Творческая личность. Глава 2. Часть 3

Александр Иванович Алтунин
Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый тебе учитель
Этот афоризм древнего мудреца имеет не только несколько логических граней, но, видимо, еще и несколько слоев. По большому счету, каждый человек, встречающийся на нашей личной жизненной тропе, - это посланник Высших сил. И те люди, которые глупы и примитивны, деструктивны и дисгармоничные, лживы и лицемерны (и обладатели тех или иных ста основных пороков и еще более четырехсот просто недостатков, которые являются таковыми лишь при слабой степени своего развития, а при выраженной степени переходят в пороки) посылаются нам для того, чтобы мы наглядно могли увидеть то, что и мы можем превратиться в таких людей, если не будем сознательно и целенаправленно заниматься своим самовоспитанием и самосовершенствованием.

Хорошо бы при этом основательно и пожизненно проникнуться чувством искренней благодарности и признательности, Высшим силам за то, что они решили поместить конкретно в нас столь добродетельную душу и задатки хорошего (не говоря уже о большом) интеллекта, различного рода способности и таланты. Как, впрочем, и за то, что они послали нам определенное число столь же умных и добродетельных людей, как и мы сами, среди знакомых и друзей, близких и родных, соседей и коллег. И просто, вроде как, случайных прохожих или тех, кто прямо или косвенно по тем или иным вопросам соприкасается с нашей жизнью и деятельностью.

Порочность некоторых окружающих дополнительно напоминает нам о том, что мы должны быть максимально внимательны и доброжелательны к тем, кто добродетелен. И о том, что мы должны должным образом уважать и ценить, любить и беречь этих людей. Дорожить своими отношениями с ними. Ибо, нам иногда кажется, что поток очень добродетельных и замечательных людей в нашей конкретной жизни будет постоянным и бесконечным. А потому нам, вроде как, можно и не заморачиваться по поводу присутствия в нашей жизни того или иного конкретного хорошего человека. Ибо, их, по идее, в силу наших многочисленных и разнообразных иллюзий и заблуждений, будет еще очень много. К сожалению, это далеко не так. Об этом пишут многие мудрецы. Да и автор на своем собственном примере неоднозначно очень четко и наглядно в этом уже убедился. Только вот, за свои иллюзии и заблуждения приходится платить столь большую и непомерную цену, что, как говорится, мало не кажется.

У некоторых наших встречных имеется совершенно особая миссия относительно нашей личности и нашей жизни. А мы, по своему духовному невежеству, не понимаем этого. И проходим мимо этого человека, впуская его в свою жизнь лишь в очень незначительной степени и на весьма короткий момент времени. А этот человек мог внести в нашу жизнь нечто не только просто положительное, а очень ценное и важное. В ряде случаев, фундаментально и принципиально изменив нашу жизнь в лучшую сторону. И без дополнительных чрезмерных усилий нашего ума и души. Но мы пренебрегли этой возможностью, этим шансом. Получается в результате, если смотреть по большому счету, что мы пренебрегли мнением Высших сил. А они, видя наше столь глобальное духовное убожество, решили, что, в лучшем случае, подобного рода подарок они сделают через много лет после этого. А, в худшем случае, уже больше никогда. Вот вам и свобода выбора, как мощное и весьма изощренное искушение для неокрепшей души. Хорошие люди посылаются нам за то, что мы когда–то что–то сделали хорошее.

И Высшие силы в знак благодарности делают нам нечто приятное или полезное. Иногда и то, и другое сразу, но гораздо реже. И это как дополнительная мотивация для нас на будущее. Чтобы мы не просто продолжали по-прежнему делать добрые дела, а, ощущая особенную потребность в подарках жизни, причем желательно, крупных, старались делать хорошее и доброе как можно чаще. Как можно многограннее и разностороннее, сложнее и осмысленнее, качественнее и искреннее, бескорыстнее и изощреннее. Прикладывая, при этом, все силы ума и души, фантазию и воображение, сообразительность и изобретательность, способности и таланты, интуицию и проницательность, чувство прекрасного и изящного, утонченность и трепетность своей души. В некоторых случаях, еще и гармонию и крепости своего духа (если таковые имеют место быть).

Более выраженные способности и таланты хороших людей предлагают для нас мысль о том, что и мы должны очень серьезно работать над собой, чтобы достигнуть похожих результатов в развитии своей личности, в своем творчестве и жизни вообще. Более выраженные достоинства и добродетели отдельных окружающих говорят нам о том, что перед нами есть еще очень дальние горизонты, которых желательно когда-нибудь достигнуть. Чтобы получить основание для собственного внутреннего глубокого чувства удовлетворения собой и своей жизнью. И обрести истинный душевный комфорт и равновесие, как предпосылку для счастья.

Пример труда добродетельных окружающих показывает нам, что все хорошее возникает в жизни только как результат большого и сложного, интенсивного и продолжительного, добросовестного и осознанного труда.
И это учит нас быть еще более упорными и усердными, трудолюбивыми и добросовестными, серьезными и разумными не только в нашей жизни, но и во внутреннем мире, наедине с самим собой.
Добродетельность окружающих, при нашем объективном и бесстрастном отношении к ней, когда она существенно превосходит нашу собственную, помогает нам стать еще более гармоничными и одухотворенными. Служить Гармонии Вселенной, а не своим личным капризам и прихотям для удовлетворения злых духов своенравности и сумасбродства, эгоизма и рационализма, самовлюбленности и самоуверенности, привередливости и нетерпеливости, амбициозности и стервозности.

Ошибки и неудачи окружающих могут наводить на нас вывод о том, что в жизни необходимы постоянная повышенная внимательность и бдительность, осторожность и аккуратность, осмысленность и серьезность. И о том, как много нужно знать и понимать, чтобы избегать хотя бы самых элементарных ошибок. Не говоря уже про сложные и очень сложные.

Неудачи даже самых умных и добросовестных людей учат нас тому, что в этой жизни далеко не все зависит только от человека. Есть еще и Высшие силы, которые прямо или косвенно, но постоянно и регулярно управляют многими явлениями и процессами жизни вообще, и нашей, в частности. И если что–то им неугодно, но все наши самые замечательные усилия будут совершенно напрасными. А потому нужно строить свои отношения с ними в максимально конструктивном ключе. Активно и целенаправленно познавая и постигая основные духовные и психологические законы жизни. И максимально добросовестно учитывая их в своей жизни. В том числе, в отношениях с самим собой.

Одухотворенность Марии
Для непосвященного человека ситуация встречи Марии и Иисуса, по большому счету, ничем особенным не является. Мало ли кто с кем и где встречается. С одной стороны, это действительно так. Миллионы встреч были, есть и будут. И, в большинстве своем, без особых последствий и результатов. Так, если смотреть с точки зрения обычной житейской логики, может ли одна встреча быть принципиально более ценной и важной, чем миллионы других, внешне абсолютно похожих на нее? Особенно, если этой встрече не предшествовало какое-либо особенное событие (если не по сути, то хотя бы по форме).

Большинство обычных людей ответит на этот вопрос отрицательно. И в своей плоскости восприятия жизни будет право, потому, как это большинство не только не знает, но даже и не подозревает о том, что кроме житейской, мелкой и повседневной, обычной и привычной плоскости бытия, есть ещё и другая. И не просто несколько иная, а принципиально другая плоскость – духовная. Существующая по совершенно иным правилам и законам. И имеющая не просто чуть большую ценность и значимость, а минимум, в десятки раз большую. И это принципиальное различие было всегда в прошлом, есть в настоящем и останется навсегда в будущем. И не только в рамках одного народа или государства, но в масштабах всего человечества и даже Вселенной в целом. Не зависимо от того, кто и что думает по этому поводу.

