный кусок концентрированного зла, что напоминает колючую соринку, попавшую в глаз. От которой мы все, психически здоровые люди, стремимся как можно быстрее избавиться. И избавиться раз и навсегда, уничтожив соринку любым доступным нам способом.

А кусок концентрированного зла - это явление жизни, подобное соринке в глазу Высших сил. Настолько оно им неприятно. Человеку много раз дают шанс исправиться. Но, чаще всего, этот шанс принципиально игнорируется. И тогда наступает черед серии серьезных и тяжелых наказаний. А если и это не дает эффекта, то человеческое воплощение жестко прерывается. Не зависимо от конкретного возраста человека. И на будущее относительно его души Высшие силы делают соответствующие выводы. И воплощают эту душу неоднократно в камни, растения, животные, чтобы дать возможность поразмышлять, что называется. На досуге о себе самом и своей жизни. И вот, когда уровень одухотворенности конкретной души достигает желаемого необходимого минимума, принимается решение о возможном воплощении души в человеческое тело. Хотя, при этом, временные паузы между даже символическими воплощениями могут быть очень и очень продолжительными.
 
Все в этой жизни очень сложно. И все попытки многих людей подстроить законы жизни под свои индивидуальные капризы и прихоти заведомо обречены на неудачу. Ибо, не в человеческих возможностях и силах менять вечные классические правила и законы Жизни. Или существенно влиять на Высшие силы в соответствии со своими субъективными и предельно упрощенными взглядами и представлениями, принципами и убеждениями, правилами и законами.
 
Человеческая бездуховность, как принцип жизни, это своего рода попытка плевать против ветра. Ветру ущерба никакого, а вот, чем смачнее сделан плевок, тем сильнее будет запачкана одежда плюющего. И так было всегда и так будет всегда. Не зависимо от того, кто и что думает по этому поводу. Высшим силам важны не только практические результаты жизни конкретного человека, его намерения и стремления, желания и мечты по поводу повышения гармонии в себе и вокруг себя. Но и усилия.

Тонкость и трепетность души Марии
  Одним из несомненных достоинств Марии является тонкость и трепетность ее души. Ибо, без них нет ни интуиции, ни проницательности. В отличие от Марфы, Мария была в принципе способна более утонченно воспринимать все явления жизни, с которыми так или иначе сталкивалась. Чувство безграничной радости уже лишь от одного присутствия Иисуса помогло Марии хотя бы отчасти ощутить его уникальную неповторимость. Она не знала понятия «гармония личности», но, тем не менее, имела очень четкое и конкретное, яркое и мощное ощущение, которое она могла бы охарактеризовать примерно такими же по смыслу словами. И то, что Иисус обладал этой особенной гармонией, было для нее ясно и однозначно. Она чувствовала то, что рядом с ним душа ее не просто трепещет, а трепещет совершенно особенным образом.

Специфичность и яркость ощущений и впечатлений были настолько значительными, что не оставляли в ней мизерной доли сомнения в том, что перед ней находится истинный мудрец, учитель с большой буквы, какое-то особенное существо. Охарактеризовать которое у нее просто-напросто не хватало прежних и привычных, ясных и понятных слов. С некоторой даже грустинкой Мария отметила свою принципиальную несостоятельность в попытке описать трехмерный объемный куб понятиями, характерными для двухмерного квадрата.
 
И надо отдать ей должное - она не стала ударяться в банальную амбицию и обостренное самолюбие или в многочисленные и разнообразные комплексы неполноценности. Она просто поняла то, что такое явления, как Иисус, невозможно полноценно описать мирскими понятиями. Простыми, доступными и привычными. Что тут необходима принципиально иная система координат, система знаний высокой степени сложности, совершенно иной ракурс восприятия всех явлений жизни. И, в первую очередь, с духовной точки зрения.
 
