Творческая личность. Глава 2. Часть 1

Александр Иванович Алтунин
Доброта Господа
Смотришь на картину "Христос у Марфы и Марии" и понимаешь то, как действует великая доброта Господа, воплощенного в Иисусе. Иисус прекрасно отдавал себе отчет в том, что он является Божиим сыном. И в связи с этим, Он принципиально неровня любым людям, даже самым талантливым и замечательным. Но, имея столь значительный статус, мягко говоря, Он, тем не менее, не стал наполняться высокомерием и пренебрежительностью, чванством и формализмом, спесью и гордыней.

Он прекрасно понимал то, что Он является посланником Своего Отца с вполне конкретной миссией. Которую следует выполнить до конца и максимально добросовестно. Это невольно наводит на мысль о том, что и у каждого из нас есть своя персональная миссия. Не обязательно одинаковая, но, тем не менее, индивидуально специфическая и по форме, и по сути. Безусловно, она совершенно несоизмерима с миссией Иисуса. Ибо, каждому дается миссия соответственно его способностям и возможностям. Которые у большинства людей весьма скромны. Хотя, это и не означает их абсолютного обесценивания, как таковых.

Иисус смотрит на Марию с безграничной добротой. Он не питает никаких иллюзий относительно уровня ее интеллекта, одухотворенности, мудрости, гармонии личности. Он видит то, что есть на самом деле. И это в сотни или тысячи раз меньше, чем в Нем самом. Но это не мешает Ему видеть в ней вполне конкретные достоинства и добродетели, как конкретный и существенный потенциал для серьезного духовного роста, положительной и перспективной эволюции личности в целом. На примере отношения Иисуса к Марии мы видим то, как сам Иисус на деле проявляет те духовные истины, к которым призывают других людей.

Он видит, что в принципе Мария стремится к максимально адекватному восприятию его мыслей. Она прикладывает все силы ума и души для серьезного и глубокого осмысления истин Иисуса. Он видит ее старания. И это, безусловно, вдохновляет Его еще на больший уровень доверительности беседы с ней. Он доброжелательно воспринимает ее сомнения и колебания, ее не в полной мере уверенный и успешный поиск истины, ее не самые совершенные наводящие вопросы, ее некоторую растерянность от ощущения глобальности и концентрированности Его мыслей.
Иисус видит в Марии достойный сосуд для своей мудрости. Осознавая, при этом, принципиальную непригодность Марфы для этой цели. Хотя, по форме Иисус остается доброжелательным и к Марфе. Но внутри себя Он принципиально адекватно оценивает ее глупость и невежество, приземленность и прозаичность, да еще десятки других недостатков ума и души. Он видит убогость ее духа и понимает то, что она совершенно не готова к серьезной духовной работе в силу примитивности своей личности в целом. И, к сожалению, еще долго не будет готова к этому. Скорее всего, всю оставшуюся жизнь. Ибо, Иисус видит в ней большую концентрацию самоуверенности и самовлюбленности, сумасбродства и своенравности, амбициозности и откровенной гордыни.

Иисус видит в Марии достаточно достойную ученицу, продолжателя и проповедника своих идей, мнений и представлений, принципов и убеждений, правил и законов. В отличие от Марфы, Иисус хорошо разбирается в людях и поэтому видит принципиальное отличие Марии от Марфы. В наиболее важных и ценных параметрах бытия.
Доброта Иисуса, большая и глобальная, настолько очаровывают Марию, что она с громадным трепетом и безграничным благоговением слушает наставления своего временного наставника в духовных вопросах.
Пример Иисуса наглядно показывает всем нам то, как мы должны относиться к другим людям. И в том числе, к тем, кто менее умен, чем мы, менее одухотворен и совершенен, менее развит и менее талантлив. Доброжелательность преподносится как стиль мышления и образ чувствования, как модель поведения всегда и во всем.

Естественность и простота Господа
Мария, общаясь с Иисусом, увидела его полную естественность и безмерную простоту. Конечно, это не была простота, которая хуже воровства. Мария видела то, что Иисус совершенно не стремится произвести на нее чисто внешне большое впечатление, заставляя ее восхищаться буквально каждым своим словом. Она поняла то, что он полностью лишен тщеславия, банальной амбициозности, страха за честь мундира. Он не стремился специально возвыситься над ней, сознательно и целенаправленно подавляя ее своей особой мудростью. Он был весьма внимателен к ее вопросам, пусть даже самым простым и непритязательным.

Освещая те или иные вопросы несколько подробнее, Иисус сохранял свое доброжелательное отношение к Марии.  И это придавало их беседе вполне определенный элемент сокровенного общения. Далеко не все Мария в этой ситуации понимала, но, тем не менее, она достаточно отчетливо ощущала момент особой специфики их общения. Она интуитивно чувствовала, что никогда прежде с ней ничего подобного не было. И в то же время, отчетливо предполагала и то, что, скорее всего, и в будущем вряд ли повторится. Единственное, о чем она искренне сожалела в этот момент, это то, что их беседа скоро закончится. И повторится ли она еще когда-либо – это очень большой вопрос. Мария смотрела на Иисуса и думала о том, что какое же это безграничное счастье – иметь такого мудрого учителя и наставника. Она просто по-хорошему завидовала тем людям, что имеют возможность чаще видеть и слышать его. О том, что можно постоянно жить рядом с ним, она боялась даже мечтать в самых фантастических предположениях. Слова Иисуса, словно лечебный бальзам, проливались на душу Марии. Она буквально чувствовала то, как совершенно по-иному бьется ее сердце, как радостно вибрирует каждая частичка ее существа.

Мария обладала уникальной способностью отделять внешнюю оболочку от реального содержания жизненных явлений. Она не стала обращать особого внимания на простоту одежды Иисуса, на отсутствие дорогих украшений и прочих внешних признаков особой избранности. Для нее главным аргументом для особого почитания Иисуса была его мудрость. Скромная и спокойная, мягкая и ненавязчивая, лишенная психологических спецэффектов, демонстративности и экзальтированности, истероидности и амбициозности, слепого фанатизма и прямолинейности, максимализма и категоричности, резкости и жестокости. Он не старался произвести впечатления формальной значительности, хотя и не был склонен упрощать, по сути, свои мысли.