Большинство людей и в прошлом, и в настоящем настолько уверены в большой гармоничности своей личности, что мысль о том, что они нуждаются в каких-либо существенных метаморфозах и преображениях, представляется им принципиально нелогичной, если не сказать, что откровенно нелепой. Ведь дополнительные два-три процента совершенства не могут, по их искреннему убеждению, принципиально изменить существующее положение вещей. Иначе говоря, уже имеющееся совершенство их личности в девяносто-девяносто восемь процентов. Так чего ради особенно стараться и напрягаться, если дело обстоит и без того достаточно неплохо. А то, что их реальный  истинный уровень гармонии, чаще всего, находится в диапазоне двадцати – тридцати процентов, – это остается, что называется, вне их поля зрения.

Видимо, большую роль играет тот момент, что есть ли в конкретном человеке задатки гармонии хотя бы среднего уровня или нет. Как и задатки среднего уровня одухотворенности. Которые нередко, помимо воли и желания человека, создают у него интуитивное ощущение того, что все может быть не просто чуть лучше, а принципиально лучше и в них самих, и в их жизни, и в их творчестве (если оно имеет место быть). Эти задатки, в совокупности с некоторыми другими моментами, создают вполне определенные и конкретные предпосылки для возникновения жажды самосовершенствования.

И в Марии, видимо, такие задатки (очень-очень редкие среди основной массы населения – у двух-трех из тысячи) присутствовали. И потому она, как никто другой, была внутренне готова воспринимать не просто что-то новое, а принципиально новое, более важное и более ценное, чем то, что уже имелось в ее личности. Даже из числа самого лучшего и замечательного. На такой внешне простой шаг у девяносто девяти процентов людей просто-напросто не хватает самокритичности и элементарного мужества. Это только с точки зрения формальной логики представляется, что большинство людей по своей сути благополучно. В том числе, и с духовной точки зрения. А реальное положение вещей далеко не столь оптимально, как нам всем этого хотелось бы. Восемьдесят процентов людей имеют уровень одухотворенности или очень низкий или просто низкий. И только десять процентов имеют средний уровень. А высоким уровнем (в задатках, в первую очередь) обладает менее одного процента. Простор деятельности, что называется, безграничный.

Если же смотреть на особенности эволюции личности именно с духовной точки зрения, то окажется, что даже при самом интенсивном и добросовестном самосовершенствовании в течение всей человеческой жизни, продолжительностью сто лет, девяносто процентов людей могут продвинуться на своем пути совершенствования (в плане уровня гармонии и одухотворенности) лишь на один процент от теоретически возможного. Иначе говоря, для обретения истинной гармонии и одухотворенности этим девяноста процентам людей понадобится, минимум, сто воплощений в человеческом образе. Каждое по сто лет.

Проза жизни – это вещь суровая и беспристрастная, неумолимая и категоричная, конкретная и временами весьма жестокая к самоуверенным и самовлюбленным, своенравным и сумасбродным людям, пренебрегающими правилами и законами жизни духовного характера. То, чем живет девяносто процентов людей (жило две тысячи лет назад и еще две тысячи лет будет жить) – это прах у ног истинно одухотворенных. В частности, в их число можно включить и Христа, и некоторых других духовных лидеров человечества. И Иисус прекрасно отдавал себе отчет в том, что люди, с которыми он общается, в своем духовном развитии не просто стоят на духовной иерархической лестнице на одну ступень ниже него. Нет, различие, на самом деле, было, минимум, в сто ступеней. Ибо, даже самые лучшие и достойные среди основной массы людей, занимали на этой лестнице лишь вторую нижнюю ступень из двадцати-тридцати возможных. И вот, четко осознавая эту громадность различия между собой и окружающими, Иисус, тем не менее, не проявлял высокомерия и пренебрежительности, чванливости и формализма, самоуверенности и самовлюбленности, отгороженности и отчужденности. Для него люди были подобны насекомым в нашем житейском восприятии. Настолько значительной была дистанция в гармонии, одухотворенности, мудрости и прочим фундаментальным параметрам из числа вечных классических ценностей.

И если уж Иисус, осознавал дистанцию в двадцать-тридцать ступеней, оставался внимательным и доброжелательным к простым и обычным людям, то нам всем, что называется, сам Бог велел брать с него пример.

Мудрость Марии, при всей относительности ее величины, тем не менее, видимо, была чуть выше средней. И именно это и почувствовал Иисус, посчитав ее достойной своей индивидуальной беседы. Вот, если вам предложат побеседовать с конкретным муравьем, то, что вы при этом подумаете? Вот именно, что это есть самая явная и откровенная глупость, ибо смысл и, условно говоря, коэффициент полезного действия при этом будет равен нулю. А вот Иисус увидел в Марии действительно благодатную почву для помещения в нее зерна Своей мудрости. Ибо, оно не просто продолжит свою жизнь в этой благодатной почве, оно даст обильный урожай в десятки, а, может быть, и сотни новых зерен, готовых к продолжению своего рода, к многократному умножению. И пусть даже всего лишь количественно. На первом этапе развития человеческого общества и это очень важный и ценный момент, имеющий вполне реальную и серьезную, основательную и благоприятную перспективу.

Вот ведь какая интересная получается история. Если уровень мудрости хотя бы чуть-чуть выше среднего, то это оказывается не просто некоторым количественным отличием, а, в первую очередь, качественным. И даже более того: принципиально иным. И с точки зрения перспективы развития (более быстрое и более основательное) и с точки зрения реальных возможностей уже в своем нынешнем статусе. Многое из того, что может человек с уровнем гармонии (или одухотворенности) чуть выше среднего, остается за гранью возможного для девяноста девяти процентов остальных людей. О высоком уровне гармонии и одухотворенности, в данное случае, речь вести не стоит, ибо это тема для большого и отдельного разговора, принципиально выходящего за рамки конкретной работы.

Духовная диалектика жизни имеет свои особенные и специфические правила и законы, принципиально отличающиеся от привычной мирской логики. Но, для постижения даже этой отдельной и даже далеко не самой сложной истины у девяноста процентов людей, как показывают тридцать лет наблюдений и исследований автора, а также двести фундаментальных трудов классиков философии и психологии, не хватает ни ума, ни воли, ни мышления, ни мудрости. Что же говорить об истинах, во много раз более сложных? Нам всем кажется, что, если бы именно мы оказались на месте Марии при ее общении с Иисусом, то мы повели бы себя аналогичным образом. И добросовестно наполнились бы мудростью Иисуса. Всем приятно тешить свое самолюбие подобного рода иллюзиями.

Но общение автора с пятидесятью тысячами людей показало, что девятьсот девяносто девять человек из тысячи принципиально не готово к восприятию даже самых элементарных истин психологического или духовного характера, если они хотя бы на десять процентов (о пятидесяти-семидесяти речи вообще не идет…) отличаются от привычных для них мнений и представлений, принципов и убеждений, правил и законов.

Иначе говоря, имея возможность личного выбора, эти девятьсот девяносто девять человек из тысячи предпочли бы вообще не общаться с Иисусом по собственному желанию. Было бы это для них полезно – это уже другая сторона медали. Но то, что банальный рационализм взял бы верх над прочими их рассуждениями – это, несомненно. Ибо, все, что не может дать быстрый и конкретный результат, особенно ощутимый практически, для рационалиста имеет минимальный смысл и ценность. А, следовательно, раз и навсегда. Вот такая специфическая логика.

Мария, условно говоря, выглядела и выглядит в настоящее время буквально «белой вороной» среди прочих людей. Настолько сильно отличается ее подход к жизни, к себе, к гармонии, духовности и многим другим классическим ценностям. Марфа предпочла мирскую суету духовному общению. Но что она при этом выиграла? Это еще очень и очень большой вопрос. Выигрыш от такой логики всегда был и всегда будет нулевой, а вот проигрыш может быть гигантской величины. Обесценивая все мирские радости и удовольствия в принципе.

Отношение женщин к мудрости
Если спросить большинство женщин о том, как они относятся к мудрости, то они, как правило, ответят, что положительно. Так им хочется думать. Но, наблюдения автора последние сорок лет и труды классиков психологии и философии (не говоря уже о мудрецах пятого-десятого века) говорят о совершенно обратном. Существует очень старый и очень распространенный стереотип о том, что ум (и, тем более, мудрость) – это не самое главное достоинство женщины. Причем, так думают не только мужчины, но и женщины. Почему так думают мужчины? Ответ не прост. Во-первых, так думают не все мужчины, а лишь процентов девяносто. Остальным хотелось бы, чтобы рядом с ними постоянно находилась умная женщина, способная радовать своим интеллектом и самого мужчину, и всех других. В этом видят некоторые даже элемент престижности.