Трепетность души Марии позволила ей получить не просто насколько иные ощущения и впечатления от общения с Иисусом, а принципиально иные. И их особенная яркость помогла ее разуму принципиально более адекватно расставить точки над «и» в ее восприятии Иисуса. Чего душа Марфы, лишенная утонченности и трепетности, сделать не смогла, ибо, была неспособна на такие интеллектуальные и психологические виражи. Вся внутренняя сущность Марии ощутила на себе мощную глобальную встряску.

Ее душа словно встрепенулась, широко расправив крылья, отправилась в легкий и непринужденный, стремительный и фантастически захватывающий полет. Ощущая, при этом, безграничную любовь Иисуса, его безмерную доброту. Из его глаз лился в нее, в ее душу такой замечательный свет, что Мария утратила чувство реальности, она была словно во сне. Настолько все было необычно и непривычно, но в тоже время удивительно приятно и радостно. Ее душа пела такую поразительную прекрасную и трепетную песнь от одного взгляда Иисуса, что уже один этот момент потрясал всю ее внутреннюю сущность до самых сокровенных уголков, надежно скрытых от обычной прозы жизни. Крылья ее души, как крылья прекрасной тропической бабочки, чутко воспринимали малейшее дуновение ветерка, самого незначительного потока вибраций, идущих от Иисуса. В их богатейшей интеллектуальной, психологической и духовной палитре. Ее трепетность ощущала особую интеллектуальную и психологическую эстетику мыслей и чувств Иисуса. И это приводило Марию в такой безграничный восторг, что он мощно захватывал все ее существо, заставляя даже сердце биться в унисон Гармонии Вселенной, носителем которой и был Иисус. Мысли и чувства Марии, возникшие в ней от общения с Иисусом, были похожи на стремительный горный поток, легко преодолевающий все препятствия на своем пути. На внутренний взор Марии словно кто-то надел специальные очки, ограничивающие восприятие второстепенных и внешних, и внутренних факторов. Душа ее погружалась в волшебную негу, обволакивающую дымку божественного аромата души Иисуса.
 
Праздник ума и души… Какими словами можно описать тебя. Это фантастическое счастье, чувство, близкое к божественной благодати. Через громадную любовь к Иисуса Мария, помимо своей воли и желания, ощущала не менее значительную любовь и к человечеству вообще. О, как ей хотелось вовлечь в этот великий праздник и других людей. Только она не знала состава этой волшебной рецептуры, так сильно опьяняющей ее (в хорошем смысле этого слова). К своему величайшему сожалению, она понимала свою несостоятельность в создании такого праздника своими собственными силами. Ибо, она четко понимала то, что это принципиально выходит за рамки человеческих возможностей вообще, и ее, в частности. Пример, Марфы резко уменьшал оптимизм Марии по поводу создания нового отдельного духовного и душевного праздника для всех других людей. Но, тем не менее, желание Марии было необыкновенно сильно. Оно было способно полностью подчинить себе всю ее сущность. Мария, как губка, впитывала в себя новые знания, свои мысли и чувства, впечатления и ощущения. Чтобы в последующем, после большой работы ума и души по осмыслению всего этого громадного комплекта информации, быть готовой нести в мир хотя бы отдельные крупицы мудрости Иисуса. Ибо, каждая из них была подобна гигантскому бриллианту с громадным числом граней, составляющих фантастически прекрасный рисунок.
 
Как же Марии было жаль свою сестру Марфу. Не будучи профессиональным психологом или философом, Мария, тем не менее, отчетливо понимала то, как много теряет ее сестра, избегая общения с Иисусом. Правильнее было бы сказать о том, что Марфа ставила бытовую сторону общения принципиально выше интеллектуальной, психологической и особенно духовной. Условно говоря, расставляла акценты совершенно неадекватным образом. Марии так и хотелось сказать Марфе о том, что она слишком сильно зациклилась на чисто мирских моментах. И о том, что нужно, по возможности, искать компромисс между делами мирскими и духовными. Но жизнь - это сложная штука. И поэтому объяснить человеку, стереотипно мыслящему, что такое творческое мышление и с чем его едят, почти невозможно. Как и лишенному тонкости и трепетности души доходчиво объяснить особенности и закономерности бытия человека с тонкой и трепетной душой. И так, к сожалению, дело обстоит и с несколькими десятками других фундаментальных достоинств и добродетелей из числа классических ценностей. Рожденный ползать, летать не может, как бы сильно этого не хотелось и ему самому и всем окружающим его людям.