Он рассказывал их с большим достоинством, со степенным и солидным видом. Оставляя Марии право выбора соглашаться с ним или нет, как и право иметь собственную точку зрения. Которую она имела возможность существенно подкорректировать с помощью знаний Иисуса. Всем своим видом Иисус призывал Марию не спешить с быстрыми и категоричными выводами. Он как бы предполагал за Марией право на ошибку и заблуждение, считал этот момент во многом не только естественным, но и закономерным. Он давал ей возможность самой медленно и постепенно осмыслить новую информацию, взять из нее доступное для нее рациональное зерно. И обогатить им ее мировоззрение, ее правила и законы психологического и духовного плана, что называется, для внутреннего использования.

Жажда Марии в познании
Кроме стандартной добродетельности, Мария отличалась еще и повышенной любознательностью. Ей хотелось быть еще умнее. Конечно, она не считала себя откровенно глупым человеком. Но, будучи на самом деле, человеком неглупым, она, тем не менее, была полностью уверена в том, что уровень ее эрудиции и уровень интеллекта, как таковой, нуждается в мощном дальнейшем развитии. И, надо отдать должное Марии, она полагала то, что развитие ее личности должно происходить не только на данном конкретном этапе ее существования, а – практически всю оставшуюся жизнь. И, несмотря на столь значительную и масштабную программу, ей нет возможности пренебрегать любой ситуации пополнить свои знания и представления, принципы и убеждения, правила и законы для внутреннего пользования. И, в первую очередь, для внутреннего, а потом уже для их внешнего проявления перед окружающими.

Услышав же, что Иисус говорит не просто умные, а очень даже мудрые вещи, Мария буквально забыла обо всем на свете. Все силы ума и души она направила на максимально добросовестное восприятие, запоминание, анализ, понимание и усвоение элементов мудрости Христа. Первоначально Мария почувствовала и поняла то, что перед ней находится не просто не глупый человек, как многие некоторые, что можно встретить в своем непосредственном окружении, а очень мудрый человек. Стоящий на принципиально более высокой ступени в своем умственном развитии. Это только звучит очень просто, а, как показывают наблюдения автора последние сорок лет, анализ истории человечества и более двухсот фундаментальных трудов классиков философии и психологии, на самом деле, настолько сложно, что оказывается недоступным для девяносто процентов людей, отличающихся в той или иной степени мощной гордыней в сочетании с предельно субъективным представлением об основных параметрах своей личности (интеллект, одухотворенность, гармония, одаренность и т.д.).

И любознательность Марии не была мелкой и банальной, житейской и повседневной по своей сути. Мария, конечно, специально и целенаправленно не раскладывала свою жажду познания по полочкам. Но, тем не менее, это была любознательность интеллектуальная и психологическая, духовная и эстетическая. С четким и однозначным, мощным и конкретным ведущим акцентом, в первую очередь, на духовном аспекте новой воспринимаемой информации. Она не просто понимала, она буквально чувствовала то, что для ее внутренней сущности особенно необходим и полезен именно духовный аспект, способный повысить уровень ее одухотворенности в целом, как и уровень гармонии и зрелости личности, по большому счету. Духовная интуиция и проницательность, к сожалению, очень редкий момент – один случай на сто тысяч населения.

Иисус, безусловно, увидел все самые сокровенные грани души и ума Марии и поэтому счел целесообразным потратить лично на нее достаточно существенный объем времени и сил. Собственно, всегда было известно то, что истинные учителя человечества никогда не навязывают никому своего мнения. Они лишь предлагают свои знания, оставляя право личного выбора за каждым слушателем. И мало-мальски существенная продолжительность беседы при этом бывает, возможно, лишь тогда, когда учитель видит и чувствует среди общей массы слушателей хотя бы некоторых, условно говоря, добросовестных слушателей. Которые не только внимательно воспринимают то, что он им рассказывает, но оказываются хотя бы в минимальной степени способными к полноценному усвоению новой, часто принципиально новой, информации. А это очень редкое качество человеческой личности, ибо оно требует от индивида очень серьезной и основательной, интенсивной и продолжительной работы ума и души на которую, как прошедшие две тысячи лет, так и будущие две тысячи лет, девяносто процентов людей оказываются неспособными, к сожалению. Люди лишь тешат себя мыслью о том, что они, мол, готовы к усвоению нового. И это так, на самом деле.

Но применительно только к мелкому и повседневному, банальному и упрощенному, поверхностному житейскому уровню. А, что касается фундаментальных и глобальных, сложных и многогранных явлений бытия вообще, и человеческого, в частности, то, увы и ах. Тут любители своих иллюзий и заблуждений терпят принципиальное фиаско, оказываясь совершенно несостоятельными применительно к серьезной работе по самовоспитанию и самосовершенствованию.

Человеческое сознание, в своей основной массе, оказывается неготовым к восприятию идеи о том, что две-три действительно мудрые мысли могут оказать на человеческую личность (о существах принципиально более высокого уровня на духовной иерархической лестнице Вселенной речь, в данном случае, не идет, ибо, это выходит за рамки конкретной работы, т.к. является поводом для большого и отдельного разговора, исследования, анализа) столь существенное влияние, что могут поднять на принципиально более высокий качественный уровень и придать им в определенной степени реальный элемент интеллектуальной, психологической, духовной и эстетической элитарности, аристократичности. И когда это касается «всего лишь» одного из перечисленных выше аспектов, то оказывается явлением из числа действительно редкой эксклюзивности, содержательности и ценности.

