Школа

Юрий Алексеев 5
 Повесть.
 Часть первая.

 Давно появилась у меня мысль-замысел-написать воспоминания о своих школьных годах и школе своей N 15. Средней школе  N-15 имени космонавта Поповича...как она раньше называлась...но теперь всё по другому.Да и я теперь другой, совсем не такой,-каким меня хотели воспитать и обучить в этом мрачного вида здании в Пролетарском переулке-так раньше эта улочка называлась. Зачем мне это писать? Хочется оставить свидетельство для будущего,в нашем маленьком городке мне думается вряд-ли кому-то интересно этим заниматься а мне вот захотелось. Может я чудак...вряд-ли кто-то из тех кто учился и учится в этой школе что-нибудь напишет. А я уж напишу всю правду. Так как это и было на самом деле...

 С чего-же начать? Начну сначала! Прошло уже больше двадцати лет с тех пор как я семнадцатилетний пацан вышел из этого здания с аттестатом зрелости...смешной термин однако...хотя это на самом деле грустно.
 Больше ни разу в жизни моя нога не переступала порога этого заведения...хотя работаю и живу недалеко ,и часто прохожу мимо.Но мысли и воспоминания,которые иногда всплывают в памяти отдельными фрагментами почти все негативные. Сожалею я искренне,что провёл в этом заведении десять лучших лет своей жизни...Можно было бы провести их с большей пользой,научиться чему-то полезному. А в этой школе мне кажется меня изуродовали, внедрили в моё сознание деструктивные и негативные программы-под видом "лучшего в мире образования" ясное дело "лучшей в мире страны"

 И программы эти деструктивные сыграли в моей жизни свою негативную роль...и до сих пор не могу избавиться от них-как от порчи Достоевского(правда интересный термин я придумал?)
 Учителям учившим меня в этой школе было на меня всё равно и мне на них тоже всё равно...подлизываться или подлизывать...не знаю как правильно написать к ним я не умел ...да и сейчас не умею ...видимо поэтому внимания на меня особо никто не обращал и в оценках своих субъективных эти люди достоинства мои ...как мне кажется существенно занижали. А учиться чему то интересному мне всегда нравилось очень!

 Итак первое воспоминание это начальные классы.Школа находилась на возвышенности...а мы жили в долине или низине...наш городок тоже расположен на холмах ...В этой школе училась ещё моя маман в бытность свою юной девочкой ,и знала почти всех учителей...которые её ещё учили...но как-то в институт её поступить они не научили о чём она почему-то не сожалеет...а я вот очень сожалею.

 И вот меня в один осенний день также отвели в это заведение получать знания...и вроде как воспитание,но мне почему-то кажется,что меня в моей жизни вообще никто не воспитывал ...Дорога к школе была трудна,надо было подниматься в гору примерно километр в любую погоду в снег и дождь ...вообще-то это была даже не дорога -как таковой дороги не было. И когда все от дождя превращалось в скользкие от грязи тропинки...раскисший мокрый чернозём это самая неприятная вещь на свете,когда её нужно отмывать и счищать с обуви.

 А идти в школу нужно было ещё затемно...осенью и зимой...мимо старого еврейского кладбища в гору...одному...мне не было страшно...всё детсво и юность я прожил рядом с еврейским кладбищем...очень старым...наверное ему лет 150 или даже 200...у него нет чётких границ и многие памятники и надгробные камни разрушены и от старости превратились просто в кучки камней разбросаные в траве. Наверное по этой причине я не верю в воскрешение...что выползут из под этих камней(а там и выползать уже нечему) на страшный суд люди из колена израилева. Это мне кажется совершенно невозможным и лишенным всякого смысла...

 Бабушка моя верила...она была крестьянка...видимо христианство это религия больше для крестьян...надо находиться в большой тьме наверное,чтобы считать себя неудавшимся творением и ничтожным рабом...с грязной грешной душой жаждущим поклониться...как будто это что-то меняет,если поклониться...и считать эти идеи и установки самым что ни наесть светлым светом...на мой взгляд это просто комплекс ничтожного человека...а может и не комплекс вовсе а сама суть...к слову учение это счастливой её не сделало...всю жизнь она мучалась и страдала и делала неправильный выбор а с ней и вся наша семья.Всю жизнь почти она работала уборщицей в поликлинике за три копейки...хотя могла бы пойти в другое место...хоть в столовку какую и там разжиться потрошками для супчика...или замуж выйти...когда овдовела за богатого старичка...и нам бы было лучше и ей...так нет-верила,что если связали что-то(хотя зачем что-то связывать...для какой цели?)
 Но нет всю жизнь в страданиях...как будто так и надо...