Но почему большинство мужчин не особенно жаждет иметь рядом умную женщину? Потому что при этом самому нужно быть еще более умным, чтобы не выглядеть на ее фоне полным дураком. А серьезно заниматься своей личностью в нашей стране не принято у большинства людей, в том числе, и мужчин. С формальной житейской точки зрения, самовоспитание, и ныне, и прежде, не модно и не особенно престижно. Никто из личного непосредственного окружения не оценит даже саму идею самовоспитания, как таковую. Не говоря уже о каких-либо промежуточных этапах в этой долгой и нудной работе. Собственно, о важности и ценности самовоспитания у нас никто и нигде не говорит и даже не касается этой темы частично, не говоря уже об основательном и детальном освещении этой темы. Большинство мужчин делает акцент на внешней привлекательности женщины, ибо, это льстит их мужскому самолюбию. С одной стороны. А с другой стороны, имеет место быть банальное потребительское отношение к женщине. Все ее способности и таланты, достоинства и добродетели представляются ценными лишь в той степени, в какой они могут ублажать того или иного конкретного мужчину. А сами по себе, как таковые, по их мнению, они не имеют смысла вообще.

Не говоря уже о какой-либо особенной ценности. Женщина должна быть своего рода бесплатным приложением к мужчине. Причем, не зависимо от его реальных достоинств и добродетелей, способностей и талантов, уровня интеллекта и одухотворенности, гармонии личности в целом, степени самодостаточности. И для многих женщин, к сожалению, это единственный вариант существования в этом мире. Но не для всех. Обладательницы классической женственности хотя бы в умеренной степени (не говоря уже о большой) имеют право видеть рядом и мужчину с комплексом достоинств классической мужественности. Но это явление вообще, и в современном мире, в частности, встречается столь же редко, как и классическая женственность (десять-двадцать процентов). Не говоря уже о том, что последние десятилетия в мире и в нашей стране усилились деструктивные процессы эмансипации. В результате чего в понятия классической женственности и мужественности вошли разнообразные и многочисленные искажения и извращения интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Не говоря уже о том, что многие женщины стали еще больше походить на мужчин, а мужчины – на женщин. Причем, не только внешне, но и внутренне. Своей психологией и философией бытия.

Например, тридцать лет назад только пять процентов женщин мечтали о собственном бизнесе, а теперь шестьдесят-восемьдесят. Примерно столько же стали видеть в мужчинах прямых и явных конкурентов по жизни. И все было бы не так плохо. Но женщина – это существо более хитрое и более изобретательное в житейском смысле. Поэтому, даже при наличии умеренных способностей и возможностей, оставляет большинство мужчин далеко позади себя. Наполняясь при этом безграничным пренебрежением и презрением к ним. У женщин встречается несколько чаще психологическая интуиция и проницательность, чувство обратной связи, внимательность и бдительность, изобретательность и сообразительность простого житейского уровня, что очень часто служит мощной основой для возникновения и стремительного развития авантюризма и интриганства, склонности к психологическим манипуляциям не только тем или иным ближайшим мужчиной, но и широкими массами людей, в отдельных случаях, даже общественным мнением в целом. Косвенная роль женщин в истории всего человечества всегда была и всегда будет огромной.

В соответствии с общественными стереотипами о доминировании внешности в восприятии женщины окружающими (в том числе и другими женщинами) большинство из них уделят своему внешнему виду в десятки или сотни раз больше сил и времени, нежели своему внутреннему миру. Своему интеллекту, одухотворенности, гармонии личности. И это, как ни странно, в значительной степени оправдано. Ибо, истинных ценителей этих несомненных и вечных достоинств становится все меньше и меньше. Буквально, не более пяти процентов людей. Хотя об этом совершенно отвлеченно все любят порассуждать в свободное время. При этом особенно сильно упражняясь в иронии и сарказме, язвительности и желчности, местами даже банальной стервозности.

Эмансипация – это палка о двух концах. Добившись вполне определенного социального равенства с мужчинами, женщины попали в свой собственный капкан. Они стали работать так много и так тяжело, что сил на себя, на свою личность, уже буквально не остается. Понятие «хранительница семейного очага» предельно извратилось, превратившись в банальную домработницу. И как это не покажется странным с житейской точки зрения, но те современные женщины, которые не работают и плюс к этому имеют прислугу, деградируют гораздо чаще и гораздо интенсивнее и психологически, и духовно, чем работающие. Не зря же в народе говорят, то «безделье – это мать всех пороков».

Акцент на своих внешних параметрах приводит к тому, что женщины, в большинстве своем, перестают развиваться в лучшую сторону. И нередко, вместо хорошего появляется плохое, включая процесс психологической и духовной деградации. И личности, и общества, и государства, и человечества в целом.
Низкий уровень интеллекта многих женщин (не говоря уже о мудрости) приводит к укреплению стереотипа мужчин о глобальной глупости женщины, как стандартного существа женского пола. Что, естественно порождает косвенное (в лучшем случае) пренебрежение к женскому полу вообще. Грубо говоря, большинство мужчин, особенно со стандартным менталитетом, считает, что стандартная женщина – это большая дура.

А потому какого-либо особенного уважения не заслуживает. И вровень даже с самым замухрышным мужчиной стоять не может. Автор эту точку зрения не разделяет, а лишь констатирует ее наличие и распространение. И, с точки зрения стандартного мужчины, если развитие женщины, как личности, не сулит дополнительных благ именно для него, то такое развитие необходимо в идеальном варианте полностью остановить. Или в значительной степени затормозить. Чтобы оно не отрывало у женщины времени и сил на ублажение мужчины.

И тут уже вопрос не об индивидуальной психологии, а об общественной и государственно политике. Ибо, истинная гармония личности женщины – это твердый залог процветания и общества, и государства. И их первичная и священнейшая обязанность – это создать должные условия для того, что все граждане, и в том числе, женщины, могли заниматься своим личностным развитием. Конечно, это очень непросто. Это требует принципиальной перестройки всей политики и идеологии, психологии и философии и общества, и государства. Когда чиновники и правительство будут именно творчески шевелить своими мозгами. И во много раз быстрее.

Привычка пренебрежения вечными и универсальными классическими ценностями приводит к тому, что человек, встречаясь с возможностью существенно повысить свой уровень мудрости, демонстративно игнорирует эту возможность. Оставаясь наедине со своим глобальным невежеством. Создавая тем самым основу для своих будущих проблем и неприятностей, драм и трагедий. Переживание которых, к сожалению, ничему не учит такого «умника». Запускается процесс усиления отторжения мудрости с каждым последующим поколением. С заменой ее на разнообразные и многочисленные искажения и извращения. Только, когда внешне привлекательная женщина оказывается почти полной дурой, это производит вдвойне неприятное впечатление на мужчину даже с самым минимальным уровнем мудрости.

Женская мудрость даже среди женщин воспринимается весьма неоднозначно. Большинство склонно объяснять разумность той или иной конкретной женщины лишь случайным стечением обстоятельств благоприятного характера. Зависть и ревность к чужим достоинствам и добродетелям, способностям и талантам, победам и достижениям приводит к весьма изощренным интригам и авантюрам против их обладателя. И тут женщинам нет равных. По твердому убеждения автора, даже десять мужчин не смогут придумать такого гадкого и дрянного, что может придумать одна женщина. И более того: почти во всех мужских интригах ведущую роль играет женщина. Как режиссёр и вдохновитель. А, в ряде случаев, и как исполнитель.
Еще в 15 веке собирался католический собор, который решал вопрос о том, что такое женщина. Порождение Бога или дьявола. Ибо, у женщин контакт с темными силами во много раз легче, чем у мужчин. По крайней мере, в среднестатистическом варианте. Так что все очень и очень непросто.