Мелкая повседневная суета, как правило, не требует от человека особого интеллекта, одухотворенности, гармонии, больших усилий ума и души. И поэтому большинство невольно привыкает к принципиальной поверхностности своего восприятия и мышления, к принятию и усвоению большого количества стереотипных мнений и представлений, принципов и убеждений, правил и законов. Да и как это может быть иначе, если только пять процентов людей имеют от рождения задатки творческого мышления. Остальные, к сожалению, только тешат себя иллюзией, о присутствии такового у себя, по большому счету. И, в силу такого сложившегося положения вещей, каждый человек, действительно обладающий творческим мышлением, это в определённой степени, несомненная общественная, государственная ценность. Это один из фундаментальных моментов  человеческого бытия, определяющих достаточно существенную стабильность и перспективность существования любого, мало-мальски приличного общества и государства.  Без него все потуги даже явных или потенциальных революционеров, не говоря уже обо всех прочих людях, какими бы интенсивными и продолжительными они ни были, это лишь прах у ног человеческих. Не зависимо от того, что думает по этому поводу тот или иной конкретный индивид, несомненно, имеющий право на иллюзию и заблуждение.

Другой вопрос, что из заблуждений отдельных людей складываются весьма распространённые стереотипы и стандарты в каждом обществе и государстве. Становясь, при этом, писанными или неписанными правилами и законами. Тем самым принципиально ограничивая потенциальные возможности не только конкретного того или иного общества и государства, но и человечества в целом. Вот такая «субъективная» цена иллюзиям и заблуждениям индивида. А также его принципиальной убежденности в фундаментальности своих иллюзий и заблуждений.

И вопрос не только в том, что такой специфический индивид остается равнодушным к реальной истине, но и в том, что он категорически отторгает ее от себя, будучи, при этом, принципиально не в состоянии ни полноценно ее воспринять, ни осмыслить, ни принять на практическое вооружение в своей жизни и деятельности. И более того: возникает, мягко говоря, очень своеобразное отношение и отдельного индивида и группы таких индивидов, и основной массы общества к тем, кто способен принципиально творчески мыслить. Совершенно иначе, чем окружающие. На таких людей стремятся навесить максимальное число негативных ярлыков деструктивного и дисгармоничного характера, чтобы в наибольшей степени обесценить и даже скомпрометировать и личность творчески мыслящего человека и его нестандартные мысли и чувства, взгляды и представления, принципы и убеждения, правила и законы.

И вопрос, как правило, заключается не только в той или иной отдельной конкретной ситуации, а в принципиальном и фундаментальном подходе вообще. Что называется, раз и навсегда. Многие люди начинают видеть весь смысл своей жизни в том, чтобы максимально интенсивно и в наибольшем числе моментов навредить тому, кто, по их мнению, слишком сильно выделяется среди общей массы не только стандартных, но нередко, еще и посредственных людей. Темные силы наделяют их такой фантастической изобретательностью и сообразительностью, фантазией и воображением, что нередко это вызывает громадное удивление и даже изумление.

С точки зрения формальной логики, творческое мышление – это всего лишь одно из многих сотен качеств человеческой личности, а потому и имеет ценность лишь как одно из очень многих.  Но, на самом деле, есть качества главные, второстепенные и даже третьестепенные по своей реальной ценности и важности. И то качество, которое относится к числу первостепенных, имеет ценность в десятки или сотни раз большую, чем десятки второстепенных качеств. И эта ценность не только чисто теоретическая и, в большей степени, абстрактная, а, в первую очередь, практическая, реальная и фундаментальная. И творческое мышление относится к числу качеств первостепенной важности. Это элемент интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической аристократичности. Он высоко стоит на иерархической лестнице вечных классических ценностей.

Степень проблематичности и драматичности стереотипного мышления большинства людей можно отследить на примере высказывания российского святого Амвросия Оптинского о том, что «пока человек не ужаснется от того, каков он на самом деле, он не начнет работать над собой». И это действительно так, ибо тридцать лет психотерапевтической работы автора четко и однозначно, жестко и категорично подтверждают эту несомненную истину. Да и мнение классиков философии и психологии являются аналогичным.

Жажда обретения наставника у Марии
Многим людям почему–то представляется то, что наставник нужен только глупым, незрелым, закомплексованным и весьма несовершенным людям. А, так как ни к одной из этих категорий относить себя практически любой человек не желает, то, следовательно, необходимость наставника, лично для себя, отметает в принципе. И если еще в чисто профессиональных вопросах многие люди могут в какой-то степени допустить существование наставника для себя, то в чисто житейских вопросах, начиная, как минимум, с восемнадцати лет (а теперь и с двенадцати-четырнадцати лет) считают себя уже достаточно зрелыми и опытными, чтобы обходиться без «няньки». И остается за гранью восприятия этих людей идея о том, что наука жизни является самой сложной и трудной из всех человеческих наук. Не говоря уже о том, что это еще и сложное искусство, предрасположенность к освоению которого имеется, как показывает анализ тридцати лет жизни, имеется, в лучшем случае, у двух-трех людей из тысячи. Да и присутствие этой предрасположенности еще не гарантирует того, что тот или иной конкретный ее обладатель действительно достигнет больших высот мудрости. Среди даже такой, казалось бы, избранной публики, достигает высот, существенно выше среднего уровня, лишь один из тысячи. К сожалению и автора, и классиков философии, психологии, художественной литературы, мудрецов и святых.

Гармония, одухотворенность, мудрость – это категории, которые, как правило, очень тяжело даются простым и обычным людям. Буквально каждый процент увеличения даже чисто количественных показателей этих трех ведущих моментов человеческой личности даются, если еще даются, путем громадного и напряженного труда по самовоспитанию и самосовершенствованию. Которым девять человек из десяти не считает нужным заниматься, что называется, в принципе. И поэтому то, что девяносто девять процентов остались принципиально равнодушными к мудрости Иисуса – это не случайно, а естественно и закономерно. Другой вопрос, что всем им пришлось заплатить достаточно большую цену за свое самодовольство и самонадеянность, сумасбродство и своенравность, самоуверенность и самовлюбленность. И если бы проблема исчерпывалась лишь библейскими временами, то еще было бы, что называется, полбеды. Но потомки тех «умников» живут и сейчас. И столь же фанатично продолжают негативные и деструктивные традиции своих предков. С той же категоричностью и максимализмом, настойчивостью и целеустремленностью, упорством и добросовестностью распиная своих современников. Отличие состоит только в том, что тогда это происходило еще чисто физически, а теперь «лишь» интеллектуально и психологически. Иногда, правда, еще с добавлением элементов псевдонравственности.