Чувство благодати у Марии
  Для того, чтобы вести более адекватный разговор на данную тему, видимо, необходимо сказать хотя бы несколько слов по поводу того, а что такое чувство благодати. Чувство благодати - это совершенно особенное состояние души у человека, заключающееся в высокой степени комфортности, равновесия, некоторой приятной расслабленности, безграничной радости, безмерной любви к жизни, к людям, к миру, к Высшим силам. Это и осознание самого себя в качестве реальной и нужной частички всей Вселенной. Это и ощущение прикосновения к особой гармонии Космоса, уникальной и неповторимой, прекрасной и замечательной, мощной и вечной, всепоглощающей и доминирующей, облагораживающей и оздоравливающей, многогранной и многослойной, абсолютной и идеальной, реальной и конкретной, воспринимаемой всеми частичками внутреннего существа человека. Животные и растения, кстати говоря, тоже в некоторой степени ощущают чувство духовной благодати. Достаточно вспомнить львов у египетских старцев, медведя у Серафима Саровского, змей в монастыре Оптина Пустынь, зверей у обители Сергея Радонежского. Домашние животные, как правило, очень хорошо чувствуют добродетельного и одухотворенного человека, как и предметы высокой духовной ценности. Святая вода, добавленная в еду животным, способствует укреплению их здоровья, повышает качество шерсти у овец, количество яиц у кур, объем молока у коров, количество и качество приплода у всех животных.
 
Интенсивность проявления чувства благодати и частота возникновения в значительной степени зависят от конкретных личностных свойств того или иного человека. Так, человек с тонкой душевной организацией имеет шанс в несколько раз выше ощутить чувство благодати, чем человек с обычной душой. Несомненно, что вероятность возникновения этого чувства повышается с наличием трепетности души, не говоря уже об изящности. Буквально каждые десять процентов развития их свойств создают совершенно новую ситуацию со степенью восприятия благодати. Важную роль могут играть и следующие моменты: задатки какого уровня интеллекта присутствуют в человеке, какого уровня гармонии личности, добродетельности, психологической насыщенности, изощренности, многогранности, это и факт присутствия духовного воспитания и самовоспитания, самосовершенствования в целом. Не говоря уже о степени интенсивности этих процессов. Ибо, заведомо ясно то, что высокая степень интенсивности самосовершенствования может давать принципиально иные качественные и количественные результаты, чем низкая степень самовоспитания. Или, тем более, его полное (по большому счету) отсутствие.

Может влиять и частота посещения человеком храма вообще, церковных служб, в частности. Как и посещение особо священных и намоленных мест, прикосновение к духовным святыням, особая сила молитвы, ее трепетность и сокровенность. Играет роль и стремление человека узнать, понять и эффективно применить духовные законы человеческого бытия, как минимум. И бытия вообще, как максимум. Каждый из выше перечисленных факторов служит своего рода маленьким кусочком большой и сложной мозаики, что человек, окружающие и жизнь выкладывают внутри него.
 
Мария, видимо, была способна ощущать это чувство благодати. Хотя, скорее всего, не отдавая себе в этом полного отчета. Она просто чувствовала особую комфортность рядом с Иисусом. И понимала то, что для этого, видимо, есть очень серьезные и большие основания. Ибо, ей было ясно то, что подобные вещи не возникают случайно и произвольно. Мария, скорее всего, не знала того, что перед ней находится сам Господь. Но все в Нем говорило ей о том, что это есть нечто совершенно особенное. А поэтому и требующее к себе абсолютно иного отношения, чем к обычным и простым людям. Ее внимательность и бдительность помогли ей настроиться должным образом на общение с Иисусом. И получить большую пользу для своего ума, души и духа. Не говоря уже о большой и совершенно уникальной радости. Воспоминания, о которой будут до конца жизни освещать душу Марии, согревать ее внутреннее существо, создавать особенный жизненный настрой, способствовать дальнейшему развитию ее личности и гармонизации ее в целом.
 