К сожалению, классической чертой женщины все больше и больше становится сумасбродство и своенравность, капризность и прихотливость, экстравагантность и экзальтированность, упрямство и импульсивность, переменчивость и двойственность, доминирование житейской логики над духовной, психологическое и духовное невежество, самоуверенность и самовлюбленность, ревность и зависть, злопамятность и мстительность, эгоизм и алчность. И прочие разнообразные сочетания из числа ста пороков и трехсот недостатков. Как глобальная и доминирующая деструктивность и дисгармоничность. Определяя весьма грустное будущее всего человечества в целом.

Отстраненность людей от философии бытия
Если посмотреть на ситуацию ухода Марфы от духовного общения с Иисусом более серьезно и более основательно, то выявляется некоторые не только особенности ее личного менталитета, но и закономерности людей ее психотипа. И особенности существования внутреннего мира человека, ведущие к принципиальному отторжению мира человека, ведущие к принципиальному отторжению большой и истинной духовности. Но не только в его жизни, как отдельного индивида, в частности, но и в жизни вообще. В том числе, жизни общества и государства, да и человечества в целом. Вот такие «небольшие» особенности и закономерности ситуации и имеют место быть. Все, что начинается порой с индивидуальной прихотливости и привередливости, сумасбродства и своенравности, капризности и причудливости, экстравагантности и демонстративности, в конечном счете, переходит в общественную и государственную политику и идеологию, психологию и философию. Иначе говоря, в принципиально более масштабные явления Бытия.

Нежелание девяносто девяти процентов людей хотя бы чуть серьезнее относиться к философии вообще, и к философии бытия, в частности, оборачивается гигантским ущербом не только для их индивидуального существования, но и для развития и эволюции и общества, и государства. Именно поэтому написаны десятки и сотни философских трудов о многогранной и интенсивной психологической и духовной деградации и России, и Европы. Идущей последние триста-четыреста лет особенно интенсивно.

Собственно, всем и всегда было понятно то, что без больших и продолжительных, сознательных и целенаправленных усилий в любой сфере жизнедеятельности невозможно достигнуть даже самого минимального мастерства, не говоря уже о виртуозности. А если и вы, и многие другие члены общества, сознательно уходите от постижения философии человеческого бытия, то откуда возьмется одухотворенность и гармоничность этого самого бытия? Чаще всего, получается так, что к власти приходит опытный и изощренный манипулятор (или его ставленник, что по сути дела, ничего не меняет для общества в целом), который использует свои возможности для личного обогащения и обогащения своей политической группировки. О проблемности и драматичности этой ситуации писал ещё философ Беляев в девятнадцатом веке, продолжая эту мысль и в первой половине двадцатого века.

Принципиальное непонимание даже основных духовных правил и законов бытия среди основной массы населения приводит к тому, что девяносто девять процентов чиновников, имеющих ту или иную меру власти, имеют принципиально низкий уровень духовности. В соответствии с которым строят жизнь всего общества и государства. И пока в обществе не станет, условно говоря, «модным» заниматься более-менее серьезно философией, все останется прежним. Никакая положительная эволюция будет невозможна в принципе.

Дополнительный драматизм ситуации придает еще и следующий момент: люди, обладающие реальной духовностью, к сожалению, к власти особенно не стремятся. Ибо, свои основные усилия они, в большинстве своем, тратят на личное развитие. А вот те, кто интенсивно стремится к власти, как правило, какой-либо существенной духовностью не отличаются. И чтобы изменить эту тенденцию, нужно произвести очень большие и очень сложные метаморфозы в обществе. А большинство людей отличается принципиальным негативны консерватизмом интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. И именно потому встречают буквально «в штыки» почти любые инициативы, идущие от отдельных рядовых граждан. То, что Леонардо да Винчи и Макиавелли, к примеру, понимали принципиально больше в жизненно важных вопросах, чем большинство других людей, в том числе и элиты общества, никак не способствовало возникновению дополнительной симпатии и уважения к ним. Совсем наоборот, это были явные изгои общества. Которое с гораздо большим удовольствием сожгло бы их (а такие попытки реально предпринимались неоднократно…), нежели прислушалось к их мнению.

Собственно, еще библейские пророки сталкивались не только с некоторым непониманием их мыслей, но и с откровенной ненавистью большинства людей. Но в библейские времена такое поведение было хотя бы отчасти простительно. А вот, в настоящее время, век стремительного развития средств массовой информации уровень ответственности буквально каждого человека перед обществом и государством значительно повышается. И то, что прежде, так или иначе, сходило многим с рук, теперь стремительно набирает дополнительную проблематичность и драматичность. И многие начинают серьезно об этом задумываться. Но без серьезного и конструктивного погружения вполне определенной группы лиц в философию человеческого бытия такие «специалисты» рождают лишь очередную серию суррогатов социальной политики и идеологии, науки и культуры. Без проникновения в истинную философию Бытия почти все современные реформаторы и революционеры принципиально бесплодны в плане построения адекватной общественной и государственной идеологии и политики.

Должно измениться отношение и общества, и государства к философам. И не просто в некоторой степени, а в принципе. Не говоря уже о том, чтобы провести серьезный отбор среди так называемых профессиональных философов на предмет их реальной компетентности и потенциальной плодовитости. Что, безусловно, сделать очень непросто. Ибо, нет четкой системы критериев, по которым можно это сделать.
Французская революция, приход Гитлера к власти, две революции в России – все это изначально было обречено на принципиальную неудачу, ибо игнорировало законы Бытия. На основании того, что мы новый совершенно другой мир построим, существующий на принципиально иных законах. Законы Бытия, были, есть и всегда будут одни и те же. Разным будет лишь степень их понимания и практического учета в том или ином конкретном обществе или государстве. Хотя, по большому счету, процент духовного невежества людей, не зависимо от его величины в пятьдесят или восемьдесят процентов ничего не меняет в самой сути этого невежества, в его проблематичности и драматичности. Причем, как реальных, так и потенциальных.

Ведь, если смотреть бесстрастно, то выявится тот факт, что девяносто процентов людей на девяносто процентов далеки от истинной одухотворенности. Среди интеллигенции эти показатели чисто количественно несколько иные, но это не меняет, к сожалению, сути дела. Ибо, с интеллигенции спрос в пять-десять раз больше, чем с остальных. И каждый ее вывих интеллектуального и психологического, духовного  и эстетического характера, ставший модным в последнее время, так или иначе, но обязательно ударяет по гармонии и благополучию общества и государства не только в настоящем времени, то и в будущем. И, судя по степени деструктивности современных тенденций, по очень отдаленному будущему всех членов общества того или иного государства. Да и человечества  в целом.

Ощущение особой гармонии Иисуса
Смотришь на картину и понимаешь то, что именно Мария смогла почувствовать совершенно особую гармонию Иисуса. Конечно, это касалось и чисто внешних параметров его внешности. Но, главным образом, это относилось к его внутренней сути. С интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения. Иисус был совершенен во всех этих ведущих четырех направлениях. И этим принципиально отличался от простых людей. Не говоря уже о том, что в каждом из этих направлений он имел такую высокую степень гармоничности, что даже самым талантливым и гениальным людям и не снилось.

Мария, в отличие от Марфы, смогла не столько понять, сколько почувствовать то, что перед ней находится совершенно особенное существо, имеющее человеческий облик. Но, тем не менее, настолько сильно отличающееся от всех обычных и даже выдающихся людей, что ей казалось банальным казусом назвать Иисуса просто человеком. Какое-то высшее, неземное очарование и обаяние шло от Иисуса, что Мария всеми фибрами своей души буквально наслаждалась даже просто Его присутствием. А то блаженство, что она ощущала от слов Иисуса, не шло в сравнение ни с чем из прежней жизни Марии. Это одновременно и радовало Марию, как нечто совершенно особенное. И несколько пугало. Ибо, она, быть может, впервые в своей жизни не могла разложить по полочкам в своей голове то, что происходило рядом с ней и внутри нее. Ей просто-напросто не хватало и слов, и выражений, чтобы хотя бы схематически описать свои ощущения и впечатления, свои мысли и чувства. И не будем слишком строгими к ней. Ибо, у нее не было прежнего большого опыта по восприятию и анализу каких-либо явлений жизни столь высокой сложности, точнее сказать – высочайшей. Где-то очень глубинной своей сутью Мария ощущала то, что она, несмотря на свою вполне определенную разумность и некоторую жизненную опытность (она была, по большому счету, не глупее большинства из своего окружения), тем не менее, в принципе не способна даже примерно себе представить масштабность личности Иисуса, уровень концентрации Его мысли и чувства, степень Его совершенства, величину Его мудрости и одухотворенности.