Но это, по большому счету, не меняет ничего в принципе. Просто тогда это было разрешено законом, ибо, являлось одним из видов наказания преступников. Если в настоящее время разрешить наказывать людей распятием, то оно опять станет, как минимум, столь же распространённым. А, как максимум, гораздо (в сотни и тысячи раз) более распространённым. И это не только гипотеза. С одна тысяча пятисотого по одна тысяча восьмисотый год в наиболее развитых странах Европы было сожжено несколько десятков тысяч инакомыслящих. И все было оформлено якобы в рамках благопристойности. И практически все сто процентов людей (за исключением, быть может, одного из миллиона) одобрили подобный вариант развития ситуации.

Тот же Леонардо да Винчи чудом избежал сожжения, ибо, за него заступались многократно его высокопоставленные покровители и поклонники. Отношение к мудрости у большинства людей было и есть очень своеобразное. И это жесткий и категоричный, однозначный и конкретный вывод из анализа жизни более пятидесяти тысяч людей, жизненная тропа которых, так или иначе, пересеклась с тропой автора. Собственно, классики имеют абсолютно аналогичную позицию. Что позволяет автору предполагать вполне определённую логичность своих умопостроений. Не говоря уже о том, что твердолобость и толстокожесть почти всех этих людей, даже с двумя высшими образованиями, степенью кандидата или доктора наук, вызывала массу самых сильных и глубоких переживаний у автора. Ибо это, мягко говоря, столь своеобразное поведение людей, приводило к десяткам тысяч драм и трагедий. Которых вполне можно было избежать, ибо был альтернативный вариант развития событий. Которым демонстративно пренебрегли все эти пятьдесят тысяч людей (за очень-очень редким исключением – буквально один человек из тысячи). И это реальная жизнь. И не просто немного грустная, а очень грустная. Ибо, учится на чужих ошибках желают и умеют очень немногие. Да, по большому счету, и на собственных ошибках учатся очень немногие люди. Наступая на одни и те же грабли не два – три раза, а десятки и сотни раз. И не только в каких–то второстепенных и третьестепенных вопросах, но и первостепенной важности. Так сказать, в фундаментальных и глобальных.

Как ни странно и ни удивительно для большинства людей, но серьезную и глубокую потребность в наставнике ощущают лишь те, кто имеет задатки интеллекта существенно выше среднего, как и задатки хорошего уровня гармонии личности, а также комплекта весьма ценных способностей и талантов.
Иначе говоря, именно те люди, которые уже в момент своего рождения, имеют очень большое преимущество перед большинством других людей. Ибо, имеют вполне определённую вероятность вырасти в действительно ценных для общества и государства людей. И потому можно сделать естественный и закономерный вывод о том, что, если конкретный человек сознательно пренебрегает возможностью обретения не только дополнительной мудростью, а еще и принципиально более высокой, то, скорее всего, это глупый или примитивный, посредственный и недалекий, самоуверенный и самовлюбленный человек. Который так и останется носителем, как минимум, многих элементов деструктивности и дисгармонии личности. Про которого можно с большой уверенностью сказать, что он «без царя в голове» или «горбатого только могила исправит».

Получается, что тест на стремление к мудрости является, на первый взгляд, простым и доступным. Но, в тоже время, весьма изощренным и трудно решаемым для большинства людей. Хотя и высвечивает их принципиальную убогость и несостоятельность, сумасбродство и своенравность, капризность и привередливость, мелкую прихотливость и упрямство, строптивость и банальный рационализм. Этот тест ценен своей высокой достоверностью результатов. Ибо, на его основании автор провел тысячи исследований и экспериментов. И полученные предварительные данные, как правило, в последующем получали более основательное подтверждение. С одной стороны, к радости автора относительно степени достоверности придуманного теста. А, с другой стороны, к большой грусти автора в силу глобальности проявления отрицательных результатов этого теста.

Мария жаждала обрести наставника именно потому как сознавала относительность своих возможностей развития личности в режиме автопилота, лишь в самостоятельном варианте. И, как показывает жизнь, это действительно очень трудно. Настолько трудно, что девять человек из десяти сходят с дистанции уже в самом начале, пройдя путь в пять – десять процентов от того, что они вполне реально могли бы пройти. То, насколько бы они в результате этого приблизились бы к идеалу – это отдельный разговор. Ибо, даже за сто лет жизни и труда над собой, самого интенсивного и осмысленного, упорного и добросовестного, человек может приблизиться к идеалу, в лучшем случае, на один-три процента. Это, по мнению мудрецов. Которое, быть может, и не очень нравится автору, ибо, в некоторой степени задевает его самолюбие. Но, от этого оно не меняет своей сути и степени объективности и ценности.

В произвольном порядке мудрость и конкретного человека, и общества в целом, тоже может увеличиваться. Но, в десятки и сотни раз меньше, чем при сознательном и целенаправленном ее постижении в течение всей человеческой жизни. Но, в большинстве случаев, даже и этого не происходит, ибо, идет негативное развитие и человека, и общества. В силу того, что сорняки сами по себе достаточно хорошо растут. Не говоря уже о том, что одновременно со своим интенсивным и благополучным ростом они еще и резко угнетают все хорошее, что находится рядом. Они не только забирают хищно и агрессивно полезные вещества из Земли, но своими широкими листьями могут создавать тень для полезных растений, тем самым, угнетая их рост. И у каждого сорняка своя метода борьбы с полезными растениями.
Аналогичные процессы идут и во внутреннем мире человека, и в социальных явлениях в обществе. Природа не терпит пустоты. И поэтому все, что специально не заполняется хорошим, обязательно заполняется плохим. И нередко еще в большем количестве, во много раз быстрее, и в разы концентрированнее и злокачественнее. Так что, все не так просто в этой жизни, мягко говоря.