 Так вот,приходилось мне тащится каждый день с утра в гору с тяжелым портфелем за спиной по грязи...ещё со сменкой(сменная  обувь которую нужно было носить в школе ,оставляя в раздевалке ту в которой пришел с улицы) в руках...сидеть на уроках а потом уже легче с горки возвращаться домой усталым и голодным. Дом наш это отдельная страшная история...вообще-то его уже нет(этого нелепого уродливого строения построенного явно по злому умыслу старшей сестры моей маман тёти Юли и её мужа дяди Сеньки...вредных и жадных типов мечтавших заграбастать все нехитрое имущество и землю старушки...а нас выгнать...что впоследствии им и удалось после смерти старушки...потому-как документов на это строение не было...даже власти совка не решились принять его в эксплуатацию настолько оно было неправильно и даже глупо построено рядом с дренажной канавой. Ни воды ни канализации в этом доме не было...сказать по правде это был просто ужас а не дом...но бабка им гордилась и каждую весну мазала глиной образовывашиеся трещины...от движения поездов наверное они образовывались ,так-как чуть выше находилась железнодорожная линия на насыпи...а наши дома располагались за насыпью,рядом с дренажным  тоннелем через который вода с холма текла в долину а не размывала железнодорожную насыпь.


 Папочка днём был на работе(на оборонном заводе имени  ясное дело что Ленина а маман тоже на работе в поликлинике...похоже это было семейным делом и бабка и вредная тётя Юля и моя маман работали в разных поликлиниках и были очень бедные,но у тётки Юли муж Сенька работал на мясокомбинате(забойщиком) и тырил оттуда мясо и колбасу...а нам не давали они ничего...такие были тогда порядки...если не украдёшь,то колбасы не заимеешь...

 Так вот приходил я из школы...никого дома нет,кроме бабки...которая тоже собиралась на дежурство(охраняла поликлинику)хотя чего её было охранять,если через стенку в одном здании находилось управление МВД нашего городка...но с бабкой видимо было надёжнее...
 Поев то,что сварила бабулька я был предоставлен сам себе до вечера...в общем в школе мне было скучно...однокласники мне казались обыкновенными а я вот на все старался свой взгляд иметь...может характер у меня такой-никогда мне не нравилось быть как все...сейчас тоже не нравится...

     Ботинок...

Некоторые моменты я помню очень хорошо и отчётливо...как будто это было вчера... Закончились уроки и мы всей гурьбой ринулись в раздевалку переодеваться и переобуваться...для детей это сложное занятие,особенно если никто не помогает. Так вот одется то я оделся а когда дошла очередь обуваться,то не нашёл я второго ботинка,один был в сумке...а второго не было...я хотел поискать его у шкафчиков и под скамейками...где лежали,иногда в беспорядке тряпичные сумки со сменкой оставленные учениками...но не успел,какой-то дядька нас стал торопить и даже выгонять. И я ушел домой в школьной обуви неся один ботинок в сумке,было бы глупо надеть один ботинок а на другую ногу что? Короче прихожу я домой и маман и бабка начинают на меня ругаться...и даже смеяться...Куда дел ботинок?????Маша растеряша!!!!И прочее...Что забыл его в школе??? Я пытался им объяснить...но они не поверили...Пришлось мне идти назад и искать свой ботинок в раздевалке...благо страшный дядька уже ушел. Нашел я ботинок...видимо какой-то шутник решил подшутить надо мной и спрятал мой ботинок нарочно...
 Потом и папочка и маман долгие годы вспоминали этот случай как якобы доказательство моей расхлябанности и безответственности...но это было не так...просто они наверное были настолько бедными ...в нашей богатой стране,что не могли позволить купить своему сыну ещё пару ботинок.