Она, конечно, не знала подробной классификации всех человеческих достоинств и добродетелей (их все-таки более четырехсот), но, тем не менее, отчетливо понимала то, что все самые главные добродетели представлены в Иисусе в наибольшей степени. Выражаясь современным языком, могут быть оценены, по системе школьных оценок, пятью баллами с плюсом. Хотя Мария где-то в глубине души чувствовала то, что мало того, что по всем параметрам нужно ставить пять баллов, так еще добавлять к пятерке, как минимум, два или три плюса. И это одновременно радовало ее душу и ошеломляло ее ум. Она чувствовала свою принципиальную неспособность адекватно оценить Иисуса, как какое-то целостное, сложное и многогранное явление. Ибо, все обычные человеческие мерки оказывались совершенно несостоятельными применительно к столь особенному явлению жизни. Это в какой-то степени (возможно, что самой небольшой, но, тем не менее) было похоже на то, как с помощью понятий одноплоскостной геометрии человек пытается объяснить трехмерный объект (ширина, глубина, высота). Не говоря уже о том, что этот объект существовал сразу в четырех измерениях. А, может быть, и в большем числе. И вот Мария где-то краешком своего разума понимала, то, что в данном случае, имеет место быть еще и четвертое измерение. А что это такое и как его воспринимать – этого она не знала. Как, собственно, не знала и то, у кого можно спросить об этом. Ибо, имела смутное ощущение, что это в принципе находится за пределами возможностей человеческого разума. По крайней мере, у большинства людей в обычном состоянии их сознания.

Мария не имела особого опыта общения с пророками или святыми. И потому совершенно не имела представления даже об элементарных моментах психологии и философии их бытия. Не говоря уже о чем-либо особенном, сложном, уникальном.
Надо отдать должное Марии в том, что она, даже ощущая необозримую громадность существа Иисуса, не впала в какую-то психологическую или умственную прострацию, личностный паралич. Возможно, что Сам Иисус помог ей в этом. В сохранении ясности и здравости рассудка, в сохранении и усилении способности и сознательного, и интуитивного стремления максимально полноценно воспринимать все явления жизни рядом с Иисусом. Мария не видела свечения вокруг головы Иисуса, но можно сказать, что почти физически чувствовала это уникальное и неповторимое излучение света и добра, внутреннего могущества, духовной просветленности.

Мария прекрасно понимала то, что этот удивительный праздник ума и души не может продолжаться бесконечно. И, что он скоро кончится. Хотя, без сомнения, ей хотелось каждой частичкой своего существа, чтобы это блаженство продолжалось как можно дольше. В идеале – бесконечно. Собственно, ей отчасти удалось выполнить это желание. Ибо, в ее памяти настолько четко и мощно отложились ее яркие и многогранные впечатления, что в последующем она могла периодически вспоминать чудесные минуты своей жизни рядом с Иисусом. Конечно, это потом уже было лишь некоторым подобием того, что происходило с ней во время непосредственного общения с Иисусом.

Ощущая уникальную неповторимость конкретного момента, Мария боялась, что что-нибудь сможет разрушить это замечательное общение. И ей было необыкновенно грустно от того, что ее сестра Марфа совершенно не чувствует той особой специфики личности Иисуса, что невольно открылась ей, ее простому человеческому сознанию. Суета Марфы казалась ей чем-то не просто второстепенным, а чем-то очень далеким. Происходящим в какой-то другой плоскости бытия, в другой сфере, в другом пространственном и временном измерении.

Одновременно Мария понимала и то, что она не сможет быстро и основательно донести до сознания Марфы истинную специфику ситуации общения с Иисусом. Где-то в глубине души Мария даже подозревала то, что не исключено и то, что сделать ей это будет невозможно вообще когда-либо. И ей было необыкновенно жаль свою сестру Марфу. За ее приземленность и упрощенность, ограниченность и амбициозность, самоуверенность и некоторую самонадеянность. Ибо, Марфа была уверена в том, что она не только делает самое главное, что должна в данной ситуации делать. И в том, что она делает это самым наилучшим образом. По крайней мере, она искренне стремилась к этому. В меру своего разумения и понимания, соответственно своему уровню гармонии личности и одухотворенности, мудрости и жизненной зрелости.

Мария понимала то, что они с сестрой, видимо, относятся к представителям разных личностных типов и менталитетов. И в связи с этим, она не может существенным образом изменить существующее положение вещей не только в конкретный момент времени, но и вообще когда-либо. И вот это личное ощущение принципиальной несостоятельности в плане изменения Марфы достаточно мощно и  конкретно огорчало Марию. Хотя, безусловно, она прекрасно понимала то, что в жизни существует достаточно много различных явлений, относительно которых человеческие возможности весьма и весьма символичны. Если не сказать, что ничтожны. Но любовь Марии к сестре не позволяла в полной мере рассеяться той горечи, что ощущала Мария от того, что четко видела принципиальную отстраненность Марфы от истинной сути общения с Иисусом. Ей было очень грустно от мысли, что она не может достучаться до ее сознания. И сказать ему: "проснись, взбодрись, раскрой шире глаза, открой уши, чтобы почувствовать ту особую радость, что присутствует рядом с Иисусом".

Грустно было и от того, что Марфа, видимо, никогда не сможет понять того, что она могла обрести от общения с Иисусом. Но, в силу вполне определенной особенности и закономерности типа своей личности, своего рода специфики, это потеряла. И потеряла, скорее всего, раз и навсегда. И мысль о большой вероятности такого развития событий особенно сильно угнетала Марию. Хотя, по совести говоря, Мария какими-то особенно дальними уголками своего ума продолжала верить в то, что Марфа не окончательно безнадежна в этом плане. С одной стороны, Мария понимала то, что собственно, каждый человек, по большому счету, имеет право на иллюзии и заблуждения. Но слишком уж важной и ценной была данная сфера человеческих знаний, чтобы так безмерно спокойно воспринимать такие значительные иллюзии и заблуждения. Особенно громадную уверенность в их непоколебимой истинности.

Но опять же, надо отдать должное Марии: она не стала банально суетиться, уговаривать Марфу, объяснять ей, что называется, на пальцах, суть явлений высочайшей степени сложности. Да, и собственно, как с помощью одной лишь арифметики объяснить специфику тригонометрической задачи. Нет, конечно, Мария знала и понимала не только арифметику. Но вот Марфа кроме арифметики ничего не знала и не понимала. И на тот момент, к сожалению, ни знать, ни понимать что-либо, принципиально иное и не хотела. А Марии так сильно хотелось поделиться с сестрой своей особой радостью ума и души. Это, во-первых. А, во-вторых, особой радостью духа, от которой все существо Марии, каждая клеточка ее тела, каждая частичка ее сознания вибрировали (схематично выражаясь современным языком) совершенно особенным образом. Внося какое-то удивительное ощущение безграничного счастья. Особенное не только по своим количественным параметрам, но, в первую очередь, по качественным.

Конечно, понимая ограниченность возможностей сознания Марфы в постижении сути особых духовных явлений жизни, Мария не перестала от этого меньше любить Марфу. Но это, к счастью, не мешало достаточно объективно оценивать ее конкретные достоинства и добродетели, способности и таланты, сильные и слабые стороны ее личности. И в этом, кстати говоря, проявился один из элементов мудрости Марии, дающий ей возможность быть объективной относительно разных граней личности сестры.