В каждой области жизнедеятельности существуют дилетанты, профессионалы и суперпрофессионалы. И с этим почти все согласны. А то, что в плане мудрости имеется то же разделение, большинство людей почему–то думать не хотят. И то, что может один суперпрофессионал, то для подавляющего большинства даже профессионалов, что называется, и во сне не снилось. Например, ювелир–профессионал делает изделия стоимостью в тысячи долларов. В редких случаях – в десятки тысяч. А суперпрофессионал способен создавать произведения искусства стоимостью в миллионы долларов. И это не аллегория, а элемент реальности. Не говоря уже о том, что изделиями в две–три тысячи долларов суперпрофессионал, как правило, не занимается, в принципе. И дело, по большому счету, не в стоимости изделия. А в том, что простые, по форме и сути ювелирные изделия ему не интересны, как таковые. Ему интересен полет фантазии и воображения. И, чем больше изделий высокой эстетической ценности он создает, тем сильнее шлифует свою сообразительность и изобретательность, способность к импровизированию, к созданию все более изощренных психологических и эстетических узоров и композиций. Тем чаще в нем возникают интуитивные творческие озарения, в ходе которых идет его подключение к информационному банку Вселенной, который может насытить и напитать творчество миллиардов людей. Правда, почувствовать эстетику интеллектуального или психологического плана высокого уровня качества, утонченности и изящности, многогранности и изощренности, к сожалению, дано не многим.

А уже о тонко дифференцированном (не говоря уже о градуированном) восприятии речь может идти в одном случае на десять или сто тысяч людей. Ибо, большинство не особо обременяет себя желанием увидеть (и, тем более, понять, постигнуть) что–либо особенно мудрое. Как правило, даже получив возможность соприкосновения с источником мудрости, большинство предпочитает демонстративно игнорировать даже сам факт наличия этого источника. Не говоря уже о каком–либо адекватном восприятии этого источника. Грустно, что представители интеллигенции, по большому счету, к сожалению, совсем недалеко ушли в вопросе отношения к мудрости от рабочего класса и крестьянства. Отличник не должен гордиться тем, что он легко решает простые задачи. Он может гордиться собой в том случае, когда он может решать (и решает на деле!) задачи в два–три раза более сложные и в два–три раза большем количестве. А предметом особой гордости в пять–десять раз более сложные, чем те, что решают остальные. И, как минимум, в количестве, аналогичном тому, что имеет место у других в плане простых задач.

У пятиклассника уровень требований к себе должен быть принципиально выше, чем у первоклассника. У выпускника школы выше, чем у пятиклассника. У выпускника ВУЗа выше, чем у выпускника школы. И так далее, по нарастающей. Самоуспокоение грозит человеку не только тем, что его развитие, по большому счету, может остановиться. А еще и тем, что может возникнуть ситуация, когда он начнет интеллектуально и психологически деградировать. Это, как минимум. А, как максимум, еще и духовно. Вот такие «мелочи» жизни имеют место быть. И не только в отдельных и редких случаях. А очень массово, с той или иной степенью интенсивности и злокачественности.

Конечно, человеку, который профессионально не занимается личностной или социальной психологией, трудно постигнуть даже самые простые или самые основные особенности и закономерности психологии бытия. Но незнание закона, к сожалению, не освобождает от ответственности за его нарушение. И ответственности не перед прокурором, а перед Высшими силами Вселенной. Которые периодически посылают человеку мудрецов. Но в связи с тем, что очень больших мудрецов человечество, как правило, не воспринимает, то Высшие силы вынуждены посылать мудрецов лишь среднего уровня для широких масс людей. Но, даже индийские йоги, которые способны творить чудеса между делом, не способствуют возникновению большой и особой духовности в обществе Индии в целом. Десятки и сотни элементов деструктивного и дисгармоничного характера создают мощный духовный хаос и анархию в общественной психологии и политике, идеологии и философии. Не все так просто и в Китае, почитающим Конфуция. А уже о Европе, где духовная деградация, по мнению классиков философии и психологии, последние четыреста лет все больше и больше усиливается, речь вести вообще не стоит. Ибо, это тема для отдельной монографии.

Закрытость Марфы для мудрости
Стандартный психотип в образе Марфы, как показывает практика, принципиально закрыт для мудрости, как таковой. И это не случайно, а естественно и закономерно. Ибо, человек так уже устроен, что стремится развивать лишь то, в чем видит особую необходимость. И тут не все так просто. С одной стороны, человек должен отдавать себе полный отчет в том, что степень его мудрости весьма далека от желаемой. Не говоря уже об абсолютной или идеальной. А, с другой стороны, человек должен максимально осмысленно относиться к тому моменту, что мудрость – это элемент первостепенной важности в его личности и в его жизни. Это исходя из логики высокого (а не банального) рационализма. А если исходить из духовной логики, то для любой человеческой личности в системе иерархии вечных классических ценностей. И для человеческого бытия, что называется, в принципе.

Это только на первый взгляд непосвященного представляется, что ситуация выглядит простой и незамысловатой, понятной и доступной для любого мало-мальски здравомыслящего человека. А, на самом деле, эти вроде бы элементарные истины оказываются, по большому счету, принципиально недопустимыми для сознания более девяноста процентов людей. В лучшем случае, они звучат, как нечто совершенно далекое и предельно абстрактное. Даже для представителей интеллигенции, не говоря уже о всех прочих людях. Читатель может сказать в адрес автора то, что он слишком категоричен. Но это четкий и однозначный вывод от общения с более чем пятидесяти тысячами людей в возрасте от двадцати до восьмидесяти лет с самым различным социальным положением. Так что, это не плод фантазии автора, а предельно грустный вывод из реальной жизни, в том числе тридцатилетний профессиональной практики психотерапевтом. Когда достучаться до сознания многих формально психически здоровых людей, даже в плане самых элементарных жизненных истин, не представлялось возможным даже чисто теоретически.