И даже более того: Мария станет ее более внимательно относиться ко всем явлениям жизни, более глубоко и основательно их осмысливать. В том числе, и с учетом новой информации, полученной от Иисуса. Она будет стремиться к наиболее успешному применению новых законов бытия, обрабатывая новые способы и методы, определяя новые цели и задачи, еще более одухотворенные. В результате чего, ее жизнь поднимется, как минимум, еще на одну ступень совершенства и гармонии, успешности и благополучия, создавая стабильное ощущение душевного равновесия и комфорта. Она станет реально гораздо счастливее, в отличие от ее сестры Марфы. И всех людей, относящихся к психотипу Марфы.

Чувство изящного у Марии
  Конечно, нужно отдельно отметить и тот факт, что Мария, несомненно, имела вполне конкретные задатки чувства изящного. И, видимо, это были задатки интеллектуальной и психологической (а, может быть и эстетической) изящности. И тут двух мнений быть не может: это чувство или есть в человеке, или его нет. И объяснить, в частности, Марфе, лишенной этого чувства, то, что такое чувство интеллектуальной или психологической изящности принципиально невозможно. Ибо, это похоже на то, как дальтонику пытаться объяснить красоту картины в ее полутонах и оттенках. Или близорукому человеку рассказывать о красоте удаленной линии горизонта. Для африканца снег такая же абстракция, как для чукчи палящее солнце.
 
Мария, благодаря своему чувству интеллектуальной изящности, смогла увидеть и почувствовать изящность мысли Иисуса. Что, несомненно, кроме всего прочего, способствовало усилению ее чувства симпатии и уважения к Иисусу. Но, Мария смогла не только почувствовать сам факт присутствия изящности мысли Иисуса, но и мощность этого особенного элемента. А вот уже это привело к тому, что в ней возникло чувство поклонения и преклонения относительно этого удивительного и неповторимого человека, доходящее до откровенного и мощного благоговения. Иисус чувствовал все три этих момента в Марии. Он видел четко и конкретно состояние ее души и ума. И именно это послужило поводом для того, чтобы он пожелал сообщить ей многие свои сокровенные мысли. Совершенно игнорируя, при этом, присутствие Марфы. Для которой сокровенная беседа Иисуса была лишь банальной болтовней на странные и непонятные, абстрактные и непривычные темы. Простым заполнением свободного времени. На фоне чего ее хозяйственные заботы и хлопоты выглядели в ее глазах чем-то особенно важным и ценным. О чем она и не преминула сообщить Иисусу. И не просто так, а с вполне конкретным недовольством и раздражением. Иначе говоря, с элементом деструктивности и дисгармоничности. О каком тут чувстве психологической изящности можно было вести речь? Все было предельно банально и прозаично.
 
Необходимо отметить, что различие в менталитете человека с чувством интеллектуальной или психологической изящности и человека, лишенного этого чувства, не просто некоторое, а принципиальное. И то, что для первого естественно и закономерно, легко и понятно, то для второго принципиально невозможно и находится вне его поля зрения, условно говоря. Богатство палитры интеллектуальных и психологических красок всех явлений жизни остается недоступным второму типу человека, этому психотипу Марфы. То, что может привести в восхищение и восторг Марию, как определенный психотип (к сожалению, достаточно редкий вообще в настоящее время, в частности), то, как правило, оставляет совершенно равнодушной Марфу. Это, как минимум. А, как максимум, еще и вводит в дополнительное и, нередко, мощное раздражение. Вызывает всплеск многочисленных и разнообразных деструктивных и дисгармоничных эмоций и мыслей, желаний и стремлений, намерений и поступков. Ничего конструктивно не может возникнуть в принципе.