Почтительность Марии
Очень интересен момент проявления почтительности Марии к Иисусу. Это нам, современным людям, представляется ясным и понятным то, что к Иисусу желательно относиться почтительно. И потому в почтительности Марии нет ничего особенного. Но, по сравнению с нами, Мария знала в сотни, если не в тысячи раз меньше. И поэтому, даже чисто теоретически рассчитывать на ее особую интеллектуальность (с формальной точки зрения) не приходилось. И в том, что Мария отнеслась почтительно к Иисусу, не на словах, а на деле, было четкое и однозначное проявление ее конкретного психотипа творческой личности. В отличие от гораздо более распространённого психотипа (и тогда, и в настоящее время) Марфы. И именно поэтому мы делаем акцент еще и на этом моменте. Ибо, он помогает нам понять хотя бы некоторые принципиальные отличия этих двух психотипов между собой.

Марфа не стала проявлять особой глубокой, искренней и идущей из сокровенных уголков души, почтительности, во-первых, потому как не знала, по большому счету, что это такое. В силу чего, не имела должной практики и привычки к проявлению столь сложного и многогранного чувства и мысли. А, во– вторых, потому как ее самоуверенность и самовлюбленность не позволяли ее самокритичности развиться до хотя бы минимально необходимого уровня. Достаточно для того, чтобы начать более или менее адекватно оценивать себя, свою жизнь, свое место в этой жизни, да и, собственно, все жизненно важные явления жизни.

Иерархия ценностей Марфы, в отличие от таковой у Марии, имела не просто упрощенный и прозаический вид, но и еще бесконечное количество разнообразных (по форме, величине и сути) искажений и извращений. Которые, в конечном счете, и обеспечивали тот уровень деструктивности и дисгармоничности, что имелся у ее личности, у ее психотипа. Во многих моментах откровенно проблемного и драматичного. И то, кстати, совершенно не вписывалось в систему представления самой Марфы. Ибо, она, мало того, что не считала себя хуже остальных, так ещё и предполагала, что многие ее достоинства (реальные или мнимые – это уже другой вопрос) способны быть образцом для подражания для окружающих. И не только ближнего круга общения, но, вероятно, и дальнего.

Марфа небольшим кусочком своего разума понимала то, что к ним пришел какой-то особенный гость. Которого следует встретить максимально гостеприимно. Но то, что к ним пришел, как минимум, просто очень мудрый человек, - это не укладывалось в ее голове в принципе. Ибо, к сожалению, и не могло уложиться в ее искаженную и извращенную систему координат основных логических понятий и представлений. Марфа настолько была влюблена в саму себя, что допустить мысль о том, что кто-то может обладать какими-либо особо ценными достоинствами в принципиально большем размере, отвергала для себя в принципе. И эта касалось и уровня интеллекта, как такового, и мудрости.

Марфа не хотела видеть мудреца и духовного лидера в Иисусе, потому как это воспринималось ею как принципиальное и значительное унижение для ее чувства собственного достоинства, для ее самолюбия и банальной (по сути) и громадной (по форме) амбиции. И поэтому даже самые мудрые слова Иисуса оставили Марфу совершенно равнодушной. И интеллектуально, и психологически, и с духовной точки зрения. И это не было ее минутным капризом или прихотью, а было четкой и жестокой установкой. Прямолинейной и категоричной, можно даже сказать, что принципиальной. Если, конечно, слово принципиальный вообще адекватно вписывается в столь своеобразную, мягко говоря, ситуацию.

Мария, в общении с Марфой, никогда особенно не делала сознательный и целенаправленный акцент на своем принципиальном отличии от нее. И это, с одной стороны, хорошо. Ибо, она, таким образом, избегала многих проблемных и конфликтный ситуаций в их отношениях. Но, с другой стороны, такой сценарий поведения Марии позволил Марфе холить и лелеять бесконечное множество иллюзий и заблуждений об истинном положении дел и в ее личности, и в ее жизни, и в ее отношениях с людьми и с жизнью. Если говорить жестко и категорично, то выявится то, что в Марфе развивались многочисленные и разнообразные процессы психологической и духовной деградации. В результате которых постепенно повышался ее уровень деструктивности и дисгармоничности. Проще говоря, Марфа, как и весь ее психотип, медленно и верно превращалась в психологического паразита, своего рода морального урода. И никакие дипломатические выражения тут категорически не уместны. Ибо, автор проанализировал эволюцию личности более пятнадцати тысяч людей основательно и еще более тридцати тысяч схематично. И в результате пришел к весьма однозначным и конкретным выводам о том, что из чего получается и может в принципе получиться. В них нашел полную поддержку у классиков философии и психологии, да и художественной литературы тоже. Не говоря уже о творениях святых и ведущих теологов мира.

Тысячи драм и трагедий прошли перед глазами автора. И, к сожалению, практически все они четко и однозначно укладывались в основные правила и законы психологического и духовного характера диалектики человеческого бытия. Когда дважды два всегда получается только четыре, а не десять или двадцать.
Закон причин и следствий верен всегда и во всем, как и перехода отрицательных количественных изменений в качественные. Последние две тысячи лет истории человечества на примере талантливых людей показали множество закономерностей жизни. В числе которых и результаты пренебрежения духовностью и мудростью. Только с позиции иерархии вечных и универсальных классических ценностей, а не тех, кто создает то или иное общество в тот или иной период времени, теша себя иллюзией о причастности к вечному.

Мудрецы не зря говорят о том, что «человек не желающий уважать и ценить достоинства другого, сам не достоин уважения». И это, несомненно, верно. Ибо, как показали сорок лет наблюдений автора, те, кто пренебрегает достоинствами и добродетелями других людей, как и их достижениями и победами, способностями и талантами, как правило, оказываются мелкими и презренными личностями. Которым, по народному выражению, «грош цена в базарный день».

Конечно, каждый имеет право на ошибку, иллюзию и заблуждение. Но лишь до той поры и величины, пока это не ущемляет интересов других людей, часто гораздо более ценных для общества и государства, чем они сами. Причем, нередко принципиально более гармоничных и одухотворенных, более приятных и даже замечательных людей. И, пока и общество, и государство будет либеральничать с такими людьми, порядка возникнуть не может в принципе.

Вопрос о формальной и поверхностной почтительности Марфы не был бы столь актуальным, если бы множество ее принципиальных ошибок представители ее психотипа не совершали и в настоящем времени. Да и ближайшие пару тысяч лет, очевидно, никаких существенных перемен в этом плане в человеческом обществе не произойдет. К величайшему сожалению автора, как и многих других людей, которые более серьезно, чем большинство, относятся к вопросам философии бытия.

Все было бы не так страшно и драматично, если бы не некоторые законы диалектики жизни. Ибо, природа не терпит пустоты. И там, где сознательно и целенаправленно, добросовестно и интенсивно не развивается хорошее, обязательно развивается плохое. Причем, в десятки или сотни раз стремительнее, чем это предполагалось в плане чего–то хорошего. Сорняки на огороде прекрасно растут и без специального полива и удобрений, особого ухода за ними. Но они не просто растут, они подавляют многие хорошие растения, внося тем самым хаос и запущение. И это касается не только личности отдельного человека, но и общества, и отдельного государства, да и человечества в целом. Все очень серьезно. И когда и отдельный человек, и отдельный народ пренебрегает истинными законами диалектики жизни, то это приводит всех и всегда к весьма плачевным результатам. И это весьма грустно. Ибо, история человечества уже тысячекратно показала на примере больших драм и трагедий, что к законам жизни нужно относиться внимательно и серьезно. А не тешить себя иллюзиями о своей гармонии и совершенстве. Какими бы приятными и комфортными они не были для их хозяев. Некоторые люди могут мне возразить относительно того, что почтительность одного человека к другому или непочтительность – это еще не повод драматизировать. К сожалению, и автор до поры, до времени думал аналогично. Но жизнь буквально заставила его избавиться и от этой конкретной иллюзии, и от многих других. Этот процесс расставания с иллюзиями был крайне болезненным и неприятным. Что называется, и злому врагу не пожелаешь.