В беседе с врачом пациенты и их родственники на словах соглашались с доктором. Видимо, больше из чувства приличия и соответствия требованиям элементарной логики мышления. Но уже на следующий день все они делали тоже самое, что и прежде.  А главное – абсолютно аналогичным образом, что и прежде. Положительные сдвиги, в лучшем случае, касались каких-либо отдельных второстепенных и третьестепенных моментов их сознания и поведения.
Человеку свойственно иметь определённые заблуждения и иллюзии относительно себя, жизни, своего места в жизни применительно к психологии и философии бытия. Другой вопрос, что большинство, в силу значительно умственной лени и весьма относительного уровня интеллекта, настолько цепко держатся за свои многочисленные и разнообразные иллюзии и заблуждения, словно от этого зависит их чисто физическое существование.

Конечно, тешить себя мыслью о том, что ты уже достаточно хорош во всех смыслах – это приятно и комфортно. Позволяет в повседневной мелкой суете сохранять хотя бы иногда вполне определенный уровень душевного комфорта и равновесия. Ибо, это автоматически освобождает от различных сомнений и колебаний относительно собственной состоятельности вообще и в отдельных конкретных вопросах, в частности. Человек со стандартным психотипом, имеющим лишь стереотипное мышление в своем распоряжении, как правило, не способен быть самокритичным. Ибо, это может поставить под принципиальное сомнение его психологическое и психическое здоровье. То, что его умственное и духовное здоровье уже находятся в весьма скверном состоянии – это выпадает из  его сознания напрочь.
Стандартный психотип ориентируется на правила и законы жизни своего непосредственного окружения. И то, что у них большинство таковых может быть весьма упрощено, вплоть до уровня примитивности, его особенно не волнует. Главное – выглядеть внешне не хуже других. А то, что этим другим удобнее и комфортнее вести жизнь посредственности, а не творческой личности, - это дело уже десятое. Это, так сказать, тема размышлений для профессиональных психологов и философов, а не просто и обычного, среднестатистического человека.

- И не морочьте мне эти голову, - думают или говорят многие представители стандартного психотипа.
И лишь самые смелые могут в глубине души к этой мысли добавить еще одну: «я к серьезному осмыслению этого момента совершенно не готов. Да и не вижу какой-либо особой необходимости чисто практического плана для этого долгого и нудного процесса».

Китайцы в этом смысле часто приводят следующий афоризм: в чашку нельзя налить чай, если она наполнена водой, имеет в дне отверстие или изначально перевернута вверх дном. В первом случае необходимо воду вылить – освободиться от старого багажа знаний. Во втором случае – заделать отверстие в дне и сделать это профессионально – раз и навсегда. В третьем случае  нужно перевернуть чашку и сделать ее, таким образом, доступной для вмещения какой-либо жидкости вообще, и чая, в частности. Но сделать все это можно только в том случае, когда человек максимально ясно представляет себе реальное (а не мнимое) положение вещей. И знает то, что именно нужно делать и как именно это делать. А вот тут-то и имеется масса больших подводных камней, о которые очень часто разбивается логика большинства людей. Особенно стандартного психотипа.

Может показаться странным и удивительным, но стандартный психотип имеет своего рода аллергию на истинную мудрость. Ибо, соприкосновение с ней нередко вызывает у такого человека интуитивное ощущение (изредка даже мимолетную мысль) относительно своей принципиальной несостоятельности. Как личности в интеллектуальном и психологическом плане. А о духовном элементе своей личности у такого психотипа (как, впрочем, и у деструктивного) думать не принято вообще. Ибо, зачем засорять мозги посторонним мусором?

Конечно, можно отчасти оправдать логику такого человека тем, что никто и нигде ему не рассказывал о том, что существует такое качество личности, как одухотворенность. И оно не какое-то там дополнительное и второстепенное, а в числе главных и первостепенных по своей ценности и важности. И не только чисто теоретической, но и вполне практической ценности. Без чего все остальное, если и имеет смысл, то весьма символический.

И потом: злые духи упрощенности, примитивности, деструктивности, дисгармоничности, бездуховности, глупости и невежества, самовлюбленности и самоуверенности, душевной и умственной лени тоже не дремлют. И фанатично охраняют своих жертв от любых положительных и именно положительных изменений и метаморфоз. Даже случайного и произвольного характера, не говоря уже о сознательных и целенаправленных. Вот, если изменения будут отрицательными, тогда они будут очень активно помогать и стараться изо всех сил. И, кстати, очень эффективно помогают. Постепенно и незаметно переводя те или иные количественные изменения в качественные. Запуская, таким образом, процесс психологической и  духовной деградации личности. Нередко, правда, и интеллектуальной тоже. Но это уже, что называется «мелочи жизни». Проза жизни…

Иерархия ценностей Марфы
Марфа, как и всякий другой человек, имеет свою систему ценностей. Которая наполнена вполне конкретным смыслом. Другой вопрос, что ее система ценностей, представленная в виде своего рода иерархической лестницы (когда главное находится на верхних ступенях, а второстепенное – на нижних) имеет ряд собственных принципиальных особенностей и закономерностей. О которых и хотелось бы поговорить более подробно. Потому как Марфа является представителем весьма распространённого психотипа для всех времен (и библейского, и современного) и народов (и еврейского, и русского). Сразу следует оговориться, что, с точки зрения интересующей нас темы, существует, условно говоря, три типа менталитета людей: патологический (психологический паразит – пять-десять процентов людей), стандартный (восемьдесят-девяносто процентов людей) и гармоничный (один–пять процентов людей).