 Да и школьную форму покупали раз в год и стирали её редко(и условий не было и сама форма наверное стирку не предполагала) в конце года она выглядела на мне как детский костюмчик на взрослом мальчике коротко и нелепо...

 Помню когда умер Брежнев то рядом с большим портретом космонавта Поповича(имевшим кстати пару дырок проделаных в нём местными хулиганами) или даже в другом углу...повесили портрет Брежнева с траурной лентой и огонь вроде зажгли даже какой-то и поставили пионеров как бы на пост ...охранять что-ли или выказывать почёт,скорбь и уважение к почившему генсеку. И все должны были быть печальными и сосредоточенно-серьёзными от такой огромной утраты для советского народа...мне было 7 лет...но это я запомнил...

 Помню ещё ,уже весной я стою в коридоре и смотрю на табличку на двери...там написано 1-Б класс...синяя такая табличка была...не знаю почему я это запомнил...наверное для истории...

 Учителя в то время были у нас старушки воспитанные ещё при Сталине наверное,такие-же авторитарные и склонные к догматизму ...сейчас мне это представляется как дом престарелых с психиатрическим уклоном...Как можно было доверить будушее народа и страны старушенциям которые уже явно нуждались в помощи специалистов....??? Помню одна училка рисования по фамилии Новикова нам рассказывала историю про какого-то художника...на тему о том как хорошо уметь рисовать!!!
 Смысл истории такой-Какой-то король решил женится...и невесту принцессу вроде ему нашли...но ходил слух,что у принцессы этой ноги волосатые...
 И вот король решил проверить...правда ли ноги у неё волосатые???????(как тогда жениться-то на такой????)
 И нанял художника который на полу нарисовал воду ...
И пришла принцесса,увидела воду,испугалась и платье приподняла и увидели,что действительно ноги у неё волосатые...и передумал король жениться... И вот такому учили нас в школе...ещё один случай с рисованием который врезался мне в память.
 Сидим мы на уроке,рисуем...вроде на вольную тему...это уже в классе 4-ом наверное было. И был у нас в классе мальчик по фамилии Соколов-правильный такой...стихи вроде даже писал и однажды принёс их в школу и учительница прочитала перед всем классом какие-то вроде как его стихи...все даже хлопали от восхищения,что вот какой творческий наш Соколов!!!
 Но меня терзали смутные сомнения,что не написал он их а стырил из книжки какой-то...одну строчку только помню
-И корабль свой Мама назову...
 Что-то в этом роде я где-то слышал...короче выпендриться Соколов решил...ещё помню он написал на бумажке ИЩУ РАБОТУ и нарисовал метлу и совок и мне на спину как-то зацепил(но это ещё позже было) и все с меня смеялись...мне было обидно конечно,что мои одноклассники такие придурки и не думают о чувствах других людей...как им может быть обидно от таких выходок...
 Так вот,этот Соколов рисовал вроде как наш кабинет,его обстановку ...и там протрет Ленина висел на стене...и вроде как и портрет с Лениным тоже нарисовал. И или он сам спросил...или учительница увидела...
 И сказала ему,что Ленина можно рисовать только людям вроде академию закончившим...а Соколов спросил...Почему???Ну не глупый он??? Даже я понимал,что он карикатуру на Ленина нарисует а ей потом отвечать перед Партией...такое вот у нас было рисование...

 Первая учительница...