Принципиальный драматизм ситуации заключается в том, что абсолютно каждый нравственный недостаток личности человека, даже второстепенного характера, в той или иной степени приближает его к статусу «сволочь». Которая, подобно куску урана, облучается абсолютно все вокруг себя. Превращая все живое в пустыню. Оставляя часто лишь примитивных тараканов. Которые, собственно, от современной экологии мутируют очень стремительно в десятки своих разновидностей по форме, цвету, величине, степени всеядности и т.д.

Конечно, один второстепенный недостаток погоды не делает. Но, если бы он был лишь один. Как правило, даже в очень хороших людях отсчет недостатков идет от пятидесяти (!), переходя постепенно в величину в сто пятьдесят, двести пятьдесят, четыреста пятьдесят… И это, кроме сотни наиболее распространённых и наиболее злокачественных пороков. Когда даже один из них может исковеркать не только личность их обладателя, но и личность, и жизнь многих других людей и из ближнего, и из дальнего окружения. Достаточно вспомнить Ленина, Гитлера, Сталина. Среди трудов первого набралось целых восемь томов таких страшных произведений с точки зрения общественной морали, что их до сих пор хранят под грифом «совершенно секретно» в архивах ФСБ.

Право выбора у человека
Конечно, Господь даровал людям право свободного выбора в каждой конкретной ситуации и по жизни вообще. И многие люди очень гордятся этим правом. То, как они пользуются этим правом, - это уже другая сторона медали. Действительно, каждый имеет право выбора. Который напрямую зависит от уровня интеллекта, уровня гармонии, одухотворённости. И если человек, как Марфа, выбирает в качестве главного момента жизни повседневную суету, то, безусловно, именно эта суета, мелкая и прозаичная, приземленная и упрощенная, и будет составлять все основное содержание его жизни. Все теоретически возможные перспективы, планы и мечты, желания и стремления, намерения и поступки. Ни о каком совершенствовании ума и души, да и всей личности в целом речи в таком случае не может идти. Суета имеет характерную особенность заполнять собой любые временные промежутки: месяцы, годы, десятилетия, столетия, тысячелетия.

Конечно, о прозе жизни нужно тоже думать. И думать основательно. Но не только о ней. Хотя бы десятую или пятую часть свободного времени желательно посвящать своему развитию и совершенствованию. И, чем больше, тем лучше. Да, это очень трудно. И именно поэтому каждому из нас следует относиться с особым уважением и почтением к тем, кто достиг вполне определенных духовных вершин, существенного уровня мудрости.

Мария не была лентяйкой или безответственным человеком, но она ощущала то, что рядом с Иисусом ее внутренняя суть блаженствует. Она ощущала громадную радость от возможности мыслить категориями высокой степени сложности. То, что ей было непонятно, она спрашивала у Иисуса. И Он, видя ее искренний интерес к духовным вопросам, старался максимально доступно (но не упрощенно) рассказать и объяснить ей непонятное. Уже по сути ее вопросов Иисус видел то, что она реально понимает. И то, как новые знания начинают существенные преобразования внутри Марии. И это радовало Его. И воодушевляло на новые и новые откровения. Ведь даже любому человеку бывает весьма неприятно, когда его мысли не встречают должного и адекватного отклика у собеседника.

Понятно, что Иисус был, не просто очень умен, Он был необыкновенно мудр. И поэтому заводить серьезные беседы лишь ради одной Марфы Он бы не стал. Ибо, это были бы напрасно потраченные силы и время. Иисус чувствовал то, как его мысли проникают в самые сокровенные уголки ума и души Марии. Создавая тем самым основу для ее нового духовного фундамента личности, своего рода точку опоры для дальнейшего ее развития и совершенствования.
Пчела, имея вполне конкретный уровень гармонии, стремится к прекрасному – к самым красивым и изящным цветам. Собирая при этом нектар и оплодотворяя цветы. Иначе говоря, принося реальную пользу и пополняя свое существование конкретным смыслом. Муха же, как существо, лишенное истинной гармонии, ищет, в первую очередь, что-либо гнилое. И ее реальная польза в том, что она служит пищей для птиц, лягушек и прочих простых животных. Аналогичная история и с людьми. Не зря же Амвросий Оптинский говорил в свое время о том, что «нельзя ждать от мухи, чтобы она жила как пчела». Каждый делает свой выбор. Но то, к чему приведёт этот выбор – это уже компетенция лишь Высших сил.

Приветливость и обходительность Марии
Собственно, расшифровывать понятия приветливости и обходительности, на первый взгляд, нет особой необходимости. Практически всем в общих чертах понятно то, что скрывается за каждым из этих понятий. Существует даже весьма распространенный стереотип на эту тему. И он, по сути дела, достаточно верен. Только вот тут есть определенный нюанс: он верен не всегда, а лишь по отношению к большинству людей (процентов около девяноста). И это, по большому счету, устраивает почти всех. Ибо, оба этих качества по своей сути являются положительными. Можно даже сказать, что из числа явных добродетелей. Но уже давно в народе замечено, что «мерить других на свой аршин не стоит». Ибо, то, что хорошо для одного человека, совершенно не обязательно является таковым для другого. Достаточно вспомнить близорукость и дальнозоркость: то, что легко дается одному – смотреть в даль и видеть мелкие детали, совершенно невозможно для другого. И наоборот.

И различия могут иметь не только количественный характер, но и качественный. И не только относительный (в некоторой небольшой степени), но и принципиальный. Например: возможности интеллектуального плана человека глупого и умного совершенно различного уровня и характера. То, что легко и непринужденно делает второй, остается абсолютно недоступным для первого. И даже более того: умный очень недоумевает по поводу того, что решение столь простой, по его мнению, задачи оказалось трудным, и, тем более, невозможным для другого человека. Ибо, в соответствии с распространенным стереотипом, принято считать, что почти все – это умные люди. С мирской точки зрения это, быть может, и так. А вот с духовной точки зрения это, ситуация далеко не так однозначна, как многим этого хотелось бы.

Если к вам в гости пришел человек высокого интеллекта то, безусловно, элементы элементарного гостеприимства будут обязательными и необходимыми. Но ими, к сожалению, все не будет исчерпываться. Чтобы создать качественный психологический комфорт для этого конкретного человека, необходимо будет вести с ним беседу на его интеллектуальном уровне. И желательно на те темы, которые интересны именно ему, а не только хозяину дома. И даже более того: в беседе будет необходимо руководствоваться вполне конкретными критериями интеллектуальной, психологической и духовной эстетики, которые естественны и закономерны именно для конкретного гостя. И тут не лишним будет чувство меры, когда является нежелательным и чрезмерное упрощение этих критериев, и чрезмерное усложнение. Когда гость будет чувствовать себя весьма некомфортно. И придет к выводу о том, что целесообразность его повторных визитов в этот дом весьма и весьма символична.

Можно сказать, что близкая к нулю. А вот понять, если не сказать, что – почувствовать то, какой именно уровень эстетики нужен именно в данном конкретном случае – это и есть элемент особенной коммуникабельности. Но главное – это не только понять чисто теоретически, но и воплотить понятое на практике самым достойным образом. Ибо, даже неглупому человеку (про глупого речь вообще не идет) порой достаточно непросто вести полноценную беседу с действительно умным человеком. Как и умному с очень умным. Тут вам и элемент интеллигентности, и хорошо развитое чувство обратной связи. Когда по мельчайшим второстепенным моментам в поведении собеседника определяется то, насколько та или иная тема, как таковая, да и еще в конкретном ракурсе анализа ее, является приятной и комфортной для конкретного собеседника.