Марфа относится к стандартному типу менталитета (состояние ума, души и духа (мировоззрения). Правда, с отдельными элементами патологического. Но в данной работе мне хотелось бы сделать основной акцент все же на ее основном менталитете – стандартном. Который можно было бы еще назвать привычным и обычным, понятном и доступном для большинства людей. А главное – весьма распространённом. Настолько, что это стало уже определенным эталоном восприятия, мышления, поведения. Но эталоном не просто из числа очень многих. И даже не из числа самых главных. А самым главным. И по сути единственным, который серьезно и основательно пропагандируется всеми средствами массовой информации. Сотни работ классиков философии и психологии, да и художественной литературы выглядят песчинкой в безграничном космическом пространстве информации. И первые два типа литературы, к сожалению, остаются все поля зрения девяносто девяти процентов людей. И принципиально лишая их возможности обретения хотя бы некоторых мало-мальски существенных крупиц мудрости. Что, естественно и закономерно, принципиально ограничивает даже чисто теоретически, потенциальные возможности (по размеру и содержанию) эволюции их личности в целом.

Конечно, подавляющее большинство людей уже рождается носителем какого-либо одного конкретного менталитета из трех выше перечисленных.
Патологический психотип (менталитет) состоит из двух частей: стандартной (пятьдесят-восемьдесят процентов качеств) и патологической (двадцать–пятьдесят процентов качеств). Это деструктивный и дисгармоничный тип, который в современном российском обществе становится все более и более распространённым. Другой вопрос, что не только в российском. Но в российском последние двадцать лет это происходит наиболее стремительно по сравнению со многими другими странами. Особенно преимущественно европейского типа. А, по большому счету, это проблема и драма всего человечества. Настолько мощная, что, с точки зрения Высших сил, ставит под принципиальное сомнение степень целесообразности самого существования человечества вообще. Иначе говоря, человеческой цивилизации в принципе. А это веский аргумент для того, чтобы посвятить этой теме отдельную работу. Ибо, она настолько серьезна и важна, актуальна и злободневна, что говорить о ней лишь вскользь – это неправильно и нелогично.

Особенно стандартного (с формальной точки зрения и в системе принятых в данной работе логических координат) менталитета является тот момент, что для его представителя главное – это не быть гармоничной личностью, развитой и совершенной, а лишь достаточно достоверно выглядеть таковой в глазах окружающих. Понятие «окружающие», в данном случае, подразумевает самое ближайшее, так сказать, непосредственное окружение того или иного конкретного человека. И, как ни странно, на поддержание достоверности иллюзии развитой личности человек тратит столько умственных и душевных сил, что их нередко с лихвой хватило бы для достаточно существенных именно положительных сдвигов в развитии его личности в сторону истиной (а не мнимой) гармонии.

Конечно, с точки зрения глобальной эволюции Вселенной, вырваться из плена конкретного менталитета человеку не дано в принципе. Несмотря на самые интенсивные и добросовестные усилия. Но, с точки зрения эволюции человеческой души, предполагающий, как минимум, десятки воплощений именно в человеческом образе (а не камня, растения или животного, хотя и эти воплощения имеют вполне конкретный смысл с точки зрения глобального замысла Высших сил относительно эволюции Вселенной в целом и отдельной человеческой души, в частности; не говоря уже о вопросах эволюции конкретного народа, государства) сознательная и целенаправленная, интенсивная и пожизненная работа под руководством мудрого наставника может частично подготовить конкретную душу к переходу в более совершенный менталитет.

Собственно, три менталитета выбраны условно и предполагают основу своей логики в упоре на чисто качественный параметр. Если же смотреть с точки зрения количественной, то может выявиться ряд промежуточных ступеней в количестве от пяти до десяти. В зависимости от того, какой именно аспект будет браться в качестве ведущего для анализа ситуации – уровень интеллекта, мудрости, одухотворенности, гармонии и т.д.

В силу своего значительного духовного невежества, представитель стандартного менталитета считает главным – не выделяться из общей массы людей. Какими–либо отрицательными моментами. Если же в нем есть отрицательный элемент, присущий и большинству других окружающих, - это особенно не беспокоит такого человека. Раз, это есть у всех, - думает он, - то что мне по этому поводу особенно напрягать свои мозги. И даже если на его разум и снизойдет минутное просветление по этому поводу, то подавляющее большинство окружающих не только не проявит какого – либо существенного понимания этой ситуации, но даст жесткую негативную реакцию по поводу его сиюминутных заморочек. Ибо, это находится за линией горизонта их восприятия, условно выражаясь. Иначе говоря, даже попытка просветления, чаще всего, заканчивается ничем. С точки зрения положительной динамики в развитии его личности. Видя распространённую негативную реакцию окружающих по поводу своих сомнений в принципиальной состоятельности своей личности, тот или иной конкретный человек еще больше утверждается в почти полном своем совершенстве. А значит, и в полном отсутствии необходимости большой и особенной работой над своей личностью.

И когда кто-то проявляет хотя бы незначительное сомнение в его состоятельности, то это встречает очень жестокую и категоричную реакцию со стороны анализируемого. Это воспринимается, как умышленная и злобная диверсия конкретного «диверсанта» не только против этого отдельного человека, но и всего его принципиального менталитета. Иначе говоря, против всего его мироустроения, против порядка в его микрокосмосе, против гармонии интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера в его системе координат. Ибо, других систем координат он не знает, не понимает, во-первых, а во-вторых, ни знать, ни понимать принципиально не желает.