 Хотя большенство учителей нашей 15-ой-ой школы были преклонного возраста(предметники) Но в начальных классах нам досталась молодая женщина...Татьяна Ивановна(это не анекдот про Вовочку а её действительно так звали) Как она нас учила я уже не помню точно,только два эпизода припоминаю-
 Первая оценка-как однажды мы сдали ей свои тетрадки с нашими каракулями а на другой день вечером она вернула их нам и там красными чернилами стояли оценки...мне вроде 4 поставила,помню что точно не 3 и не 5. Ну вроде неплохо. И вот все дети стали выражать свои эмоции по этому поводу...кто радовался и даже ликовал...кто искренне огорчился и даже плакал особенно девчонки...долго мы не могли успокоиться...наверное это было даже потрясением для детской психики...получить оценку и прийти и показать её родителям...
 Шрам-у нашей Татьяны Ивановны была указка,-стеклянная такая из закрученного стекла(не заню как описать,наверное многие такие видели) довольно длинная...так вот,шёл урок а я как мальчик высокого роста сидел на самой задней парте...передо мной тоже сидели мальчики и они вроде громко разговаривали...или смеялись...или ещё что-то делали...что не нравилось учительнице. Вроде она им делала замечания,но они продолжали...и вот подходит к ним учительница и бьёт этой указкой стеклянной прямо по голове сидящего передо мной мальчика...указка ломается-разбивается о его голову. И почему то осколком указки оставшимся у неё в руке она бьёт меня по левой руке в косточку мизинца(основание мизинца)...край поломанной указки был острый,он поранил довольно глубоко пою руку...но она это даже не заметила...кровь только потом обильно потекла из раны. Но я зажал её ...и никто ничего не заметил. Я даже плакать не стал и не успел насколько это было неожиданно. Шрам этот до сих пор виден на запястье моей руки...остался как память. Она наверное даже и не поняла,что ранила меня в прямом смысле слова...ну вот такой я мужественный оказался мальчик...настоящий спартанец.
 
 Так всё и шло,за осенью зима...за зимой весна...потом каникулы!!! Летом я сидел дома или играл с соседскими мальчишками в войнушку на кладбище или в другие игры...кроме кладбища играть нам было негде особо или на улице просто,можно было пойти дальше в самый низ долины,где росли камыши и было несколько водоёмов  в которых водились караси и даже карпы...но это было достаточно далеко и родители мне это запрещали.
 Большенство моих одноклассников жило не в нашем районе частной застройки а в хрущевках на холме за школой и играть с ними и дружить у меня не было возможности ,надо было ещё дальше школы идти в город а это далеко. Соседские мальчишки меня не очень любили...как-то друг-другу они были гораздо ближе ...а я вроде как чужой или не совсем чужой...но не близкий,обижали они меня довольно часто ,но мне наверное было всё равно потому что они тоже не были мне близкими ...а их интересы не особо мне нравились...и ещё они дразнили меня по поводу моей семьи,вернее старшего поколения моей семьи,что было с их стороны и жестоко и глупо...мне всегда было мучительно общаться с глупыми и примитивными людьми и сейчас тоже.
 
 Школьные праздники.
 
 Помню для какого-то праздника учительница сказала мне подготовить костюм таджика или узбека...вроде как интернациональную дружбу изобразить...другим детям костюмы других народов сделать...даже вырезала откуда-то (из журнала наверное) картинку мальчика в этом костюме и дала её мне для примера...
 Конечно мои родители никакого костюма таджика мне не сделали(откуда у них ресурсы на такие глупости..?..)
 Не помню ругали ли за это меня или нет...вообще все школьные праздники казались мне убогими и очень скучными...подумаешь сделают какие-то вроде празднечных костюмы девочкам-снежинок,мальчикам-пиратов из подручных средств...потом стишки будут читать дети которых заставит учительница и петь песенки .Есть фото,где я танцую с цветком на одном таком убогом празднике,даже сейчас на нём видно какое грустное у меня выражение лица.
 
 Октябрята...

 Не помню как нас принимали в октябрята,видимо это было 7 ноября...так наверное было положено,что в этот день именно. Нам объяснили,что вот дядя Владимир Ильич Ленин-самый умный и добрый дядя...основатель нашего великого государства...и что мы должны его любить и почитать и быть честными и добрыми и в знак этого носить на груди октябрятскую звездочку-с его портретом в детстве.Рассказывали о его жизни и борьбе-как он хотел нас сделать счастливыми. А жизнь его-прямо житие святого(понятное дело откуда они заимствовали эти идеи и образы) И что дядя Ленин за всю жизнь не совершил никакого плохого поступка и теперь его тело лежит в мовзолее в Москве забальзамированное(мощи ...тоже понятно откуда заимствовали) И все трудящиеся ходят посмотреть и поклониться на тело Ильича...и что надо свято верить в мудрость его великих идей(понятно откуда заимствовано)
 Ну мы как дети конечно в это поверили и носили на груди эту красивую звёздочку похожую на маленький орден...которым нас вроде как наградили за то,что мы хорошие и станем ещё лучше со временем...и будем делать то что от нас ждут и чему учат...и что это самое лучшее,что может быть в жизни...