Познание жизни, безусловно, идет путем проб и ошибок. Это с одной стороны. А с другой, в этом процессе большим подспорьем человеку может служить интуиция и проницательность. Причем, они могут быть и интеллектуального, и психологического характера (о духовном и эстетическом плане речь отдельная). Не лишними будут и следующие психологические аспекты: наблюдательность, внимательность, бдительность, осторожность, аккуратность и добросовестность. И опять же: и интеллектуального, и психологического плана. Правда, как показывает практика, подобные категории мышления являются или совершенно неизвестными для большинства людей или предельно туманными. Что, по большому счету, не намного лучше.
Собственно, понятия интеллектуальной и психологической эстетики пока не приняты в обществе вообще. Ими могут оперировать лишь отдельные интеллектуалы творческого типа. Правда, есть еще отдельная и совершенно особая категория людей – интуитивисты. Но их, в лучшем случае, всего несколько процентов. И поэтому они, к сожалению, не делают особой погоды в обществе в целом. Хотя, с одной стороны, могли бы, если бы общество предоставило им должным образом возможность для этого.

И с другой стороны, должны были бы, при наличии сознательного и особенного стремления нести доброе, светлое и разумное в массы. Другой вопрос, что эти массы не особенно благоприятно, в большинстве своем, воспринимают такого рода попытки улучшить их хотя бы в каком-либо отдельном вопросе и хотя бы в самой незначительной (значительной, тем более) степени.

Умение адекватно мыслить понятиями интеллектуальной и психологической эстетики – это, к сожалению, удел лишь избранной части общества. Элемент своего рода элитарности и аристократичности. Который даже среди представителей интеллигенции встречается гораздо реже, чем нам всем этого хотелось бы. И, как выясняется, так было и тысячу лет назад, и даже две тысячи лет. И, видимо, так будет еще ближайшие две тысячи лет в будущем. Правда, у автора есть очень серьезное и основательное опасение, что даже двумя тысячами лет дело не обойдется. Дело в том, что большинство привыкло оперировать лишь простыми житейскими понятиями.

Лишь изредка средней степени сложности. И с точки зрения банального и распространенного рационализма, нет никакой особенной необходимости, чисто практической и повседневной, чтобы напрягать себе мозги относительно понимания сложных и, тем более, очень сложных категорий психологии и философии человеческого бытия. Это не дает быстрой и ощутимой практической материальной отдачи. А то, что это лежит в основе подавляющего большинства самых больших жизненных драм и трагедий, остается вне поля зрения таких «аналитиков». Об этом, собственно, многократно говорится в сотнях действительно умных и полезных книг.

Но, во-первых, коммерческие издательства, если и печатают такие книги, то очень символическими тиражами. А, во-вторых, эти книги служат предметом для искреннего и глубокого интереса лишь очень узкого круга избранной публики.
Сейчас, когда появилась возможность скачать бесплатно произведения классиков психологии и философии, то счет скачиваний в нашей стране, в лучшем случае, идет на десятки. Не говоря уже о создании стройного и структурированного мировоззрения в соответствии с иерархией вечных и универсальных ценностей интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Это уже удел особых энтузиастов даже среди избранной публики творческих интеллектуалов (не более пяти процентов).

Умение отличать главное от второстепенного – это далеко не такое простое умение, как многие из нас думают. Для этого необходима очень мощная информационная база знаний по психологии и философии бытия. Да и творческое мышление, как минимум. Для возникновения первого фактора нужны «просто» несколько сот (а лучше тысяч) часов чтения и осмысления прочитанного. Для второго фактора нужно, ни много, ни мало, наличие врожденных задатков творческого мышления. И желательно, как минимум, среднего уровня. Никто, конечно, не откажется и от большого уровня, но это, к сожалению, не нам решать, а Высшим силам – что и сколько кому дать. Другой вопрос, что далеко не все, имеющие эти редчайшие и ценнейшие задатки, развивают их должным образом. И это проблема не только того или иного отдельного человека, но и всего общества, и государства. Да, по большому счету, и человечества в целом. В этом плане должна быть совершенно особенная политика. Более тонкая и более сложная, более многогранная и более изощренная, более совершенная и более гармоничная, более гибкая и дифференцированная (о градуированности речь пока вообще не идет, ибо, это элемент высшего пилотажа общественной и государственной политики и идеологии, психологии и философии).

Умение отличать главное от второстепенного имеет и свои отдельные грани: человек должен четко понимать эти вещи для самого себя, чтобы ставить перед собой ближайшие и отдаленные цели и задачи наиболее адекватным образом. Соответственно правилам и законам психологии и философии бытия, с одной стороны. А с другой стороны, соответственно своим индивидуальным способностям и возможностям. Понимание чего, к сожалению, есть только у одного человека из десяти. И это, в лучшем случае. Самокритичность – это весьма редкое качество. Общество полно многочисленных и разнообразных заблуждений и иллюзий, в том числе, и в плане индивидуального и коллективного восприятия и оценки. Конечно, тешить себя мыслью о том, что все и так достаточно неплохо – это удел основной массы людей.

Большинство которых не только не желает реальной объективности, но и не может жить в безмятежном и расслабленном состоянии при наличии таковой. Это же надо много думать и переживать по этому поводу. А какой смысл? Разве кто-то из непосредственного окружения адекватно это оценит? Вряд ли. Вот именно. А потому и нет никакой особенной необходимости заморачиваться на данную тему. Логика буквально железная. А главное – удобная и комфортная.
Человек не может считать себя умным и достойным, если ему чужды сомнения и колебания и относительно жизни, и относительно самого себя. Абсолютная уверенность в своём совершенстве – это признак невежества и глупости, примитивности и дисгармоничности. И это абсолютный критерий.

Общение высокого качественного уровня предполагает и понимание того, что для твоего собеседника главное и второстепенное. И это очень непростая наука и сложное искусство. Ибо, большинство особенно не озадачивает себя вопросами познания своих собеседников. Даже постоянных, не говоря уже о временных. И отсюда закономерно возникает бесконечное число проблем и недоразумений. Причем, как правило, на одни и те же грабли, условно говоря, люди наступают не просто многократно, а практически всю свою жизнь. Удивляясь и изумляясь временами по этому поводу, но, при этом, цепко держась за свои привычные стереотипы. Тем самым высказывая желание и стремление в том, чтобы жизнь в важных для них моментах изменилась в лучшую сторону в значительной степени, но без каких-либо особенных усилий именно с их стороны. А как-то само собой. И, с одной стороны, где-то интуитивно большинство понимает то, что это совершенно невозможно. А, с другой стороны, ну очень этого хочется, так приятно иметь такую чудесную иллюзию… Которая, к сожалению, часто не исчезает ни в сорок, ни в шестьдесят, ни в восемьдесят лет.

И логическая база при этом выбирается очень мощная: если никто из моего окружения не желает на эту тему особенно заморачиваться, то зачем я буду это делать? Что я рыжий что ли? Про серьезное и глубокое чувство собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью, как правило, речь в этих ситуациях не идет. Тем самым, обрекая человека на глобальную примитивность и убогость. Не говоря уже о процессах психологической и духовной деградации. Превращая человека в психологического и интеллектуального, духовного и эстетического паразита и урода. Своего рода соринку в глазах Высших сил. От которой все и всегда стараются избавиться как можно быстрее и любым доступным способом. О судьбе соринки, при этом, заботиться не предполагается в принципе.

Как правило, Высшие силы дают ряд шансов для конкретного человека, общества и государства по исправлению ситуации. Только вот, мало кто этими шансами пользуется должным образом. В результате всем периодически посылаются очень серьезные испытания, проблемы и неприятности. Причем их бесконечная череда идет по нарастающей. Чем дальне, тем сложнее и неприятнее.

Конечно, жить по правилам и законам своего курятника (как в «гадком утенке») проще и легче. Но вот правильнее ли – это еще очень большой вопрос. Если бы этот злосчастный утенок остался бы на этом птичьем дворе и принял его законы, как самые главные и единственно правильные, то, скорее всего, он никогда бы не смог себя осознать прекрасным лебедем. Который не только несколько лучше всех обитателей этого двора, но является принципиально иным существом. Которое живет, думает и чувствует по совершенно иным правилам и законам. Да и строит свои отношения с жизнью и окружающими. Стоило ему попасть в свою среду, в принципиально более адекватное окружение, как все сразу стало на свои места.

Точки над «и» были расставлены совершенно иным образом. И то, что вызывало отторжение и неприязнь на птичьем дворе, тут получило достойную и высокую оценку.