Все, что представитель стандартного менталитета не понимает, не постигает в силу доминирования стереотипного мышления в его разуме, он, как правило, категорически отвергает как ненужное и бесполезное, бессмысленное и даже вредное. И для многих это действительно вредная информация, ибо, она заставляет, вопреки его воли и желанию, принципиально сомневаться в том, чем он всю свою жизнь гордился и радовался. Когда еще он сможет создать нечто действительно принципиально более совершенное. Да и сможет ли создать – интуитивно и подсознательно он чувствует в этом очень большое сомнение. А гордиться и радоваться необходимо и желательно уже сейчас. Так что же городить тогда огород, условно говоря? Пусть все останется так, как оно есть. И душевный комфорт и равновесие (точнее его иллюзия) будут сохранены не только для дня сегодняшнего, но и на всю оставшуюся жизнь. И потом: все так живут, и все довольны и собой, и друг другом. Так что же лично мне мешает жить именно так и ощущать при этом свою принципиальную самодостаточность?

Утки и гуси на птичьем дворе в сказке Андерсона «Гадкий утенок» тоже видят лебедей в небе. Но для них это другой мир, о котором можно только романтично мечтать. Но серьезно заморачиваться не стоит. Ибо, это вредно для пищеварения и прочих жизненно важных процессов. Мысль о том, что кто-то с их двора смог подняться так высоко в небо для всех них представляется чем-то нереальным и фантастическим. Ибо, этого не может быть. Потому как быть не может. Логика железная и непреступная.

Один из католических епископов отказался смотреть в телескоп, чтобы увидеть пятна на солнце, мотивируя это тем, что он и так знает то, что там может быть или не может быть. И дискуссии по этому поводу считает бессмысленными и вредными.
Иерархия ценностей стандартного менталитета не предполагает существования чего-либо принципиально более умного, более мудрого, более гармоничного и одухотворенного, чем то, что принято в его окружении. Нет, быть может, чисто теоретически что-то может и предполагаться. Но, с его точки зрения банального рационализма, лично для него в этом нет никакого смысла и пользы. А потому, нет никакой необходимости морочить себе голову на эту тему. Все четко и конкретно.

Все ценности должны иметь для меня чисто прикладной характер, - думает такой мыслитель. А те, что такого не имеют, для меня в принципе не существуют. И кому она нужна эта ваша философия? Людям, мягко говоря, с большими странностями.
Человек со стандартным менталитетом твердо убежден в том, что свои обязанности по жизни, как работник, родитель, ребенок, супруг, друг, коллега, приятель, партнер по сиюминутному или постоянному общению он может качественно и добросовестно выполнять без какой либо особенной сообразительности и изобретательности, полета фантазии и воображения. И ценит себя он настолько высоко, что не считает нужным проявлять особую внимательность и чуткость, великодушие и снисходительность, бдительность и предупредительность, сочувствие и сопереживание, дополнительную осмысленность себя и своей жизни, окружающих и любых явлений жизни в повседневном общении. Не говоря уже о сознательном моделировании тонкости и изящности своих мыслей и чувств, желаний и стремлений, намерений и поступков.

Работать над собой, чтобы быть приятным для кого-то другого? Это вы серьезно? А стоят ли они, вместе взятые, таких больших моих трудов. Только очень узкий круг людей достоин того, чтобы я им помогал в решении их проблемных ситуаций.
И почему я, собственно, должен думать специально и отдельно о том, как создать или какой-то особенно качественный душевный комфорт? Ведь все они, как правило, обо мне не считают нужным заботиться. А те, кто заботится, чаще всего, обязаны это делать, в силу своего статуса в моей жизни. Поэтому ощущать (а, тем более, не дай Бог, проявлять!) особую благодарность им за это нет никакой необходимости.

И почему, собственно, для понимания ближнего я должен погружаться глубоко в его внутренний мир, если, по моему твердому и категоричному убеждению, для этого достаточного и самого поверхностного соприкосновения с ним. И что плохого в том, что я периодически радуюсь или огорчаюсь? Ничего. А то, что это мощно и конкретно отражается на моих отношениях с окружающими, так это же естественно и закономерно. Да это так у всех обстоит. И не нужно мне говорить о какой-то особенной психологической аккуратности, внимательности, бдительности, бережности, инициативности, любознательности, многогранности, насыщенности, утонченности и изящности. Остальные же живут без них. А чем я хуже?

У меня нет особого прочного и гармоничного внутреннего стержня? Может быть (хотя я в этом очень сильно сомневаюсь), но и у других его тоже нет. Так, у меня и лунного камня нет, как нет и у других. Так, что же расстраиваться по этому поводу? Я не умею создавать качественное и стабильное сокровенное общение? А кто меня этому учил? Именно, никто и никогда. Так, с меня и спрос маленький.
 Вы говорите, что у меня нет особо избирательного общения? Думаю, что вы неправы, ибо, я с банальными дураками и сволочами стараюсь не общаться. А где мне взять особо умных, особо мудрых и особо гармоничных? Их же среди общей массы людей очень и очень мало.

Многие, прожив восемьдесят или девяносто лет, почти не сталкивались с такими личностями. Или их общение было предельно кратковременным. И потом: ни у кого на лбу не написано то, что он умный, мудрый, гармоничный, аристократичный. А если вникать, грубо говоря, в каждого прохожего в поисках особого эксклюзива, то просто напросто ни времени, ни сил не останется на собственную жизнь. На решение своих проблем, преодоление своих неприятностей, на получение своих радостей и удовольствий. Так, стоит ли овчинка выделки?

Да, я не умею активировать резервы в другом человеке или мотивировать его на особенно умные и замечательные поступки. А где этому учат? И часто ли вы видели какую либо особенную благодарность за подобного рода особенные и весьма трудоемкие усилия? Именно, что редко. Тогда зачем они вообще нужны? Это только в теории все прекрасно и замечательно, а проза жизни предельно сурова и жестока. Да и не признает многих сентиментальностей, о которых вы мне тут усердно толкуете.

Может быть, у меня и нет какого-то особенного душевного творчества. А что это такое? И с чем это едят? И главное – для чего это нужно? Ради других? А где они, эти другие, достойные моего душевного творчества? Может быть, где-то далеко они и есть, но совсем не факт, что наши жизненные пути когда-либо пересекутся. Даже хотя бы однажды. Вы предлагаете мне жить какими-то иллюзиями.